dselection.ru

Чайная на руси. Традиции чаепития в россии

Маковский К.Е. За чаем.

Русское слово «чай» происходит от китайского слова «ча» или «чае» - в северном, пекинском произношении, тогда как английское слово «tea» (чай), как и, соответственно, французское, итальянское, немецкое, датское и др., происходит от китайского слова «тэ» (чай) - в южном, фуцзяньском произношении.


Куликов И.С. В крестьянской избе.

В 1638 году русский посол Стариков привез от монгольского хана в подарок государю Московскому Михаилу Федоровичу четыре пуда чая. Поначалу терпкий и горький напиток не понравился царю и боярам. Однако было замечено, что он «отвращает от сна» во время долгих церковных служб и утомительного сидения в Думе боярской.


Рябушкин А. И. Чаепитие.

Когда весь запас дареного чая был выпит и вкус его уже стали забывать при московском дворе, вновь свою роль сыграли дипломаты: посол наш - грек Сапфарий - привез чай из Китая. Теперь уже чай встретили в Москве, как старого знакомого, и в 1679 году был заключен с Китаем договор о поставках в Россию сушеной китайской травы.


Кустодиев Б.М. Московский трактир.

В начале XVIII века вошел чай в русский быт и стал нашим национальным напитком. Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни. За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы, без чашки чая не обсуждали, кажется, ни один серьезный вопрос.

Васнецов В.М. Чаепитие в таверне.

Гиляровский оставил прекрасное описание старых московских трактиров. Где-нибудь в «Коломне» или «Лондоне» за чаем грелись извозчики, а крупные коммерсанты заключали сделки на десятки и сотни\тысяч рублей. Любимые трактиры были у артистов, писателей, художников. Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках вошли в историю русской культуры. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи».


Богданов-Бельский Н.П. Чаепитие.

Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как чай в те времена был недешев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, еще и не меньшее умение «не спить чай», т.е. разлить его так, чтобы каждый из присутствующих на чаепитии получил свою порцию чая одинаковой крепости, и плюс к этому хозяйка не допустила бы большой расход сухой заварки.


Кустодиев Б.М. Купчиха за чаем.

Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай только сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это действо доверялось старшей из дочерей, что соответствовало неписаному правилу – чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.


Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.

Чай пивали малый, большой и с полотенцем. "С полотенцем" – это значить пить много и долго, до пота, который этим полотенцем и предполагалось утирать. Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая 1-2см от края чашки, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце в ладони с особым, показным шиком. Полные стаканы с чаем «до самого верха» подавались в трактирах, где пившее его простонародье считало вправе потребовать на свою копейку, чтобы стаканы наполнялись «всклянь», абсолютно полными.


Кустодиев Б.М. Извозчики за чаем.

Издавна ценился чай с пенкой. Считается, что именно пенка является показателем крепости напитка и свидетельствует о том, что чай свежезаваренный. Чтобы соответствовать этому стереотипу, наши сообразительные соотечественники в былые времена шли на хитрости: наливали чай с высоты (падающая жидкость пузырится, что создает иллюзии пенки), добавляли какие-то посторонние примеси в чай и даже плевали в чашку слишком разборчивому клиенту в чайной (такие случаи сохранила история царской России).


Кустодиев Б.М. Осень в провинции. Чаепитие.

«...Искусство заваривать чай - великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,- от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий.»
Куприн А. И."Яма."


Морозов А.И. За чаепитием.


Маковский В.Е. Утренний чай.


Кустодиев Б.М. Сундучник.


Наумов А. А. Чаепитие.


Боганис Анна.Чаепитие.


Кустодиев Б.М. На террасе.


Переверзева А. К. Интерьер. Север.

Маковский К.Е. Алексеич.


Попов А. А. Мастеровой за чаепитием.


Коровин К.А. За чайным столом.

