dselection.ru

Рождественские барашки из дрожжевого теста. «Рождественский барашек

Главные символы Пасхи известны всем православным. Но помимо кулича, яиц и творожной пасхи, есть еще и дополнительные, которые пусть и не так важны, но могут стать милым и приятным украшением пасхальной недели и праздничного меню.

Например, ягненок из теста, он же агнец – символизирует жертвенность Христа, смирение и кротость. Еще один символ – пасхальный венок – олицетворяет духовное возрождение и вечную жизнь. Предлагаем рецепты такой выпечки.

Агнец из дрожжевого теста – рецепт

Продукты:

Яйцо – 4 шт;

Дрожжи – 6 грамм сухих;

Сахар – 140 г;

Масло сливочное – 140 г;

Ванилин – 4 г;

Мука пшеничная – 1/2 стакана;

Крахмал – 1/3 стакана;

Пудра сахарная;

Форма в виде барашка;

Разноцветное драже, красная атласная ленточка.

Готовим выпечку «Пасхальный агнец»

1. Сливочному маслу даем полежать при комнатной температуре – около получаса. Затем взбиваем его миксером, добавляя сахар. В процессе перемешивания вводим яйца.

2. Отдельно смешиваем все сыпучие ингредиенты теста: муку, сухие дрожжи, крахмал и ванилин. Добавляем в сахарно-масляную смесь и замешиваем тесто, которое выливаем в форму. В продаже часто встречаются силиконовые формочки в виде барашков, есть разного размера, и приобрести такие на свою кухню не составит труда.

3. Выпекаем агнца из дрожжевого теста около 40 минут, градус духового шкафа – 180, степень готовности «подскажет» старый проверенный способ – спичка или зубочистка.

4. Готовое изделие вынимаем, держим барашка в форме до полного остывания. Потом переправляем на блюдо, можно облокотить агнца на деревянную подставочку. Посыпаем пудрой, вокруг кладем разноцветное драже, украшаем барашка яркой ленточкой.

В случае если форму для выпечки не удалось найти, можно рассмотреть вариант приготовления плоского агнца:

Пасхальный венок – рецепт приготовления

Продукты:

Мука – 200 грамм и еще 3 ст. л;

Молоко – 160 мл;

Яйцо – 1 шт;

Дрожжи гранулированные – 1 ч. л;

Масло сливочное – 65-70 г;

Соль – 5 г;

Сахар – 60 г.

Для начинки:

Сушеная клюква – 100 г;

Курага – 100 г;

Изюм – 50 г;

Сливочное масло – 1,5 ст. л;

Сахар – 4 ст. л;

Корица – 2 щепотки;

Молоко – 3 ст. л. для смазывания.

Для украшения:

Апельсиновый сок – 2 ст. л;

Пудра сахарная и орехи.

Готовим выпечку «Пасхальный венок»

На теплом молоке с добавлением дрожжей, сахара и соли замешиваем опару. Через 40 минут вбиваем туда яйцо, кладем мягкое сливочное масло и просеиваем муку. Замешиваем. Даем тесту дважды подойти.

Изюм и курагу заливаем кипятком на четверть часа. Обсушиваем, нарезаем курагу соломкой. Подошедшее второй раз тесто раскатываем тонко, смазываем растопленным маслом, посыпаем корицей и сахарком.

Выкладываем на полотно из теста клюкву, курагу и изюм. Заворачиваем. Полученный рулет раскладываем кольцом на застеленный пергаментом противень. Обмазываем подогретым молоком. В центре кольца желательно поставить формочку. Пасхальному пирогу даем расстояться, потом – в духовку. Печем 35-40 минут, 180 градусов.

Для готового венка делаем глазурь: пудру и апельсиновый сок перемешиваем-взбиваем. Поливаем чуть остывший (теплый) пирог. Через 10 минут покрываем глазурью еще раз. Украшаем пасхальный венок орешками.

07.01.2017

Рождество Христово – самый главный среди двунадесятых праздников Православной Церкви. Из Евангелия мы знаем, что Пресвятая Дева Мария перед рождением своего Сына вместе с праведным Иосифом пришли в Вифлеем. В те дни проходила перепись населения, и народу в городе было очень много. Иосифу с Марией негде было переночевать, и они разместились в пещере, где пастухи обычно укрывались с овцами в непогоду и ночевали. Родившегося Младенца Христа положили в кормушку для скота – ясли. Пастухам, находившимся недалеко от пещеры, явился ангел и возвестил великую радость о рождении Спасителя, также им было видение множества ангелов, которые славили Бога. Пастухи первыми пришли поклониться Христу. Событие пришествия в мир Спасителя, рождающегося от Девы Марии, очень важно для всего человеческого рода. Все писания Ветхого Завета пронизаны ожиданием Мессии, который спасет людей от греха и смерти, примирит с Богом после грехопадения Адама. Этот великий день для всего христианского мира всегда сопровождался красивыми народными обычаями. Он считается одним из главных семейных праздников.

