dselection.ru

Где кто и когда изобрел самовар. Водогрейная машина, или символ русского быта

Самовар на фоне заснеженного русского города. Фотография: Н. Винокуров / фотобанк «Лори»

«Водогрейный сосуд для чая, большей частью медный, с трубой и жаровнею внутри» - так определял предназначение самовара Владимир Даль.

Истинные ценители чая отмечают, что только с помощью самовара можно приготовить настоящий чайный напиток. Кипяток из самовара получается мягче и вкуснее, чем из чайника, а вода считается полезнее. Кроме того, вода закипает быстрее, а остывает медленнее. Сплошное удобство. Да и для здоровья безопасно: носик самовара находится выше уровня скопления тяжелой воды с осадком, и все примеси остаются на дне.

Занимательный факт:
Прадедушкой самовара был сбитенник, сосуд для приготовления традиционного горячего питья - сбитня из меда и целебных трав. Сбитенники XVIII века сохранились до нашего времени.

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

Николай Богданов-Бельский. Новые хозяева. 1914

Чаще всего на Руси чай из самовара пили в купеческих семьях и любили проводить за чаепитием по несколько часов в день. Вокруг самовара традиционно собиралась вся семья, и каждый выпивал по пять-шесть чашек этого ароматного напитка.

«А мне чаю. Стаканов шесть. Мы с мамой после бани всегда чай пьем с малинишным вареньем».

Фрося Бурлакова (фильм «Приходите завтра…»)

Горячий чай разливали по чашкам, затем переливали в блюдца и шумно пили вприкуску с сахаром, ароматным пряником или кренделем.

Но, вопреки распространенному мнению, самовар изобрели не русские. Первая «чайная машина» (так называли самовар в Европе) попала в Россию из Голландии благодаря Петру I, любившему привозить из-за границы новинки. Через какое-то время на Руси появился свой, адаптированный аналог. Правда, название «самовар» за ним закрепилось позже.

Самовары в музее. Фотография: FEDLOG / фотобанк «Лори»

Самовар в разрезе. Городецкий музей самоваров. Фотография: П. Широков / фотобанк «Лори»

Самый первый русский самовар был сделан из меди и появился на Урале. Первая фабрика, специализирующаяся исключительно на производстве самоваров, была открыта в Туле оружейником Федором Лисицыным в 1778 году. Самовары династии Лисицыных прославились многообразием видов и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в форме дельфина, с петлеобразными ручками. Каждая форма самовара имела свое название: «яйцо», «шар», «рюмка», «ваза», «репка». Поскольку желающих обзавестись модным и необходимым в быту самоваром становилось все больше, производства открылись во многих городах России. Первоначально в каждом городе его называли по-разному: в Курске - «самокипец», в Ярославле - «самогар», а на Вятке - «самогрей». Новое дело оказалось настолько прибыльным, что кустари переоборудовали мастерские в фабрики. Вскоре в России самовар стал главным предметом чаепития. На смену медным пришли самовары из сплава цинка и меди. Состоятельные люди стали приобретать более дорогие - серебряные или никелированные «чайные машины».

Самовар на твердом топливе. Фотография: Н. Ветренный / фотобанк «Лори»

Чаепитие в сельской избе. Фотография: Я. Филимонов / фотобанк «Лори»

Делались самовары и по заказу императоров. В Оружейной палате хранится самовар, отделанный золотом и слоновой костью, эмалью и дорогими камнями, принадлежавший Павлу I.

Для растопки самовара использовали дрова и щепки. Но самым привлекательным топливом всегда считались сосновые шишки: прогорают быстро, но придают чаю приятный, немного отдающий хвоей вкус и аромат.

Занимательный факт:
В XVIII веке в России производились «самовары-кухни», которые внутри делились перегородками на три части. В двух из них варилась пища, а в третьей кипела вода для чая. Прибор использовали для приготовления еды в походных условиях.

Самовары в Тульском кремле. Фотография: Е. Вакуленчик / фотобанк «Лори»

Самовар с баранками. Фотография: А. Андросов / фотобанк «Лори»

Расписной самовар с заварным чайником и чайной парой. Фотография: Н. Истомин / фотобанк «Лори»

В XIX веке к работе над дизайном самоваров привлекались именитые художники, которые занимались не только росписью, но и концепцией. На сегодняшний день самыми дорогими самоварами признаны серебряные и позолоченные изделия, созданные в мастерских Карла Фаберже в прошлом веке. Мастера использовали уникальные техники по чеканке, выколотке, литью и просечке. В музее «Тульские самовары» можно увидеть декоративные самовары, сделанные из лозы, бересты, глины, дерева, фарфора, стекла и даже из сахара. А также лучшие исторические образцы чайных машин.

Занимательный факт:
Самый большой самовар в России был создан в 1922 году на одной из тульских мануфактур. Этого великана изготовили в качестве подарка председателю ВЦИКа Михаилу Калинину. Вес прибора - более 100 килограммов, вместимость - около 250 литров воды. Хотя на подогрев воды тратилось порядка 40 минут, она могла оставаться горячей пару дней.
Высота самого маленького самовара - всего 1,2 миллиметра. В народе шутят, что самовар был изготовлен Левшой для той самой блохи. Он сделан из золота и состоит из 12 основных деталей. До него самым маленьким самоваром считался сосуд размером в один сантиметр, весом в 16 граммов, с возможностью кипячения целых четырех капель воды.

«… Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа »
Александр Блок

Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.

Самый «тёмный» вопрос в истории русского самовара - это его происхождение. Одни исследователи говорят, что похожие конструкции использовались ещё в древнем Риме и приводят в пример сосуды аутепса и каэда, в которых использовалась идея внутреннего нагревателя. Аутепса (лат. Аuthepsa) представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине её клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котёл. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран . Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.

Каэда (лат. Сaeda) служила для приготовления горячей смеси из вина, меда и воды . Внешний вид сосуда напоминал горшок на трёх ножках . В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.

Другие считают, что самовар попал к нам в Россию из Персии, где его называют исковерканным русским словом - «семизар».

Некоторые исследователи считают, что мы позаимствовали самовар из Китая, где существует огненный котел хо-го, круглый сосуд, имеющий трубу-жаровню с колосниковой решеткой и поддувало, отчасти похожий на кастрюлю. Кастрюля «хо-го» стоит на ножках и опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги, в Китае до сих пор используют «хо-го» для приготовления пищи. Иные напоминают, что первые самовары отечественного производства были подозрительно похожи на чайные урны, распространенные в обиходе англичан в XVIII веке, но в России то самовар появился на сто лет раньше. Мировую славу самовар приобрел лишь после того, как стал главным атрибутом русского чаепития.

