dselection.ru

Какое спиртное можно пить в пост. Можно ли пить пиво во время поста

Вкратце: Посты обычно совпадают с ежегодными периодами, когда организм хуже избавляется от вредных веществ. А выпивка во время диеты (постной или нет) грозит более быстрым и тяжёлым похмельем. Поэтому в пост действительно лучше не пить алкоголь.

Оказывается, отказ от алкоголя во время поста не только важен для религиозных людей, но и полезен с точки зрения современной медицины. Дело в том, что время постов приблизительно соответствует годичным периодам ухудшения усвоения пищи и (или) снижения детоксикационных возможностей организма. Поэтому логическая основа для постов есть. Воздержание от алкоголя всегда полезно, не только в пост. Но в пост это даже скорее необходимо, чем полезно — подчёркивает эксперт сайта Похмелье.рф, врач-токсиколог Станислав Радченко.

Стоит ли отказываться от алкоголя в пост по диетическим причинам

Отказаться от алкоголя на время поста будет рационально и в диетическом плане. Это касается тех, кто использует время поста просто как подходящий предлог, чтобы посидеть на диете . Ограничение в пище и похудение в значительной мере изменяет метаболизм в организме, в том числе и метаболизм алкоголя. Во время диеты похмелье может наступать быстрее и быть гораздо более тяжёлым, чем в обычное время.

В свою очередь, употребление алкоголя может сильно навредить вашей диете. От чистого алкоголя (например, от водки) потолстеть невозможно, как и невозможно утолить ею голод. Однако алкоголю свойственно уменьшать подавляющее действие коры головного мозга на подкорку и тем самым растормаживать все базовые инстинкты человека: агрессию, либидо, и голод в том числе. Поэтому в пьяном состоянии вы можете съесть больше, даже если вы решительно намерены похудеть: алкоголь заставляет мозг нарушать запреты.

Вторая опасность для стройной фигуры подкарауливает нас во время похмелья: существует немало людей, которым с похмелья очень хочется есть. Это индивидуальная особенность метаболизма внутримозгового дофамина, аналог каннабиоидного жора. Так что пьянка во время работы над собой — действительно плохая идея.

В какие постные дни можно выпивать

Православный пост считается особым периодом для верующих людей, когда они отказываются от излишков физической жизни, уделяя больше сил духовному поиску и самосовершенствованию. Алкоголь — напротив, затуманивает разум и веселит наше тело, поэтому Русская православная церковь в основном запрещает пить алкоголь во время поста.

Из общего правила есть дни-исключения. Уставом Русской православной церкви разрешается употреблять немного алкоголя по субботам и воскресеньям, в день Благовещения, а также в дни храмовых праздников (это дни, когда чтится память того или иного святого).

Какие алкогольные напитки разрешены

Разумеется, в церковном уставе ничего не говорится о водке или пиве , а тем более — о шампанском или текиле . Если в дни-исключения разрешено немного алкоголя, то имеется в виду сухое вино , разбавленное водой — таков был традиционный алкогольный напиток в греко-римской культуре, откуда и идут корни христианских традиций.

Сколько алкоголя разрешено во время поста

В день поста, когда разрешён алкоголь, православным христианам можно выпить не более двух красовуль разбавленного вина. Красовуля — это небольшая церковная чаша, примерно равная по объёму сжатому кулаку. В неё помещается около 150-200 граммов разбавленного вина.

Дикий голод с похмелья — это отдельная проблема: вроде готов съесть что угодно, но мешает похмельная тошнота и боязнь, что от еды станет только хуже. Читайте статью о том, что лучше есть с похмелья , чтобы стало не хуже, а лучше: ведь правильный завтрак поможет организму справиться с алкоголем и восстановить работоспособность.

Статья обновлялась в последний раз: 2018-11-23

Не нашли то, что искали?

Бесплатный путеводитель по знаниям

Подпишитесь на рассылку . Мы будем вам рассказывать , как пить и закусывать, чтобы не навредить здоровью. Лучшие советы от экспертов сайта, который читают больше 200 000 человек каждый месяц. Прекращайте портить здоровье и присоединяйтесь!

