dselection.ru

Османские турки кто они. Турки османские

Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.

Этногенез сельджуков

Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков.

По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.

Образование государства сельджуков

В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов.

Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.

Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки.

Укрепление государства

Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза - Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов - Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам.

После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.

Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже.

В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре.

Великие завоевания

После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья - Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.

В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата - город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада.

Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих - оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу.

Империя Сельджукидов

К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека.

Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся принадлежала туркам-сельджукам.

В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.

Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.

Упадок империи Сельджуков

После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов.

В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью.

Окончательный распад сельджукской державы

Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.

Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года.

Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году.

Приход османов

Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен - кайи под предводительством Эртогрула. До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.

Сын основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы - звенья одной цепи сменяющихся государственных образований.

Значение завоеваний турок-сельджуков

Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.

Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.

История возникновения и становление такого народа как турки-месхетинцы овеяна интересными историческими фактами. Положение этой нации на географической и социально-политической карте мира остается весьма неоднозначным уже на протяжении нескольких десятилетий. Происхождение турков и особенности их идентификации в современном мире являются объектом исследований ряда ученых - социологов, антропологов, историков и юристов.

До нынешнего времени в изучении этого вопроса исследователи не пришли к единому знаменателю. Важным является тот факт, что и сами турки-месхетинцы неоднозначно обозначают свою этническую принадлежность.

Одна группа относит себя к коренным грузинам, принявшим ислам в 17-18 вв. и освоившим другая - это потомки турков, оказавшихся в Грузии во времена Османской империи.

Так или иначе, представители этого народа в связи с историческими событиями перетерпели немало переселений и вели кочевнический образ жизни. Это связано с несколькими волнами депортаций, которые пережили турки-месхетинцы (из Месхетии, расположенной на территории Южной Грузии в области Месхет-Джавахети). Причем, сами себя месхетинцы именуют ахалцихскими турками (Ahıska Türkler).

Первое масштабное изгнание из освоенных родных мест датируется 1944 г. Именно тогда по приказу И. Сталина следовало депортировать «неугодных» в лице турок-месхетинцев, чеченцев, греков, немцев. Именно в этот период более 90000 месхетинцев отправились в Узбекскую, Казахскую и

Так, не успев оправиться от мытарств, турки-месхетинцы нового поколения перенесли притеснения в результате военных действий в Ферганской долине Узбекской ССР. Став жертвами массовой резни, после распоряжения Правительства СССР они были эвакуированы в Центральную Россию. Одной из основных целей, которые преследовались ферганскими "заварухами", было давление Кремля на Грузию и весь народ, заявивший о желании быть независимыми и свободными в апреле 1989 года.

С нарастанием конфликтности и нестабильности ситуации не только в Фергане, но и на других территориях страны, рассредоточились турки в России, Азербайджане, Украине, Казахстане. Всего порядка 70 тыс. человек стали вынужденными переселенцами.

В современном мире вопрос репатриации и защиты прав месхетинского народа является очень актуальным и сложным, выступая на авансцену международных отношений и политических перипетий. Проблема усугубляется неоднозначностью целей, сроков и пожеланий, как со стороны властей, так и самих представителей народа.

Вступив в в 1999 г., Грузия обязалась в течение 12 лет поднять и решить вопрос о возвращении турок на родину, интенсифицировать процесс репатриации и интеграции, дать им официальное гражданство.

Однако существуют факторы, усложняющие реализацию этого проекта. Среди них:

Некогда активная арменизация исторической родины турков (Месхети и Джавахети); прослеживаются фанатичные настрои агрессии одного меньшинства против возвращения другого на эту территорию;

Недостаточно решительная позиция грузинских официальных органов;

Низкий уровень законодательно-правовой базы, регламентирующей данный вопрос, что является причиной отсутствия результата всех принятых и озвученных решений.

На сегодняшний день население Турции составляет 73 миллиона человек. Из них 82% – турки, 11% – курды, в остальную часть входят арабы, греки, армяне и представители других национальностей. Более трех миллионов турков проживают в Германии и других европейских странах. В настоящее время численность населения увеличивается за счет россиян и других жителей стран СНГ.

Конституция Турецкой Республики признает турком каждого, кто родился на территории Турции от матери-турчанки или отца-турка. Самые крупные города Турции – это Анкара, Стамбул, Измир, Адана, Бурса. На востоке Турция граничит с Грузией, Азербайджаном, Арменией и Ираном; на северо-западе – с Болгарией и Грецией; на юго-востоке – с Сирией и Ираком. Турецкую Республику омывают Средиземное, Черное, Эгейское и Мраморное моря.