К XIX веку самовар стал характерной чертой русского быта. Самовара на столе нельзя было увидеть только в самых бедных семьях. Его заботливо начищали, и не случайна о человеке нарядном и самодовольном говорили: «Сверкает, как медный самовар».

Широкий спрос на самовары в России породил разнообразные предложения, и самовары стали изготавливать на все вкусы и кошельки. Парадные модели самоваров делали из золота и серебра, никелировали, декорировали самоцветами, покрывали эмалью и отдавали расписывать известным художникам. Старались сразить покупателя оригинальным дизайном.

В начале XIX века самыми популярными были самовары в форме бочонка и русского терема. Во время Отечественной войны 1812 года русские офицеры- победители привезли такие самовары с собой в Париж и поразили французов. Именно тогда европейцы оценили простоту конструкции и удобство использования русского самовара, и он начал свой победный марш по европейским странам.


Самовары, в том числе и на экспорт, как правило, изготавливали вместе с подносом - он защищал стол от кипятка. В самоварный комплект входила также полоскательница - особая чашка, в которую сливали остаток воды из нижней части самовара и недопитый чай из чашек. Дорогие модели продавались со специальными чайными сервизами, выполненными из того же металла и в том же стиле, что и сам самовар. В них, помимо подноса и полоскательницы, входили заварочный чайник, сливочник, сахарница, щипцы для сахара и чайные ложки, ситечко для чая.

Самыми изысканными и ценными с художественной точки зрения самоварами были те, что заказывали в единственном экземпляре , чтобы преподнести в подарок знатному вельможе.

Так, в Музее московского Кремля хранится самовар, изготовленный на фабрике братьев Черниковых для императора Александра I. Он сделан из тампака - сплава меди и цинка, по цвету напоминающего золото. На его корпусе множество накладных позолоченных элементов - львиные головы, доспехи и лавровые венки, которые должны были напомнить о победе в войне 1812 года. Ножки самовара выполнены в форме львиных лап, кран - в виде головы хищной птицы, а колпачок-заглушка - это фигурка ангела, играющего на лютне.

На эксклюзивные модели, которые изготавливались в единичном экземпляре, сразу же возникал высокий спрос - все хотели такой же самовар, как у самого государя императора. Выждав из приличия некоторое время, самоварные фабрики запускали в массовое производство уникальные самовары, на которые был высокий спрос - разумеется, упростив материал, сложную отделку и вычурный дизайн.

Случалось, что эскизы для эксклюзивных моделей самоваров соглашались выполнить известные художники. Так, эскиз самовара «Петух» для Всемирной промышленной выставки, проходившей в Вене в 1873 году, создал Виктор Васнецов. Самовар стоит на «петушиных лапах», кран заканчивается «петушиной головой», а ручки напоминают раскинутые петушиные крылья. Этот уникальный самовар удостоился золотой медали выставки в Вене в 1873 году .

Прошедшие 250 лет не унесли самовар в прошлое. Это медное чудо имеет поистине живую душу потому, что вечно живыми остаются такие понятия, как гостеприимство и радушие, дружеское общение, домашний покой и уют, олицетворением которых всегда был и остаётся самовар. Современному человеку самовар помогает лучше понять, что такое ритуал и традиции настоящего русского чаепития, ощутить неподдельную ценность живого, неспешного общения. Поставьте на праздничный стол самовар и вы увидите, как изменится «чайное настроение» всего застолья на масленичной неделе.

Самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло.

И сам самовар не мог появиться ни в какой другой стране. Есть в Китае, откуда был завезен в Россию чай, родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе.

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати.

Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.

В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, которые представляли собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей - чай.

Сбитенник и самовар-кухня явились предшественниками самовара.

Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно, что уже тогда в Туле изготавливались самовары.

В XIX веке самовар "расселяется" в С-Петербурге, Москве, во Владимирской, Ярославской, Вятской губерниях. Как бы там ни было, но уже два столетия самовар и Тула неотделимы друг от друга.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Самовар - это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Увитое хмелем окно веранды, летняя ночь, с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же... ворчащий, сверкающий медью, пышущий паром тульский самовар на столе.

Тульский самовар... В нашем языке это словосочетание давно стало устойчивым. Нелепый, с его точки зрения, поступок А. П. Чехов сравнивает с поездкой "в Тулу с собственным самоваром".

О появлении первых, документально зафиксированных, самоваров в Туле известно следующее. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын, который в свободное от работы на оружейном заводе время, построил собственную мастерскую и упражнялся в ней всякого рода работами по меди.

Уже в 1803 году на них работают четыре тульских мещанина, семь оружейников, два ямщика, 13 крестьян. Всего 26 человек. Это уже фабрика, и капитал ее составляет 3000 рублей, доход - до 1500 рублей. Немалые деньги. Фабрика в 1823 году переходит к сыну Назара Никите Лисицыну.

Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Сколько радости доставили они людям! Но прошло столетие - и заросли травой могилы фабрикантов, забыты имена их подмастерьев. Отшумели, не поют уже своих вечерних песен первые самовары, прославившие Тулу. Они тихо грустят вдали от родины, в музеях Бухары, Москвы, С-Петербурга, Калуги. Впрочем, и Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Между тем, самоварное производство оказалось весьма прибыльным. Кустари быстро превращались в фабрикантов, мастерские - в фабрики.

В 1785 году открывается самоварное заведение А. М. Морозова, в 1787 году - Ф. М. Попова, в 1796-м - Михаила Медведева.

В 1808 году в Туле работало восемь самоварных фабрик. В 1812 году открывается фабрика Василия Ломова, в 1813 году - Андрея Курашева, в 1815 году - Егора Черникова, в 1820 году - Степана Киселева.

Василий Ломов вместе со своим братом Иваном выпускали самовары высокого качества, по 1000 - 1200 штук в год, и получили высокую известность. Самовары тогда продавались на вес и стоили: из латуни - 64 рубля за пуд, из красной меди - 90 рублей за пуд.

В 1826 году фабрика купцов Ломовых выпускала за год 2372 самовара, Никиты Лисицына - 320 штук, братьев Черниковых - 600 штук, Курашева - 200 штук, мещанина Маликова - 105 штук, оружейников Минаева - 128 штук и Чигинского - 318 штук.

В 1829 году на первой публичной выставке российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге самовары мастера Маликова завоевали малую серебряную медаль.

