dselection.ru

Какие блюда должны быть на 40 дней. Кутья - обязательное блюдо поминального стола

Меню русского поминального стола, его традиции и особенности

Среди ритуальных русских национальных застолий наиболее прочно удерживались в течение всего XX в. как при царской, так и при советской власти так называемые поминки - застолье, устраиваемое после погребения какого-либо лица для его родственников, близких друзей, а иногда и для всех тех, кто пришел на его похороны и провожал его до могилы. После кладбища близкие и знакомые покойному люди возвращаются по приглашению близких родственников в его дом, где их обычно уже ждет приготовленный стол.

В советское время это был либо холодный стол, либо ужин с одним горячим блюдом, либо (если поминки устраивались учреждением) - холодный фуршетный стол. Разумеется, в течение XX столетия состав пищи, блюд во время таких поминок чрезвычайно сильно менялся и в целом, как правило, отражал состояние кулинарных возможностей и всего общества, и конкретной семьи. Важным считалось пригласить и накормить людей, а вот чем, в каком количестве, в каком составе или при каком меню, - это уже вовсе не входило в соображения устроителей. Таким образом, поминальный обед или поминальный ужин совершенно терял, утрачивал свой ритуальный кулинарный характер и превращался в обычный обед или ужин, устраиваемый родственниками, чтобы отблагодарить людей, пришедших на похороны их близкого. Вот почему ели и пили все, что в данный момент смогла достать и выставить на стол конкретная семья.

Между тем, русский поминальный стол (будь то обед или ужин) традиционно должен состоять из обязательного и определенного числа и состава блюд.

Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий.

Между прочим, поминальный стол имеет еще одно традиционное русское название - «горячий», что прямо указывает на то, что замена поминального стола «холодным закусочным», а тем более фуршетным, является грубым нарушением правил этого вида застолья. Это нарушение прямым образом затрагивает и лишает значения сам смысл еды на поминках как выражение уважения памяти покойного. Вот классическое, традиционное, правильное меню поминального стола:

Блины. Они могут подаваться с маслом (сливочным), сметаной, семгой или лососиной и икрой - красной, зернистой или паюсной. Все эти традиционные «приклады» зависят исключительно от индивидуального достатка и вкусов устроителей. Но блины должны быть обязательно, причем именно дрожжевые, а не какие-нибудь блинчики.

Щи. Речь идет о классических русских капустных щах. Из какой капусты будут сделаны эти щи - свежей или кислой, квашеной, будут ли они богатыми или постными (то есть с мясом или без него), свежими или суточными, - все это опять-таки решается индивидуально в каждом конкретном случае. Но щи должны быть непременно и приготавливаться по-настоящему, а не заменяться борщом или иным супчиком.

Пироги могут быть также любые, с любой начинкой - мясные, капустные, луковые, картофельные, рыбные, грибные. Но они должны быть непременно. Тип поминальных пирогов может быть любым. Более того, чем больше представлено на поминках пирогов разных типов, тем лучше. Это могут быть подовые, жирные мясные пироги, многослойные кулебяки или легкие пироги из слоеного теста, они могут быть и из простого кислого теста, из ржаного или пшенично-ржаного теста на закваске.

Единственным строгим требованием ко всем типам и видам пирогов, подаваемых на поминках, является то, что они обязательно должны быть закрытыми, а также несладкими, поскольку сладкие пироги всегда делаются либо открытыми, либо решетчатыми, а также потому, что они служат ритуальными пирогами для дней радости - в дни рождения, свадьбы, юбилеев и т. п., в то время как в дни скорби должны употребляться только закрытые пироги. Уже одно это создает правильный, приличный случаю погребения, сдержанный фон всего застолья, что и должен почувствовать человек, даже не сведущий в любых правилах, условностях и церемониях.

Жаркое. Это блюдо - кульминация поминального застолья. Оно может быть приготовлено из любого мяса или домашней птицы и снабжено, как правило, скромным овощным гарниром, чаще всего картофельным или овощным пюре, поскольку пюре удобно разделить на сравнительно большое число лиц. Реже и, так сказать, беднее, когда в виде гарнира подаются каша или макароны (вермишель), но в XX в. эти замены можно считать допустимыми, особенно для массовых «пиршеств», как продукты, имеющие в основе зерновое (мучное) сырье.