На первом месте в праздничном торжестве, конечно, стоит богослужение – всенощное бдение и литургия, которая по традиции совершается ночью. Считается, что нельзя спать – ночь-то особенная, Христос рождается. Богослужебные тексты: стихиры, ирмосы, тропари канона – раскрывают догматический смысл этого великого праздника. Они являются шедеврами как по смыслу, так и по поэтике и мелодии, потому что написаны святыми при благодатной помощи Бога.

Но праздник Рождества Христова не остается в рамках богослужебного, церковного празднования. Это событие в большей или меньшей степени затрагивает все слои общества, шествует по улицам в украшениях, народных гуляниях, песнях, собирает и объединяет людей в различных мероприятиях, поздравлениях и подарках. Храмы, улицы, дома наполняются различными атрибутами, свойственными этому великому празднику. Рождество Христово возрождает в душах людей доброту, любовь друг к другу, веру в чудеса.

Хотя в России основной гражданский зимний праздник – это Новый год, все равно даже у нецерковных людей не остается без внимания торжество родившегося Спасителя. Пусть в самом малейшем проявлении, в простом поздравлении «С Рождеством!», даже не до конца осознаваемом, а просто потому что так принято – люди славят пришедшего в мир Христа, становятся участниками исполняющихся ветхозаветных обетований о спасении всего мира.

Неизменным спутником праздника Рождества Христова является рождественская ель. Самыми красивыми считаются пышные и пушистые елочки. Елями украшают храмы, из еловых веток делают украшения на иконы, большие ели с гирляндами и шарами ставят на площадях и улицах. Ну и, конечно же, елку приносят в дом, где она сразу дает ощущение торжества, создает атмосферу праздника. В день перед сочельником на елке развешивают разноцветные лампочки, игрушки, конфеты, гирлянды. Под елку кладут подарки.

В наше время большинство людей приносят в дом и наряжают елки именно к Новому году. Но так было не всегда. До Петровской эпохи Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше – на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с Западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. Тогда же он ввел украшения «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.


Вначале их украшали орехами, конфетами и фруктами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины XIX века. В то время Россия жила по юлианскому календарю, и Рождество праздновалось до Нового года – 25 декабря, поэтому было принято наряжать елки именно к Рождеству.

В Европе этот обычай пошел из Германии. Первое упоминание о ели связано с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, не затронув лишь молодую ель. Монах восславил ель как Христово дерево, и в дальнейшем она стала главным атрибутом праздника. Традиция украшать елку распространилась в Германии и скандинавских странах в XVII веке. Первые рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а также фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги. Позже были добавлены сладости, орехи и другая еда, а затем и рождественские свечи.

Такой груз был слишком тяжел для дерева, и немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить ими фрукты и другие тяжелые украшения.

Восковые свечи тоже являлись непременным атрибутом новогоднего елочного оформления вплоть до распространения электричества. Это было весьма опасное украшение, поэтому в гостиных всегда держали ведра с водой на случай пожара. Первая электрическая гирлянда появилась в 1895 году в США и украшала рождественскую ель перед Белым домом. Идея использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису.


В начале XX века в виду происходивших тогда политических событий, и в особенности вступления России в Первую мировую войну, в нашей стране рождественская елка оказалась в изгнании – в 1914 году началась активная антинемецкая кампания. Святейший Синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей», чуждой православному русскому народу, и издал указ, запрещающий устройство елок в школах и гимназиях.

После революции 1917 года елки на несколько лет опять были возобновлены. В конце января 1918 года Советом народных комиссаров был издан декрет, переводивший Россию на григорианский календарь, который «обгонял» юлианский на 13 дней. Но Православная Церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество, как прежде, по юлианскому календарю. С тех православное Рождество в России стало отмечаться 7 января, то есть после Нового года. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена в 1929 году празднования в стране Рождества. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с рождественским праздником отменялась и елка, уже прочно «сросшаяся» с ним. Елка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться «поповским» обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Елки были разрешены только в конце 1935 года. Это произошло по предложению первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева и было одобрено Иосифом Сталиным. Можно сказать, это хвойное дерево стало символом нового праздника, получившего простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране». Устройство праздников – новогодних елок – для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, и сейчас для большинства русских людей елка связывается именно с новолетием. Так Рождественская елка стала новогодней.

