dselection.ru

Постные блюда на поминальный обед. Изделия из теста

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

Поминки возникли как обычай употреблением пищи провожать после похорон умерших родственников. Также в поминальной трапезе заключается идея объединения всех родных, помогая им справляться с общим горем вместе. Если случается так, что поминальный день выпадает в пост, следует приготовить поминальный обед из постных блюд. Что может входить в него и какие блюда разрешается ставить на стол в этом случае?

Общие принципы

Безусловно, состав кушаний во многом будет зависеть от достатка семьи, кулинарных традиций, распространенных в данной местности и от количества людей, которые предположительно придут на поминки. Если есть возможность приготовить все дома силами своей семьи, стоит предложить пришедшим простой обед, не тратя времени и сил на составление сложного меню и реализацию его на практике.

В поминальной традиции существуют и свои обязательные блюда. Это, прежде всего, ритуальная кутья - каша, сваренная из цельных зерен и сдобренная медом и изюмом. Сам же поминальный обед должен оставаться строгим и простым, поддерживать душевные и физические силы, способствовать сохранению атмосферы, приличествующей данному моменту. Желательно, чтобы блюд было четное количество, употреблять которые нужно в определенной последовательности.

Первые блюда

На первое принято подавать на стол супы, щи или борщи. Но так как зачастую они готовятся с мясом, в случае с поминальным обедом, проходящим в дни поста, мясо следует исключить. Кроме мясного, существует несколько видов борщей, например, можно приготовить зеленый борщ, обычный с добавлением фасоли, или постный с томатной рыбной консервой.
Альтернативой борщам могут стать различные супы, например, суп-пюре с грибами. Если в дополнение к нему приготовить хрустящие гренки, должно получиться еще более сытно и вкусно.

Вторые блюда

Самое простое традиционное второе блюдо - картофель-пюре. К нему можно добавить жареную рыбу или те же грибы в подливке. Кроме картофеля, можно приготовить различные каши: рис, гречку или любые крупы, которые будут сочетаться с другими продуктами на столе. Соленую рыбу и маринованные грибы можно поставить на стол отдельно. Винегрет и любые овощные салаты, редиска помогут разнообразить меню. Отдельно можно подать перец, фаршированный, само собой разумеется, не мясом и рисом, а овощной начинкой, например, той же жаренной в томате капустой.

Капустные или морковные котлеты, соевые отбивные, предварительно обваленные и зажаренные в сухарях на растительном масле могут достойно заменить свои мясные прототипы. Как закуску можно использовать свекольный салат с чесноком, огуречно-помидорный или огуречно-капустный салат, брынзу с помидорами, капусту в свежем или квашеном виде, баклажанную или кабачковую икру. Или использовать любые имеющиеся заготовки. Вполне уместны на поминальной трапезе будут моченые и соленые помидоры и огурцы, кабачки, все то, что летом можно вырастить на своем огороде.

Изделия из теста

Заканчивать трапезу принято десертом. Здесь тоже можно приготовить большое разнообразие блюд. Обязательными считаются поминальные блины. Если картофель, грибы и капуста уже присутствуют на столе, разнообразят меню сладкие пирожки из дрожжевого постного теста, начиненные яблоками и ягодами, курагой, сухофруктами. Дополнят их пряники и любые конфеты. В качестве напитков на поминках подаются на выбор ягодные компоты и кисели, обычный или яблочный квас, напитки с медом и лимоном, чай.

Хозяевам рекомендуется приготовить выпечки и десерта побольше, поскольку в конце обеда их принято раздавать гостям в дорогу, чтобы они смогли помянуть ушедшего дома со всеми теми, кто не смог присутствовать на поминках. Заканчивать трапезу по православным канонам следует выражением поддержки и сочувствия родным умершего и пожеланием им благополучия.

Великий пост – самый главный и строгий из всех православных постов. Поминки в Великий пост происходят в особенные дни. Это родительские субботы: вторая, третья и четвёртая. Поминки 9 и 40 дней в этот период переходят на следующую субботу или воскресение.

В это время проводятся литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. Также подходят Благовещение Пресвятой Богородицы, четверг и суббота на Страстной седмице. Можно подать записку об упокоении на литургию. О том, возможно ли провести в конкретный день панихиду, нужно узнать в храме заранее. Если поминки в Великий Пост выпадают на наиболее строгие недели — первую, четвертую и седьмую, то на поминальный обед приглашают только ближайших родственников. Следует не забывать молиться за упокой и совершать в память о покойном хорошие дела, давать милостыню.

Церковь не запрещает собираться семье и друзьям усопшего. Но стоит помнить, что, согласно правилам, во время Великого поста рыбу допустимо употреблять на Благовещение и в Вербное воскресение. Растительное масло разрешено добавлять в пищу только по выходным и дням памяти самых почитаемых святых. Если среди приглашенных есть люди, строго придерживающиеся поста, следует позаботиться о специальных постных кушаньях. Задача поминального обеда – укрепить силы для совершения молитвы.

Традиционно постный стол включает солёные огурцы, кислую капусту, горох, картофель, каши без сливочного масла и молока, изюм и орехи. Бублики, баранки, сайки и прочий хлеб.

Поминки в Великий пост: какие блюда подать?

Славянские народы с давних пор готовят на поминальный обед кутью. Это очень простое в приготовлении блюдо из вымоченных и отваренных зерен пшеницы, изюма и меда. Позднее пшеницу стали заменять на рис. В постное время блины, без которых не обходятся поминки, пекутся без яиц и молока. Вкус от этого не страдает.

Компот – традиционный напиток. В давние времена он назывался «узвар» и готовился из засушенных фруктов и меда. В наши дни можно сделать компот из сушеных абрикосов либо из замороженных ягод, например, клюквы с сахаром или мочёной брусники. Не нужно заменять компот соками или газированной водой.

