dselection.ru

Опыты с лимонной кислотой. Совместная деятельность по экспериментированию «Чудо-лимон» (старшая группа)

Александра Ивановна Юрина

Лимон одна из самых популярных цитрусовых культур. Кислый вкус сочного цитрусового плода, традиционно считают действенным средством от простуды, особенно в зимний и осенний период эта проблема более актуальна. В нашем детском саду часто на завтрак подают чай с дольками лимона. И тогда мы решили выяснить, почему именно лимоны? Чем они так полезны и где еще можно его использовать?

Цель исследования: Выяснить какие вещества в составе лимона, и как они помогают людям, а так же узнать различные способы его применения.

Задачи:

1. Изучить литературу про историю лимона и его свойства.

2. Наглядно познакомиться с фруктом используя стихи, загадки, поговорки.

3. Провести ряд опытов по взаимодействию лимона с другими веществами.

4. Узнать где еще используют лимонный сок и кожуру.

5. Доказать важность применения лимона в жизни людей.

Объект исследования: лимон

Предмет исследования: свойства лимона

Методы исследования:

Изучение литературы и Интернет – ресурсов по теме

Проведение опытов с лимоном и лимонным соком

Собственные наблюдения

План исследования:

Определение темы, целей и задач:

Выдвижение гипотезы:

Выбор методов исследования.

Основная часть

1. Теоретическая часть

Лимон - растение семейства цитрусовых, вечнозеленое дерево высотой от 3 до 7 метров с колючими ветками и яркими белыми цветками. Лимоном также называют плод этого растения. Выращивают их повсюду в теплых странах.

Многочисленные сорта лимона в культуре делят на две группы - древовидные (это деревья высотой до 6 метров) и кустовидные (небольшие до 3 - 4 метров высотой). Кустовидные сорта дают меньше урожая, чем древовидные.

О Родине лимона.

Родиной лимона считается Индия, однако, точно остаётся неизвестно где он был выращен. В начале лимоны были завезены и выращены в Италии, а позднее имеются свидетельства выращивания лимонов на территориях Египта, и дальше по всему свету. Ведущими производителями и доставщиками к нам лимонов в настоящее время являются Италия, Испания, Греция, Турция. В России лимоны успешно выращивают на Кавказе.

Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому он более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы и хуже всех он справляется и восстанавливается после обморожения. Резкое падение температуры до -6 градусов мороза серьезно навредит дереву. С другой стороны, лимон дает больше плодов в зонах с прохладным летним периодом. Таким образом, все это дает нам понять, что на земле не много мест для нормального роста лимона.

Лимонное деревце в комнате

Цитрусовые растения, такие, как лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, совершенно не сложно можно выращивать дома, но уход за ними непростой. Лучше всего комнатное содержание выносит лимон. При создании хороших условий выращенное из семени растение быстро развивается, превращаясь в красивое деревце. Однако цветения такой "дикой" формы лимона придется ждать 8-10 лет и даже более. При хорошем уходе и правильной обрезке кроны комнатные цитрусы уже на третий год приносят первые плоды, а с четырёх-пяти лет начинают давать ежегодно по 50 - 60 штук.

Польза и вред лимона

Витамины: А, В1, В2, В5, В6, В9, С, Е, РР.

Макроэлементы: калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор.

Микроэлементы: бор, железо, марганец, медь, молибден, фтор, цинк. Помимо этого, лимон содержит усвояемые углеводы, белки, жиры, органические кислоты, пищевые волокна, воду и золу. Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.

В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот.

Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона.

Также лимон противопоказан детям до трёх лет, беременным и кормящим грудью матерям.

Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства. Вред от лимона проявляется в основном только при его переедании, поэтому правильный приём этого фрукта делает его абсолютно безопасным.

Интересные факты, связанные с лимоном.

Факт №1: Соль и лимон

Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой - это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовёшь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.

Факт №2: Парное выступление

На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя - он очищает зубы и язык от черноты черники.

Факт №3: «Индийские яблоки»

Из похода на Индию один путешественник привёз плоды лимонов, которые у нас в России стали называть «индийские яблоки». Вкус у тех лимонов был такой, что их ели не морщась, то есть, они были сладкими.

Факт №4: Помогает выспаться

Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое насроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.

Факт №5:

2. Практическая часть

ОПЫТ №1

Цель: Узнать как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае.

Нам понадобилось: 2 бокала, пакетики с чаем, кипяток, дольки лимона.

Налили в бокалы кипяток, заварили крепкий чай. В один из бокалов положили несколько долек свежего лимона. Через некоторое время наблюдаем, что чай с лимоном стал намного светлее, ароматнее и вкуснее.

ВЫВОД: В чае содержатся красители, которые окрашивают горячую воду, а лимонная кислота ее осветляет.

ОПЫТ №2

Цель: Узнать, как лимонный сок ведет себя при контакте с красителями.

Нам понадобилось: салфетки, акварельные краски и кисть, свежевыжатый лимонный сок.

На салфетку накапали акварельной краской, затем сверху на эти пятна налили лимонный сок, пятно стало светлеть и почти исчезло.

ВЫВОД: Сок лимона может служить безопасным пятновыводителем.

ОПЫТ №3

Цель: Узнать, что происходит с лимонным соком при нагревании.

Нам понадобилось: Листы белой бумаги, лимонный сок, ватные палочки, утюг.

Ватные палочки обмакнули в лимонном соке и им на белом листе бумаги нарисовали рисунок. После того, как наш лист высох, (рисунок на нем практически не заметен) мы нагрели его утюгом и вот наш рисунок проявился и стал ярким и заметным.

ВЫВОД: Сок лимона при нагревании темнеет.


ОПЫТ №4

Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.

Нам понадобилось: Стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.

ВЫВОД: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.


ОПЫТ №5

Цель: Узнать, какой лимон тяжелее в кожуре или чищеный.

Нам понадобилось: 2 лимона, один чищеный, второй в кожуре, 2 сосуда с водой.

Опускаем в один сосуд лимон в кожуре, а во второй очищенный. В ходе опыта наблюдаем, что фрукт без кожуры утонул, а не чищенный всплыл.

ВЫВОД: В кожуре лимона содержатся пузырьки воздуха.


Рецепт приготовления цукатов из лимонных долек:

Шесть лимонов среднего размера

2 стакана сахара (можно чуть меньше)

2 стакана воды

4 столовых ложки сахарной пудры

Понадобится небольшая кастрюлька с толстым дном или сотейник, пергамент (бумага для выпечки, противень и, конечно, духовка.