Каждому христианину известны периоды, называемые постами. В старые времена их соблюдали все - и духовенство, и миряне. Не возникало вопроса о том, что пить в пост. Каждая христианская семья знала все правила воздержания (духовного и телесного). Все, от мала до велика, соблюдали их. Сегодня многое забыто. Годы безбожия в СССР не прошли даром. Но все больше людей возвращаются в лоно церкви. Вот здесь и нужна помощь в разъяснении многих правил. Давайте разберемся в том, как и зачем нужно воздерживаться, и ответим на вопрос о том, можно ли в пост пить пиво.

Смысл постов

Наверное, каждый уже слышал, что воздержание от пищи и питья без духовного очищения, преодоления себя не будет угодно Богу.

Пост - это не диета. Отказ от продуктов - не главная задача христианина. Вопрос о том, можно ли в пост пить пиво,безусловно, важен, но не об этом нужно думать в первую очередь. Воздержание от еды бесполезно без духовного воздержания, без милосердия и попыток исправить свои грехи. Конечно, все перечисленное нужно делать постоянно, каждый помогает тем, что позволяет духу восстановить главенство над телом, ведь в повседневной жизни происходит наоборот. И с этим не поспоришь.

Сам Иисус Христос, проведя в пустыне сорокадневный пост и победив Дьявола, "возвратился в и этим показал всем оружие, которое помогает низвергнуть врага рода человеческого. Сила его сокрушается при воспоминании о поражении в пустыне, поэтому он и отступает от соблюдающих по всем правилам посты.

Правила постов

На физическом уровне воздержание в еде подразделяется на пять ступеней. Это отказ:

  • от мяса;
  • от молочного;
  • от рыбы;
  • от растительного масла;
  • от любой пищи на какой-то срок.

Последняя ступень приемлема лишь для полностью здоровых людей. Кстати сказать, для поддержания физических сил пить вино или пиво в пост можно, но не всегда. Кроме того, преодоление себя нужно держать втайне от других. А если близкие все же узнают и начнут убеждать отказаться от поста, не мучить себя, нужно быть готовым к этому. Бесы так пытаются через доводы и соблазны прекратить процесс укрепления духа, как пытался дух тьмы это сделать в пустыне с Иисусом.

Что лучше: послабления в пост или отказ от него?

Люди больные, но стремящиеся к Богу, иногда заменяют воздержание в еде духовным. Они стараются не злиться, не ссориться, проявлять милосердие и т. д. Но ведь и в обычные дни каждый христианин должен следить за собой. А если человек не в состоянии удержаться, например, от раздражения в повседневности, то вряд ли это ему удастся во время поста. Выходит, что подмена физического воздержания духовным - это лишь самообман.

Лучше, если больной человек или тот, у кого имеется недостаток в продуктах, будет хотя бы воздерживаться от сладостей и лакомств, поститься в среду и пятницу, наиболее вкусные блюда оставлять на праздничные дни.

Умеренность - главное в пост?

Не нужно спрашивать батюшку в церкви о том, можно ли в пост пить пиво,если воздерживаешься от пищи напоказ. Формального ограничения Господь не приемлет. Ведь можно есть все, что Бог даст, как делал святой Иоанн Лествичник, даже мясо, но лишь столько, чтобы оставаться живым. Ему это не мешало принимать причастие и стать святым. Вот на этом примере и видно, что умеренность в пище гораздо важнее ограничения в выборе продуктов. Нужно есть столько, сколько необходимо организму, а не давать волю чувству сладострастия.

Рассудительность в воздержании от еды

Доводить себя до истощения - такой же грех, как и объедаться. Поэтому рассудительность в вопросе отказа от какой бы то ни было пищи не менее важна, чем умеренность.

Когда идет пост, можно ли пить вино? пишет Тимофею, своему ученику, чтобы тот употреблял не только воду, но и немного вина из-за "частых недугов". Таким образом, церковь предусматривает послабления в воздержании от еды для физически больных людей.

Но опять же пост должен быть тайным. Нельзя ходить, всем своим видом показывая причастность к воздержанию. Христос учит поститься не для людей, но для Бога. Поэтому пребывать в веселом расположении духа в этот период будет правильнее и приятнее Господу. Но хождение в гости, просмотр развлекательных программ и прочее лучше отложить.

Что можно пить в пост?

В дни Великого поста в субботу, воскресенье и праздники разрешается выпивать по две-три меры вина, сопоставимой с величиной кулака человека (красовули). Но позволение это предназначено для людей, ослабленных болезнью.

Современный Церковный устав, который принят в православии, происходит из Иерусалима. В этих местах, кроме вина, не знали других напитков, изготовленных из злаков, поэтому речь идет лишь о нем. В северных странах вино было слишком дорогим. Использовали его там лишь для причастия, а за столом подавали пиво.