Кисель. Заключительное блюдо на поминках, носит крайне важное ритуальное значение. Его нельзя исключать из меню поминального стола ни при каких обстоятельствах. Даже в случае чрезвычайной бедности покойного, когда разрешается ограничивать и сокращать поминальный стол до минимума. Этим минимумом должны оставаться два блюда: первое - блины и последнее - кисель. Кисель должен быть обязательно кислым и растительным, то есть клюквенным, брусничным или, на худой конец, яблочным, крыжовенным, смородинным, но только не молочным! Это связано как с ритуальным, языческим смыслом поминальной пищи, так и с учтенным еще в древности, на базе многовекового опыта, чисто кулинарным смыслом этой гастрономической процедуры. Дело в том, что тяжелая мучная и мясная пища легко и хорошо усваивается и перерабатывается в кислой среде. Вот почему за тяжелыми блинами обязательно следуют кислые щи, а за пирогами и жарким - кисленькие кисели.

Питье во время поминок. На поминках, если они ритуально правильны и культурны, разумеется, предусмотрены определенные каноны и для употребления напитков. К сожалению, в последние десятилетия XX в. поминки превратились в своего рода повод напиться «в честь покойника». Это, конечно, неверно. Употребление алкогольных напитков, как и всей остальной поминальной еды, ритуально, подчинено четким правилам. Первое блюдо - блины - предваряется одной рюмкой чистой водки (примерно 50 г), которую должны выпить все присутствующие в память об усопшем. И на этом в ходе классических поминок употребление водки (или коньяка) как крепких алкогольных напитков, собственно, кончается. Далее на протяжении всего застолья употребляются пиво, брага, квас, а к жаркому, особенно если оно из птицы, подается красное виноградное вино. Но водка, после первой всеобщей рюмки, демонстративно должна быть убрана с поминального стола.

Этот особый характер поминального русского застолья, однако, полностью забылся, игнорировался и нарушался. Между тем, он полон смысла: в момент скорби все должны сохранять трезвость мысли и действий, а также не имеют морального права оскорблять память покойного неприличной формой поведения (пьяным видом).

Как видим, меню и характер еды на поминках, выработанные у русского народа в XVII-XIX вв., подвергались в течение XX в. систематическому нарушению и искажению как в силу утраты опыта предыдущих поколений, так и в силу крайней некультурности подавляющего большинства населения, которое не связывает характер поминальной еды со смыслом данного события и смотрит на поминки лишь как на повод для попойки, встречи со знакомыми и на форму благодарности этим знакомым за их близость или прошлое содействие в чем-либо покойному лицу.

Другая причина искажения поминального застолья в XX в. - это общая утрата кулинарных навыков, привычка пользоваться готовыми или полуготовыми промышленными пищевыми продуктами. Вот отчего на поминальном столе появились колбаса, консервы, шоколад, конфеты, совершенно не подобающие данному событию.

Если внимательно вглядеться в поминальное меню, представленное выше, то станет совершенно очевидно, что в его состав входили основные русские национальные блюда, требующие ручного приготовления из сырых продуктов при помощи печи или плиты (блины, щи, пироги, жаркое, кисель).

А именно эти блюда к концу XX в. совершенно исчезли из состава семейного стола большинства средних советских, и в том числе русских семей, особенно в городах. Эти блюда требуют, конечно, не только хороших кулинарных навыков, но и времени, возни, а при наличии большого числа участников поминок - чрезвычайно большого количества посуды. Вот почему настоящие поминки фактически должны ограничиваться лишь крайне близким кругом родственников и друзей. Только тогда они могут быть осуществлены по-настоящему правильно - как в ритуальном, так и в кулинарном отношении. Только тогда они смогут сохранить нужную данному событию атмосферу и иметь для семьи и ее самых близких серьезное национально-воспитательное значение. А в этом изначально и состояла цель устройства и троекратного повторения поминок - воспитывать будущие генерации в семейно-партриархальном национальном духе, ненавязчиво, но последовательно и определенно устанавливать связь и преемственность поколений, по крайней мере, в сфере усвоения и поддержания национальных традиций.