Рождественский венок

Из еловых веток создают еще одно украшение для дома – рождественский венок. Обычно он делается не очень большим, чтобы было удобно повесить его на входную дверь, но и не очень маленьким, чтобы издалека было видно, что в этом доме рады гостям, приходящим с рождественскими поздравлениями. Такие венки бывают очень разнообразными, насколько хватит фантазии. Они украшаются разноцветными лентами, шишками, цветами, фигурами ангелов, яблоками, искусственным снегом, снежинками и звездочками. Если в центр венка поместить колокольчик, то при открывании входной двери он обязательно звякнет и оповестит хозяина о прибытии гостей.


Рождественский венок делают и для украшения праздничной трапезы – на нем устанавливают свечи.

Изначально рождественский венок появился в западных странах как украшение в предрождественское время. У католиков и лютеран время предрождественского периода, во время которого они готовятся к празднику, аналогичное периоду Рождественского поста в православных странах, называется адвент. В первое из четырех воскресений адвента зажигается первая свеча, на следующей неделе – вторая, потом третья и четвертая.

Рождественский венок был введен гамбургским лютеранским теологом Иоганном Вихерном, взявшим на воспитание нескольких детей из семей бедняков. В адвент дети постоянно спрашивали воспитателя, когда же наступит Рождество. Чтобы дети могли отсчитывать дни до Рождества, в 1839 году Вихерн смастерил из старого деревянного колеса венок, украшенный двадцатью четырьмя маленькими и четырьмя большими свечами. Каждое утро в этом венке он зажигал по одной маленькой свечке, а по воскресеньям – большую.


Такой венок еще называется «венок адвента». Последовательное зажигание свечей символизировало возрастающее ожидание рождения Христа, Который есть «Свет миру».

Рождественский венок с четырьмя свечами ассоциируется с земным шаром и четырьмя сторонами света. Его круг также символизирует вечную жизнь, которую дарует воскресение.

Младенец Христос родился в Вифлееме, в пещере пастухов. На церковнославянском языке пещера – это вертеп. Такой вертеп как объемное изображение события Рождества Христа в рождественский сочельник устанавливают в храме или в церковном дворе.

Вертеп не имеет никаких стандартов ни по размеру, ни по количеству персонажей. Постоянной остается только сцена у яслей, где Богородица и праведный Иосиф склонились над родившимся Младенцем-Христом. Украшают вертеп еловыми ветвями, цветами и светящимися гирляндами.


Композиция вертепа может изображать не один какой-то момент Рождества Христова, а совокупность событий; чаще всего в ней вместе изображается поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. Могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет, волхвы в пути, волхвы у Ирода.

В православных храмах иногда вместо главных персонажей – Святого семейства – используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объемными фигурками.


Как дополнительные персонажи около Младенца могут присутствовать вол и осел, которые, по преданию, согревали Младенца своим теплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях. Среди пастухов с овцами один из пастухов часто изображается несущим на плечах или в руках ягненка как символ Агнца Божия.

В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазии автора в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов, их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы. В традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несет на себе черты региональной архитектуры. Это объясняется тем, что в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец-Христос. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется традициями иконографии.


Свое начало объемное изображение событий Рождества берет от святого Франциска Ассизского, который в 1223 году рассадил в пещере людей и животных, создав живую картину праздника. С тех пор традиция создания рождественских сценок стала ежегодной. Со временем фигурки меньшего масштаба стали вырезаться из дерева, из них составлялись искусно выполненные композиции. Сначала вертепы выставлялись только в церквях, но со временем их наполнение становилось все более тщательным, подробно показывающим жизнь итальянского крестьянина, и в итоге вертепы были вынесены на улицу и стали демонстрироваться за пределами храмов. Затем знатные жители принялись соревноваться друг с другом, чей вертеп сделан искуснее, таким образом, повлияв на развитие этого вида прикладного искусства.

В России устроение вертепов стало распространяться с XVII века.

Вифлеемская звезда

Неизменная спутница события Рождества Христова в иконографии – это яркая звезда, которая, согласно Священному Писанию, явилась «на востоке» и привела волхвов к Вифлеемской пещере. Феофилакт Болгарский пишет о звезде, что это «была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды». Так как волхвы занимались наукою о звездах, то Бог привел их ко Христу этим для них знакомым знаком. К тому же она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, и останавливалась, когда останавливались они.