В 1840 году за высокое качество самовары Ломовых, одними из первых, имели право носить государственный российский герб как высшую награду.

В 1850 году в одной только Туле было 28 самоварных фабрик, которые выпускали около 120 тысяч штук самоваров в год и множество других медных изделий. Так, фабрика Я. В. Лялина вырабатывала в год более 10 тысяч штук самоваров, фабрики И. В. Ломова, Рудакова, братьев Баташевых - по семи тысяч штук каждая.

Что за причина столь быстрого развития самоварного промысла? Месторождения железных руд, выгодное географическое местоположение и близость к Москве. И еще одно очень важное обстоятельство. Ни один район не имел стольких мастеров по металлу, как Тула.

Пополнялись ряды рабочих в самоварном производстве и за счет отходничества, которым промышляла значительная часть крестьянского населения губернии.

Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России.

В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик с количеством рабочих 1362, из них в Туле -74 фабрики. На каждой работали от трех до 127 человек. В Тульском уезде - четыре фабрики с количеством рабочих от четырех до 40.

Самое большое количество фабрик Тулы, а их было 50, приходилось на Заречье, там жили и работали оружейники.

Уже в то время о самоваре складывались пословицы ("Самовар кипит - уходить не велит", "Где есть чай, там под елью рай"), песни, стихотворения.

Газета "Тульские губернские ведомости" за 1872 год (№ 70) о самоваре писала так: "Самовар - Друг семейного очага, лекарство прозябшего путника..."

Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке (до Оки самовары везли на лошадях) самовары переправлялись на Нижегородскую ярмарку. Речной путь имел ряд преимуществ: был дешевле, да и самовары при таком способе транспортировки сохранялись лучше.

Первые места на ярмарках занимали самовары Баташева, Лялина, Белоусова, Гудкова, Рудакова, Уварова, Ломова. Крупные фабриканты, например Ломовы, Сомовы, имели свои магазины в Москве, Петербурге, Туле и других городах.

При перевозке самовары упаковывали в ящики-коробы, которые вмещали дюжину изделий разной величины и фасонов, и, продавали по весу. Дюжина самоваров весила более 4 пудов и стоила 90 рублей. Чем тяжелее самовар, тем дороже.

Немало творческой фантазии вкладывали мастера в отдельные детали, приобретавшие сказочные формы. Таковы, например, самовары из мельхиора, самовар с ручками в виде дракона, с виноградными лозами и другие.

Несмотря на различие в оформлении и отделке, устройство всех самоваров одинаково.

Каждый самовар состоял из следующих частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, репейка, стебла крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, деревянных приделок, конфорки и заглушки.

Непросто было овладеть ремеслом самоварщика.

Вот что вспоминает старожил-самоварщик деревни Маслово Н. Г. Абросимов: "Работать учеником начал с 11 лет. Три с половиной года обучался этому ремеслу. Для стенки (корпуса) резали определенного размера латунь, затем ее свертывали в цилиндр, и эта форма наводилась в двенадцать приемов. Латунь с одной стороны надрезали зубцами и затем ударами молотка закрепляли по соединительному шву, после этого несли в кузницу. Потом мастер (наводильщик) повторял операции по заделке шва с помощью молотков и напильников и каждый раз закреплял отжигом в кузнице. Бегали в кузницу от мастера к мастеру и обратно мальчики-ученики и постепенно присматривались, как работает мастер.

Немало пота пролито и бессонных ночей проведено, прежде чем по заказу фабриканта стенка сделана. А привезешь сдавать в Тулу фабриканту, иногда брак обнаружит. Труда много затрачено, а получать нечего. Работа тяжелая, но полюбил я ее, приятно было, когда из листа латуни сделаешь чудо-стенку".

До недавнего времени Николай Григорьевич хранил набор инструментов, которые ныне передал в музей.

Инвентарь самоварщика переходил от отца к сыну, а по мере изнашивания заменялся новым. Сумма для приобретения набора инструментов подвергалась большому колебанию в зависимости от избранной мастером специальности в производстве. Например, комплект рабочего-наводильщика стоил 60 рублей. В комплект входило несколько кобылин, стойна, напильники, ножницы, формы для разгранки фасона, гнедки и молотки.

Главным материалом для изготовления самоваров служили: медь зеленая (латунь), красная (сплав меди -50- 63% и цинка -37-50%), томпак (сплав меди -85-90% и цинка -10-15%). Иногда самовары серебрили, золотили, а то и делали из серебра и мельхиора (сплав меди -50- 60%, цинка -19-39% и никеля -13-18%). Самоваров из томпака изготовлялось в 10 раз больше, чем красных (из сплава меди -50-63% и цинка -37-50%). Будучи дороже, красивее, роскошнее, они расходились по домам знати. В 1850 году томпаковый самовар стоил 25-30 рублей штука, в зависимости от отделки. Но основную массу самоваров изготовляли из зеленой меди.

Сложен и многообразен процесс изготовления "тульского чуда", который составлял 12 приемов. В производстве существовало строгое разделение труда. Почти не было случаев, когда мастер изготовил бы полностью весь самовар. В самоварном деле было семь основных специальностей:

Наводильщик - сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму. За неделю он мог выделать 6-8 штук заготовок (смотря по форме) и получал в среднем 60 копеек за штуку.

Лудильщик - вылуживал внутреннюю часть самовара оловом. Делал 60-100 штук в день и получал по 3 копейки за штуку.

Токарь - точил на станке и полировал самовар (при этом рабочий, который вертел станок (вертельщик) получал 3 рубля в неделю). Токарь мог выточить 8-12 штук в день и получал 18-25 копеек за штуку.

Слесарь - делал ручки, краны и т. п. (ручки - к 3-6 самоварам в день) и за каждую пару получал 20 копеек.

Сборщик - из всех отдельных частей собирал самовар, припаивал краны и т. п. В неделю делал до двух дюжин самоваров и получал с одного 23-25 копеек.

Чистильщик - очищал самовар (до 10 штук в день), получал за штуку 7-10 копеек.

Токарь по дереву - изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки (в день - до 400-600 штук) и получал 10 копеек за сотню.

Длителен процесс изготовления самовара, прежде чем он появится в таком виде, в котором мы его привыкли видеть.

На фабриках шла сборка, отделка. Изготовление деталей - по домам. Известно, что целые деревни изготовляли одну какую-нибудь деталь. Сдача готовой продукции совершалась раз в неделю, иногда в две недели. Везли готовую продукцию для сдачи на лошадях, хорошо упакованную.

