dselection.ru

История чая в России. Как появился чай на Руси? Что пили на руси до появления чая

Исстари на Руси пили клюквенные да брусничные морсы, всевозможные квасы, а из горячих напитков - сбитень: медовый настой со зверобоем, корнем валерьяны, лавровым листом и другими специями. Как же азиатский чай завоевывал русскую душу?

Пришествие чая: лжесвидетельство номер один

Маковский К.Е. За чаем

Источники XVIII-XIX веков нередко приписывали «введение» чая на Руси все тому же Петру I. Но нет… Петр привез из Голландии самовар, и Петр привез привычку пить кофе. Но русские уже знали к тому времени о существовании чая и начали пить его задолго до воцарения - и не только пить, но и лечить им боли в желудке.

Пришествие чая: лжесвидетельсво номер два

В. Россохин "Посиделки"

В своей книге «Чай» историк кухни с говорящей фамилией Похлёбкин писал о том, что в России узнали о чае в 1567 году, после того как побывавшие в Китае казачьи атаманы Петров и Ялышев описали обычай его употребления в Азии и Юго-Восточной Сибири. Эта версия берет свое начало в трудах XIX века известного собирателя исторических документов Ивана Сахарова, который ссылается на древнюю рукопись. Однако современные историки в большинстве считают эту рукопись поддельной, а само «посольство Петрова и Ялышева» - вымышленным.

Чай на Руси: первое документальное свидетельство

В. Васнецов. Чаепитие в таверне

Первые достоверно зафиксированные контакты России с Китаем относятся к началу XVII века: экспедиции 1608 и 1615 годах были неудачны, и лишь в 1618 году отряд казака Ивана Петелина добрался до Китая. Как раз описание его путешествия легло в основу той самой старинной рукописи, рассказывающей о посольстве Петрова и Ялышева.

Китайцы передали Михаилу Фёдоровичу Романову несколько ящиков чая, который на царя не произвел впечатления. Спустя двадцать лет, в 1638 году, целых четыре пуда сухого чайного листа привез в Москву российский посол Василий Старков в качестве подарка монгольского Алтын-хана царю Михаилу Федоровичу. Но Михаил Федорович остался верен исконно русским напиткам, и к чаю остался равнодушным. Впрочем, сибиряки пили и уважали чай задолго до миссии Старкова. Привозили этот товар из Монголии и заваривали его они крепко.

Первые регулярные закупки чая

Куликов С.В. В крестьянской избе

Не полюбив вкус чая, его оценили на Руси за целебные свойства: в 1665 году лекари посоветовали Алексею Михайловичу, «маявшемуся болями в животе», лечение чаем - государю полегчало, и государство стало регулярные закупать траву в Китае. Практически весь ввозимый из Китая чай поступал в Москву, где продавался наряду с прочими товарами и был, несмотря на дороговизну, достаточно широко доступен. К середине XVII века в Москве уже можно было купить до десяти сортов чая.

Самой слово «чай» на русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века. Название, по всей видимости, заимствовано непосредственно из китайского языка, в котором (на кантонском диалекте) слова «ча» и «чаэ» обозначают, соответственно, «чай-напиток» и «чай-лист»).

Чай покоряет Россию

Кустодиев Б.М. Сундучник

С этого момента чай, доставлявшийся в Россию посуху через Кяхту и Сибирь, стал основным товаром на Макарьевской (Нижегородской) ярмарке: с его перепродажи начинался очередной торговый сезон. Импорт чая удваивался каждые двадцать лет - и русские купцы стали открывать свои фабрики в Китае. Отечественная любовь к чаю поднимала целые индустрии: миллионы тульских самоваров, тысячи чайных сервизов из фарфора и фаянса, массовый чайный фарфор на любой вкус! К XIX веку цены на чай упали благодаря новым поставщикам - Индии и Цейлону и благодаря новым путям доставки - по железной дороге и по морю. Чай стал ежедневным массовым удовольствием для всех сословий.

Особенности русского чаепития

Маковский К.Е. Алексеич

По статистике 1830-1840 гг., в тех районах, где росло потребление чая, падало потребление крепких спиртных напитков. А пили его в основном в городах, на территории Европейской России и Сибири. В то же время на Украине, в Среднем Поволжье, на Дону, равно как и в Белоруссии, чай был практически неизвестен. И если в Москве количество чайных магазинов превышало сотню, а количество чайных – три сотни, то в Петербурге до середины XIX века существовал всего один магазин на весь город.

В целом Россия всегда потребляла больше чёрного чая, чем зелёного, но до начала XIX века высококачественный зелёный чай составлял заметную долю в чайном импорте. В 1860-х - 1880-х гг. зеленый чай резко подскочил в цене и стал стоить в 6-10 раз дороже черного. На этом его поставки прекратились.