При устроении вертепа Вифлеемскую звезду часто располагают над младенцем Христом, лежащем в яслях.


Звезда как символ праздника занимает важное место и в украшении рождественских елок, венчая собой верхушку дерева. Даже в советский период звезда на елках осталась, только плавно была заменена с восьмиконечной Вифлеемской на пятиконечную.

Рождественское угощение

Немаловажным этапом празднования Рождества Христова является трапеза. Так как праздник Рождества предваряет продолжительный сорокадневный пост, верующие люди после богослужения идут по домам разговляться. Для праздничной трапезы заранее готовится обильное угощение, которое сравнимо с пасхальным. Тут и мясные блюда, и различные салаты, и молочные продукты, и самая разнообразная выпечка. Стол застилается праздничной скатертью, а для большего уюта на него ставятся зажженные свечи.


Главным же и обязательным блюдом для рождественского стола во многих странах Европы является рождественский гусь, рождественская индейка или утка. Обычно берут крупную птицу, чтобы угощения хватило на всех участников застолья. Гусь готовится в Германии, Дании, Греции, России. По классическому рецепту жирного гуся запекают в духовке целиком, приправляя картофелем и овощами, также используют яблоки и чернослив. Разрезают готовое блюдо уже непосредственно на праздничном столе.

Рождественская индейка больше распространена в Англии и США. На Руси традиция целиком запекать крупную птицу или большие куски мяса связана с особенностями устройства русской печи, которая позволяла успешно готовить крупноразмерные продукты.

К Рождеству готовят много разной выпечки. Можно выделить плоские имбирные пряники, которые обладают уникальным ароматом. Их делают совершенно разными: и в форме звездочек, и в форме елочек, и в форме животных. Пряники украшают разноцветной глазурью, дарят друг другу, а также развешивают в качестве вкусных украшений на елку.

Но, пожалуй, самое желанное украшение рождественского стола – это выпечка в форме агнца или барашка. Сама идея изображать барашков очень древняя, ей около двух тысяч лет. Во время археологических раскопок храмов раннего христианства в древних катакомбах учёные находят на стенах изображения ягнят. Древние христиане изображали таких агнцев на стенах как символ Иисуса Христа, потому что во многих местах Священного Писания Он именуется «Агнец Божий». Поэтому и на праздник Рождества выпекают красивых барашков.


По вкусу рождественский агнец – это что-то среднее между кексом и куличом. В тесто можно добавлять изюм или цукаты. Выпекаются такие барашки в специальных формах. После того, как готовое изделие остынет, рекомендуется немного срезать низ, чтобы барашек ровно стоял на праздничном столе, и посыпать его сахарной пудрой.

Подарки

На Рождество принято дарить друг другу подарки. Конечно, при подмене в советский период Рождества Новым годом для многих наших сограждан традиция дарить подарки переместилась на новогоднюю ночь. Но церковные люди понимают, что, несмотря на всю важность даты 1 января как начала года, начала нового этапа в общественной гражданской жизни, все-таки праздничное настроение, душевное и духовное ликование более уместны после окончания поста, в праздник Рождества Христова.

Когда родился младенец Христос, волхвы принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Они предвидели рождение Мессии и когда увидели на небе особую звезду, отправились за ней и пришли к бедным Вифлеемским яслям. Их звали Каспар, Мельхиор и Валтасар. Золото восточные мудрецы преподнесли Христу как царский дар, показывающий, что Иисус родился, чтобы быть Царем. Ладан – это дар Христу как Богу. Также он является священническим символом, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником. Смирна являлась указанием на искупительную жертву Христа за все человечество, так как ею помазывали тело умершего человека. По образу даров, преподнесенных восточными мудрецами Христу, возникла традиция дарить друг другу подарки на Рождество.


Дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви. Ладан и смирна, принесенные волхвами раздельно, позже были соединены в небольшие шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы – Божественная и человеческая.

Также обычай дарить рождественские подарки идет от древних повествований о святом Николае Чудотворце. Праздник святителя Николая Мирликийского отмечается 19 декабря, незадолго до Рождества. Из его жития известно, что он помогал бедным и нуждающимся. Особенно выделяется история о том, как он помог одному бедняку, имевшему трех дочерей и впавшему в отчаяние от того, что не может их прокормить. Святитель Николай помог отчаявшемуся человеку, подкинув ему в дом три раза по мешку золота, и девушки после этого смогли выйти замуж. Святитель Николай старался помогать людям, оставаясь при этом незамеченным. Отсюда впоследствии пошла традиция оставлять подарки под елкой ночью, пока все спят. В западной традиции Николай Чудотворец стал прообразом всем известного персонажа – Санта-Клауса.