Самовары и детали к ним изготовлялись не только в Туле, но и в окрестных селах в радиусе примерно 40 км от города. Так, население деревень Нижние Присады, Хрущево, Банино, Осиновая Гора, Барсуки, Маслово, Михалкове Тульского уезда и деревень Изволь, Торчково, Скороварово и Глинища Алексинского уезда из поколения в поколение специализировалось на самоварном промысле. Изготовляя стенки самовара, мастер получал сырье от фабриканта по весу, по весу же сдавался и самовар. Работа велась в жилых избах круглый год за исключением летнего времени, когда начинались полевые работы. Занимались самоварным ремеслом и целыми семьями, и в одиночку. У каждого самоварщика для изготовления стенки самовара был свой фасон. Круги, конфорки, поддоны, заглушки и шейки чаще всего изготовляли литыми - это делали кустари-литейщики из остатков меди и стреляных патронов. Всего же таким производством было занято 4-5 тысяч кустарей и ряд медно-литейных заводов. Наивысший подъем самоварного производства в Туле приходится на 1880-е годы. В связи с развитием капитализма самоварные фабрики возникали в форме капиталистической мануфактуры с вольнонаемными рабочими.

Выделяются крупные самоварные фабриканты, "самоварные короли" - Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. Самовары, сделанные на этих фабриках, пользовались особой популярностью.

В конце XIX века в Туле существовало более 10 фабрик однофамильцев Баташевых. Самая ранняя из них основана И. Г. Баташевым в 1825 году, а самая крупная фабрика В. С. Баташева - возникла в 1840 году. В 1898 году утвержден устав "Товарищества паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле". Новая фабрика была выстроена в конце XIX века в Туле на Грязевской улице (теперь улица Лейтейзена, дом № 12). Это была первая паровая самоварная фабрика в России.

В начале XX века фабрика наследников В. С. Баташева выпускала 54 различных фасона самоваров. Самовары фабрики Баташевых особенно ценились.

Прославленные баташевские самовары, лучшие по качеству и отделке, быстро раскупались, принося большой доход фабриканту. Ни одна русская выставка в России и за границей не обходилась без тульского самовара, без продукции фабрики Баташева.

Желающие участвовать в выставках должны были представить несколькими образцами все разновидности своих изделий. Фабриканты, которые примут участие в выставках, должны на случай получения наград снабдить свои самовары фабричными клеймами.

Выставки были разные: ярмарочные, которые устраивались ежегодно с 15 июля по 25 августа, губернские, уездные, частные и отраслевые: художественные, промышленные, художественно-промышленные, сельскохозяйственные и специализированные, которые, как правило, устраивались в разных городах ежегодно. Были выставки всероссийские (они проходили приблизительно через 10 лет в больших городах, таких, как Москва, Петербург, Новгород) и всемирные.

За лучшую представленную продукцию на выставках фабриканты получали награды.

Награды удовлетворяли самолюбие и тщеславие фабриканта, а образцы медалей клеймили на самовары для популяризации продукции. Самые распространенные награды были с сельскохозяйственных выставок, так как здесь почти все изделия, представленные на обозрение, получали награды, а вот награды на всероссийских и всемирных выставках выдавались реже. Для участия в этих выставках требовалось очень много условий и прежде всего, самое высокое качество предметов и степень художественного выполнения. На всероссийских выставках предусматривалось и то, чтобы материал, из которого изготавливался предмет, был русским и рабочие тоже были русского происхождения, учитывалось техническое устройство фабрики и красота здания.

Высшей наградой на всероссийских выставках считался государственный герб, утвержденный министерством финансов за лучшие фабричные изделия. На Всероссийской Нижегородской выставке в 1896 году за производство самоваров наследники Баташева получили эту высшую награду. Оттиск герба и других наград можно увидеть на рекламах и самоварах наследников В. С. Баташева и других фабрикантов.

На художественно-промышленных выставках за самовары наследники В. С. Баташева получили три награды: "Гран-при" в 1903-1904 годах в Петербурге на международной художественно-промышленной выставке, в 1904 году на международной выставке в Париже и в 1911 году в Турине, три почетных диплома и более 20 других наград.

В фондах Тульского музея самоваров насчитывается большая коллекция разнообразных фасонов самоваров фабрики В. С. Баташева и его наследников. Среди них самовар красной меди 1870 года - флорентийская ваза, томпаковый овально-лощатый, уникальная коллекция сувенирных самоваров, которые были изготовлены в подарок царской семье в 1909 году. Самоварчики выполнены с большим искусством в форме ваз греческой, рококо, зеркальной, византийской рюмки и гладкого шара. Самовары эти емкостью 200 граммов, действующие, изготовлены в подарок детям царя Николая II: четырем дочерям и сыну.

В течении столетий менялись фасоны самоваров. К концу XIX века их число доходило до 165. При такой разнотипности процесс производства полностью механизировать невозможно. Поэтому почти неизменными были орудия труда: кобылины в виде железных брусьев с утолщением на концах для ковки стенки самовара, весом до двух пудов каждая; стойла или вертикальная кобылина для ковки гладких самоваров, для закругления на самоварах; гнедки для разгранки самоваров; паяльники для спайки кувшина с корпусом самовара; ножницы для резки металла; наковальни; наборы молотков; штемпеля для клеймения самоваров; железные формы для формирования самоваров.

По ведомости оборудования и рабочей силы самоварной фабрики братьев Баташевых за 1883 год можно судить о размахе их предприятия: молотков -500; горнов -20; мехов -20; кобылин -300; тисков -250; подпилков -400; паровая машина - одна; ножниц -100; клещей -50; токарных станков -42; резцов -40; мастеров -125; подмастерьев -100; учеников -30; поденщиков -45. За год на фабрике было изготовлено 6000 штук самоваров на сумму 42 000 рублей.

Во второй половине XIX века Тула по производству самоваров занимает первое место в России. В 1890 году в губернии действовало 77 фабрик с 1362 рабочими. На каждой из них трудилось от 3 до 127 человек.