Лимоны вымыть,

нарезать дольками по 0,3-0,5 см.

Толстые «попки» от лимонов не понадобятся, их можно выбросить.


В кастрюльке сварить сироп:

довести воду до кипения,

всыпать сахар,

размешать до полного растворения,

выложить в сироп кусочки лимонов.


Уменьшить максимально огонь,

варить цукаты в сиропе сначала с чуть приоткрытой крышкой (не менее часа,


Сироп должен стать густым и темным, а дольки лимонов прозрачными или полупрозрачными.

Теперь можно аккуратно доставать дольки лимонов из сиропа

и выкладывать на противень, застеленный пергаментом,

так как они очень горячие, то лучше это сделать при помощи небольших щипчиков или зубочистки.

Ждать, пока сироп остынет не нужно, он сильно загустеет


примерно так должны выглядеть цукаты из лимона в конце.


Победа наших «Лимончиков»

IV районной учебно-практической

конференции младших школьников

«Мои первые открытия»


Заключение

Мы считаем, что цели и задачи нашей исследовательской работы достигнуты. Проведенные опыты, чтение литературы и изучение сюжетных картинок позволили нам не только сформулировать правильные выводы о пользе лимона, но и узнать историю этого фрукта и где его применяют. Лимонные свойства достаточно разнообразны. Лимон служит тонизирующим, отбеливающим, ароматизирующим, общеукрепляющим, восстанавливающим, бактерицидным веществом.

Лимон широко применяют в кулинарии, косметологии и в домашнем быту. Действительно этот желтый и кислый «иностранец» полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт.

На этом мы хотим закончить наше исследование, мы даже сами не ожидали, что лимон окажется таким удивительным - фруктом.

Зажгите лампочку с помощью... лимона!

Сложность:

Опасность:

Сделайте этот эксперимент дома

Безопасность

    Перед началом опыта наденьте защитные перчатки и очки.

    Проводите эксперимент на подносе.

Общие правила безопасности

  • Не допускайте попадания химических реагентов в глаза или рот.
  • Не допускайте к месту проведения экспериментов людей без защитных очков, а также маленьких детей и животных.
  • Храните экспериментальный набор в месте, недоступном для детей младше 12 лет.
  • Помойте или очистите всё оборудование и оснастку после использования.
  • Убедитесь, что все контейнеры с реагентами плотно закрыты и хранятся по правилам после использования.
  • Убедитесь, что все одноразовые контейнеры правильно утилизированы.
  • Используйте только оборудование и реактивы, поставляемые в наборе или рекомендуемые текущими инструкциями.
  • Если вы использовали контейнер для еды или посуду для проведения экспериментов, немедленно выбросьте их. Они больше не пригодны для хранения пищи.

Информация о первой помощи

  • В случае попадания реагентов в глаза тщательно промойте глаза водой, при необходимости держа глаз открытым. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае проглатывания промойте рот водой, выпейте немного чистой воды. Не вызывайте рвоту. Немедленно обратитесь к врачу.
  • В случае вдыхания реагентов выведите пострадавшего на свежий воздух.
  • В случае контакта с кожей или ожогов промывайте поврежденную зону большим количеством воды в течение 10 минут или дольше.
  • В случае сомнений немедленно обратитесь к врачу. Возьмите с собой химический реагент и контейнер от него.
  • В случае травм всегда обращайтесь к врачу.
  • Неправильное использование химических реагентов может вызвать травму и нанести вред здоровью. Проводите только указанные в инструкции эксперименты.
  • Данный набор опытов предназначен только для детей 12 лет и старше.
  • Способности детей существенно различаются даже внутри возрастной группы. Поэтому родители, проводящие эксперименты вместе с детьми, должны по своему усмотрению решить, какие опыты подходят для их детей и будут безопасны для них.
  • Родители должны обсудить правила безопасности с ребенком или детьми перед началом проведения экспериментов. Особое внимание следует уделить безопасному обращению с кислотами, щелочами и горючими жидкостями.
  • Перед началом экспериментов очистите место проведения опытов от предметов, которые могут вам помешать. Следует избегать хранения пищевых продуктов рядом с местом проведения опытов. Место проведения опытов должно хорошо вентилироваться и находиться близко к водопроводному крану или другому источнику воды. Для проведения экспериментов потребуется устойчивый стол.
  • Вещества в одноразовой упаковке должны быть использованы полностью или утилизированы после проведения одного эксперимента, т.е. после открытия упаковки.

Часто задаваемые вопросы

Светодиод не горит. Что делать?

Во-первых, проследите, чтобы пластины в лимоне не касались друг друга.

Во-вторых, проверьте качество соединения крокодилов с металлическими пластинами.

В-третьих, убедитесь, что светодиод подключён верно: чёрный крокодил крепится к короткой «ножке», красный – к длинной. При этом крокодилы не должны касаться другой «ножки», иначе произойдёт замыкание цепи!

Сок около магниевой пластины шипит. Это нормально?

Всё хорошо. Магний – активный металл, и он взаимодействует с лимонной кислотой с образованием цитрата магния и выделением водорода.

Другие эксперименты

Пошаговая инструкция

  1. Возьмите 2 магниевые пластинки из баночки с надписью «Mg».
  2. Приготовьте 2 зажима-крокодила: 1 чёрный и 1 белый. Подсоедините магниевые пластинки к чёрному и белому крокодилам.
  3. Возьмите 2 медные пластины из баночки с надписью «Cu».
  4. Подсоедините медную пластинку к свободному концу белого крокодила. Подсоедините медную пластинку к красному крокодилу.
  5. Разрежьте лимон пополам. Вставьте в одну половинку лимона медную и магниевую пластинки на небольшом расстоянии друг от друга (примерно 1 см). Повторите с двумя оставшимися пластинками, используя вторую половинку лимона. Убедитесь, что пластинки не соприкасаются.
  6. Возьмите светодиод. Подсоедините свободный конец красного крокодила к длинной ножке светодиода. Подсоедините свободный конец чёрного крокодила к короткой ножке светодиода. Cветодиод загорится!

Утилизация

Твёрдые отходы эксперимента утилизируйте вместе с бытовым мусором. Растворы слейте в раковину и затем тщательно промойте её водой.

Что произошло

Почему диод начинает светиться?

В условиях опыта протекает химическая реакция: электроны с магния Mg переходят на медь Cu. Такое движение электронов и есть электрический ток. Проходя через светодиод, он заставляет его светиться. Таким образом, собранная в данном опыте установка действует как батарейка – химический источник тока.