В русской литературной традиции Дед Мороз появился в 1840 году. В сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Дед Мороз из славянской мифологии и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника. Достаточно долгое время Мороз Иванович и празднование Нового года существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в России были предприняты первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как святой Николай у их западных сверстников. Знакомый нам образ Деда Мороза сложился к началу XX века. Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу было неоднозначным. Ведь в своих истоках это языческое изображение сил природы – зимы и мороза, а также это волшебник, что противоречит христианскому учению. С другой стороны, это прочно установившаяся культурная традиция.


Религиозные каноны не накладывают никаких специальных ограничений и предписаний на рождественские подарки близким и друзьям. Считается, что подарки обязательно должны нести в себе что-то теплое, личное, душевное. Они ни в коем случае не должны быть формальными. Да и как приятно найти что-то особенное для близкого человека и доставить ему радость! Когда возникла традиция наряжать к Рождеству елку, она не сразу стала ассоциироваться с подарками. Первыми, кто связал подарки с рождественской елкой, стали английская королева Виктория и ее муж Альберт. В 1841 году они установили для своих детей нарядно украшенную елку и развесили подарки прямо на ветках.

Рождественский носок

Сегодня многие жители нашей страны перенимают любопытный западный обычай прятать подарки в рождественские носки. В европейских странах принято вешать для подарков сапожок или носок у камина или возле постели. Этот обычай восходит к разным трактовкам все той же истории о помощи святителя Николая бедняку с тремя дочерями. Одна из таких легенд говорит, что святой якобы бросил в трубу дома бедных сестер золотые монеты, которые упали в сушившиеся у камина чулки. Вот и европейские дети оставляют у очага свои носочки в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. С чем бы ни была связана история появления рождественских носочков, такой способ вручения подарков очень нравится и взрослым, и детям во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Рождественские носочки можно сделать самостоятельно из фетра или любой плотной ткани либо связать из плотных шерстяных ниток. Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом или блестящим дождиком, украсить вышивкой, атласными лентами, кружевами, фигурками оленей или снежинок и бубенчиками. Если носочки изготавливаются для нескольких членов семьи, то их делают именными, вышивая красивыми буквами имена.

Рождественские носочки предназначены не только для вручения подарков, но и для украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и даже делать из маленьких носочков гирлянды.

Колядование

Время от праздника Рождества до Крещения Господня называется Святками – святыми днями. Православные люди, объединенные радостью о пришедшем в мир Спасителе, ходят друг к другу в гости, обмениваются подарками и поздравлениями. Пение выражает праздничное настроение.

В святочные дни поются особые обрядовые песни, сложенные в течение веков русским народом, – это колядки. Традиция колядования в особенности была распространена в деревнях и селах. Изначально история колядования в России была связана с языческими богами. Так, солнце считалось божеством, и в день зимнего солнцестояния, «день рождения» солнца, крестьяне ходили петь песни с пожеланиями здоровья, счастья, богатства и хорошего урожая. Позже, когда Русь стала христианской, языческая традиция наполнилась новым содержанием, и колядование было приурочено к Рождеству Христову. В колядках появились библейские мотивы, а люди стали славить рождение Христа.


Колядующие назывались ряжеными, так как наряжались в шубы и тулупы наизнанку, на их лицах были маски животных, а в руках – мешки для сбора даров. Впереди процессии шел человек, несущий на шесте или палке блестящую звезду как символ праздника.

Но самое главное в этом шествии – это песни-колядки. Как правило, колядка является маленьким рождественским рассказом о величайшем событии евангельской истории – пришествии в мир Христа, прославлением родившегося Спасителя.

В наше время традиция колядования возрождается, колядки поют не только в церковных дворах, но и в масштабах города устраиваются святочные ярмарки, народные гуляния с неизменными «ряжеными», поющими колядки. «Славить Христа», то есть петь некоторые богослужебные песнопения и колядки, ходят к православным друзьям, к знакомым священникам, а также на детские праздничные вечера, где к тому же устраиваются спектакли на тему праздника.

Рождественские открытки

Как бы ни были продолжительны выходные дни, связанные с Новым годом и Рождеством, но не всех друзей и знакомых можно посетить, не со всеми удается созвониться даже в наш век развития интернета и видеосвязи. Поэтому еще одной хорошей традицией, до сих пор не утратившей своей актуальности, является отправление в разные уголки мира рождественских поздравительных открыток.

