dselection.ru

Психологические защиты. Отрицание

«Реальность» может показаться многозначным словом, так как оно употребляется для обозначения разных и даже противоположных определений. В философском смысле говорят, например, о чисто эмпирической реальности как о лишенном ценности наличном бытии. Но когда говорят о мыслях, понятиях, теориях, что они лишены реальности, то это означает, что у них нет действительности, хотя в себе, или в понятии, идея, например платоновской республики, может, дескать, быть истинной. Здесь не отрицается за идеей ее ценность, и наряду с реальностью допускают и ее. Но сравнительно с так называемыми голыми идеями, с голыми понятиями реальное считается единственно истинным. - Смысл, в котором внешнему наличному бытию приписывается решение вопроса об истинности того или иного содержания, столь же односторонен, как односторонне представление, будто для идеи, сущности или даже внутреннего чувства безразлично внешнее наличное бытие, и еще в большей мере односторонне мнение о том, что они тем превосходнее, чем более они отдалены от реальности.

Рассматривая термин «реальность», следует коснуться прежнего метафизического понятия бога, из которого исходило прежде всего так называемое онтологическое доказательство бытия бога. Бога определяли как совокупность всех реальностей, и об этой совокупности говорилось, что она не заключает в себе никакого противоречия, что ни одна из реальностей не снимает другую; ибо реальность следует, мол, понимать лишь как некоторое совершенство, как нечто утвердительное, не содержащее никакого отрицания. Реальности, стало быть, не противоположны и не противоречат друг другу.

При таком понимании реальности предполагают, что она остается и тогда, когда мысленно устраняют всякое отрицание; однако этим снимается всякая определенность реальности. Реальность есть качество, наличное бытие; тем самым она содержит момент отрицательности, и лишь благодаря этому она есть то определенное, которое она есть. В так называемом эминентном смысле42 или как бесконечная - в обычном значении этого слова, т. е. в том смысле, в котором ее будто бы следует понимать, - она становится неопределенной и теряет свое значение. Божественная благость, утверждали, есть благость не в обычном смысле, а в эминентном; она не отлична от справедливости, а умеряется (лейбницевское примиряющее выражение) ею, как и, наоборот, справедливость умеряется благостью; таким образом, благость уже перестает быть благостью и справедливость - справедливостью. Могущество [бога], говорят, умеряется [его] мудростью, но в таком случае оно уже не могущество, как таковое, ибо оно было бы подчинено мудрости; мудрость [бога], утверждают, расширяется до могущества, но в таком случае она исчезает как мудрость, определяющая цель и меру. Истинное понятие бесконечного и его абсолютное единство - понятие, к которому мы придем позднее, - нельзя понимать как умерение, взаимное ограничение или смешение; это - поверхностное, окутанное неопределенным туманом соотношение, которым может удовлетворяться лишь чуждое понятия представление,- Реальность, как ее берут в указанной выше дефиниции бога, т. е. реальность как определенное качество, выведенное за пределы своей определенности, перестает быть реальностью; оно превращается в абстрактное бытие; бог как чисто реальное во всем реальном или как совокупность всех реальностей так же лишен определения и содержания, как и пустое абсолютное, в котором все есть одно.

Если же, напротив, брать реальность в ее определенности, то ввиду того, что она содержит как нечто сущностное момент отрицательности, совокупность всех реальностей становится также совокупностью всех отрицаний, совокупностью всех противоречий, прежде всего абсолютным могуществом, в котором все определенное поглощается; но так как само это могущество имеется лишь постольку, поскольку оно имеет против себя нечто, еще не снятое им, то, когда его мыслят как могущество, ставшее осуществленным, беспредельным, оно превращается в абстрактное ничто.

То реальное во всяком реальном, бытие во всяком наличном бытии, которое будто бы выражает понятие бога, есть не что иное, как абстрактное бытие, то же, что и ничто.

Определенность есть отрицание, положенное как утвердительное, это - положение Спинозы: omnis determi- natio est negatio43. Это чрезвычайно важное положение; только надо сказать, что отрицание, как таковое, есть бесформенная абстракция. Но не следует обвинять спекулятивную философию в том, что для нее отрицание или ничто есть нечто последнее; оно не есть для нее последнее, как и реальность не есть для нее истинное.