Раздел:
ЧАЙ И ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ
12 -я страница раздела

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧАЙНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ. Часть 2-я

РУССКИЙ ЧАЙНЫЙ РИТУАЛ

В России многовековая традиция употребления чая, а также национальные особенности характера и суровый климат способствовали формированию совершенно оригинального чайного этикета, отличного как от восточных церемоний, так сказать, стран-прародителей, так и от стран Западной Европы. Чай в России долго оставался городским напитком, средоточием торговли и «законодательницей мод» в чайном ритуале была Москва.

Сначала чай пили дома, в семьях, но к XIX веку появились истинно русские заведения, не имевшие ничего похожего за рубежом,- чайные. В каждой чайной было по три помещения. В одном помещении находилась кухня, другое представляло собой своеобразную нотариальную контору, где писари составляли различные жалобы и прошения. И только третье помещение предназначалось собственно для чаепития.

На общие столы (а в чайных были только общие столы) подавались большие самовары с кипятком и чайники с заваркой. К чаю предлагались молоко, сливки, баранки, колотый сахар - обычай пить чай с сахаром вприкуску пришел из Сибири. Иногда для развлечения посетителей хозяева имели бильярд и граммофон. Под тихий шум вскипающего самовара шла неторопливая сердечная беседа.

Прекрасно описал московское чаепитие в XIX веке А.И. Вьюрков: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары, чайные и трактиры были полны, и жизнь замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием».

С особым размахом чаепитие осуществлялось в купеческих домах: часами сидели купцы за чайными столами и выпивали иногда по двадцать чашек. Если, выпив чашек десять, отставляли чашку в сторону, это не значило, что чаепитие закончено. А вот когда чашку (или стакан) переворачивали вверх дном и клали на него остатки сахара, становилось понятно, что с чаем покончено.

К концу XIX века чай начали пить из высоких стаканов с серебряными подстаканниками, таким образом наслаждаясь не только вкусом и ароматом, но и цветом.

Вот как описывается способ заваривания чая в одной из старых кулинарных книг: «Чай на четырех человек. 1 чайную ложку чая положить в заварной чайник, долить кипятком и, накрыв полотенцем или поставив на самовар, дать настояться. Через 15 минут, когда чай настоится, его разливают по чашкам, доливая чистый кипяток ». Чай подавали на стол, уставленный сладостями: сухарями, кренделями, баранками, мелким печеньем, пирогами, пирожными. Кроме того, предлагались молоко, сливки, лимон, варенье.

Чаепитие с самоваром - это удивительное и крайне редкое в настоящее время мероприятие, так как самовар, как элемент быта, полностью ушел из нашей жизни.

Но если вы хотите получить удивительные и ни с чем не сравнимые ощущения - получайте!

Раньше делали так. Разводили небольшой костер для получения углей. Затем эти угли на небольшом специальном металлическом совке переносились из костра в самовар. После этого самоварная горелка набивалась щепками или шишками до самого верха.

После забивания горелки на самовар одевалась труба и начиналось раздувание углей. Раздувать можно ртом, можно сапогом, как в кино. Вода еще не заливалась - так, совсем немного, чтобы ничего не расплавилось.

В растопленный самовар заливалась вода. Далее все как обычно. Кстати, самоварный чай обязательно нужно пить из блюдца - традиция. Сорт чая может быть любой, но раньше употреблялись и грузинские, и азербайджанские, и индийские.

Как раньше подавали чай
Правила, полезные и сейчас

. На Руси существует правило: чай должен быть как поцелуй – горячий, крепкий, сладкий.

Раньше угощение за чайным столом было скромным. Утром подавали кашу, иногда яйца всмятку. Дети с удовольствием ели булку, размоченную в кипятке и посыпанную сахаром. Утром и вечером на столе лежали баранки. Не менее популярны были сушки. Трудно представить себе тогдашний чайный стол без пышных калачей.

К чаю непременно подавали молоко или сливки. Пили его с вареньем или вприкуску с кусочком колотого сахара. По воскресным дням и для званного чая пекли пироги, а было принято делать бутерброды, подавать , и . Во всех домах любили пить чай с .