28 ноября у православных христиан начался свой путь к Рождеству. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой» и нашим .

Каждый день «Фома» создает для вас праздничное настроение: один день - один сюрприз.

Сегодня мы дарим Вам рецепты одного из главных сладких блюд рождественского стола, чтобы у вас было время приготовиться к его приготовлению.

Одним из главных украшений рождественского стола считается кекс в виде барашка. В некоторых семьях до сих пор хранятся формы для выпечки, сохранившиеся со времен дореволюционной России. Откуда же пошла эта традиция? И что символизирует рождественский агнец?

Кекс в виде барашка не только радует глаз во время трапезы, но и еще раз напоминает нам о событиях Рождественской ночи, когда в скромном хлеву в городе Вифлееме от Девы Марии на свет появился Господь Иисус Христос. В ветхозаветные времена агнца использовали как животное для жертвоприношения, например, однолетнего ягненка «без порока» (Исх 12:5) готовили на Пасху. В Новом Завете Агнец Божий приобретает новое значение, в Евангелии от Иоанна мы находим слова Иоанна Крестителя, увидевшего приближающегося Иисуса Христа: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

Приступая к рождественской трапезе и вкушая сдобный кекс, мы можем еще раз вспомнить об искупительной жертве Господа Иисуса Христа, которую он принес ради нашего спасения.

Сегодня мы предлагаем Вам несколько рецептов, по которым Вы сможете самостоятельно приготовить рождественского агнца.

“Рождественский агнец” на основе Брауни

Рецепт Анетты Седовой

Этот агнец может быть только богатым на вкус, как само Рождество и драгоценные дары волхвов Христу.
В основе насыщенный Брауни, наполненный пряной вишней, а завершит его легкое облако завитков из взбитых сливок и алый бархат ленточки!

Состав:

Темный шоколад – 180 г
Сливочное масло 82,5 % – 120 г
Мука – 75 г
Яйца – 2 больших или 3 средних
Сахар – 200 г
Разрыхлитель – 1/2 ч. л.
Какао – 75 г
Вишня заморож. – 100 г
Сок и цедра с 1/2 апельсина
Палочка корицы
Барбарис – 10 шт.
Гвоздика – 5 шт.
Сливки 33 % – 200 г
Амаретто для алкогольного варианта – 2 ст.л или вода

Способ приготовления:

Подготавливаем и взвешиваем все продукты.

Вишню выкладываем в сотейник, наливаем сок, амаретто или воду, пряности, цедру, ставим на огонь и после закипания проварить мин. 5. Остудить. Ягодки отдельно, а сироп сохраните в морозилке для глинтвейна. Включите духовку на 175 С.

Масло и шоколад этапами по 30 сек. растопите в микроволновке.

Взбиваем в миксере яйца с сахаром до белой воздушности, после вливаем шоколадно-масляную массу. Тщательно перемешиваем.

Всыпаем в шоколадную массу просеянные муку с какао и разрыхлитель.

Получается вот такая блестящая масса с добавленной цедрой.

Форму смазываем сливочным маслом и делаем с мукой «французскую рубашку».

Готовим «пластилин» из смеси муки и воды так, чтобы шарик не прилипал к рукам и заклеиваем щель формы, чтобы тесто ненароком не вытекло (тесто достаточно плотное, однако).

Выливаем в форму 1/3 теста и палочкой для суши вталкиваем по ягодке вишни, еще подливаем теста и снова по ягодке, последнюю часть подливаем так, чтобы тесто на 1 см не доставало до конца формы – оно поднимется. Ставим на противень и помещаем на 1ый уровень духовки снизу. Выпекаем около 50 мин, до сухости палочки и остужаем.

Верхнюю корочку срезаем хлебным ножом-пилой. Аккуратно вынимаем кекс.

Берем 1:1 амаретто или водичку и мед, смазываем кисточкой барашка.

Взбиваем сливки и украшаем завитками.


Кекс «Рождественский агнец»

Рецепт от Елены Николаевой

Приготовить заранее все ингредиенты. Они должны быть комнатной температуры, иначе тесто опадет до помещения его в духовку.

Состав:

Масло сливочное – 250 г
Сахарный песок – 250 г
Яйца – 5 шт.
Ванилин – 1 г
Мука пшеничная 100 г
Крахмал – 100 г
Коньяк – 1 ст. л.
Изюм – 100 гр.
Разрыхлитель – ½ ч. л.
Зёрна граната – 100 г

Для оформления используем сахарные карандаши, стружку кокоса, сахарную белую глазурь.