Те немощи, из-за которых и разрешалось употреблять сухое (а по праздникам сладкое), были не нравственного порядка (например, привычка к невоздержанию), а лишь физические. За неимением лекарств, которые нужны больному, этот напиток был единственным способом поддержать его силы.

В Великий пост можно пить пиво по субботам, воскресеньям и праздникам, так как его приравнивают к вину. Но более крепкие напитки употреблять запрещено.

Подводя итог под всем сказанным, можно отметить, что на вопрос о том, можно ли в пост пить пиво, есть вполне разумный и определенный ответ. Пиво или вино можно пить больным людям, которым такие напитки необходимы для поддержания физических сил. Умеренность и разумность в пост важнее, чем соблюдение всех правил воздержания. И духовное ограничение более значимо, чем физическое, но последнее совсем отвергать нельзя.

Отвечает Алекс, шеф-сомелье London Restaurant group в Сочи (Магеллан, «Как в Москве», Хмели-Сунели, Syndicate)

Пост. Пища попроще, и вина попроще. Религия вина

Можно уверенно сказать: мы живем в светском государстве с церковным укладом жизни. Даже у мирян, которые не посещают церковь и не считают себя верующими уважительное отношение к религиозным праздникам и постам.

С праздниками все понятно – мы даже языческую Масленицу сделали православной традицией и здорово, что так – блины и ожидание весны одинаково близки всем конфессиям. Но вот пришло время поста и тут начинаются вопросы.

​Потому что, когда любой кафе-ресторан-бар в стране во время Великого поста готов удивить тебя постным меню, ты поневоле устремишься к обретению духовности через ограничения, стараясь по мере сил приспосабливать свою жизнь под правила, обозначенные канонами веры.

​Для многих долгий пост – это что-то невозможное. Как нам жить без мяса? Как же нам не пить вина? Тут надо на минуточку заткнуться и попробовать понять – пост не является религиозной диетой или наказанием. Это в первую очередь, время для некой перезагрузки своего сознания, остановки погони за благами и бесконечной едой и питьем. С алкоголем у нас всех вообще поголовно проблемы, по причине его легализованной доступности и по-настоящему «скорой психологической помощи»

​Правила поста, самом деле, не так страшны – они есть и по ним можно есть. И пить. И иногда даже вино. Об этом мало, кто знает, и еще меньше, кто говорит. Потому что спрашивать, как бы неприлично. Что поделать – смирение и самоограничение. Пост не по уставу, а, по совести. Поэтому меняем мясо на грибы и орехи, рыбу можно употреблять по определенным дням, из сладостей доступны все фрукты мира в свежем и сушеном виде, дозволяется есть сыры – пока все перепробуешь, можно и подсесть.

А что с алкоголем? А тут, как говорится, есть варианты. Только зачем они вам?

Если взять самые крупные мировые религии, то прямой запрет (не только на время поста) на употребления алкоголя имеется только в Исламе. Он вполне себе четкий и не поддающийся иносказательным трактовкам. Спиртное и наркотики нельзя. И точка. Во всех остальных концессиях потребление алкоголя не одобряется, но полностью не запрещено. Но вот у Христианства с виноградной лозой и хмелем отношения многовековые как у пчел с медом.

Franziskaner, Grimbergen, La Trappe, Leffe, Benedectine, Perignon – это лишь малая часть алкогольной вселенной, которой мы обязаны христианству и католической церкви в частности. Крестовые походы, охота на ведьм, инквизиция, сжигание еретиков и язычников занятия очень утомительные. Поэтому виноградарство и пивоварение излюбленные занятия средневековых монахов. Богоугодное дело для себя, для братьев, для души, для сердца.

В христианстве с давних времен гармонично сосуществовали религиозные традиции и вино. Христос начинает являть Свои чудеса, превращая воду в вино. Святое Причастие, Вечеря Господня, в различных течениях христианства толкуется как таинство, священнодействие, обряд. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении

Великий пост – христианская традиция, сутью которой является воздержание от употребления верующими ряда продуктов, напитков и прочие ограничения, связанные с развлечениями, светской жизнью. Продолжительность – 7 недель (более двух месяцев).

Основная цель этого комплекса ограничений – достичь очищения на физическом и духовном уровне. Согласно традициям, пить вино в пост не запрещается, в отличие от других спиртных напитков.