Для большей рекламы крупные фабриканты выпускают прейскуранты, каталоги, плакаты. В одном из плакатов Н. И. Баташева мы читаем: "Из всех существующих фирм Баташевых фирма "Наследник Н. Г. Баташева - Н. И. Баташев" является первой и старейшей в России и существует с 1825 г. Благодаря высокому качеству вырабатываемых фабрикой самоваров наша фирма издавна пользовалась наилучшей репутацией и тем самым добилась того, что самовары с клеймом "Баташев" стали требоваться не только в России, но и за границей. Видя такой успех самоваров нашей фирмы, в Туле появились как крупные, так и мелкие кустари, которые, пользуясь сходством фамилии с нашей фирмой, начали подделывать и подражать нашим клеймам и тем самым вводить покупателей в заблуждение. Не имея возможности бороться с этим злом и желая оградить нашу фирму от возможных подражателей и подделок наших конкурентов, мы заявили Министерству торговли и промышленности помещенную на сем этикете фабричную марку с обозначением на оной "1825 год". Только наша фирма существует с 1825 года, и никто из конкурентов не может подражать и подделывать это клеймо. За высокое качество изделий основатель фирмы был высочайше награжден в 1850 году государственным гербом и в 1855 году званием "Фабрикант двора его императорского величества". Следуя заветам основателя, фирма продолжит неустанно заботиться о том, чтобы ее самовары по-прежнему превосходили бы качеством изделия всех конкурентов. Поэтому обращайте внимание на фабричную марку с изображением на оной "1825 год", с этим клеймом самовары только нашей старейшей в России самоварной фабрики".

В конце XIX века крупными конкурентами Баташевых были И. Ф. Капырзин и его наследники, братья Шемарины, Воронцовы и другие.

Самоварная фабрика И. Капырзина была основана в 1860 году. К началу XX века на паровой самоварной фабрике наследников И. Ф. Капырзина выпускалось около 100 фасонов самоваров емкостью от 2 до 80 литров. Среди них самовары спиртовые, магазинные, дорожные разборные, варительные - типа "кухня".

С 1887 года работает фабрика братьев Шемариных. В 1899 году с целью большего обогащения братья Шемарины заключили между собой соглашение о создании Торгового дома. Они сбывали самовары в разные города России и являлись поставщиками двора его величества шаха персидского.

Братья Шемарины были участниками Всемирной выставки в Париже в 1889 году, за самовары удостоены Большой серебряной медали, в 1901 году в Глазго награждены почетным дипломом. К началу XX века фабрика становится крупнейшей в городе по объему продукции и количеству рабочих, она занимает второе место после фабрики наследников В. С. Баташева. На фабрике в 1913 году работали 740 человек. Ежедневно выпускалось до 200 самоваров.

Наряду с крупными фабриками существовало множество мелких. Так, на фабрике Василия Гудкова, основанной в 1878 году, работали семь человек. На фабрике Тимофея Пучкова в 1879 году работали 14 человек, вырабатывала фабрика 100 самоваров на сумму 6500 рублей серебром в год.

При ручной сборке в день собирали пять-шесть штук обычных самоваров.

Крупные фабриканты закупали сырье в Москве, Петербурге, на Нижегородской ярмарке, позднее на Кольчугинских меднопрокатных заводах, мелкие предприниматели - как правило, в Туле.

Чтобы быстрее реализовать свою продукцию, предприимчивые фабриканты нередко прибегали к различным приемам для украшения своих изделий. Так, экспонент, получая похвальный лист, на котором был изображен двуглавый орел, ставил на свои изделия громадного размера государственный герб. Получалось общее впечатление, что экспонент имеет награду - государственный герб. Были на самоварах и такого рода оттиски, которые отражали процесс производства самовара. Чем больше "наград", тем больше славы фабриканту.

Клейма, поставленные на самоваре, регистрировались Министерством торговли. Фабрикант, самовольно поставивший клеймо на самоваре, подвергался штрафу или заключению в тюрьму на срок от четырех до восьми месяцев. Подвергался наказанию и фабрикант, хранивший товар или продавший самовар с самовольно поставленным клеймом. Но в погоне за прибылью предприниматели продолжали совершать подделки. Возникали уголовные делами, в результате которых самовары с поддельными клеймами уничтожались, а владельцы подвергались штрафу.

С развитием самоварного производства происходило и техническое усовершенствование: ручной труд постепенно заменяется механическими двигателями, а в 80-е годы XIX века на крупных самоварных фабриках применяются нефтяные и паровые двигатели, осуществляется переход на штамповальное производство крышек, заглушек. Некоторые фабриканты пользовались услугами патронного завода, на котором имелись мощные прессы. К 1908 году четвертая часть всех тульских фабрик была оборудована механическими двигателями. Появление машин повысило качество и ускорило процесс работы, но условия труда мало изменились, в отдельных цехах воздух стал более загрязненным, к запаху ядовитых химикатов, применявшихся при чистке изделий, прибавились газы от двигателей внутреннего сгорания.

Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров. Широкое распространение получили так называемые самовары рюмкой, банкой. Простотой в производстве, а вместе с тем скромностью и изяществом отличались самовары, предназначенные для массового потребителя. С 80-х годов XIX века самовары стали покрываться никелем. Такие самовары, блестящие как зеркало, полюбились покупателям и расходились в разные края с Нижегородской ярмарки.

Между тем с середины XIX века чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Самовар, несмотря на весьма высокую стоимость, проникал в рабочую и крестьянскую семью и становился непременным атрибутом каждого русского дома.

Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические. В Туле во второй половине XIX века подобные самовары выпускали фабрики Пелагеи Гудковой и наследников Ивана Капырзина.

Во второй половине XIX - начале XX века многие самоварные детали, такие, как краны, душнички, шишки, можно было приобрести на складах, в магазинах как готовую для реализации продукцию. На кранах и других деталях самовара мы встречаем номера первый, второй, третий и т. д., обозначающие их размер. И сейчас подобные номера можно встретить на самоварах того периода.

В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров - керосиновый, самовар "Паричко" и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика прусского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашел большой спрос там, где был дешев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году паровая фабрика братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съемным кувшином - самовар "Паричко". Его изобрел инженер А. Ю. Паричко, который продал свой патент Шахдату и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета "Тульская молва" за 1908 год писала о самоварах "Паричко" как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, имеет клеймо: "Самовар "Паричко". Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°".

Самовары, сделанные руками тульских мастеров - это подлинные произведения искусства, и мы вправе отнести их к предметам прикладного искусства.

По переписи 1912-1913 годов число самоварных фабрик в Туле равнялось 50, с ежегодным выпуском 660000 самоваров.

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В этот период самоварная промышленность почти прекратила свое существование. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. Так, фабрика наследников В. С. Баташева была передана в ведение Тулпатронзавода. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик с центром производства на бывшей фабрике Баташевых.

Одним из крупных предприятий, основанных на базе самоварной фабрики Шемариных, стала фабрика им. В. И. Ленина, самовары которой считались лучшими в Туле. Она выпускала самовары с 1922 по 1931 год.