Способ приготовления:

Сначала включаю духовку. Затем смазываю маслом форму. Замазываю мукой швы формы, иначе тесто может вытечь. Затем мою изюм и замачиваю его в коньяке. Через час вынимаю его и просушиваю.

Просеиваю муку с крахмалом. С помощью миксера взбиваю сливочное масло и сахар до пышной пены, постепенно добавляя яйца и ванилин. В эту массу внести муку, крахмал, разрыхлитель и коньяк. Очень быстро замесить, вмешав в тесто изюм и зерна граната.

Выливаю тесто в форму (занимает около 2\3 объема формы). Ставлю форму на противень, помещенный на середину духовки. Выпекаю около 1 часа при 18 градусах, проверяю готовность кекса деревянной палочкой не раньше, чем пройдет 3\4 времени выпечки.

Даю готовому кексу полностью остыть в духовке, затем срезаю излишки теста с верха и извлекаю готовое изделие из формы. Украшаю агнца.

“Рождественский агнец” – традиционный рецепт

Рецепт Людмилы Кочеровой

Состав:

Масло сливочное – 250 г
Сахар – 250 г
Яйца – 5 шт.
Мука пшеничная – 160 г
Крахмал – 100 г
Соль – 1 г
Ванилин – 1 г
Коньяк – 1 ст.лож.
Пекарский порошок – 8 г

Способ приготовления:

Мягкое сливочное масло взбиваем миксером с сахарным песком до пышной пены, постепенно добавляем яйца.

Муку просеять, смешать с крахмалом, добавить соль, ванилин.

Муку с крахмалом соединяем масляной пеной, добавляем коньяк и быстро замешиваем миксером(1-2 мин).

Смазываем форму маслом и заполняем её тестом (тесто займёт 2/3 объёма формы).

Ставим в разогретую до 180 г духовку и выпекаем 50-55 мин (170-180 г).

Проверить готовность длинной палочкой.

Дать полностью остыть в форме (самое сложное – дождаться полного остывания, всем очень хочется открыть побыстрей и увидеть это чудо!), срезать излишки сверху (основание).

Украсить сахарной пудрой или глазурью.

ОПАРА

3 ст ложки муки, 1 ч ложка сахара, 0,5 стакана воды, дрожжи (19г сухих дрожжей др. Откер или 15г сухих дрожжей САФ-момент или 67г свежих дрожжей)

ТЕСТО

1 стакан жидкости (молоко или вода или сыворотка), 1~1,5 ч ложки соли, ~1/4 стакана сахара, 0,5 стакана растительного или растопленного сливочного масла (110~120г), 2 яйца, 6~6,5 стаканов муки


В миске смешать муку, сахар и дрожжи. Влить примерно третью часть от 0,5 стакана тёплой воды. Размешать до однородного густого теста. Влить остальную тёплую воду.

Оставить в тёплом месте до тех пор, как опара запузырится.

В опару влить растительное масло и 1 стакан любой жидкости. Это может быть вода, молоко, сливки, сыворотка, кефир, сметана и т.п.

Вбить яйца и всыпать соль и сахар.

Всё размешать.

Всыпать примерно 4 стакана муки. Перемешать (ложкой, вилкой или венчиком). Получится липкое тесто.

Продолжая перемешивать тесто, подсыпать по полстакана муки до тех пор, как тесто перестанет мешаться ложкой.

На стол насыпать 0,5 стакана муки и вывалить тесто.

Продолжать замес руками, добавляя муку, если она вся впиталась в тесто, а оно всё ещё продолжает липнуть к столу.
Месить до тех пор, пока тесто не приобретёт гладкую, мягкую и не липкую консистенцию.

Желательно сдобное тесто месить ещё несколько минут после того, как оно приобрело правильную структуру, т.к. это тесто от длительного замеса становится лучше.

Тесто сформировать в шар, накрыть его п/э плёнкой и оставить до увеличения в 1,5~2 раза.

Подошедшее тесто обмять, опять накрыть плёнкой и оставить для повторного подъёма.

Внимание! Если используются быстродействующие дрожжи, такае, как САФ-момент, то второй подход не нужен. После первого подъёма теста можно начинать формировать изделия.

Формирование барашков:

Тесто раскатать лепёшками, наложить бумажный трафарет и вырезать по нему фигурки барашков.