Узнать больше

Участники этого опыта − медь Cu и магний Mg − весьма схожи. Оба они – металлы. Это означает, что они достаточно ковкие, блестят, хорошо проводят электричество и тепло. Все эти свойства – следствия внутреннего строения металлов. Его можно представить как расположенные в определённом порядке положительные ионы, которые удерживаются вместе с помощью общих для всего кусочка металла электронов. Именно из-за этой общности электроны могут «гулять» по всему объёму металла.

Несмотря на общие мотивы в строении, медь и магний отличаются друг от друга. Общая «свора» электронов удерживается в кусочке меди сильнее, чем в случае с магнием. Поэтому чисто теоретически мы можем себе представить процесс, в котором электроны из магния «убегают» к меди. Однако это приведёт к увеличению зарядов: положительного в магнии и отрицательного − в меди. Долго так продолжаться не может: из-за взаимного отталкивания отрицательно заряженным электронам будет невыгодно переходить дальше в медь. Заряд, таким образом, собирается у поверхности соприкосновения двух разных металлов.

Любопытно, что степень переноса электронов с одного металла на другой зависит от температуры. Эту связь используют в электронных устройствах, позволяющих измерять температуру. Простейшим таким прибором, который использует данный эффект, является термопара . Сейчас использование термопар является повсеместным, и именно они лежат в основе электронных термометров.

Вернёмся к нашему опыту. Для того чтобы электроны с магния на медь перебегали постоянно, а сам процесс стал необратимым, необходимо удалять положительный заряд с магния и отрицательный заряд с меди. Здесь в свою роль вступает лимон. Важно, какую среду он создаёт для воткнутых в него медной и магниевой пластин. Всем известно, что лимон имеет кислый вкус преимущественно благодаря содержащейся в нём лимонной кислоте. Естественно, и вода в нём тоже присутствует. Раствор лимонной кислоты способен проводить электричество: при её диссоциации происходит возникновение положительно заряженных ионов водорода H + и отрицательно заряженного остатка лимонной кислоты. Такая среда идеально подходит для удаления положительного заряда с магния и отрицательного заряда с меди. Первый процесс происходит довольно просто: положительно заряженные ионы магния Mg 2+ переходят с поверхности магниевой пластинки в раствор (лимонный сок):

Mg 0 – 2e - → Mg 2+ раствор

Второй процесс происходит на медной пластинке. Поскольку на ней скапливается отрицательный заряд, это притягивает ионы водорода H + . Они способны забирать электроны с медной пластинки, превращаясь сначала в атомы H, а затем почти сразу в молекулы H 2 , которые улетают восвояси:

2H + + 2e - → H 2

Почему нельзя обойтись только одной парой «медь-магний»?

Ближайший аналог системы «медная пластинка – лимон – магниевая пластинка» ¬– это обыкновенная пальчиковая батарейка. Она работает по тому же принципу: происходящие внутри неё химические реакции приводят к возникновению тока электронов, то есть электричества. Вы наверняка замечали, что в некоторых приборах пальчиковые батарейки располагаются подряд (т.е. минусовой полюс одной соприкасается с плюсовым полюсом другой). Чаще они это делают не напрямую, а посредством проводков или небольших металлически пластинок. Но суть остаётся прежней − это нужно, чтобы увеличить силу, которая действует на электроны, а значит – увеличить силу тока.

Так же и медная пластинка в одном кусочке лимона соединяется с магниевой пластинкой другого. Если соединить диод только с одной парой «медь-магний», он не начнёт светиться, а вот использование двух пар приводит к желаемому результату.

Узнать больше

Для описания силы, которая заставляет заряды двигаться, то есть приводит к возникновению электричества, используют понятие напряжение . Например, на любой батарейке указано значение напряжения, которое она может создавать в подключённом к ней приборе или проводнике.

Напряжения, которое создаёт одна пара «магний-медь», недостаточно для данного опыта, но вот двух пар уже хватает.

Почему мы используем именно медь и магний? Можно ли взять какую-то другую пару металлов?

Все металлы по-разному способны удерживать электроны. Это позволяет выстроить их в так называемый электрохимический ряд . Металлы, которые стоят в этом ряду левее, удерживают электроны хуже, а те, что правее, – лучше. В нашем опыте электрический ток возникает именно из-за разницы между медью и магнием в их способности удерживать электроны. В электрохимическом ряду медь стоит значительно правее магния.

Мы вполне можем взять два других металла – необходимо лишь, чтобы между их желанием удерживать при себе электроны была достаточная разница. Например, в этом опыте вместо меди можно использовать серебро Ag, а вместо магния – цинк Zn.

Тем не менее, мы выбрали именно магний и медь. Почему?

Во-первых, они весьма доступны, в отличие от того же серебра. Во-вторых, магний – металл, который одновременно сочетает в себе достаточную активность и стабильность. Подобно щелочным металлам – натрию Na, калию K и литию Li – он легко окисляется, то есть отдаёт электроны. С другой стороны, поверхность магния покрыта тонкой плёнкой его оксида MgO, которая не разрушается при нагревании вплоть до 600 o C. Она защищает металл от дальнейшего окисления на воздухе, что делает его весьма удобным в использовании на практике.

Какие ещё фрукты и овощи можно использовать вместо лимона?

Многие фрукты и овощи подойдут для этого опыта. Достаточно лишь наличия у них сочной мякоти. Например, вместо лимона можно взять яблоко, банан, помидор или картофель. Даже крупная виноградина подойдёт!

Во всех этих овощах, фруктах и ягодах достаточно воды, а также веществ, которые диссоциируют (распадаются на заряженные частицы − ионы) в воде. Поэтому в них тоже может протекать электрический ток!

Что такое диод и как он устроен?

Диоды – это маленькие приборы, способные пропускать через себя электрический ток и выполнять при этом какую-то полезную работу. В данном случае речь идёт о светодиоде – при пропускании электрического тока он светится.

Все современные диоды содержат в своей основе полупроводник – особый материал, электропроводность которого не очень велика, но может вырастать, например, при нагревании. Что такое электропроводность? Это способность материала проводить через себя электрический ток.

В отличие от простого кусочка полупроводника, любой диод содержит два его «сорта». Само название «диод» (от греч. «δίς») означает, что в его составе есть два элемента – обычно их называют анод и катод .

Анод диода состоит из полупроводника, содержащего так называемые «дырки» − области, которые могут быть заполнены электронами (фактически пустые полочки специально для электронов). Эти «полочки» могут достаточно свободно перемещаться по всему аноду. Катод диода тоже состоит из полупроводника, но другого. Он содержит электроны, которые тоже могут относительно свободно двигаться по нему.