На фабрике работали 700 рабочих, были внедрены машины, коксовые горны, которые дали экономию древесного угля на 50%. Ручные работы постепенно механизировались. В январе 1925 года эта фабрика выпустила около 3000 самоваров.

Интересен самовар этой фабрики емкостью 50 литров с изображением герба РСФСР и надписью: "РСФСР ТГСНХ Тулторг, 1-я Тульская самоварная фабрика им. В. И. Ленина, 1923 г.". Однако, большая часть самоваров выпускалась артелями. Так, в деревне Скороварово Алексинского района появилась артель "Быстрота", в деревне Федоровка Ленинского района - "Самоварщик", в Нижних Присадах - "Устав", в селе Хрущеве - "Тульский самовар". В Туле работали артели "Прогресс", "Наше будущее", "Красный пахарь". Самовары артели "Наше будущее" в 1923 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке были удостоены Диплома первой степени за отличную выработку, доброкачественную сборку и лучший фасон. На самоварах, выпущенных этой артелью, можно было прочитать клеймо: "Самоварная фабрика 1-ой кооперативной артели, удостоенная диплома I степени".

Расцвет производства самоваров в Туле после революции приходится на период НЭПа.

В годы Великой Отечественной войны все фабрики города были перепрофилированы на выпуск военной продукции и почти все были разрушены при защите города от наступавших немецко-фашистских войск под командованием Гудериана, которые так и не захватили Тулу.

После Великой Отечественной войны наступил новый этап в развитии тульского самоварного производства.

В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары.

Далеко шагнула технология производства. Работа над усовершенствованием производства самоваров продолжается. Если раньше ручки самоваров клепали, то теперь это делается методом сварки, кран тоже сваривается с корпусом. Все детали самоваров изготавливаются из высококачественных материалов: латуни, чугуна, стали, пластмассы. Выполненные из латуни, в целях антикоррозийной защиты и придания декоративного вида, самовары подвергаются никелированию по внешней и лужению по внутренней поверхности. Гарантийный срок работы самовара - 10 лет.

Особого внимания заслуживают выставочные экземпляры самоваров.

Самовар "Дружба народов", выполненный в форме вазы. Его ручки сделаны в виде листьев винограда, на стенке - выпуклое изображение гербов союзных республик

В самоваре-сувенире "Избушка" (да-да, та самая, на курьих ножках) отлиты именно отлить, кронштейны, дракончики.

Самовар "Миру - мир". Корпус его - "земной шар", исчерченный параллелями и меридианами. На чем держится наша земля? На труде людском. У основания корпуса - мастеровые в фартуках, с молотками в руках. Тесно обнимают планету желтые колосья. А вершина всему - дети. Они стоят, крепко взявшись за руки, на самом верху. Великолепная работа!

На самоваре "Лесная быль" изображены борющиеся охотник и медведь.

На самоваре "600 лет Куликовской битве" изображены дружины русских воинов.

Самовар "Миру - мир" украшен пшеничными колосьями с дубовыми листьями.

Тульские самовары неоднократно награждались медалями на отечественных и международных выставках, и это свидетельствует о большой их популярности и у нас в стране и за рубежом.

В 1973-м и 1978 годах в Тульском областном краеведческом музее были организованы прошедшие с большим успехом выставки "Тульский самовар".

В 1979 году самовары из коллекции музея побывали на Национальной выставке в Лондоне, в 1983 году - в Париже и Риме на выставке "Русское чаепитие", в 56 странах мира известны Тульские самовары.

Машиностроительный завод "Штамп" имени Б.Л. Ванникова - ведущее предприятие страны по изготовлению самоваров. 28 видов электрических, жаровых самоваров выпускают на "Штампе", емкостью 1.5, 2, 3, 5, 7, 9 литров, а также буфетные - 45 литровые. Заводом освоено несколько новых видов самоваров.

Так с 1964 года выпускается самовар-сувенир "Ясная Поляна" емкостью 125 граммов, высотой 13 сантиметров. Это уменьшенная в 56 раз копия самовара Л. Н. Толстого, находящегося в музее-усадьбе великого писателя.

В 1977 году освоен новый вид самовара - комбинированный. Он представляет собой соединение жарового и электрического самовара, емкостью 5 литров. Его можно вскипятить и с помощью электричества, и древесным углем, лучиной. Хорош такой самовар и в квартире и на даче, на природе. С 1990 года на заводе освоена художественная роспись.

В настоящее время Машиностроительный завод "Штамп" переименован в Федеральный казенный завод "Штамп". Коллекция самоваров, которая раньше располагалась на заводе, теперь получила собственное здание, находящееся в центре города, у стен Тульского Кремля.

Юлия Коренькова

«История Русского самовара »

Цель : приобщить детей к русской народной культуре , расширять общий кругозор,

знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара ,

воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас, друзья, а вы со мной идти готовы? В чудесный мир зову вас я.

Очень часто за событиями и сутолокой дней, старины своей не помним,

забываем мы о ней, и хоть более привычны нам полеты на Луну, вспомним русские обычаи , вспомним нашу старину.

У меня на столе очень интересная вещь. Отгадайте, что же это?

На дворе у чудака золотистые бока,

наелся щепок до отвала,

пускает струйки дыма, пара.

Пляшет глянцевый сапог,

из брюха льется кипяток.

Правильно, это самовар .

Что такое самовар ? Откуда он появился? Хотите узнать об этом?

Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю . В России чай был завезен в 17 веке и использовали его как лекарство для богатых людей (знати) . В 19 веке чай стал русским национальным напитком.

Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси, его приготавливали с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминал чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля.

В 18 веке на Урале и в Туле появились самовары – кухни , которые представляли собой братину – разделенную на три части - в двух варилась пища, а в третьей –чай. Сбитенник и самовар - кухня являлись родственниками самовара .

Где и когда появились первые самовары ? Кто его изобрел, неизвестно. Известно, что отправляясь на Урал в 1701г, тульский кузнец промышленник Демидов И. захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно уже тогда в г. Тула изготовлялись самовары .

А вы хотите узнать конструкцию самовара и тех мастеров , кто его изготовлял. Слушайте и смотрите. Каждый самовар состоит из следующих частей : кувшин, ручка, решетка, кран, паровик, колпачек, комфорка, крышка. Внутри самовара находится : дымовая труба, предохранительный клапан, камера сгорания, колосниковая решетка, лоток для очистки.