(Удобнее всего сначала обвести контур ножом, с лёгким нажатием. А затем вырезать фигурку кухонными ножницами.)

Кусок теста раскатать в тонкую, не очень широкую, но длинную полоску.

Полоску смазать водой и равномерно посыпать слоем мака и сахара.

Свернуть в плотный рулет.

Начинка не обязательно должна быть именно из мака и сахара.
Она может быть любая, но желательно, чтобы она контрастировала по цвету с тестом.
Примеры начинок: варенье, провёрнутые распаренные сухофрукты, орехи, варёная сгущёнка.
Из несладких: фарш, зелёный лук (предварительно помять толкушкой), обжаренный репчатый лук, грибы и т.д.

Рулет разрезать на дольки шириной 1~1,5см.

Фигурки барашков переложить на противень и смочить водой.

К голове приклеить ухо. При желании прикрепить изюмину-глаз.

На "тело" барашка уложить рулетики вплотную друг к другу.

Ещё раз смазать всю поверхность фигурок водой и дать им расстояться.

Перед выпечкой голову и ноги барашков можно смазать яйцом.

Запекать при t=200~220°C до зарумянивания.

Готовые изделия накрыть полотенцем и остудить до тёплого.

Тёплых барашков можно подавать на стол.

Для хранения барашков (в тёплом виде) убрать в ёмкость с плотной крышкой или положить в п/э пакет. Это предохранит их от засыхания.

Ангела-хранителя за трапезой!!!

Для прихожан Успенского храма кафедрального города Темникова, как и для всех православных христиан, незаметно пролетела первая половина Рождественского Поста. Многие из богомольцев уже начали задумываться, что же приготовить домочадцам на светлый праздник Христова Рождества. Традиционная выпечка к Рождеству — барашки из сдобного теста, которых выпекают в специальных формах, а затем используют для украшения вертепа или в качестве подарка.

РЕЦЕПТ № 1 теста для » рождественских барашков»:
1л. молока
100 гр прессованных (свежих) дрожжей
10 яиц
200 гр слив.масла
200 гр слив.маргарина
500 гр сахара
3 кг муки
ваниль, изюм в глазки

Форму смазать маслом. Приготовить тесто как для куличей. Как подойдет выложить в формы, наполнить половину формы и где мордочка, закрыть второй половиной и скрутить проволокой, поставить подходить примерно 30 минут, потом выпекать одну сторону 12-15 минут, затем столько же 12-15 минут вторую. Для выпечки нагреть духовку до 200 грамм и выпекать при 180гр. Общее время выпечки 30 минут при 180 гр. Выход — 6 кг (6 барашков по 1 кг)

РЕЦЕПТ № 2 теста для » рождественских барашков»:
2 яйца
0,5 стакана молока
75 г сливочного масла + для смазывания формы
0,25 чайной ложки соли
50 г прессованных дрожжей
мука (примерно 350-400 г)
1 стакана сахара
1 пакетик ванильного сахара
Горсть изюма и кураги

Яйца разболтать, положить размягченное сливочное масло, соль. Изюм и курагу запарить, потом курагу порезать на мелкие кусочки. Дрожжи развести теплым молоком. Смешать с яйцами, добавить муку (добавлять постепенно), изюм и курагу. Замесить тесто. Тесто месить руками на столе, пока не перестанет прилипать к рукам. Тесто должно быть крутое, но не очень. Тесто положить в полиэтиленовый пакетик (завязать не плотно), опустить в кастрюлю или ведро с теплой водой до всплытия (тесто должно слегка намокнуть).
Затем вымесить с одним стаканом сахара, смешанным с пакетиком ванильного сахара. При этом тесто станет липким. Муку добавлять не надо. Кристаллы сахара не должны полностью раствориться в тесте. Они потом при выпечке образуют очень вкусную сахарную корочку – карамель. Но также можно вымесить тесто соединив все компоненты и поставить на расстойку в миске, как обычно.
Обе половинки формы густо смазать сливочным маслом. Швы промазать маслом с мукой, чтоб не протекли. В глаза вложить изюминки. Тесто выложить в форму. Выпекать при 250° в течение 20 минут, потом при 190° около 40 мин (проверять зубочисткой). Вынуть форму из духовки и сразу же раскрыть и вынуть из нее пирог. Остудить и посыпать сахарной пудрой. Корочка получается коричневой, а внутри пирог светлый.
Форму для выпечки барашка можно купить через интернет-магазины или же в свечных лавках храмов или монастырей.
Помоги Господи нашим православным рукодельницам!



Загрузка...