На территории Турции на протяжении многих веков происходили контакты и ассимиляция разных народов. К примеру, давние жители Малой Азии были похожи на шумеров Месопотамии (теперешний Ирак) и тюрков Центральной Азии. В древности на территорию Анатолии напали индоевропейские племена, которые создали Хеттское царство. Позднее здесь господствовали греки, римляне, византийцы и османы.

Историческая родина тюрок – Алтайские горы. К востоку от их земель жили монголы, а к западу – угро-финны (предки современных финнов, венгров и эстонцев). Постепенно тюрки заселяли Среднюю Азию и создали империю с огромной территорией. В девятом веке тюрки-огузы, проживавшие в Центральной Азии, приняли ислам. Позже их стали называть турками-сельджуками. Из века в век они становились все сильнее. В 11 веке турки-сельджуки завоевали Восточную Анатолию, которая входила в состав Византии. Многочисленные тюркские племена осели на территории Малой Азии, ассимилировав местное население.

Народность курды – одна из двух самых крупных этнических групп турецкого населения (вторая из них – армяне), которые, проживая на территории Турции, избежали ассимиляции с тюрками в эпоху Османской империи. Они обитают в Восточной Турции, в горных и малодоступных районах, их язык, происхождение и культурные традиции очень схожи с персидскими. В 1925 и 1930-х годах курды поднимали восстания за независимость против Турецкой Республики, которые жестоко подавлялись. Очень долгое время на территории курдов действовало чрезвычайное положение, а в 1946 году они получили такой же статус, как и остальные турецкие провинции. До сих пор эта проблема остается чрезвычайно острой, тем более, что в соседних Ираке и Иране проживают довольно сильные курдские меньшинства, оказывающие поддержку турецким курдам.

Турки очень вежливы и обходительны. В трудной ситуации они вам всегда помогут и не оставят в беде. При встрече они всегда приветливы и радушны, этикету придают большое значение. Турки очень хорошо относятся к людям, уважающим их традиции, а если вы знаете хотя бы несколько слов по-турецки – это буквально обезоруживает их. По их религиозным традициям, коренящимся в исламе, подчеркнуто вежливые приветствия и добрые пожелания в адрес друг друга играют для них очень большую роль. Но у них есть и определенные недостатки, сразу бросающиеся в глаза западному туристу: являясь восточным народом, они очень медлительны и непунктуальны. Поэтому, если вы заключаете какую-либо сделку, время и цену подробно обговорите заранее.

Увидев на улице женщину, облаченную в черные одежды, не следует показывать на нее пальцами или фотографировать.

Если вы входите в квартиру, частный дом к туркам или мечеть, нужно всегда перед входом снять обувь и оставить ее перед дверью. А если мечеть многолюдна, обувь можно положить в пакет и взять с собой. Заходя в мечеть, нужно быть прилично одетым, женщине полагается повязать на голову платок; запрещается посещать такие места в шортах, коротких юбках и майках.

Вы не встретите на улице пьяного турка: ислам запрещает распитие алкогольных напитков. Поэтому туристам нужно вести себя соответствующим образом, уважая традиции этой страны.

Внешний вид

Каковы бы ни были традиции, самое ценное в каждой стране – это ее жители. Внешне турки очень разные и очень отличаются друг от друга: от темных брюнетов со смуглой кожей до светлокожих блондинов. Так внешний образ турков отразил все процессы ассимиляции, происходившие на протяжении многих веков в этой стране. Особым предметом мужской гордости являются усы, присущие очень многим туркам, за исключением военных.

Особенности характера

Черты характера турков очень противоречивы в силу того, что в них соединились и Восток, и Запад, и Европа, и Азия. Обостренная национальная гордость соседствует с их комплексом неполноценности. Являясь мусульманами, турки в подсознании считают себя выше других народов, но не брезгуют простой черновой работой и вербуются в качестве дешевой рабочей силы в Западную Европу. Слыша многочисленное количество раз слова «Великая Турция», многие понимают, что до настоящего величия их стране еще далеко. Здесь слишком велико социальное неравенство: от богатых людей, владеющих шикарными виллами в Турции, до обитателей трущоб, еле сводящих концы с концами.