В Россию попадали также очень редкие китайские чаи, например, жёлтый китайский «императорский» чай, который китайцы продавали только русским и только за меха. В числе чёрных чаёв ввозились как ординарные сорта, так и дорогие «цветочные» (типсовые) чаи.

Дворяне пили высшие сорта китайского чая, дорогие и редкие, или же завезённый из Европы ароматизированный чай. Купечество предпочитало не столь дорогие, но дающие тёмный настой чаи; пили в большом количестве, но заваривали слабее, чем в дворянской среде. На чашках завода Ситегина в 60-е годы девятнадцатого века можно встретить надписи: «Кяхтенский чай и муромский калач - завтракает богач».

Обставили Англию

Коровин К.А. За чайным столом

Во второй половине XIX века к районам, пьющим чай, присоединились такие сильные игроки как Одесса, Полтава, Харьков, Ростов, Оренбург, Самар, Уральск и Астрахань. Поэтому к началу XX века Россия стала лидером по абсолютному потреблению чая в мире (исключая Китай, по которому нет достоверных сведений о собственном потреблении чая в это время). Кстати в этом раунде мы оставили позади англичан. Да, и наша традиция пить чай разбавленным – «зов предков», в чьи времена чай был дорог и дефицитен.

Знаете ли Вы? В России чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии. В Европу его поставлялся морским путем, к нам – сухопутными караванами. «Путь чая» из Китая до Москвы занимал 16 месяцев! Будучи изначально дорогим, он почти полностью в начале XIX века заместил традиционный для России квас! Хотите знать больше? Читайте историю появления и распространения чая в России ниже!

Первые попытки «привить» чай

Уже в 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие с экспедицией в Китае, описали диковинный напиток, доселе неизвестный в России. После казачьей экспедиции в Китай, никто не проявил тогда интерес к чаю, кроме членов самой экспедиции. В этот период происходит активное завоевание Сибири, и, следовательно, сближение границ Китая и Российской империи, открываются возможности новых торговых направлений.

Впервые в западной России, чай попробовали в 1618 году, когда китайские послы представили царю Михаилу Федоровичу (первый царь из династии Романовых) несколько образцов чая. Но это событие опять осталось незамеченным.

Появление чая в России

Началом истории чая в России можно считать 1638 год, когда российский посол Василий Старков привёз чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана. Восточный сосед буквально навязал 64 кг чая в обмен на соболиные шкурки. Посол чувствовал себя глубоко обманутым, когда представил перед царем ханский подарок в виде «каких-то листьев». «Как так? Обменять пушнину и серебро на 2 пуда какой-то сенной трухи?». Но вскоре ситуация прояснилась иной стороной. «Не знаем, листья какого дерева или травы, но варят их в воде» – отчитался Старков перед государем. Царь Михаил Федорович пригласил бояр на дегустацию «сушеных листьев» – все сидевшие за столом были очарованы ароматным бодрящим напитком. Да и царь не остался равнодушным.

Так чай появился в России и начал активно проникать в российскую обыденность, но из-за своей редкости был доступен только высшим слоям общества. Спустя 30-40 лет после первого русского чаепития, редкий чай уже можно было купить на ярмарках.

Хорошим поводом для удешевления чая и удовлетворения спроса явился, подписанный в 1698 году, Нерчинский торговый договор, согласно которому была определена граница между Россией и Китаем по реке Аргуни. Чуть позже с Китаем был подписан новый торговый договор подразумевающий частную беспошлинную торговлю между государствами.

По настоянию китайской стороны, торговля проходила через одну точку на установленной границе. В 1728 г на российской границе построилась торговая слобода Кяхта, а в 1730 уже на китайской стороне – «Маймачен» (по-китайски M ǎ im à ich é ng (買賣城) – «торговое поселение»)

Через Кяхту в Китай вывозились главным образом пушнина, из Китая - чай. В небольших количествах доставлялись шелковые и хлопчато-бумажные ткани и фарфоровые изделия. Около века именно Кяхта снабжала чаем всю Россию.

Несмотря на торговый союз, стоимость чая оставалась высокой, из-за чего тот был «по карману» по-прежнему только богатой прослойке русского населения. После смерти Екатерины Великой (1796), цена на китайский чай упала от чего тот распространился по всему русскому, сперва, городскому обществу, постепенно замещая традиционный русский напиток – квас. Именно с начала XIX века начинается массовое распространение чая по Российской империи.

Интересно отметить, что Москва на протяжении всего XIX века доминирующим распределительным рынком чая в европейской части России. Даже в столицу, в Петербург, чай привозили из Москвы.

Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписывался в русскую ментальность: сердечность, теплота и близость, – все это создало свою .