Необходимым выводом из положения о том, что определенность есть отрицание, является единство спинозовской субстанции или то, что существует лишь одна субстанция. Мышление и бытие, или протяжение, эти два определения, рассматриваемые Спинозой, должны были быть сведены им в одно в этом единстве, ибо как определенные реальности они отрицания, бесконечность которых есть их единство; согласно спинозовской дефиниции, о которой будет сказано ниже, бесконечность [всякого] неч- то есть его утверждение. Он понимал поэтому оба определения как атрибуты, т. е. как такие, которые не имеют отдельного существования, в-себе-и-для-себя-бытия, а даны лишь как снятые, как моменты; или, правильнее сказать, они для него даже и не моменты, ибо субстанция совершенно лишена определений в самой себе, а атрибуты, равно как и модусы, суть различения, делаемые внешним рассудком. - Точно так же несовместима с этим положением субстанциальность индивидов. Индивид есть соотношение с собой в силу того, что он ставит границы всему иному; но тем самым эти границы суть также и границы его самого, суть соотношения с иным; он не имеет своего наличного бытия в самом себе. Индивид, правда, есть нечто большее, чем только во всех отношениях ограниченное, но это «большее» относится к другой сфере - понятия; в метафизике бытия он всецело определен; и против того, чтобы индивид, чтобы конечное, как таковое, существовало в себе и для себя, выступает определенность в своем существе как отрицание и увлекает конечное в то же отрицательное движение рассудка, которое заставляет все исчезать в абстрактном единстве, в субстанции.

Отрицание непосредственно противостоит реальности; в дальнейшем, в сфере собственно рефлектированных определений, оно противопоставляется положительному, которое есть рефлектирующая в отрицание реальность,- реальность, в которой светится то отрицательное, которое еще скрыто в реальности, как таковой.

Качество есть свойство прежде всего лишь в том смысле, что оно в некотором внешнем соотношении показывает себя имманентным определением. Под свойствами, например трав, понимают определения, которые не только вообще свойственны тому или иному нечто, а свойственны ему постольку, поскольку благодаря им оно присущим ему образом сохраняет себя в соотношении с иным, не дает воли внутри себя посторонним положенным в нем воздействиям, а само показывает в ином силу своих собственных определений, хотя и не отстраняет от себя этого иного. Напротив, более спокойные определенности, как, например, фигура, внешний вид, не называют свойствами, как, впрочем, и не качествами, поскольку их представляют себе изменчивыми, не тождественными с бытием.

Qualierung или Inqualierung - термин философии Якоба Бёме, проникающей вглубь, но в смутную глубь, - означает движение того или иного качества (кислого, терпкого, горячего и т. д.) в самом себе, поскольку оно в своей отрицательной природе (в своей Qual44) выделяется из другого и укрепляется, поскольку оно вообще есть свое собственное беспокойство в самом себе, сооб»- разно которому оно порождает и сохраняет себя лишь в борьбе.

Казалось бы тема раскрыта и можно начинать работать с этим. Но у меня лично полное осознание пришло именно сейчас, когда я начала работать с осознанными сновидениями и таро. Хотя возможно до полного осознания ещё далеко:). Все вопросы раскрываются слой за слоем.

Что же нового по теме зеркал пришло ко мне?

Чёткое видение того, что:

Весь наш окружающий мир – это лишь декорации нашего внутреннего мира.

То, что мы отрицаем в других людях – это непроработанные наши частички.

То, что мы не хотим принимать в себе нас злит и возмущает.

В одну прекрасную ночь в недавнем времени я увидела весь этот калейдоскоп зеркальных отражений себя самой. Я была настолько поражена и удивлена тем, что я раньше этого не замечала и злилась на людей, отрицала то, что я могу быть такая.

Отрицание реальности

Все наши отрицания родом из нашего незнания себя и зашаблонненого мышления. Мы знаем, какими мы хотим быть хорошими, знаем какими должны быть, но совсем не знаем какие мы на самом деле.

Отрицание действительности лишь отдаляет нас от той самой осознанности, о которой мы так долго говорим.

Наш наблюдатель будет спать до тех пор, пока мы не наберемся смелости и не посмотрим правде в глаза. А это сделать ой как не просто. Нам проще признать вину за другим человеком, нежели это увидеть в себе.

Формы отрицания

Для себя я выделила несколько вариантов отрицания:

1. Отрицание своей несостоятельности

Когда мы встречаем неудачников или людей, которые каким-то образом якобы неправильно ведут себя в достижении целей. Мы начинаем осуждать их, за их возможную низкую скорость или не целеустремлённость. Хотя в нас тоже есть те части, которые в определённые моменты нашей жизни вели себя таким же образом.