В самоварном деле на Руси было семь основных профессий, самоварных дел мастеров : 1-наводильщик – сгибал медный лист, спаивал его и выделывал соответствующую форму;

2- лудильщик – вылуживал внутреннюю часть самовара ;

3- токарь –точил на станке и полировал самовар ;

4 –слесарь –делал ручки крана;

5- сборщик –собирал самовар из всех деталей ;

6-чистильщик –очищал самовар ;

7-токарь по дереву – изготовлял деревянные шишки к крышкам и ручки.

Самовар всегда считался символом русского гостеприимства , символом добра и уюта в доме. Если самовар «пел песни» , когда закипал - это к добру. Сверху ставили заварочный чайник, он тоже «пел, фырчал, шипел» . Наливая чай,приговаривали – на здоровье! Самовар держали горячим весь день, за чаем проводили долгие часы и бывало выпивали по 20 чашек чая. Стол ломился от разных сластей и угощений. Чаепитие из самовара стало на Руси национальной традицией.

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Быт и история русского народа» "Быт и история русского народа" составитель: Гелашвили А. В. Цель:Познакомить детей с бытом русского народа, с национальной одеждой, традициями.

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Непосредственно-образовательная деятельность «История русского костюма» Непосредственно-образовательная деятельность: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы. Тема: «История русского.

Конспект интегрированного занятия «Поверья русского народа» Конспект непосредственно образовательной деятельности. Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.

Квитченко Ольга Михайловна, педагог Возрастная группа детей: первая младшая (от 2,5 до 3 лет). Тип занятия: интегрированное Цель: продолжать.

В Коломне. Частная коллекция семьи Буровых, представленная в музее, состоит из более чем 400 самоваров. Бывшие военные Буровы собирали самовары по всей России в течение многих лет. Проведена огромная работа по реставрации. Еще около 100 моделей самоваров ожидают реставрации.

Все фотографии ниже были сделаны в Доме Самовара в Коломне.

Самовар – это водонагревательный прибор, который в быту был очень удобен. Воду можно было нагреть на любом открытом огне, например, в печку поставить чайник. Но очевидно, что целый день печка не топилась, потому что на это бы уходило слишком много топлива. На Руси печь протапливалась лишь один раз в сутки, а в холодные времена утром и вечером, то есть два раза за день. Поэтому, когда нужен был кипяток использовали самовар.

Самовар требует очень мало топлива. Он быстро закипает. Считается, что при правильном розжиге, литр воды закипает за одну минуту. Соответственно, 10-литровые самовары закипали за 10 минут. Такой же объем электрических самоваров закипает значительно дольше.

«Самовар» — русское изобретение?

Из этой статьи вы узнаете:

История говорит, что самовар – это не русское изобретение. Водонагревательные приборы были и в других странах, в частности, в Китае, и по всей видимости это заимствование из Китая, которое адаптировано уже русскими мастерами к нашим условиям.

Чай пришел на Русь в 17 веке, а точнее в середине 17 века при царе Алексее Михайловиче (как вы знаете, это отец Петра I). Во времена его правления купцы стали посещать Среднюю Азию. Мастеровые люди тоже видели эти водонагревательные приборы потому, что история китайских приборов, которые нагревают воду, к тому времени насчитывала уже порядка 1700 лет. Они были очень востребованы в обществе.

Композиция в русском стиле

Также самовары производились и в Европе. Например, во Франции. Это так называемые самовары «фонтан». В таких самоварах огонь никогда не разводили. В них была встроена колба, в которую засыпали битый лед для охлаждения содержимого самовара, для нагрева жидкости. Затем брали специальную чугунную гирю, раскаляли её в печи, после чего клали в ту же колбу. В таких самоварах, как правило, изготавливали .

Изготовлялись самовары также и в Англии. В основном, это были простые медные самовары. В Германии, чаще всего изготавливали кофейники с подогревом внизу на спирту.

Первое упоминание о самоваре

Первое упоминание о самоваре встречается на Руси в 1740-х годах. Это эпоха, следующая сразу за Петром I, который умер в 1725 году. И вот тогда, на Урале, в поселке Суксун, на суксунских медеплавильных заводах, где-то в описях, упоминается слово «самовар». В то же время слово «самовар» встречается в одной из описей имущества старо разрядного монастыря. В те времена самовары были довольно примитивной конструкции. Самых первых самоваров на сегодняшний день практически нигде не осталось. В основном, сохранились самовары 19 века, или конца 18 века.

Цена на самовар

Самовары, как предмет торговли были очень дорогими. В середине 19 века, во времена Гоголя, или царствования Николая I, средний самовар стоил 5-7 руб., что по тем временам означало цену коровы.

Материалы для изготовления самовара

При ручном изготовлении, самовар является крайне сложным в производстве изделием, этим и обуславливается его дороговизна.

В течение всего 19 века самовары делали из меди или из латуни. Классическая латунь имеет соломенно-желтый цвет, как золото 999 пробы. Когда в латуни меди было больше 80% она была характерного красноватого цвета, такой сплав называется томпак. Самовар соответственно томпаковый. Такие самовары были подороже и потяжелее, чем остальные. В простонародье все это называлось «самоварное» или «цыганское золото». Цыгане могли табором в складчину купить один экземпляр, разрезать его на нужные детальки и изготовить из них подделки ювелирных украшений, которые можно продавать как золотые. Хотя известно, что латунь и медь окисляются если в них регулярно кипятить воду. При нагревании до 100 градусов они контактируют с кислородом, который есть в воздухе, и тогда на них образовывается т.н. «патина».

Композиция в Доме Самовара

Виды покрытий самовара

Никелировка (как покрытие самовара) стала возможной только в конце 19 века с появлением электричества и изобретением в химии гальванических ванн. Металл растворяли в растворе подводили электричество к гальваническим ваннам, туда погружались изделия, а потом тонким слоем покрывали их никелем. Никель был хорош, т.к. этот металл прочный и твердый. Когда им покрывали самовар, он больше не царапался, был более износостойким и долговечным. Кроме того, никель почти не тускнеет, соответственно его не нужно было так часто начищать. А вот если самовары латунные или медные, то при постоянном кипячении, уже буквально через месяц после чистки, они покрывались большим налетом патины.

Известны также искусственно патированные специальным покрытием самовары. Это делалось для того, чтобы намеренно состарить их внешний вид.

Способы очистки самовара

Вообще, самовары очищали мелкодисперсным песком с небольшим добавлением воды. Смесь наносили на тряпочку и таким образом чистили. Кроме того, самовары чистили золой, которая оставалась от горения древесины. Начищали также тертым кирпичом, для этого его растирали в порошок, т.е. чистили абразивными материалами.