Сейчас почти забыты такие популярные лакомства, как и тянучки. Чай с ними считался дневным, но пили его, как правило, после обеда, около 5 часов вечера (как и в Англии).

Главенствующую роль за чайным столом представляли хозяйке дома или старшей дочери. Они разливали чай, направляли разговор. Возле них стояли чашки, и по мере прибытия гостей, которым позволялось появляться в любое время, они наливали чай – обязательно через ситечко. Если кто-то просил еще чаю, чашку ополаскивали и вновь заполняли ее. Для этого на столе стояла полоскательница. Чайную посуду на кухню не носили. Ее тут же мыли, насухо вытирали и ставили в буфет.

Особой гордостью в каждом доме были чайные полотенца. Вышивала их хозяйка дома, дочь или невестка. Узоры передавались из поколения в поколение, особенно в сельской местности.

Вечерний чай в семье обычно проходил достаточно скромно. На стол подавали , белый хлеб, варенье, пряники и печенье.

Мужчинам чай подавали в стаканах с подстаканниками, а женщинам – в чашках. В очень больших, бедных семьях, где не было возможности купить фарфоровую посуду, пользовались дешевыми стаканами, которые ставили на стеклянные блюдца.

Ложки появились в России очень давно. Чайные ложки распространились в конце X – начале XI века. Делали их из различного металла. В богатых семьях пользовались серебряными ложками, иногда они были отделаны эмалью. Бедные семьи довольствовались оловянными, костяными ложками или из сплавов. Чайные ложки имели различную форму, часто затейливую, но объем их был, как и сейчас, почти одинаков – 4-5 мл.

Утренний чай

Утренний настрой во многом определяет день. Ранний подъем - одно из важных условий психической саморегуляции и здорового образа жизни. Поэтому и утренний чай в семье для каждого человека достаточно значим. Постарайтесь сделать так, чтобы за чайный стол хотя бы в выходные и праздничные дни садилась вся семья.

Как накрыть стол для утреннего чая? Ежедневный утренний чай пьют в скромной обстановке с минимальным количеством посуды и столовых принадлежностей. Стол может быть накрыт красивой клеенкой или моющейся скатертью, а если его поверхность полированная и не боится влаги, лучше положить салфетки для каждого члена семьи и поставить на них посуду.

При сервировке стола каждому ставят чашку или стакан с подстаканником, кладут чайную ложку, вилку и нож. По центру ставят масленку и сахарницу. В зависимости от приготовленной еды могут быть поданы тарелки с , фрукты, и сухофрукты. На столе обязательны бумажные салфетки.

Званый чай

Вам это словосочетание кажется странным? Званый ужин никого не удивляет. А ведь на чай тоже когда-то звали, приглашали!

Устроить дома чай и пригласить гостей совсем неплохо. К этой идее стоит подойти серьезно и осмысленно, подумать, кого именно и сколько человек пригласить. Это зависит от конкретных обстоятельств и вопросов, которые необходимо обсудить, или свободного времени, которое задумано интересно провести. По классическим канонам чаепитие положено устраивать между обедом и ужином. И это имеет свои преимущества. Основной целью званого чая является приятное общение, интересные беседы, отдых от повседневных забот.

При встрече гостей хозяева не должны забывать свои обязанности. Хорошо, если большинство приглашенных знакомы между собой. Тема разговора должна быть актуальной, интересной и понятной всем.

На чайном столе лучше всего смотрятся цветы в низких хрустальных, фарфоровых или керамических вазах. Если ваза с цветами одна, ее ставят посередине стола, если их несколько - распределяют равномерно. Цветы обычно подбирают, с учетом расцветки посуды и скатерти.

Сервировка чайного стола – особая забота хозяев. Можно поставить много вкусных блюд, но, если они будут неумело оформлены, эффект угощения утратится. Набор предметов для чая сравнительно невелик, как и при утреннем завтраке. Индивидуальные приборы кладут за тарелкой : вилка, нож, ложка. Все чашки должны быть рядом с хозяйкой. Когда гости сядут за стол, она наливает чай и передает чашки. Рядом с самоваром или чайником должны быть чайница с заваркой, ситечко и полоскательница.