Оказывается, что такой состав диода позволяет электронам легко двигаться через диод в одну сторону, но практически не позволяет двигаться им в обратном направлении. Когда электроны движутся от катода к аноду, на границе между ними происходит встреча «свободных» электронов в катоде и электронных вакансий (полочек) в аноде. Электроны с удовольствием занимают эти вакансии, и ток двигается дальше.

Представим, что электроны двигаются в обратном направлении – им нужно слезть с уютных полочек в материал, где этих полочек нет! Очевидно, это им не выгодно и ток в этом направлении не пойдёт.

Таким образом, любой диод может выступать в роли своего рода клапана для электричества, которое проходит через него в одну сторону, но не проходит в другую. Именно это свойство диодов позволило использовать их в качестве основы для вычислительной техники – любой компьютер, смартфон, ноутбук или планшет содержит в своём составе процессор, в основе которого – миллионы микроскопических диодов.

У светодиодов, конечно же, другое применение – в освещении и индикации. Сам факт возникновения света связан с особым подбором полупроводниковых материалов, из которых состоит диод. В некоторых случаях тот самый переход электронов с катода в вакансии анода сопровождается выделением света. В случаях разных полупроводников происходит свечение разных цветов. Важными преимуществами диодов по сравнению с другими электрическими источниками света являются их безопасность и высокая эффективность – степень преобразования энергии электрического тока в свет.

Эксперимент с лимоном

Представьте себе, что вы держите в левой руке лимон. Вытяните руку перед собой и обхватите пальцами воображаемый фрукт. Ощутите шероховатость кожуры холодного свежего лимона. Представьте яркий желтый цвет фрукта. Вдохните и почувствуйте приятный свежий запах лимона. Теперь поднесите руку с лимоном ко рту и представьте себе, как кусаете его. Чувствуете, как ваши зубы прокусывают кожуру и на язык попадает сочная лимонная мякоть? Теперь разжуйте лимон во рту. Вы почувствовали кислый вкус во рту, не правда ли?

Вы заметили, как во время чтения предыдущего абзаца у вас во рту образовывалось все больше слюны? Исключительно при помощи мышления вы запустили в организме процесс слюнообразования. Когда ваше внимание направлено на определенное событие, в данном случае на вкус лимона, все тело начинает реагировать соответственно. Итак, если наши мысли отражаются на языке тела, почему бы на основании внешних проявлений нам не научиться угадывать, о чем думает собеседник?

Без сомнения, это возможно. Я, кстати, далеко не единственный и не первый, кто работал над этой темой. До меня многие интересные исследователи развивали область этих знаний и применяли их на практике. Одним из них был, например, американец Дж. Рэндал Браун. Он родился в 1851 году в Сент-Луисе и, будучи еще школьником, выяснил, что может найти предмет в классе, если одноклассники спрятали его. Ученик, который спрятал предмет, должен был всего лишь дотронуться до лба молодого менталиста и сконцентрироваться на тайнике. Через прикосновение Рэндал Браун чувствовал направление, на котором сосредоточивался его одноклассник. Он чувствовал внешние проявления мыслей!

После окончания школы Браун продолжил проводить подобные эксперименты в узком кругу. Однажды на его представлении присутствовал журналист из местной газеты, который впоследствии написал восторженную статью о его искусстве. Это было началом блестящей карьеры Брауна. Он был чрезвычайно востребован и объехал всю Америку со своим экспериментом. Его имя было у всех на устах. Где бы ни выступал Браун, пресса была в восторге.

Еще одним человеком, выступавшим с подобным экспериментом, был Вашингтон Ирвинг Бишоп. Он подсмотрел идею у Брауна, но сделал свое выступление еще более зрелищным. Он просил спрятать неизвестный предмет не в помещении, а в большом городе. После чего надевал на глаза непрозрачную повязку, садился в запряженную лошадьми повозку и направлялся в нужную часть города, чтобы там достать предмет из тайника. Бишоп был первым человеком, управлявшим транспортным средством с закрытыми глазами. Критики, правда, говорили тогда, что его искусство - скорее заслуга лошадей, настоящим чудо было бы, если бы глаза животных также были завязаны. Но подобная критика все равно не могла заглушить колдовского очарования, исходившего от представлений Бишопа. Со своим экспериментом он объехал не только всю Америку, но и Европу. Но Бишоп был болен и по окончании напряженного выступления у него часто случались эпилептические припадки, после которых он иногда впадал в состояние летаргического сна. Поэтому у него всегда при себе была записка, в которой Бишоп убедительно просил не производить вскрытие или погребение его тела, пока достоверно не будет установлено, что он действительно мертв.

После одного из выступлений с Бишопом случился пресловутый приступ. Против его просьбы тело сразу было подвергнуто аутопсии. Позже его мать утверждала, что во время вскрытия ее сын был еще жив, и убила его именно эта процедура. Бишопу было всего 33 года, но его искусство не погибло.

Этот эксперимент стал известен в Германии и среди прочих его показывал человек по имени Герман Штайншнайдер. Его псевдоним - Эрик Ян Гануссен. Как и многие другие представители искусства чтения мыслей, Гануссен был очень неоднозначной фигурой и пользовался сомнительной славой. Он родился в 1889 году в Вене, родители его были евреями. В юности он частенько зарабатывал на крайне подозрительных делах. Например, он работал в газете под названием «Молния», распускающей слухи и публикующей неприятные подробности из личной жизни известных людей. Гануссен как раз и находил подходящих персонажей для подобных статей.

Помимо прочего, он занимался исследованием ясновидения, гипноза и телепатии и после Первой мировой войны стал самым богатым и влиятельным артистом на территории немецкоговорящих стран.

Адольф Гитлер был очарован искусством Гануссена и содействовал в его продвижении, несмотря на еврейские корни артиста. При поддержке нацистов Гануссен основал в Берлине Дворец оккультных искусств, где он проводил сеансы для нацистской верхушки и высшего общества. Но после того как в 1933 году Гануссен открыто предсказал падение Рейхстага, он стал слишком опасен для власти. В марте 1933 года Гануссен был расстрелян национал-социалистами в лесу под Берлином. Его тело было обнаружено лишь на следующий день. Конечно, Гануссен был человеком сомнительных моральных качеств, но как артист он был очень убедителен. Его окружала совершенно особенная, необычная и сильная аура. История его жизни была описана в романе Лиона Фейхтвангера «Братья Лаутензак» и экранизирована Клаусом Мария Брандауером в фильме «Гануссен». В этих произведениях хорошо показано, что фигуру Гануссена всегда окутывал покров тайны.