Турки очень ценят дружбу и ради друга они готовы буквально на все. А если кто-то становится врагом, то это навсегда, они в течение длительного времени не меняют своих взглядов и отношения. Турки редко бывают объективны, в их друзья может запросто пробиться человек, просто льстящий им и не испытывающий искренних чувств. Такие люди часто злоупотребляют дружбой и используют ее в своих целях, полагаясь на доброту, безотказность и наивность своего друга. А даже аргументированный спор между друзьями может свести отношения на нет.

Турки самокритичны и обладают хорошим чувством юмора. Но они не приемлют критику со стороны иностранных граждан, и даже одно необдуманное слово может ранить их до глубины души. Туркам никогда не стоит безапелляционно заявлять, что все плохо, им куда приятнее будет услышать, что они делают все неплохо, но нужно стараться делать еще лучше. Давить на турка также не следует, с ним лучше договориться полюбовно.

Огромное значение для всех турков имеет доверие. Они готовы отказаться даже от выгодных предложений, услышав нотки недоверия в свой адрес. Напротив, показывая доверие своему собеседнику, это накладывает на турка чувство еще большей ответственности. Но они не всегда верны своему слову, списывая любые неудачи или промахи на Аллаха. Турки терпимо относятся к представителям всех национальностей, но они все так же неторопливы и неточны, у них абсолютно отсутствует чувство времени. Если они говорят, что сделают завтра, то это может означать, что будет сделано когда-нибудь, например, через неделю. К этому нужно приспособиться, обижаться и злиться на турков бесполезно, а тем более показывать им свою ярость – это ни к чему хорошему не приведет.

Турки подчеркнуто вежливы в общении друг с другом, особенно в маленьких городках. Они предупредительны в отношениях между собой, никогда не создают толчею, а если нечаянно заденут друг друга, то тут же извиняются. Водители уступают дорогу пешеходам и стараются быть взаимно вежливыми, а все недоразумения улаживают мирно и бесконфликтно. Но, к сожалению, в огромных городах (таких, как Стамбул) эта традиция уже исчезает.

Гостеприимство турков уже стало притчей во языцех. Не удивляйтесь,если после одной-двух встреч, они пригласят вас к себе домой и познакомят со всей родней. Если турки приглашают вас к себе на обед, ужин или просто чай, будет невежливым с вашей стороны отказать им, так как они могут воспринять это как личную обиду. Приглашая к себе домой, турки хотят выразить этим свое уважение и доверие к вам. Согласно национальным обычаям, после посещения турецкого дома нужно сделать ответный шаг, пригласив их к себе в гости.

Отношения между противоположными полами у турков совершенно не такие, как у нас. Турки относятся к женщине исключительно как к объекту любви, поэтому они не приемлют отношения к женщине как к товарищу, другу или коллеге по работе. Турки предпочитают проводить время с друзьями, и вы редко встретите семейную пару, идущую куда-то вместе,разве что к родственникам. Испокон веков турецкая женщина была хранительницей домашнего очага и сидела дома с детьми, нигде не работая. Но в последнее время в связи с все большей европеизацией Турции можно все чаще встретить работающих женщин и даже занимающих видные посты в государстве.

В Турции запрещены добрачные связи между мужчиной и женщиной, а также не приветствуются гражданские браки. Понравившись друг другу, молодая пара сразу решает пожениться. За пределами дома не принято проявлять чрезмерную нежность по отношению друг к другу. До сих пор здесь существует так называемая полиция нравов, поэтому вы не увидите на улице целующуюся парочку. Только в 2002 году был отменен обязательный тест на девственность среди старшеклассниц.

Даже спрашивать о здоровье жены и передавать ей привет среди турков считается неприличным. Обычно принято спрашивать о здоровье семьи в целом и передавать привет семье, даже если вы были раньше в этом доме и знаете жену.

Находясь в ресторане или на вечеринке, считается некрасивым поступком приглашать на танец чужую жену и садиться на свободное место за стол, особенно, если рядом сидят женщины. Турки – великие собственники и ревнивцы и не допускают даже мысли, что жена может танцевать с кем-то другим.

В вопросе супружеской верности турки бескомпромиссны и даже беспощадны, они не прощают измен, а некоторые могут даже убить. Был такой случай, когда турецкий парламент оправдал полицейского, который убил свою жену и брата, застав их вместе. При этом общественность относится благосклонно к изменам со стороны мужчин.