Еще одно важная часть трапезы – пироги. По традиции их дают после окончания обеда всем гостям. Для теста также не используются яйца. Начинкой может быть лук, щавель или грибы.

Первые блюда

Хороший выбор – отдать предпочтение супам, конечно, не на мясном бульоне. Можно добавить чечевицу или фасоль. Грибной суп с подсушенным хлебом будет аппетитным и приятным на вкус, не уступая привычному мясному кушанью.

Вторые блюда

Блюда с добавлением грибов можно подать и на второе. Например, потушить картофель с грибами или отварить его и полить грибным соусом, либо заменить картофель макаронами. Овощи, добавленные в рис, придадут вкуса и сделают блюдо сытнее. Готовится оно просто, как вегетарианский плов. Котлеты подойдут соевые либо приготовленные из капусты или моркови. Обжаренные в панировке котлеты приобретут отличный вкус и не уступят мясным.

Мочёные или соленые овощи, салаты без мяса и майонеза, винегреты подаются с первыми блюдами. Гарниром могут стать простые овощные салаты. Огурцы с помидорами, капуста с огурцами хороши для закусок.

Христианские поминки словно продолжают молитвы через вкушение пищи. Устройство поминального обеда считается милостыней от семьи умершего человека. Перед началом кто-то должен прочесть 17 кафизму из Псалтири над горящей церковной свечой. Затем читается «Отче наш». В поминальной трапезе обычно пользуются только ложками. По канону в пост запрещено спиртное, но в наше время на стол ставят водку, реже коньяк или красное вино. На краю стола оставляют рюмку с водкой, накрытую ломтем черного хлеба. Иногда это остается нетронутым в течение 40 дней.

Во времена Древней Руси готовили ещё и канун (сыту) из бобов с добавлением мёда и сахара, а также кисель. Сегодня выбор блюд остается за хозяйкой, хотя во время Великого поста он немного сужается. Не стоит забывать по окончании поминок раздать остатки гостям, чтобы они помянули умершего дома с теми, кто не пришел на поминальный обед.

Главное в поминальные дни – молиться за усопшего. Нужно поставить свечи за упокой души новопреставленного и до начала утренней службы подать записку с именем в ближайшей церкви. Дома зажигается свеча или лампада. Рядом ставится стакан воды и кусочек хлеба. Хлеб позднее лучше раскрошить птицам.

Традиционные блюда поминального обеда

Начинаются все поминки с молитвы. Каждый пришедший должен отведать три ложки кутьи. Кутья варится из цельных зерновых (риса или пшеницы) с добавлением меда и изюма. Православные каноны против спиртного. Однако чаще всего его предлагают. Это могут быть коньяк, и сладкие вина, к примеру, кагор.

Далее предлагаются закуски. Это могут быть мясное ассорти овощи и салаты из них, соленья. Обязательно подается половинка вареного яйца. Подаются рыба жареная или отварная под соусом, . Часто предлагаются печень жареная или котлеты. Можно подать и мясной салат.

Первые блюда - борщ, свекольник или лапша на курином бульоне. На второе подается гуляш или жаркое с гарниром. В качестве гарнира можно выбрать картофельное пюре, гречневую кашу. Можно заказать плов. Традиционно на подают блины с медом. Кисель можно заменить компотом.

Когда поминки выпадают в пост, лучше следовать традициям и составить меню из постных блюд. Кутья подается без изменений, традиционная из пшеницы или риса с медом и изюмом. Выберите холодные закуски из рыбы, рыбный салат, селедку, шпроты. Уместны пироги с рыбой. Из салатов – винегрет, грибные салаты. Любые соленья или салаты из свежих овощей.

На первое – постный борщ, суп из фасоли, чечевицы, грибной. На второе можно подать картофель или лапшу с грибами, тушеный картофель с грибами, овощной плов. Прототипом мясных котлет будут котлеты капустные или морковные, картофельные зразы с грибами. Блины постные или булочки постные. Кисель или компот.

Главное, не забывайте суть поминок. Они проводятся для подкрепления сил для молитвы за усопшего.

Правильно накрыть стол к обеду – занятие, не требующее особых навыков. Вы можете научить этому даже ребенка, и он с удовольствием станет вашим помощником при сервировке торжественных трапез.

Вам понадобится

  • - скатерть;
  • - тканевые салфетки;
  • - столовый сервиз;
  • - фужеры, рюмки и бокалы;
  • - столовые приборы.

Инструкция

Сервировка к парадному обеду начинается с выбора скатерти. Классический цвет – белый, но если вас устраивает другое цветовое решение, запретов нет. Главное, чтобы это была добротная тканевая скатерть, предпочтительно льняная. Концы ее должны прикрывать ножки стола, равномерно свисая со всех сторон. Традиционно, чтобы не было слышно стука приборов, под скатерть кладут войлочную подкладку.

Напротив места для каждого гостя поместите мелкие большие тарелки, располагая их на 2,5 сантиметра от края стола. На них вы можете поставить тарелки, если планируется подавать закуски, а за ними горячее. Или глубокие тарелки, если в вашем меню предусмотрен суп. Безусловно, все тарелки и приборы должны быть либо из одного сервиза, либо сочетаться по стилю.

Слева от тарелки изгибом вниз положите вилки. Сначала кладут более широкую вилку для мяса или рыбы, в зависимости от того, вы планируете подавать, затем также зубцами вверх размещают вилку для . Первая вилка должна лежать на расстоянии примерно 1 сантиметра от края тарелки.

Справа от тарелки в том же порядке разместите ножи – ближе к тарелке нож для горячего, дальше –



Загрузка...