Что же такого особенного было у этих людей? Что, не известное другим, они знали? На чем основывался их стремительный и завораживающий успех? Эти вопросы не давали покоя многим, включая меня.

Моя, а вскоре и ваша, тайна заключается в том, что мы умеем почувствовать направление мысли. Направленное внимание человека всегда сопровождается энергией. При помощи длительных тренировок, веры в себя и интуиции каждый может научиться чувствовать эту особую ментальную активность другого человека. Для обозначения этого явления существует специальный термин «идеомоторное движение», то есть бессознательное движение, совершаемое без участия воли под одним лишь влиянием представления о нем. Такие реакции абсолютно непроизвольны и практически незаметны. Впервые эти движения выявил французский химик Мишель Эжен Шеврёль в 1833 году. Но первооткрывателем идеомоторных движений считается англичанин Уильям Б. Карпентер, хотя он и не нашел определения своему открытию. Он смог доказать, что нам достаточно лишь подумать о некотором движении, как наш мозг побуждает тело в минимальном объеме воспроизвести воображаемое движение. То есть если вы, к примеру, интенсивно думаете о стене слева от вас, ваше тело бессознательно начинает поворачиваться в этом направлении. Искусство заключается как раз в том, чтобы разглядеть эти миниатюрные движения и сделать на их основании вывод о намерениях человека. До сегодняшнего дня мы можем лишь описывать этот феномен. Мы знаем о его существовании, но по-настоящему не можем объяснить.

У меня самого в программе долгое время был номер, связанный с этим явлением, и я научился добиваться отличного эффекта с его помощью. Я чувствовал сломанную деталь механизма, узнавал, какие растения зритель предварительно отобрал в Мюнхенском ботаническом саду, и находил спрятанные от меня в отнюдь не маленьком внутреннем городе Вены предметы. Не утаю от вас самое яркое воспоминание. В новой части Вены есть очень красивый городской театр, где я выступал во время своего первого турне. В нужный момент я пригласил симпатичного мужчину подняться на сцену и поставил ему следующую задачу: «Пожалуйста, будьте так добры, выберите в зале человека, но не говорите, кто он. Опишите его на листе бумаги так, чтобы я не видел. Поместите лист с описанием в конверт, а затем дайте мне в руки». Моя задача заключалась в том, чтобы отнести конверт тому человеку, чье описание находилось внутри и пригласить его подняться на сцену. Потом следовало вслух зачитать описание, чтобы все зрители могли убедиться в правильности моего выбора. Итак, я взял своего ассистента за руку и двинулся с ним в зрительный зал. Когда мы оказались в центре помещения, я сразу понял, что стою перед нужным мне человеком, и попросил ее подняться на сцену. Речь, кстати, шла о привлекательной молодой девушке с темными волосами. Я медленно вскрыл конверт и прочитал: «Мужчина с лысиной…» Заканчивать я не стал. Зал неистовствовал - никто не идеален!

Из книги Хищная власть автора Диденко Борис Андреевич

Из книги Способности субъекта под гипнозом автора Эриксон Милтон

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

49. Естественный эксперимент и лабораторный эксперимент Естественный эксперимент проводится только в естественных, привычных для субъекта условиях труда, там, где обычно проходит его рабочий день и трудовая деятельность. Это могут быть рабочий стол в офисе, купе вагона,

Из книги Психотехнологии измененных состояний сознания автора Козлов Владимир Васильевич

Эксперимент 1 Начните напрягать руку: сожмите пальцы в кулак, напрягите запястье, затем предплечье – до локтя Замечайте при этом, как меняется ваше состояние, как меняется ваше дыхание, где еще появляется напряжение. Продолжите эксперимент с напряжением: напрягите всю

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Эксперимент 3 Встаньте прямо и сосредоточьте внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд сбросьте напряжение, расслабьте руку. Проделайте аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.Эксперимент

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

Эксперимент Как ни важна роль, которую играют в творческом процессе писателя самоанализ и наблюдение, ими обоими не ограничиваются способы добывания материала. Недостатком самонаблюдения и наблюдения является то, что оба они, в сущности, сводятся к обнаружению того, что

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

ЭКСПЕРИМЕНТ Разденьтесь, как-нибудь, полностью - догола! И встаньте так, во всей своей красе, перед самым большим зеркалом в вашей квартире.Посмотрите на себя. Оставайтесь абсолютно спокойным…Посмотрите себе в глаза и произнесите тоном, не терпящим возражений: «Я -

Из книги Чтение мыслей [примеры и упражнения] автора Гавенер Торстен

Парадокс опытов над животными: ставим эксперимент на животном, чтобы доказать, что нельзя ставить эксперимент на животном Противники опытов над животными исходят из того, что мыши и шимпанзе попадают в сферу моральных соображений, а помидоры и робособаки - нет. Причина в

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Из книги Синхронистичность: акаузальный связующий принцип автора Юнг Карл Густав

Эксперимент: зеркало Не передразнивайте вашего партнера по эксперименту! Стоит ему только это заметить, как у вас больше не будет ни единого шанса установить с ним необходимый контакт.По этой причине некоторые тренеры рекомендуют «смещенное зеркало». То есть вы должны

Из книги Дудлинг для творческих людей [Научитесь мыслить иначе] автора Браун Санни

Эксперимент с монеткой Мимика может рассказать еще больше о вашем собеседнике:Выложите перед собой на стол монетки: 2 рубля, 1 рубль, 50 копеек и 10 копеек.Теперь отвернитесь и попросите вашего партнера в одной ладони зажать монетку в 2 рубля, а в другой спрятать оставшиеся

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Эксперимент Эксперимент – главный метод научной психологии, он настолько важен, что студенты-психологи нередко называют любое психологическое исследование экспериментом, что не вполне верно. В отличие от других методов психологии, эксперимент подразумевает

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Сказочный эксперимент Пролетела еще одна быстротечная неделя нашей сумасшедшей жизни. Все как обычно. Родители – на работе, дети – в саду. Хочется поднять какую-нибудь актуальную тему, но вот за рабочими заботами я как-то и не заметила, что особенного произошло с моим

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Взрослые часто задаются вопросом, как увлекательно и с пользой провести время с детьми. Можно сходить в парк аттракционов или в поход. А можно совсем не заморачиваться по этому поводу и загрузить свое чадо домашними делами, только скажет ли оно вам за это спасибо - вот в чем вопрос. Вдруг ваш ребенок - неугомонный почемучка и ни дня не может прожить без новых открытий и впечатлений!