2. Отрицание жестокости и бездушности

Мы осуждаем жестоких людей, которые плохо поступают с другими людьми. А в то же время, мы предаем других, или себя самыми жестокими методами. Мы не знаем своих интересов, переступаем через свои чувства ради кого-то, забываем о себе вообще порой. И кто в этот момент бездушен или жесток?

3. Отрицание депрессии или душевной боли

Мы осуждаем людей, которые не могут справится со своими чувствами или болью и говорим ну сколько можно это терпеть. А тем временем мы закрываемся от своих внутренних печалей и жалости к себе. Прокручивая миллион раз в голове все обиды и те события, которые нас когда-то расстраивали.

4. Отрицание действительности

Мы не понимаем людей, которые якобы не хотят признать очевидные факты (измены любимых или использование их своими же близкими). Но сами отрицаем всё то, что нам не хочется видеть и знать. Страх испытать чувство предательство и одиночества нас блокирует от осознания очевидных фактов.

5. Отрицание мира в целом

Мы смотрим на людей, которые сопротивляются миру и отрицают всё что их окружает, видят всё в негативном свете. А сами в это время отрицаем себя, ведь нас не поймут и не примут. Мы хотим казаться другими, придумываем себе другую жизнь, которая совсем не наша, лишь бы получить одобрения от других.

6. Отрицание бездействия

Мы не понимаем людей, которые не используют возможности и ничего не делают. Тормозят в своём развитии, хотя вроде всё понимают. Не используют те инструменты, которые у них есть. Хотя, кажется вроде «возьми и сделай», но нет же, будут продолжать страдать и плакать.
А сами в своей жизни делаем тоже самое, и не можем понять, что же нас так тормозит, почему мы ходим по кругу и не достигаем хороших результатов.

И возникает вопрос: «Где та самая искренность, которую мы так требуем от других?»

Может стоить начать с себя и посмотреть правде в глаза и научиться искренности, и зеркало покажет другое отражение?

Знаете, в начале осознания этого становится не по себе и даже как то неприятно. Но потом ты действительно понимаешь, что нет ничего плохого. Есть миллион красок тебя самой и начинаешь смотреть на мир по-другому.

В заключении хочу привести один анекдот по данной теме:

Доктор, вот у меня почему-то раны вокруг рта…
- М‑м, кажется, Вы едите с ножа, не пользуетесь вилкой и ложкой.
- Да? Да, это так. Но ложкой мне неудобно.
- Тогда вот Вам йод.

Доктор, а почему я суп так медленно ем? И мне очень неудобно.
- Потому что Вы едите его ножом. Ешьте ложкой.
- И это все, что человек с медицинским образованием может мне сказать?
- Да. То есть нет. Можете отхлебывать из тарелки через край.
- Доктор, Вы вообще в своем уме?

Доктор, почему на меня в ресторане так странно поглядывают?
- Потому что Вы едите ножом. Пользуйтесь вилкой и ложкой.
- Знаете, мне это уже говорили. А другого объяснения нет?
- Возможно, есть, но это не важно. Важно есть твердое вилкой, а жидкое ложкой.
- Кажется, я совсем не понимаю мира и не гожусь для этой жизни.
- С Вами все в порядке, только возьмите ложку, когда принесут суп.

Доктор, доктор! Мне так больно, у меня кровь течет! За что мне это?
- А чем Вы ели?
- Ножом, конечно.
- А ложку не пробовали взять?
- Почему Вы так безжалостны ко мне, а еще врач?! Это невыносимо!
- Вы ложку взять не пробовали?
- Нет!
- А что Вам помешало?
- Я не хочу об этом говорить. Просто зашивайте.

Знали бы Вы, доктор, как я хочу пасты!
- Могу себе представить, но у каждого своя судьба.
- Как Вы считаете, когда‑нибудь у меня получится поесть макарон? Я ведь не хочу ничего особенного.
- А Вы просто сварите макарон, возьмите вилку и ешьте.
- Да? Хорошо, я подумаю.

Доктор, и как люди манную кашу едят и не режутся?
- Ложкой!!
- Вот и Вам со мной стало скучно. Раньше Вы не кричали.

Алло, позовите доктора, пожалуйста.
- Извините, доктор обедает.