Ныне, к концу XX в., такая связь, честно говоря, полностью утрачена. И именно это прискорбно и заставляет нас в конце XX в. напоминать тем, кто будет продолжать русский народ в XXI в., о забытых, растерянных и искаженных правилах и канонах русского национального поминального стола. Право, это наследие далеких предков не грех и восстановить, и сохранить, и перенести в XXI в. По крайней мере тем и для тех, кто хотя и равнодушен к «родным могилам», но хочет быть хорошим кулинаром или желает сохранить один из важных «уголков» русской национальной кулинарии и иметь случай вспоминать о нем хоть несколько раз в жизни, при печальном расставании со своими «предками» или близкими друзьями.

Из книги Кухня века автора

Обычное ежедневное меню обследуемой пенсионерки Завтрак: овсянка, приготовленная из 2 столовых ложек геркулеса на воде с чайной ложкой растительного масла, а также 2 стакана сладкого чая с куском черного хлеба со сливочным маслом.Обед: суп без мяса, заправленный фасолью

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Глава 3. Меню: их роль и значение в организации питания в XX

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Примеры меню Обед простой, натуральная кухня (без затей)Carottes r?p?es aux raisins secs - тертая морковь с изюмомIrish stew - баранина, тушенная с луком и картофелемPommes bonne femme - печеные яблокиЛегкий обедPotage ? l’oseille - щи из щавеляDarnes de saumon au concombre - рыба отварная со свежим огурцомGlace au yaourt

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Гостевые меню Обед простого гостяBisque de langoustines - лангусты (или крабы) в густом бульоне с овощамиPetites galettes au chedder - запеканка из яиц с сыромCanard ? l’orange - утка, начиненная апельсинамиSalade Beaucaire - салат Бокер (из отварных овощей и ветчины)Balthazar - Балтазар (запеченный шоколадный

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Меню монахов С течением веков в разных орденах и разных регионах меню претерпевает сильные изменения. Нужно также иметь в виду, что братия могла делать в этой области лишь свои первые шаги. Пионеры кулинарии довольствовались малым, своего рода поварской начальной

Из книги Чудовища морских глубин автора Эйвельманс Бернар

Входим ли мы в меню осьминога? Действительно ли можно теперь утверждать, что все рассказы о его агрессивности, о нападениях на человека есть только плод воображения? По?моему, слишком рано делать такой вывод. В книге «Животные легенд» доктор Морис Бартон из Британского

Из книги Крымская война автора Трубецкой Алексис

Из меню для лондонского ужина Котлеты из омара Нарезать кубиками полфунта омара. Положить на сковороду 2 унции сливочного масла и две чайные ложки мелко нарезанного репчатого лука. Жарить 1–2 минуты, добавить чайную ложку муки, хорошенько размешать и жарить еще минуту.

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Особенности «египетского пути» и традиции наследования трона фараонов Отчасти возможность легитимного женского правления в Египте была вызвана тем, что в культуре и религиозной традиции Древнего Египта (в отличие от других известных культур Древнего мира, античности

Из книги Еда Древнего мира автора Ивик Олег

Клинописные меню Если понимать Библию буквально, то самая значимая в истории человечества трапеза состоялась в междуречье Тигра и Евфрата, в тех самых местах, где, по мнению большинства богословов, некогда находился земной рай. Именно здесь Адам и Ева вкусили плодов оп

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Сервировка стола Сервировка стола в XVI–XVII вв. была несложной. Скатерти - браные чешуйчатые, золотые, китайчатые, шитые, узорчатые - покрывали узкой полосой края стола. Необходимой принадлежностью стола были солонки, перечницы, уксусницы, иногда горчичницы, которые

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Глава четвертая. Закуски русского стола Царский стол и столы феодальной знати, богатых горожан отличались не только богатой сервировкой, но и парадным, пышным оформлением блюд, особенно холодных закусок. В этом русские повара-профессионалы достигли большого мастерства.