Если так, то эти 8 простых научных опытов, которые будут интересны не только детям, но и взрослым, сайт собрал специально для вас.

Опыт № 1

Чтобы создать собственный вулканчик, вам потребуются:

  • 2 лимона (можно и больше);
  • пищевая сода;
  • любой краситель (акварель, пищевые красители);
  • деревянная палочка или любой другой предмет, которым удобно размешивать;
  • поддон или ванночка;
  • мыльная пена, или гель для душа, или жидкое мыло.

Инструкция:

  1. Подготовьте лимон, вырезав его сердцевину. Выжмите сок из второго лимона, отставьте в сторону.
  2. Поставьте лимон на поддон и с помощью деревянной палочки размягчите его сердцевину.
  3. Залейте в сердцевину краску.
  4. Смешайте приготовленный вами лимонный сок с жидким мылом.
  5. Добавьте в вырезанную сердцевину соду. Лимон должен начать пузыриться. Для лучшего эффекта добавляйте туда же приготовленный лимонный сок с мылом.

Опыт № 2

Хотите завести собственных электрических угрей в стакане? Нет ничего проще! Для этого вам понадобятся:

  • 2 стакана;
  • мармеладные червячки;
  • пищевая сода;
  • уксус;
  • чашка воды;
  • вилка.

Инструкция:

  1. Подготовьте мармеладных червячков, разрезав их пополам.
  2. В стакане смешайте воду и соду.
  3. Добавьте в стакан с содой разрезанных червячков. Оставьте на 10–15 минут.
  4. Выньте червячков из чашки.
  5. В пустой стакан налейте уксус.
  6. Добавьте червячков в стакан с уксусом.

​Мармеладные червячки при помощи пузырьков начнут шевелиться, как настоящие.

Опыт № 3

Чтобы создать радужную бумагу, вам понадобятся:

  • плоское блюдо с водой;
  • прозрачный лак для ногтей;
  • черная плотная бумага.

Инструкция:

  1. Добавьте прозрачный лак для ногтей в миску с водой. Распределите по поверхности воды.
  2. Быстро окуните бумагу в воду. Дайте высохнуть на сухой поверхности.

Как только бумага высохнет, поднесите ее к свету и - наслаждайтесь радужными переливами!

Опыт № 4

При помощи этого эксперимента вы легко объясните своему ребенку механизм образования дождя в облаках.

Вам понадобятся:

  • баночка;
  • пена для бритья;
  • вода;
  • любой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните баночку водой.
  2. Сделайте «облака» из пены для бритья поверх воды.
  3. Накапайте сверху на «облака» краситель. Излишки просочатся сквозь пену, и пойдет «дождь»!

Опыт № 5

Хотите вместе с ребенком наблюдать волшебные фейерверки, не выходя из дома? Для этого вам понадобятся:

  • баночка;
  • растительное масло;
  • вода;
  • пищевой краситель.

Инструкция:

  1. Наполните 3/4 баночки водой.
  2. В плоской тарелке смешайте пищевые красители и растительное масло. Аккуратно размешайте.
  3. Осторожно вылейте масло в воду.

Масло равномерно распределится по поверхности, и краситель начнет медленно растворяться в теплой воде, радуя вас красочными фейерверками.

Опыт № 6

Обычная ванна - это скучно! Особенно для маленького ребенка. Попробуйте вместе с ним создать веселое развлечение - бомбочку для ванны. В ам потребуются:

  • 1 ст. л. детского масла;
  • 1 чашка пищевой соды;
  • 1/2 чашки лимонной кислоты;
  • пищевой краситель (по желанию).

Инструкция по созданию:

  1. Смешайте пищевую соду и детское масло до консистенции теста.
  2. Добавьте лимонную кислоту в «тесто» и тщательно разомните.
  3. Добавьте краситель (по желанию).
  4. Консистенция бомбочки должна быть достаточно эластичной и не прилипать к рукам.

С этими бомбочками ванные процедуры станут намного увлекательнее. Только следите, чтобы бомбочки не попали ребенку в рот!

Опыт № 7

Простые подручные средства помогут создать собственную медузу в бутылке, которая порадует вас и вашего ребенка. Вам понадобятся:

  • небольшой прозрачный полиэтиленовый пакет;
  • прозрачная пластиковая бутылка;
  • нитка;
  • пищевой краситель;
  • ножницы.

Инструкция:

  1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.
  2. Отрежьте дно и ручки пакета.
  3. Разрежьте пакет вдоль справа и слева, чтобы получились 2 листа из полиэтилена. Вам понадобится 1 лист.
  4. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области шеи медузы, но не слишком туго: вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.
  5. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе - от низа до головы. Вам нужно примерно 8–10 щупальцев.
  6. Каждое щупальце разрежьте еще на 3–4 более мелкие детали.
  7. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла «плавать» в бутылке.
  8. Наполните бутылку водой и поместите в нее медузу.
  9. Капните пару капель синего или зеленого пищевого красителя.

Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась. Пусть дети переворачивают бутылку и смотрят, как в ней плавает медуза.

Опыт № 8

Детям спички не игрушка, поэтому опыт нужно выполнять только взрослым. Вам понадобятся:

  • спичечный коробок;
  • резинка;
  • несколько спичек.

Инструкция:

  1. Поставьте коробок вертикально и воткните по сторонам спички.
  2. Возьмите резинку и натяните ее между этими спичками.
  3. Поместите третью спичку посередине и начинайте проворачивать ее, как можно сильнее закручивая резинку.
  4. Когда резинка достаточно сильно закрутится, отпустите спичку. От трения она загорится и будет похожа на огненную трещетку.

Для развития ребенка необходимо использовать все возможные средства, включая опыты для детей, провести которые в домашних условиях могут подготовленные родители. Такой вид деятельности очень интересен дошкольникам, помогает им узнать много нового об окружающем мире, принять непосредственное участие в процессе исследования. Главное правило, которого следует придерживаться мамам и папам, – отсутствие принуждения: занятия должны проводиться лишь тогда, когда сам ребенок готов к экспериментам.

Физические

Подобные научные эксперименты заинтересуют любознательного кроху, помогут ему получить новые знания:

  • о свойствах жидкости;
  • об атмосферном давлении;
  • о взаимодействии молекул.

Кроме того, под четким родительским руководством он без труда сможет все повторить.

Наполнение бутылки

Следует заранее подготовить инвентарь. Понадобится горячая вода, стеклянная бутылка и миска с холодной водой (для наглядности жидкость следует предварительно подкрасить).