Желаю Вам принятия себя и своей реальности, тогда по ней становится очень легко передвигаться.

И конечно же, не бойтесь правды. Она даёт возможность поставить «правильный диагноз» и найти пути выхода из него.

С любовью к Вам, Марина Данилова .

Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, - все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции - ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть - любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, - мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Большинство людей довольно часто (иногда всю жизнь) находятся в состоянии заблуждения, беспокойный ум обманывает их, и это приводит к отрицанию реальности. Это тот груз, который мы обретаем, проходя по нашей жизни. И чем дольше мы носим в себе этих внутренних демонов, тем тяжелее наше бремя и все труднее нам бывает освободиться от него. Лечение в таком случае - общепринятый путь. Врач действует в роли стороннего наблюдателя, держа перед нами зеркало нашего поведения. для данных целей оказывается не столь привычным инструментом. Посредством медитации мы можем научиться действовать в роли стороннего наблюдателя и держать перед собой то самое зеркало. При этом мы делаем важный шаг для того, чтобы связать воедино духовные ценности и обыденную жизнь.

Болезнь отрицания действительности

Без доли осознанного внимания мы так и останемся узниками ранее выработанных воспитанием стереотипов. Мы несем по жизни свой образ поведения и въевшиеся привычки. При смене близких взаимоотношений мы подходим к каждой встрече с целым рядом предрасположенностей и давно устоявшихся форм поведения . Эти личные образцы труднее всего выявить, поскольку они невидимым образом запечатлены в нас самих. Подобно руслу реки, наши давно устоявшиеся ожидания определяют направление наших реакций и восприятий. Находясь в заблуждении наш ум воспринимает события жизни через кривое зеркало, таким образом создавая ложные умозаключения. Если мы обладаем низкой самооценкой, то будем постоянно ощущать себя предметом критики, а если мы глубоко боимся, то не сможем доверять.

Когда у нас отсутствует доверие, мы попытаемся компенсировать его напускной бравадой. Самооправдание, неприятие ответственности и обвинение других - все это позволяет нам прибегать к отрицанию реальности в попытке защитить себя. Когда наш ум заблуждается, мы можем отрицать большие и малые ошибки, причину и следствие, ответственность и причастность. Пробужденный созерцательный ум, однако, не оставляет места для отрицания реальности, ибо при ясном свете дня внутреннее «я» не может скрыться от самого себя. Отрицание реальности везде будет в чести, где довлеет статус-кво. Мы избегаем видеть вещи как они есть и искажаем ход событий, чтобы сохранить приятную нашему взору иллюзию. Мы делаем козлами отпущения других, чтобы обезопасить себя. Хотя мы признаем правду на глубоко скрытом уровне в подсознании, открыто признать свои ошибки мы не в силах. Трудные отношения порождают самообман, что приводит к неоправданным обвинениям. Мы бежим от правды, чтобы сохранить созданное нами представление о самих себе. Заблуждение ума, обман и отрицание реальности являются расхожей монетой повседневной жизни и повседневных отношений. Когда мы готовы принять свет осознания окружающего мира, мы готовы обрести самих себя.

Будьте сознательны и открыты

То, как мы смотрим на мир и собственное место в нем, формирует наши привычки, устремления и поведение. Узкий взгляд рождает узость восприятия. Взгляд на мир через призму ограниченных представлений уменьшает все вокруг в той же степени. Узкое мировосприятие создает и суженный мир. Каждая новая возможность, позволяющая расширить эти рамки, отбрасывается, не замечается или просто извращается. Новый опыт должен быть подогнан под существующую внутреннюю модель мира. Если мы стремимся увязать все новое с нашими существующими предубеждениями, мы постоянно сужаем свой жизненный опыт. Если нам не удается замечать текучести самой жизни и разбираться в ней, то оказываются разобранными сами мосты, соединяющие нас. С другой стороны, если мы сумеем быть открытыми, то будем расти и мужать. Если мы пытаемся строить отношения посредством открытости, то начинаем видеть вещи, как они есть сами по себе, а не в виде порождений наших собственных предубеждений. Мы способны создать условия, при которых могут происходить внутренние перемены. Наши механизмы самосохранения настолько тонки, что мы не замечаем их работы до тех пор, пока не сделаем должного усилия для наблюдения за ними.