Из книги Русская кухня автора Ковалев Николай Иванович

Напитки русского стола Своеобразие русского национального стола выражается не только в рецептурах и способах приготовления блюд, но и в особых напитках, многие из которых неизвестны другим народам. Конечно, у всех народов есть свои напитки, и некоторые из них очень

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Принцесса стола Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. Александр Пушкин. Евгений Онегин Котлета, вопреки воспоминаниям целых поколений советских и постсоветских людей, – не убогий продукт общепита, а

Из книги Большевики, 1917 автора Антонов-Овсеенко Антон Антонович

3.3. Политическое меню: либерализация от Временного правительства и «революционная цензура» от Петроградского совета Политическая конкуренция за властное поле между Временным правительством и Петроградским советом по мере развития ситуации в революционном Петрограде

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

Русское меню Во времена ГДР самым большим русским заведением общепита в городе, да, видимо, и во всей стране был двухэтажный ресторан «Москва», построенный в 1964 г. немецкими архитекторами Йозефом Кайзером и Вернером Дучке на Карл-Маркс-Аллее. Фактически это был

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Смута. Разрушители русского общества и русского города Порядок, противостоящий хаосу Смуты, есть корпоративная организация домохозяев, точнее – домосемейств. По-гречески это «демос», а по-русски – «общество». Полноценный гражданин во все времена у всех народов –

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, . Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

Правильно накрыть стол к обеду – занятие, не требующее особых навыков. Вы можете научить этому даже ребенка, и он с удовольствием станет вашим помощником при сервировке торжественных трапез.

Вам понадобится

  • - скатерть;
  • - тканевые салфетки;
  • - столовый сервиз;
  • - фужеры, рюмки и бокалы;
  • - столовые приборы.

Инструкция

Сервировка к парадному обеду начинается с выбора скатерти. Классический цвет – белый, но если вас устраивает другое цветовое решение, запретов нет. Главное, чтобы это была добротная тканевая скатерть, предпочтительно льняная. Концы ее должны прикрывать ножки стола, равномерно свисая со всех сторон. Традиционно, чтобы не было слышно стука приборов, под скатерть кладут войлочную подкладку.

Напротив места для каждого гостя поместите мелкие большие тарелки, располагая их на 2,5 сантиметра от края стола. На них вы можете поставить тарелки, если планируется подавать закуски, а за ними горячее. Или глубокие тарелки, если в вашем меню предусмотрен суп. Безусловно, все тарелки и приборы должны быть либо из одного сервиза, либо сочетаться по стилю.

Слева от тарелки изгибом вниз положите вилки. Сначала кладут более широкую вилку для мяса или рыбы, в зависимости от того, вы планируете подавать, затем также зубцами вверх размещают вилку для . Первая вилка должна лежать на расстоянии примерно 1 сантиметра от края тарелки.

Справа от тарелки в том же порядке разместите ножи – ближе к тарелке нож для горячего, дальше – . Ножи должны лежать лезвием к тарелке. Если в меню есть суп, крайней справа поместите суповую ложку изгибом вниз.

Поминки - это обычай провожать умерших трапезой. Христианство не вытеснило этот обычай, хотя священники стараются в нем не участвовать. Приходить на поминки без приглашения считается неприличным. Поминальные дни 2013 года можно увидеть . Рецепты постных блюд поминального стола читайте в другом разделе.

Обычно семья умершего заказывает поминки в кафе или ресторане, либо устраивает поминки дома. После кладбища близкие родственники и друзья едут на поминки.

Тризны - это древний обычай совершать трапезу на могиле умершего. Они стали прообразом современных христианских поминок.

Приметы на похороны и поминки

Придя в дом нужно обязательно «очиститься» после похорон - желательно сменить верхнюю одежду, вымыть руки и вытереть их полотенцем. На Руси часто в этот день топили баню, так как прикосновение к печи также считалось очистительным ритуалом. Огонь - очищает во многих культах и религиях.

В то время, пока процессия двигается в сторону кладбища, необходимо тщательно убраться в доме, вымыть пол. Особое внимание уделить углам в комнатах, дверным ручкам, порогу. Затем можно помещение окурить ладаном или можжевельником.

Православные поминки являются как бы продолжением богослужения через принятие пищи. А со стороны семьи умершего устройство поминок считается христианской милостыней.

Также поминки устраиваются на 9 дней, 40 дней, полгода, год и в день рождения близкого человека. Тройные поминки символизируют путешествие души в потусторонний мир. считается, что на третий день душа перестает скитаться около дома и возносится на небо, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце.