Посуды и предметов общего пользования потребуется немного: блюдо для хлеба или хлебница, покрытая салфеткой, масленка или тарелочка для масла, сахарница, молочник, лимонница или блюдечко, ваза для фруктов, тарелка или ваза для печенья, . Если предусмотрено угощать гостей бутербродами, или какой-либо , ставят дополнительную посуду. Конфеты, сухофрукты и изюм лучше подать в хрустальных, мельхиоровых или серебряных конфетницах.

Визави за чашкой чая

Беседа за чайным столом может быть деловой или интимной. Соответственно разной будет и сервировка стола. При деловой беседе стол накрывают строго, используя минимум убранства. Чашки с чаем и скромное угощение можно принести на подносе вместе с приборами общего пользования. Очень подходят к такому чаю солёное или мелкое печенье, . Обстановка не должна расслаблять собеседников, она предусматривает собранность, четкий ритм и темп.

Совсем иная обстановка при встрече личного характера. Она может быть эмоционально насыщенной, не очень последовательной, длиться неопределенное время, с раздумьями и вопросами, на которые порой не так просто найти ответ. Такая беседа может иметь меняющийся темп, паузы или бурные объяснения. И все-таки разговор личного плана всегда приятнее, а то и успешнее идет за чашкой чая.

Такое чаепитие требует большого внимания к оформлению стола: хорошая скатерть, со вкусом подобранные цветы, красивая посуда.


Аренда серверов. Хостинг сайтов. Доменные имена:


Новые сообщения C --- redtram:

Новые сообщения C --- thor:

Конечно, чай - не исконно русский напиток. Однако за те столетия, что его пьют в России, он сильно повлиял на культуру страны, причем не только на кулинарию и этикет. Этот горячий напиток способствовал развитию международной торговли, промышленности и народных промыслов. Сегодня Россия занимает одно из первых мест по его потреблению на душу населения. Но несмотря на это, мало кому известно, как на Руси появился чай и кто его первым привез на родину. А ведь история более, чем занимательная.

Только легенда

Конечно, точной даты появления чая на русской земле не существуют. Однако все историки сходятся во мнении, что произошло это в 16-17-м веках - даже раньше, чем в Англии и Голландии. По одной из версий впервые чай попробовали еще при Иване Грозном атаманы Петров и Ялышев. Согласно сведениям известного собирателя древних текстов И. Сахарова, это произошло в 1567 году. Однако позднее историки высказывали другую версию о том, кто завез чай в Россию.

Первые русские дегустаторы...

Так, в 1638 году русский посол Василий Старков был отправлен с миссией к монгольскому хану Алтану Кучкуну. В подарок ему были предпосены золотая утварь, дорогие соболиные меха, дикий мед и сукно. Хану так понравились русские дары, что он в ответ отправил целый караван. Среди подарков было и четыре тюка чая.

Однако русский царь не сразу оценил сушеную траву, посчитав ее негодной. Только после подробных расспросов Василия Старкова был оценен по достоинству, но без регулярных поставок из Китая быстро забыт.

Вспомнили о нем только почти 30 лет спустя, когда занемог уже его сын - царь Алексей Михайлович. Придворный лекарь предложил чай в качестве целебного напитка. Долгое время чай считался именно лекарством. Все изменил дальнейшей поход хана на Москву. С конца 17-го века чаепитие становится частью русской культуры.

...и первые чайные традиции

Так, доставка в Россию, вплоть до 19-го века, осуществлялась сухопутными караванами, которые шли из Китая целых 16 месяцев. Стоимость чая была высокой. Такой напиток был явно не по карману обычному русскому человеку. Его в основном могли себе позволить члены царской семьи, бояре, дворяне и богатые купцы. Именно в это время наличие чая в доме считают признаком достатка и зажиточности и появляются на Руси свои чайные традиции.