Начищать самовар было очень непросто. Хозяйка тратила на это много времени, поэтому начищали его только по большим праздникам.

Формы (фасоны) самоваров

Самая простая и распространенная форма самовара — это так называемая «банка».

Фасон самовара «банка»

Вообще, форм самоваров или, как говорили в народе, «фасонов» – десятки. Также очень популярен фасон «рюмка», когда самовар заужен к низу. Рюмка могла быть «гранной», «в три колонки», «в колонку елочкой», «витая колонка», «рюмка грань овалом», «рюмка гладкая» и так далее.

Фасон самовара «рюмка»

Формы и фасоны были строгие, однако из одного фасона в другой могли перетекать различные детали, какие-то элементы декора. Иногда, когда смотришь на самовар, очень сложно точно определить форму или фасон.

Вообще, самовары могли иметь самые причудливые формы. Например, самовар в виде «пушки» (похож на дуло старой пушки), «пули» (закругленный к низу), «арбуза» (абсолютно круглый), «груши», «тыквы», «гайки», «вазы» (она же «репка», производились «вазы дольчатые», «вазы с медальонами»), в виде «валенка» (большого и малого), «ферзя», посеребренные и многие другие.

Самовары фасона «арбуз»

Самовары могли быть различного литража. Маленький самовар называется « эгоист » . Он рассчитан на одну чашку напитка. Самовар « tet-a-tet » рассчитан на две чашки и т.д.

Маленький самовар

Самовары большого объема, так называемые «четырех-ведёрные» или «трактирные». Самовары русской выделки были очень добротные, толстостенные и считалось, что, сколько литров воды входит в самовар, сколько он весит пустой в килограммах. Они были очень громоздкими и непереносными. Их ставили в трактирах, рынках и других публичных местах.

Ниже представлены фотографии некоторых из них.

Праздничные самовары

Экспонат коллекции

Также производились керосиновые самовары. Внизу у такого самовара была колба, в которую заливался керосин, там также был фитиль и регулятор пламени. Также существовал «спиртовой» самовар. В колбу заливается спирт, который при горении нагревал воду. Из-за сложности конструкции керосиновые и спиртовые самовары стоили очень дорого и особым спросом не пользовались.

Дорожные самовары. От стандартных самоваров они отличаются, в основном, только объемом и обязательными съемными ножками для лучшей транспортировки. Их брали в дальние путешествия.

Армейский полевой самовар. В основном, он был предназначен для офицерского состава. У такого самовара съемные ножки, краны с 3 сторон для быстрого разбора воды, ручки были с 4 сторон для удобства переноски.

Праздничный пасхальный самовар. Этот самовар напоминал по виду пасхальное яйцо. Такие самовары выставляли только один раз, на пасхальную неделю, а в остальные дни пользовались обычными самоварами. Если же в доме было несколько самоваров — этот дом считался богатым или зажиточным.

Известен праздничный самовар, в виде фонаря или так называемая «банка гранёная». Он очень толстостенный, потому что узоры на нём были сделаны кислотой. Существуют латунные самовары, расписанные под хохлому и жостовская роспись.

Основные части самовара

За исключением мелких деталей, самовар состоит из двух больших частей: «тулово» и «топка» (она же кувшин). Обе детали покрывались изнутри пищевым оловом, а также пайка всего самовара была оловянная. Олово, как известно, металл легкоплавкий, он плавится при трехстах градусах. Температура в топке самовара могла достигать 450 градусов, если он топился дровяными лучинами, и больше, если это был древесный уголь. Так что, если самовар наполнить не до конца, а, например, только до половины и развести в нём огонь, детали в нём распаивались и самовар приходил в негодность.

Внутреннее устройство самовара

Кроме того, конструктивной особенностью является то, что два основных элемента (тулово и топку) нужно соединять таким образом, чтобы получилось единое целое. Паять топку нужно специально, только внизу изделия. Такая сложность изготовления и обуславливает его большую цену. Поэтому даже в 19 веке такой бытовой прибор был далеко не всем по карману. Например, в крестьянской среде, самоваров практически не было. Были они у аристократии, в купеческой среде, в зажиточной городской среде у мещан и только при Александре III и Николае II, самовар стал более-менее входить в крестьянскую среду.

Производство самоваров

К концу 18 века производство самоваров в России стало концентрироваться в основном Туле. Хотя были и другие места их производства, например, фирмы Аленчикова-Зимина производили самовары в Москве и Петербурге. Производство самоваров в Туле легко объясняется тем, что там работали мастера-оружейники, которые умели хорошо обращаться с металлом. Некоторые из них переквалифицировались и стали выпускать самовары. Самовар в продажной цене почти не уступал оружию и поэтому их с удовольствием изготовляли бывшие мастера-оружейники. На протяжении 19 века в Туле было порядка 70 артелей, которые занимались изготовлением различных самоваров после революции 1917 года осталось всего два завода первый назывался «патронный завод», второй назывался «завод Штамп», который к слову, работает до сих пор и до сих пор выпускают самовары (правда в очень малых количествах).

Часть экспозиции

Часть экспозиции

Основные знаменитые мастера, которые работали в Туле: братья Ломовы, Баташовы, Шимарины, Воронцовы, Берта Генриховна Тейле, которая унаследовала фирму от своего мужа и другие.

Самовары также изготовляли в польском царстве в конце 19 века фирмой Фраже. Фирма Фраже известна тем, что они изобрели метод глубокого посеребрения. Их самовары были очень нарядными и очень ажурными, в основе своей самовар был медный с латунными элементами, поддон с ножками были латунными, поддувало, краник ручки, так же латунные.

Самовары сегодня

В наши дни самовары чаще всего используются для декора помещений, чтобы создать интерьер в «русском» стиле. В продаже имеются, как традиционные модели на дровах, так и электрические самовары. Основным производителем по-прежнему остается тульский завод «Штамп». Акцент при изготовлении смещен на дизайн, т.к. в наши дни самовар — это скорее предмет декора, а не первой необходимости.

Чаще всего современные покупатели используют самовар в загородном доме, на даче, в бане.

Мы надеемся, что после прочтения этой статьи у вас возникнет желание посетить музей «Дом Самовара» в Коломне, а может быть кто-то решится приобрести самовар. В этом случае мы можем смело порекомендовать вам интернет-магазин «Сеньор Фарфор». Также в магазине Сеньор Фарфор Вы можете купить фарфоровую посуду и другие предметы сервировки.


Поделитесь рецептом любимого чая с читателями нашего сайта!

Загрузка...