Православные поминки требуют того, чтобы в начале кто-нибудь прочитал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Перед началом трапезы читают «Отче наш…».

В Древней Руси на поминки подавали определенные блюда: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Современные хозяйки стараются поминальный стол накрыть обильно и разнообразно. Обязательно подаются холодные и горячие рыбные и мясные блюда, пироги. Если поминки приходятся на постный день, стоит придерживаться требований поста. Ниже приведены постные и скоромные блюда, которые можно приготовить на поминки. Желательно, чтобы на столе оказалось четное количество блюд.

Современный поминальный обед и церковные традиции

Канун (сыта) - это сладкое блюдо из бобов с сахаром или медом. Кутья (коливо) - вареные зерновые с изюмом, политые медом. Традиционно поминальный обед начинается с этих блюд. Что касается спиртного на поминальном обеде, то православные каноны против этого, потому что проводы души - не место для веселья. Однако современный стол редко обходится без спиртного. Для семьи умершего это повод снять стресс. А потому можно часто увидеть водку, коньяк, красные вина. Обычно во время поминального обеда не пользуются ножами и вилками, а только ложками.

Если поминки приходятся на время Великого поста, то они переносятся ближайшую следующую субботу или воскресенье. Все поминальные дни Пасхальной недели и следующего понедельника справляют в Радоницу (вторник второй Пасхальной недели).

Для умершего на одном конце стола ставится прибор и рюмку водки с куском черного хлеба. Иногда этот набор оставляют до 40 дней.

В конце поминального обеда хозяева раздавали остатки еды гостям. Часто принято отдавать выпечку, хлеб, пироги, чтобы «помянуть» умершего дома с теми, кто не присутствовал на поминальном обеде.

Далее мы приводим примерное меню для поминок. Если день поминального обеда выпадает на пост, следует выбрать блюда для постных поминок.
Меню на поминки. Кутья
500 г риса, 200 г изюма, 200 г кураги, 3 ст. ложки меда, соль.
Курагу порезать, замочить вместе с рисом на полчаса. Рис сварить в 1л вод, добавить изюм и курагу, мед, размешать. Есть ложкой. Каждый присутствующий должен съесть 3 ложки кутьи.

Меню на поминки. Лапша по-домашнему
4 окорочка или целая курица, морковь, соль, перец, укроп, лавровый лист.

Сделать домашнюю лапшу из 0,5 кг муки и 3 яиц. Раскатать тонко тесто, дать подсохнуть и нарезать. Курицу отварить, бульон процедить, мясо нарезать некрупно. Морковь нарезать, положить обратно в бульон. Перед началом застолья лапшу следует опустить в куриный бульон. Добавить соль и специи.

Меню на поминки. Постный борщ
Готовится как обычный борщ, но бульон готовится без мяса.

Сварите фасоль, добавьте нарезанный картофель, капусту. Сделайте зажарку из моркови, лука, свеклы, томатной пасты. Добавьте в бульон. Варите 10-15 минут, добавьте специи, перец, соль, чеснок.

Борщу надо дать настояться. Потому готовить его нужно заранее до начала поминального обеда.

Меню на поминки. Блины скоромные

Обязательное присутствие блинов в поминальном обеде сохранилось со времен язычества, где они символизировали солнце, то есть идею о вечной жизни.

4 яйца, 3 стакана муки, 1 литр молока, сахар, соль, немного соды, растительное масло для жарки.

Все ингредиенты перемешать, дать тесту постоять 15-20 минут. Растительное масло можно добавить в тесто, чтобы не смазывать сковородку. Испечь тонкие блинчики, смазать сливочным маслом.

Меню поминального обеда. Блины постные
Сделать жидкое тесто из 2 стаканов муки, теплой воды, сухих или свежих дрожжей, добавить соль и сахар, растительное масло, чтобы не смазывать сковородку перед каждым новым блином.

Меню поминального обеда. Постная булочка
Из предложенного набора продуктов получится около полусотни булочек. 2 кг муки, 1,1 л воды, пачка дрожжей, 300 г сахара, 1,5 чайные ложки соли, 50 мл растительного масла.