Так, в отличие от Китая, его было принято пить в большой компании, подавая к нему варенье, выпечку и другие сладости. Заваривали чай в специальных затем разбавляли кипятком. Так этот горячий напиток пьют только в России - это национальная традиция. Появление чая на Руси привело к изобретению самовара, который как нельзя лучше подходил к русским чаепитиям.

С открытием же Сибирской железной дороги (в конце 19-го века) и началом экспорта чая из Цейлона и Индии, стоимость напитка резко снизилась и его стали пить уже повсеместно. Конечно, знать по-прежнему предпочитала элитные сорта из Северного Китая. Крестьяне и городские жители отдавали предпочтения более дешевым индийским сортам или даже суррогату. Именно чай был первым продуктом, который стали подделывать в России.

Влияние на промышленность и торговлю

На Руси тесно связана с развитием международных торговых отношений и развитием промышленности. Долгое время чай привозили из Северного Китая, совершая длинный переход через Сибирь, что немало способствовало развитию этой части страны как промышленного и торгового центра. Тот же Иркутск, вплоть до начала 20-го века, был перевалочным пунктом для всех чайных караванов. К тому же в Китай из России возили взамен сукно, пушнину и мед. Товарооборот к концу 19-го века между странами составлял 6 миллионов рублей - треть от всего импорта в Российскую империю.

К тому же после того как на Руси появился чай, стали возникать новые фабрики и заводы. Так, Тула стала центром производства самоваров. Уже в середине 19-го века на 28 разных фабриках их делалось до 120 тысяч в год. По сей день одним из символов России считается расписной тульский самовар. Также в конце 18-го века начинается производство русского фарфора, чему весьма способствовала русская императрица Екатерина II. Существовало немало частных мануфактур, изготавливающих его для массового рынка. Лучшие изделия, ставшие впоследствии также частью русской культуры, выпускали на (сегодня - Ломоносовский).

Чаепитие по-русски

Сегодня уже трудно представить Россию без чая. Его влияние на русскую культуру сложно переоценить. Ежедневно каждый житель страны выпивает минимум 3-4 чашки в день. Есть и свои традиции. Так, какое оно - чаепитие по-русски? И чем так отличается от восточной церемонии, где главное - это погружение в свой внутренний мир? И почему вслед за тем, как на Руси появился чай, его стали считать символом гостеприимства?

Так как русских всегда отличали щедрость и доброта, то согревающий чай быстро стал восприниматься как возможность показать свое расположение дорогому гостю. Именно поэтому на Руси всегда подавали к нему всевозможные лакомства - калачи, баранки, домашнее варенье и дикий мед. Также только в России было принято пить чай "вприкуску". Считалось, что только так можно насладиться его неповторимым вкусом. А и вовсе называется во всем мире русским. Еще одна национальная традиция - пить чай из стеклянных стаканов с подстаканниками.

В целом же можно сказать, что русское чаепитие - это, прежде всего, долгая, неторопливая беседа. Именно на чай приглашали и приглашают друзей, родственников и коллег, когда хотят наладить или укрепить отношения.

Собственное производство

Китайское и индийское происхождение чая, ввозимого в Россию, делало страну зависимой от импорта. Однако долгое время считалось, что вырастить русский чай невозможно из-за неблагоприятных природных условий. Впервые это удалось сделать только в 1817 году на территории Крыма. Однако дальше экспериментальных и выставочных образцов дело так и не пошло.

Промышленное производство было налажено только в Советском Союзе. Немало этому поспособствовала любовь И. В. Сталина к этому напитку. Уже в начале 20-го века был успешно собран первый урожай русского чая на территории Грузии. Затем его стали выращивать в Азербайджане и Краснодарском крае. Пик популярности нацинального продукта пришелся на 70-е годы. Однако стремление руководства удешевить себестоимость привело к резкому снижению качества напитка. Как следствие, спрос на местный чай у населения упал.