Уже в 1814 году Россия предприняла попытки культивировать чай в Крыму, но новая культура не прижилась. Вторая попытка была предпринята в 1847 году в Озургети (сейчас Юго-Западная Грузия) и увенчалась успехом. Вскоре после этого, чай начали выращивать и в районах Северного Кавказа (сейчас это Краснодарский чай)

Кстати, знаете ли Вы, почему в России «Чай», а в Европе «Tea»? Это идет из самого Китая, а точнее, от китайских диалектов и различного произношения в различных провинциях «Поднебесной». Подробнее об этом читайте в предыдущей записи « ». А вот записи по и о .

Еще один интересный факт: кажется, еще 20 лет назад, какой-либо иной чай кроме индийского или цейлонского был дефицитом в России. Невозможно было найти ни зеленого, ни даже чая с фруктовыми добавками (“компоты”). Но в дореволюционный времена зеленый чай был знаком ценителям значительно лучше, чем принято думать. С 70-х годов по политическим соображениям импорт китайского чая был заменен на индийский и цейлонский.

«Великий чайный путь»

Памятник “Великий чайный путь”

К концу XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить спрос и нужды Российского общества, поэтому началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Завершение строительства магистрали прозвучало «похоронным гимном» для красочных Российских караванов и великого чайного пути вместе с торговой заставой Кяхтой. Расходы и стоимость транспортировки резко снизились, из-за чего чай подешевел и стал доступен каждому.

Интересная новость! С 2012 года открытся великого чайного пути в качестве туристического маршрута для автомобилистов.

Такова история чая в России до начала XX века! А что Вы можете сказать по этому поводу?

Крепкий ароматный чай и самовар – явные атрибуты российской культуры. Данный напиток считается лучшим антидепрессантом, он помогает успокоить нервную систему, улучшить мозговую активность и просто расслабиться. Интересно, когда на Руси появился чай? Вопрос очень интересный и познавательный. До того как он появился на территории Руси, люди заваривали веточки и листья липы, смородины, малины. Их просушивали, использовали в качестве заварки.

Откуда на Руси появился этот напиток?

Ни одно торжество не обходилось без распития горячих напитков. Традиция дошла до современного общества. Настоящий чай на Руси появился в 17 веке. Существует легенда, что однажды монгольский хан Кучкун в 1638 устроил богатый прием. Среди гостей присутствовали русские послы. Одним из них был Старков Василий, который привез хану дорогие украшения и другие подарки. Кучкун сделал ответный жест.

Среди ханских подарков было не менее четырех пудов чая, который в те времена назывался «травой китайской». Однако российские послы не горели желанием принимать в дар неизвестную траву. Сделать это пришлось, учитывая дипломатическую сторону вопроса, чтобы не обидеть хана, подарки пришлось принять.

На Руси напиток был испробован в торжественной обстановке. На удивление, бояре и царь положительно отреагировали на заморское питье. Через время о нем позабыли вовсе.

Спустя много лет, чай вновь объявился в Москве. Произошло это в период правления Алексея Михайловича. Завезли его иностранные купцы. Чай вновь понравился царскому двору и продаже его не препятствовали. Постепенно напиток стал распространяться по всей Руси и через время стал национальным.

До 18 века напиток пили только аристократы, дворяне, так как он был недоступен для низших слоев населения. В те времена чай стоил приличные деньги. Постепенно стоимость начала снижаться. В Грузии и некоторых других южных областях России были заложены чайные плантации. С середины 18 века напиток стал доступен практически всем. Чай и до сих пор пользуется спросом и популярностью среди населения нашей страны. Без него не обходится ни одно торжество, будь то празднование дня рождения или простые посиделки с соседями.

Чай является традиционным напитком в России, причем стал он таковым уже довольно давно. Однако каждый человек должен понимать, что чай был в нашей стране далеко не всегда. Еще пару сотен лет назад о таком напитке еще никто не слышал. Поэтому вам, вероятнее всего, будет интересно узнать о том, как чай появился в России. Ну и, конечно же, вам стоит узнать, что пили на Руси до появления чая. Территория современной России всегда была довольно холодной), поэтому необходимость в согревающих напитках была всегда. Как же предки спасались от холода? У них был свой набор напитков, о которых сейчас и пойдет речь. Вы узнаете, что пили на Руси до появления чая, а также, естественно, когда именно сюда пришел чай, как развивалась его культура и когда он стал самым распространенным напитком.