Правила распития вина


Множество особенностей требуется учесть в этот период. Верующим, соблюдающим ограничения традиции, запрещается употреблять алкоголь в пост, а также пищу животного происхождения:

  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло;
  • шоколад и фастфуд;
  • энергетики;
  • кофе;
  • некрепкий чай;

Ограничение на употребление спиртных напитков устанавливается из-за самого назначения поста, — отречение от большинства плотских наслаждений для очищения мыслей (духа) и тела от зла. Пить алкоголь в Великий пост для увеселительных целей – противоречит изначальному замыслу этого воздержания.

Ограничение распространяется практически на все виды спиртного: водку, пиво, и прочее.

Этот отказ направлен на отрешение от наслаждений. Должен быть осознанным и добровольным. Полный запрет выпивать алкоголь в этот период не распространяется на вино и кагор.

История обычая


В рамках миссионерско-апологетерического проекта «К истине» архимандрит Шевкунов предоставляет историческую справку о том, что традиция употреблять вино в пост пришла к нам из Византии и Сирии.

Процедура причастия, проводимая во время периода воздержания, предполагает употребление кагора и хлеба. Православное таинство построено на завете Христа: «Пейте кровь мою!», — где под питательной жидкостью организма понимается вино или кагор.

В Византии и Сирии верующие понижали алкогольную крепость напитка, разбавляя его водой 1:3.

Полученный напиток не имел увеселительных качеств и служил общеукрепляющим средством, а в древние времена дополнительно обеззараживал воду. Красное сухое вино обладает оздоровительным эффектом, улучшает состояние организма человека, при умеренном употреблении.

Православные священники учитывают менталитет своих прихожан и советуют в Великий пост отказаться от употребления вина в чистом виде, не пить алкоголь, особенно в тех случаях, если верующий склонен к пьянству.

Вино в Великий пост

В вопросе о корректном, не приводящем к греху, употреблении спиртной продукции священники акцентируют внимание постящихся на правило, которое изрек Апостол Павел: «Все нам позволительно, но не все полезно».

Это высказывание задает смысл постному рациону – чувство меры должно быть постоянным и основополагающим принципом на протяжении периода, а отсутствие запрета на некоторые виды алкоголя – не повод пить. Необходимо помнить о том, что алкоголизм, как и другие виды зависимостей порицаются православной верой.

Строгие ограничения в питании и поглощении напитков установлены в первый день – необходимо воздержаться от употребления пищи, пить только воду, в том случае, если очень мучает жажда. В остальной период составлять рацион питания рекомендуется по Календарю поста.

Он помогает контролировать даты, в которые, пищу лучше употреблять в сыром виде, а в какие, тушить без масла. Календарь направлен на формирование пищевого поведения верующего, предполагающее духовную эволюцию постящегося.

Любые ограничения в питании в большей степени распространяются на взрослых. Детское меню должно составляться с учетом развития организма, не должно негативно влиять на рост ребенка, деятельность мозга.

Учитывая правило золотой середины во время воздержания и запрет на употребление алкоголя для людей, страдающих алкоголизмом, можно сформировать основной перечень правил распития вин и кагоров в Великий пост:

  • Допускается употреблять 1-2 бокала в выходные (суббота, воскресенье) в процессе скромного приема пищи.
  • В будние дни во время полиелейных (даты почитания святых) праздников.
  • Употребление вина входит в Причастие. Поскольку оно является частью религиозного ритуала, то умеренное распитие не возбраняется.

Не запрещено употребление сухих красных вин в лечебных целях, например, при анемии, при проблемах с давлением. Поскольку это носит лекарственный характер, сродни приему таблеток. То есть человек не распивает спирт и его производные в период обострения алкоголизма, и церковью не осуждается.

В подобных случаях большую роль играет восприятие ситуации самим верующим, комфортно ли ему принимать такое лекарство.

Заключение


Великий пост — религиозное явление, период воздержания от излишеств в пище и напитках, направленное на очищение духа и тела верующего от зла, на просветление. В этот более чем двухмесячный период нельзя употреблять еду животного происхождения и напиваться.

Ограничение на спиртное не распространяется на винные продукты и кагор. В ряде случаев – Причастие, дни почитания святых, выходные – не возбраняется употребить немного вина.

Запрещается и порицается церковью употребление спиртных напитков для увеселения.

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.



Загрузка...