Медитация позволяет нам развить наблюдающее сознание, создать внутри себя наблюдателя. Буддизм называет и двадцать вторичных. Они призывают нас к самоанализу. Путь к западным мистериям обычно открывается призывом «Познай самого себя». Если вы готовы к обретению самих себя, значит, вы со всей серьезностью готовы приступить к медитации. И пусть вас не смущает то, что ваш поиск примет, без сомнения, сугубо внешнюю форму, само путешествие в действительности совершается внутри. Возможно, настало время для нового призыва, ведь дорогу к себе можно открыть самым разнообразным образом. Выражение «Я есмь тот, кто я есмь » может послужить новой исходной позицией, поскольку в действительности вам не нужно отправляться в путешествие в поисках себя, а требуется просто открыть глаза на то, кем вы являетесь . Этот новый призыв не отменяет перемен или роста, он лишь утверждает, что вы способны усвоить все для понимания, чем вы являетесь в каждый момент. Попробуйте медитировать на этих словах и посмотрите, принесут ли они вам осмысление самих себя.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Просмотры 1 135

Отрицание: вера в то, что какие-то болезненные или травматические обстоятельства, события или воспоминания не существуют и не происходили. В психологии же отрицание – это защитный механизм человека в виде неспособности признавать неприятную для него реальность (истину или эмоцию).

Итак, действительно ли существует отрицание? И если да, то как это выглядит? Это упрощенное восприятие окружающего мира, когда вы упорно не хотите видеть факты и прячете их в дальний угол своего сознания. Иногда правда слишком болезненна, чтобы её признавать. Однако существует непреложный факт об отрицании – оно не работает долгосрочно. Реальность всегда побеждает.

Некоторые из вещей, которые нам нужно услышать, либо нами игнорируются, либо заменяются теми вещами, которые мы хотим услышать. Перечитайте еще раз предыдущее предложение и задумайтесь, зачем мы заменяем или игнорируем правду?

5 поведенческих моделей, которые характерны для состояния отрицания

Как выглядит это самое пресловутое отрицание? А точнее его типичные поведенческие модели и мыслительные процессы?

1. Стресс

Отрицание, особенно то, которое является следствием когнитивного диссонанса, часто проявляется в виде тревожных состояний. Гнев – это еще один способ, с помощью которого люди справляются со стрессом. Такое поведение может проявляться в виде эмоциональных вспышек, агрессии или заметных перепадов настроения. Все эти типы поведения – это попытка вашего подсознания вывести проблему на поверхность. Проблема, конечно же, в том, что разум нередко сопротивляется таким усилиям.

2. Оправдания

Отрицание и оправдание идут рука об руку. Когда вы регулярно слышите, что кто-то говорит: «Я этого не сделал, потому что…», «Дело в том, что у меня была причина…», «Извините, что так получилось!», налицо все признаки отрицания реальности. У нас всех бывают сложные времена, и мы все делали глупые ошибки. Проблема в том, что человек по-прежнему отрицает свои неверные решения и «решает» их с помощью извинений и оправданий.

3. Роль жертвы (периодически)

Почему периодически? Некоторые люди в состоянии отрицания воспринимают себя жертвами; и это очень мощно влияет на их психику. В результате сознание и подсознание заняты бесконечной битвой между собой. Вот совет людям, сталкивающимся с трудными обстоятельствами, – постарайтесь обрести мир и принять реальность. Человек осознает неудобную истину; но по-детски действует так, как будто он эту реальность не может контролировать. Играть в жертву – это безответственно и саморазрушительно.

4. Сожаление

Сожаление – это вредно, и вот почему:

— сожаление бесполезно
— сожаление бессмысленно
— сожаление тщетно и контрпродуктивно
— сожаление может лишить вас лучшего будущего
— сожаление лишает вас настоящего

Иными словами, сожаление очень негативно воздействует на ваш разум и душу. Фраза «я бы хотел поступить по-другому…» ничего не решает. Человек должен научиться принимать реальность, или он будет постоянно иметь дело с сожалением и его последствиями.

5. Низкая уверенность в себе

Независимо от того, в какой степени отрицание становится частью вашего поведения, от этого неизбежно страдает самооценка и уверенность. Разум и сознание распознают поведенческую модель отрицания, зная, что мы фактически участвуем в процедуре самообмана. Равновесие будет восстановлено только тогда, когда вы сами сможете понять и принять, что отрицание реальности – это самая большая иллюзия.



Загрузка...