Влияние на культуру

Сегодня чай - неотъемлемая часть руссого достояния. Его с удовольствием пили Л. Толстой, Ф. Достоевский и А. Пушкин. Появилось масса устойчивых выражений о нем. Пожалуй, самое известное из них - "дать на чай". А "Купчиха" и вовсе стала своеобразным гимном русскому чаепитию. Сложно переоценить значение этого напитка для России. И не важно, как на Руси появился чай, но без него страна была бы совершенно другой.

В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. «За самоваром» решались дела и вершились судьбы. «Чаемания» сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

1. Шесть тысяч верблюдов чая в год
Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.
При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».
2. Чаепитие как образ жизни
Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру.Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

3. Антично-китайский самовар Самовар тоже был когда-то иностранцем.
Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.
На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию.

Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками. Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

4. «Любо надуться чаю из блюдца!»
Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с…
По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

5. От «Солитера» до «Мадонны»
Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира. В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору.
Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды. С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон. В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.
6. Подстаканник - чисто русская штука
Первый стеклянный стакан в России сделали в XVII веке на Новгородчине, тогда же и там же придумали, чтоб не обжигать пальцы, подстаканник из дерева, украшенный резным лиственным орнаментом. В середине XIX в. новая мода стремительно ворвалась в русскую жизнь: в светских кругах, салонах и среди интеллигенции мужчины пили чай из стакана, вставленного в серебряный подстаканник.
В советские времена так чай неизменно подавали в кабинетах начальников. Со временем в дешёвом алюминиевом исполнении подстаканники с простым тонким стаканом стали приметой общепита. Сегодня подстаканники, кажется, можно встретить только в поездах, где их использование разумно: металл устойчив при тряске и если упадёт - не разобьётся.
7. Баба на чайник и не жалейте заварки
Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский. Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!
А теперь вспоминая русские поговорки, посвященные такому удивительному продукту, как чай, понимаешь, что на Руси во все времена любили и любят побаловаться чайком и не представляют своей жизни без чайных посиделок.
«Дайте чаю, бо скучаю!»

«На завтрак - чай, на обед - чаек, а на ужин – чаище!»

«Чай пить - не дрова рубить!»

«Чай не пьёшь - какая сила? Чай попьёшь - другое дело!»

«Чай не хмельное - не разберет!»

«За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем!»

ЧАЙНАЯ ЖИВОПИСЬ

А. Ряпушкин. Чаепитие. 1903г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.1918г.
Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918г.К. Коровин. За чаем 1888г.
И. Грабарь за самоваром.1905г.Кустодиев Борис Михайлович. Московский трактир. 1919г.
Кустодиев Борис Михайлович.Извозчики. 1920
В. Нестеренко. Конфетки бараночки 1997
К.Маковский «За чаем», 1914Н.Загорский "Чаепитие"
В.Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862
Н.Богданов-Бельский "Чаепитие у учительницы"
К.Петров-Водкин «За самоваром», 1926 сборник.

Екатерина Качура-Фалилеева

Вот уже несколько дней я читаю удивительные истории про российские чайные традиции и просто восхищаюсь отдельными авторами этих рассказов – это какую же надо иметь фантазию! Я ещё как-то пережил «древние школы русских боевых искусств» и даже «боевой гопак». Однако, церемония русского чаепития – это уже за гранью моего разума.

Я не буду сейчас цитировать бред про «вековые русские исконные чайные традиции», а очень коротко перескажу историю о том, как чай появился в России и как со временем менялись «незыблемые» традиции потребления этого напитка. Правда, честное слово, может быть намного интереснее придуманных традиций.

История появления чая в России

Полина Лучанова

Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.

Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?

Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.

Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.

Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.

Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.

Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.

И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.

Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.

Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье. В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).

В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.

Борис Кустодиев

Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце восемнадцатого века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.

Чай подавали в сухом виде, в специальном чайнике. Чай заваривался непосредственно за столом и заваривался очень крепким.

Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад –появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».

У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом. Существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».

Отдельной традицией был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.

В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко.

Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.

Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварный чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали 15 минут и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.



Загрузка...