Большое число поклонников не возвышают девушку в глазах юноши, в то время как в Европе армия поклонников только добавляет девушке авторитета. До настоящего времени девушка в Турции ограничена в своем выборе будущего мужа, и часто браки заключаются по договоренности между родителями жениха и невесты. Сегодняшний день – это переходный период между старыми укоренившимися традициями и новым взглядом на жизнь, и у турчанки, которая активно учится и осваивает новые профессии, сейчас другие потребности и запросы, но мужчины очень часто не хотят этого признавать, поэтому нередко это вызывает кризис в новых семьях.

Семейный уклад

Большую роль для турков играют семейные и родственные связи. В турецких семьях, особенно в деревенских, существует четкая иерархия: жена и дети безоговорочно подчиняются мужу и отцу, младшие братья – старшим братья, а младшие сестры – старшим братьям и сестрам. Старший брат – аби – является по сути вторым отцом для младших братьев и сестер. В его обязанности входит в том числе и охрана чести его сестер, поэтому зачастую он является настоящим тираном для них. Многодетная мать семейства пользуется заслуженным уважением и авторитетом у всей семьи, особенно, если она родила мужу нескольких сыновей.

Авторитет главы семьи – отца – был всегда абсолютным и неоспоримым. С ранних лет в детях воспитывали глубокое уважение к родителям, особенно к отцу, они даже должны были вставать в присутствии отца, а некоторые турки вплоть до зрелого возраста не осмеливаются курить при отце.

У турков, особенно в сельской местности, существуют свои идеалы красоты. Ценятся сильные и полные женщины, могущие взвалить на себя весь груз домашних забот. Турецкая пословица гласит о канонах женской красоты: «Она была так прекрасна, что должна была поворачиваться, чтобы входить в дверь».

Покидая родительский дом, девушка уже становится членом семьи мужа, но здесь она занимает гораздо более низкое место, чем в семье своих родителей. Невестка не считается членом семьи, пока не родит сына. Даже мужа она не имеет права называть по имени, а, обращаясь к новым родственникам, она должна говорить «ваш сын» или «твой брат».

Рождение ребенка, особенно сына, сразу повышает статус молодой женщины в новой семье. И ее тем больше уважают, чем больше у нее сыновей. Но если женщина бесплодна – это для нее настоящая трагедия. Общественность порицает такую женщину, она теряет все свои права, в том числе право на наследство, и сам брак с ней становится под угрозу.

Мужья не обсуждают с другими людьми своих жен и тем более не хвастаются перед друзьями своими победами на любовном фронте. В маленьких городках и деревнях вы никогда не увидите супругов вместе. Проявление нежности по отношению к своей жене считается неприличным. А если мужчина вернулся после длительной командировки, его встречают в первую очередь родственники мужского пола, за ними – мать и сестры, а последней – жена.

До сих пор для женщин существуют некоторые запреты со стороны мужчин. Так, не принято, чтобы женщины без мужского сопровождения посещали какие-либо вечеринки, увеселительные заведения или рестораны.

Жизнь холостяка – не свойственное для Турции явление, особенно в деревне. Считается странным, если парень не женился до 25 лет. В настоящее время молодые семьи уже не живут с родителями, часто они снимают квартиры в Турции , а также родители могут купить им недорогую недвижимость в Турции . Молодые пары с родителями часто навещают друг друга. Здесь очень любят ходить в гости, устраивать чаепития и дарить друг другу небольшие подарки.

В Турции не встретишь такого явления, как приюты или дома для престарелых, характерные для европейского или американского образа жизни. О пожилых родственниках принято заботиться до конца жизни. Здесь даже соседские отношения пронизаны теплом и вниманием, а уж забота о близких родственниках – это прямой долг каждого турка.

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования - государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад - в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки - народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии - побережье Эгейского моря, на севере - на побережье Черного моря, на юге - на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии - на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы - на северо-востоке, ассирийцы - на юго-востоке, многочисленное еврейское население - в крупных городах Византийской империи, балканские народы - в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) - более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад - к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.


Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян - болгар, сербов, македонцев - предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи - одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя - Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем - один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX - начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию - султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно - после Первой мировой войны и распада Османской империи, - началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане - из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар - помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров - на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая - этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью - сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца - турка или матери - турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой на лице.
Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным.

Турки персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в 13 веке тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских турков основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении турки совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем, более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и так далее.



Загрузка...