Порядок действий таков:

  1. Необходимо налить в бутылку горячую воду несколько раз, чтобы емкость как следует прогрелась.
  2. Полностью вылить горячую жидкость.
  3. Перевернуть вниз горлышком бутылку и опустить ее в миску с холодной водой.
  4. Можно будет увидеть, что вода из миски начнет набираться в бутылку.

Почему же так происходит? Благодаря воздействию горячей жидкости бутылка наполнилась теплым воздухом. Остывая, газ сжимается, вследствие чего объем, занимаемый им, уменьшается, образуя в бутылке среду с пониженным давлением. Вода, поступая, восстанавливает равновесие. Этот опыт с водой без проблем можно провести дома.

Со стаканом

Каждый малыш даже в 3-4 года знает, что если перевернуть наполненный водой стакан, жидкость выльется. Однако есть интересный опыт, способный доказать обратное.

Порядок действий:

  1. Налить воды в стакан.
  2. Накрыть его куском картона.
  3. Придерживая лист рукой, осторожно перевернуть конструкцию.
  4. Руку можно убирать.

Удивительно, но вода не выльется – молекулы картоны и жидкости в момент соприкосновения перемешаются. Поэтому лист будет держаться, став своеобразной крышкой. Ребенку также можно рассказать об атмосферном давлении, что оно есть как внутри стакана, так и снаружи, при этом в емкости оно ниже, снаружи – выше. За счет этой разницы вода и не выливается.

Подобный опыт лучше всего проводить над тазом, поскольку постепенно бумажный материал промокнет, и жидкость будет капать.

Развивающие эксперименты

Есть большое количество по-настоящему интересных экспериментов для малышей.

Извержение вулкана

Этот опыт по праву считается одним из самых увлекательных и потому любимых детьми. Для его проведения потребуется:

  • сода;
  • краска красного цвета;
  • лимонная кислота или сок лимона;
  • вода;
  • немного моющего средства.

Сначала следует соорудить сам «вулкан», сделав конус из плотной бумаги, скрепив по краям скотчем и прорезав сверху отверстие. Затем получившаяся заготовка надевается на любую бутылку. Для сходства с вулканом ее следует покрыть коричневым пластилином и поставить на большой противень, чтобы «лава» не испортила поверхность стола.

Порядок действий:

  1. Насыпать в бутылку соду.
  2. Добавить краску.
  3. Капнуть моющего средства (1 каплю).
  4. Налить воды и как следует перемешать.

Чтобы началось «извержение», нужно попросить ребенка добавить немного лимонной кислоты (или лимонного сока). Это простейший пример химической реакции.

Танцующие червячки

Этот простой забавный эксперимент можно провести как с дошкольниками, так и с младшими школьниками. Необходимое оборудование:

  • крахмал кукурузный;
  • вода;
  • противень;
  • краски (пищевые красители);
  • музыкальная колонка.

Сначала необходимо смешать 2 стакана крахмала и стакан воды. Получившееся вещество налить на противень, добавить краску или краситель.

Осталось только включить громкую музыку и приложить противень к колонке. Цвета на заготовке перемешаются в хаотичном порядке, создав красивое необычное зрелище.

Используем продукты питания

Чтобы сделать эксперимент – необычный, интересный малышу и познавательный, – вовсе не обязательно приобретать сложное оборудование и дорогостоящие материалы. Предлагаем познакомиться с очень простыми вариантами, доступными для исполнения дома.

С яйцом

Необходимое оборудование:

  • стакан с водой (высокий);
  • яйцо;
  • соль;
  • вода.

Суть проста – яйцо, погруженное в воду, опустится на дно. Если же добавить в жидкость поваренной соли (около 6 ст. л.), то оно поднимется на поверхность. Такой физический опыт с солью помогает проиллюстрировать малышу понятие плотности. Так, у подсоленной воды она больше, поэтому яйцо может держаться на поверхности.

Можно показать и обратное действие (именно поэтому и рекомендовалось взять высокий стакан) – при добавлении в подсоленную жидкость простой водопроводной воды плотность уменьшится, и яйцо опустится на дно.

Невидимые чернила

Очень интересный и простой трюк, который сначала покажется малышу настоящим волшебством, а после объяснения родителей поможет узнать об окислении.

Необходимое оборудование:

  • ½ лимона;
  • вода;
  • ложка и тарелка;
  • лист бумаги;
  • лампа;
  • ватный тампон.

Если лимона нет, можно использовать аналоги, например, молоко, луковый сок или вино.

Порядок действий:

  1. Выжать сок цитруса, добавить его в тарелку, смешать с равным количеством воды.
  2. Обмакнуть тампон в получившуюся жидкость.
  3. Написать с его помощью что-то понятное ребенку (или нарисовать).
  4. Подождать, пока сок высохнет, став полностью невидимым.
  5. Нагреть лист (при помощи лампы или подержав над огнем).

Текст или простой рисунок станет виден из-за того, что сок окислился и при повышении температуры приобрел коричневый окрас.

Цветной взрыв

Самых маленьких можно порадовать веселым опытом с молоком и красками, который без проблем можно провести на кухне.

Необходимые продукты и оборудование:

  • молоко (желательно большой жирности);
  • пищевые красители (нескольких цветов – чем больше, тем интереснее и ярче получится);
  • средство для мытья посуды;
  • тарелка;
  • ватные палочки;
  • пипетка.

Если жидкость для мытья посуды отсутствует, допустимо использовать жидкое мыло.

Порядок действий:

  1. Налить молоко в тарелку. Оно должно полностью скрыть дно.
  2. Дать жидкости немного постоять, чтобы она стала комнатной температуры.
  3. При помощи пипетки осторожно капнуть в тарелку с молоком несколько разных пищевых красителей.
  4. Слегка дотронувшись ватной палочкой до жидкости, нужно показать малышу, что происходит.
  5. Далее берется вторая палочка, обмакивается в моющем средстве. Ею касаются поверхности молока, задерживают на 10 секунд. Смешивать красочные разводы не надо, достаточно острожного прикосновения.

Далее малыш сможет понаблюдать самое красивое – краски начинают «танцевать», словно стремясь убежать от мыльной палочки. Даже если сейчас ее убрать, «взрыв» продолжится. На этом этапе можно предложить ребенку поучаствовать самому – добавлять краситель, погружать в жидкость намыленную палочку.

Секрет опыта прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

С сахаром

Для детей 3-4 лет очень интересными будут различные эксперименты с продуктами питания. Ребенок с удовольствием узнает о новых качествах привычной ему еды.