В теплой воде развести сахар и дрожжи, дать немного подойти, добавить соль и муку, влить растительное масло. Подождать, пока тесто увеличится в 2 раза, сформировать небольшие булочки и уложить их на противень на расстоянии друг от друга и оставить еще на полчаса. После этого выпекать в духовке при температуре 220 С около 20 минут. Готовые булочки можно смазать сахарным сиропом. Из этого же теста можно печь пирожки с вареньем или ягодами.

Блюда на поминальный обед готовятся простые: котлеты, жареная рыба, курица, мясо. В качестве гарниров можно выбрать пюре или гречневую, рисовую кашу. В конце трапезы принято подавать кисель или компот из сухофруктов.

Как испечь традиционные «лесенки» на поминки, читайте .

Если поминальный день в 9 или 40 дней выпадает в пост, то следует приготовить постный поминальный обед. Что входит в него, какие блюда могут присутствовать на поминальном столе – читайте ниже. Общие правила проведения поминок читайте .

Если поминки 9 или 40 дней выпали на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое «встречное поминовение». Делается это потому, что только в эти дни (по выходным в пост) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминальный обед зовут лишь самых близких родственников.

Рецепт кутьи на поминки

Традиционное блюдо поминального стола у славян с давних пор считается . Самое простое и неприхотливое блюдо: на ночь замачивают зерна пшеницы, затем отваривают до мягкости, добавляют распаренные изюм и мак, мед. Можно пшеницу заменить рисом, однако эта традиция появилась намного позже.

Постные блины на поминки

Также на столе должны присутствовать блины. В постную неделю они готовятся без яиц и молока, однако это никак не сказывается на их вкусовых качествах. Для приготовления постных блинов смешайте муку, соль, сахар и сухие дрожжи, разводите теплой водой, добавьте растительное масло и оставьте на некоторое время в теплом месте, чтобы блины могли подойти.

Узвар или компот на постные поминки

Узвар (взвар) – это традиционный компот из сухофруктов с медом. Можно подать его современный аналог: компот из мороженых ягод или кураги. Однако не стоит заменять это блюдо газировкой и любой сладкой водой из бутылки, соком. Компот традиционно присутствовал на поминальном столе у славян с давних времен.

Традиционно на поминальном столе должны присутствовать пироги. Их еще раздают гостям после окончания трапезы.

Рецепт постных пирогов на поминки:

Тесто для постных пирожков делается по рецепту, приведенному ниже. В качестве начинки можно использовать грибы, лук, зеленый лук, щавель.

Для теста разведите дрожжи в 1,5 стаканах теплой воды, добавьте 200 г муки, размешайте и поставьте в теплое место отстояться на пару часов. Затем 100 г растительного масла перемешайте со 100 г сахара, влейте в опару, добавьте 250 г муки, оставьте еще на час.

Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой положите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладкой водой и выпекайте в духовке 30-40 минут на среднем огне.

Для остывания готовые пирожки накройте полотенцем. Снимайте с противня, когда они совсем остынут.

Первые блюда поминального обеда в пост

На первое приготовьте любой суп, щи или борщ, однако не на мясном бульоне, а с фасолью, бобами, чечевицей. Можно приготовить грибной суп-пюре. Если подать его с гренками, получится не менее сытно и вкусно, чем обычное мясное первое.

Вторые блюда поминального обеда в пост

На второе при постном поминальном столе подойдут блюда с грибами. Например, отварная картошка в грибном соусе, тушеный картофель с грибами, лапша с грибами. Можно приготовить рис с овощами (готовится как плов, только без мяса). Это довольно ароматное и сытное блюдо, вполне уместно на поминальном столе.

Можно приготовить соевые котлеты или даже соевые отбивные. Если не хотите покупать готовые соевые продукты в магазине, можете сами сделать капустные или морковные котлетки. После зажарки в сухарях, они станут достойной заменой своим мясным прототипам.

Ко вторым блюдам можно подать соленые и моченые овощи: огурцы, помидоры, кабачки (в общем, наведите ревизию своих дачных запасов). Винегрет, оливье без мяса и майонеза, любой овощной салат (огурцы + помидоры, капуста + огурцы) подойдут как гарнир.

Помните, что суть любого (хоть скоромного, хоть постного) поминального обеда не в том, чтобы вкусно поесть, а «подкрепить силы для молитвы за усопшего».

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.



Загрузка...