Для этого занимательного развлечения потребуется:

  • 10 ст. л. сахара;
  • вода;
  • пищевые красители нескольких цветов;
  • две ложки (чайная, столовая);
  • шприц;
  • 5 стаканов.

Сначала нужно добавить в стаканы сахар по такой схеме:

  • в первый стакан – 1 ст. л.;
  • во второй – 2 ст. л.;
  • в третий – 3 ст. л.;
  • в четвертый – 4 ст. л.

В каждый из них добавить по 3 ч. л. воды. Перемешать. Затем необходимо добавить в каждый из стаканов краситель своего цвета и вновь перемешать. Следующий шаг – при помощи шприца или чайной ложки аккуратно взять цветную жидкость из четвертого стакана и перелить ее в пятый, который был пустым. Затем аналогично по порядку добавляется окрашенная вода из третьего, второго и, наконец, из первого стаканов.

Если действовать осторожно, цветные жидкости смешиваться не будут, а, наслаиваясь друг на друга, помогут создать яркую необычную пирамидку. Секрет фокуса в том, что плотность воды меняется в зависимости от количества добавленного в нее сахара.

С мукой

Рассмотрим еще один интересный детям опыт, простой и безопасный. Проводить его можно как в детском саду, так и дома.

Необходимое оборудование:

  • мука;
  • соль;
  • краски (гуашь);
  • кисть;
  • лист картона.

Порядок действий:

  1. В небольшом стаканчике нужно смешать по 1 ст. л. муки и соли. Это заготовка, из которой в дальнейшем будем делать краску одного цвета. Соответственно, число таких заготовок равно количеству цветов.
  2. В каждый стакан добавить по 3 ст. л. воды и гуашь.
  3. При помощи краски попросить малыша нарисовать картинку на картоне, используя кисть или ватную палочку, для каждого цвета свою.
  4. Поместить готовое творение в микроволновку (мощность 600 Вт) на 5 минут.

Краски, представляющие собой тесто, поднимутся и затвердеют, сделав рисунок объемным.

Лавовая лампа

Еще один необычный детский эксперимент позволяет создать самую настоящую лавовую лампу. Посмотрев всего один раз, даже начинающий исследователь сможет повторить опыт своими руками, без помощи взрослых.

Необходимое оборудование и материалы:

  • растительное масло (стакан);
  • соль (1 ч. л.);
  • вода;
  • пищевой краситель (несколько оттенков);
  • стеклянная банка.

Порядок действий:

  1. Наполнить банку водой на 2/3.
  2. Добавить растительное масло, которое на этом этапе образует толстую пленку на поверхности.
  3. Добавить пищевой краситель.
  4. Медленно насыпать соль.

Под тяжестью соли масло начнет опускаться на дно, а краситель сделает зрелище более красочным и эффектным.

С газировкой

Для демонстрации ребенку дошкольного возраста отлично подойдет эксперимент с газировкой:

  1. Налить напиток в стакан.
  2. Опустить в него несколько горошин или вишневых косточек.
  3. Понаблюдать, как они постепенно будут подниматься со дна и вновь опускаться.

Удивительное зрелище для малыша, который пока не знает, горошины окружены пузырьками углекислого газа, который и выносит их на поверхность. По аналогичному принципу работают и подводные лодки.

С водой

Есть несколько познавательных оптических опытов, которые при своей простоте очень любопытны.

  • Пропавший рубль

В банку наливается вода, в нее опускается железный рубль. Теперь необходимо попросить кроху найти монетку, посмотрев через стекло. Из-за оптического явления преломления взгляд не сможет разглядеть рубль, если будет направлен сбоку. Если же заглянуть в банку сверху, монета окажется на месте.

  • Изогнутая ложка

Продолжим исследовать оптику с дошкольником. Этот легкий, но наглядный эксперимент проводится так: нужно налить в стакан воды и опустить в него ложку. Попросите малыша посмотреть сбоку. Он увидит, что на границе сред – воды и воздуха – ложка кажется изогнутой. Достав ложку, можно убедиться, что с ней все в порядке.

Ребенку следует пояснить, что луч света при прохождении через воду искривляется, поэтому мы и видим измененное изображение. Можно продолжить водную тему и опустить эту же ложку в небольшую банку. Искривления не произойдет, поскольку стенки этой емкости ровные.

Этот биологический эксперимент поможет ребенку познакомиться с миром живой природы, понаблюдать за тем, как формируется росток. Для проведения необходимы фасоль или горошины.

Родители могут предложить юному ботанику самостоятельно смочить сложенный в несколько раз кусок марли водой, положить его на блюдце, поместить на ткань горошины или фасоль и накрыть влажной марлей. Задача малыша – внимательно следить за тем, чтобы семена все время были увлажнены, регулярно их проверять. Через пару дней появятся первые росточки.

Процесс фотосинтеза

Этот опыт с растениями и свечой лучше всего подойдет для младших школьников, которые знают, что деревья и травы поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Суть такова:

  1. В две банки осторожно поместить горящие свечи.
  2. В одну из них поставить живое растение.
  3. Обе емкости накрыть крышкой.

Понаблюдать, что в банке с растением свеча продолжает гореть, поскольку в ней присутствует кислород. Во второй банке почти сразу гаснет.

Занимательные

Ловим электричество. Этот небольшой и безопасный опыт вполне может быть проведен с малышами.

  1. На стене размещают один надутый воздушный шарик, несколько других лежат на полу.
  2. Мама предлагает ребенку поместить на стену все шарики. Однако держаться они не будут и упадут.
  3. Мама просит малыша натереть шар о свои волосы и попробовать еще раз. Теперь шарик удалось прикрепить.

После этого нужно рассказать, что «чудо» произошло благодаря электричеству, которое образовалось при натирании шара о волосы.

Еще один вариант для любознательных – опыт с фольгой. Проводится так:

  1. Небольшой листок фольги нужно нарезать на полоски.
  2. Попросить кроху причесаться.
  3. Теперь нужно прислонить расческу к полоске и понаблюдать. Фольга пристанет к расческе.

Можно продемонстрировать детям и «Пропавший мелок». Для этого кусочек обычного мела помещают в уксус. Известняк начнет шипеть, уменьшаться в размере. Через некоторое время он полностью растворится. Связано это с тем, что мел при соприкосновении с уксусом превращается в другие вещества.

Опыты с детьми-дошкольниками – отличная возможность развить у них любознательность, ответить на многие вопросы в наглядной и понятной форме. Кроме того, предлагая малышам разнообразные эксперименты, внимательные родители помогут им в раннем возрасте очертить собственный круг интересов. А само проведение исследований станет отличным и веселым времяпрепровождением.



Загрузка...