Медовуха

Если говорить о том, что пили на Руси до появления чая, то в первую очередь, естественно, стоит упомянуть медовуху. Вообще, в те далекие времена мед был дешевле сахара, поэтому очень многое готовилось с использование данного продукта, и нет ничего удивительного в том, что медовуха обрела такую популярность. Изначально она готовилась посредством чистой ферментации меда в бочке с ягодным соком. К сожалению, такой процесс длился невероятно долго, напитка можно было дожидаться вплоть до двадцати лет. Однако все изменилось, когда появились дрожжи, так как они значительно ускорили процесс приготовления медовухи, которую теперь можно было сделать всего за два месяца. Но это не единственное, что пили на Руси до появления чая.

Сбитень

Вы уже знаете, что мед был самым популярным продуктом на Руси в давние времена, поэтому не удивитесь тому, что очередной напиток, который служил заменой чая, пока тот еще не пришел на территорию современной России, также делался из меда. Только на этот раз процесс приготовления не включал в себя ферментацию, рецепт был совершенно другим. Многие называют сегодня сбитень русским аналогом глинтвейна, и сейчас вы поймете, почему. Дело в том, что при приготовлении этого напитка использовалась вода, которая кипятилась с различными приправами, такими как имбирь, перец, гвоздика, мускатный орех и так далее. Потом к этому навару добавлялся мед и активно перемешивался, пока получившаяся смесь снова не доходила до кипения. Тогда «перевар» считался готовым, и его подавали к столу. Стоит отметить, что существует он уже, возможно, более тысячи лет. Первое официальное упоминание этого напитка в летописях приходится на 1128 год. Как видите, предшественники чая прекрасно справлялись со своими обязанностями не один год.

Квас

Естественно, нельзя не упомянуть еще один напиток, который пользовался на Руси огромной популярностью и, между прочим, пользуется очень популярен и сегодня. Речь идет о квасе, который известен абсолютно всем. Когда приходит лето, этот напиток можно обнаружить повсеместно, и ни для кого не является секретом процесс его приготовления. Квас является продуктом брожения, в основе которого чаще всего лежит хлеб. Казалось бы, нечто подобное никаким образом не может быть вкусным, однако многие столетия практики показали, что этот напиток является любимым у многих жителей России (а ранее - и Руси).

Русь без чая

Что ж, теперь вы знаете, какие напитки были популярными на Руси до того момента, как там появился чай. Но когда же это было? Оказывается, внушительное количество времени на территории современной России о чае никто даже не слышал. Русь представляла собой государство без чая вплоть до середины семнадцатого века. Да, ваши дальние предки не знали, что такое чай, напиток, без которого сложно себе представить современную жизнь.

Что ж, теперь вы знаете ответ на вопрос о том, в каком веке на Руси появился чай. Однако его история является настолько интересной, что вам определенно не стоит ограничиваться просто одной цифрой. Читайте дальше, чтобы узнать, откуда на Руси появился чай, какие преграды были на пути его распространения и когда же он занял свою важную и незаменимую позицию в жизни русских людей.

Когда впервые появился чай?

История чая на Руси очень интересна. Конечно, некое подобие чаев люди пытались заваривать еще и ранее, когда готовили целебные зелья из различных трав. Однако аналогии между современным напитком и теми заварками не существовало, так что нельзя рассматривать их как предков чая на Руси. Когда же и при каких обстоятельствах чай пришел туда, где сейчас является одним из ключевых напитков? Случилось это, как уже было сказано выше, в семнадцатом веке. Если же говорить точнее, годом появления этого напитка на Руси принято считать 1638-й. Именно тогда царь Михаил Федорович получил от одного из монгольских ханов в обмен на соболиные шкуры странную траву, происхождение и использование которой не было никому понятно.

Время экспериментов

Итак, теперь вы знаете, когда появился первый чай на Руси, однако с этим связана одна невероятная история. Дело в том, что полученная трава была неизвестна ни самому царю, ни его боярам. Бояре получили от царя указ: узнать, что же это такое, причем на практике. Естественно, бояре бросились исполнять указания своего царя, однако столкнулись с непреодолимым препятствием. Они пытались жевать, нюхать и вытворять множество других вещей с листьями, полученными от хана, но результата это не дало. На вкус они были все такими же неприятными и горькими. Конечно же, царь обиделся на хана и хотел уже начать выяснять отношения, так как считал подобный дар в обмен на соболя полноценным оскорблением, но вовремя додумался, что стоит посоветоваться с послом, который ему и привез этот дар. Вот посол как раз и пролил свет на загадку, сказав, что сам хан варил эти листья, а затем пил получившийся отвар. Попробовав такой метод, царь пришел к выводу, что дар является действительно стоящим, поэтому не стал ссориться с ханом. А чай начал свой путь к вершине успеха на Руси.

Период малого предложения

Конечно, спрос на чай был очень высоким, однако предложение совсем не соответствовало спросу. Дело в том, что листья очень долгое время завозили из дальних стран, поэтому цена на них была очень высока. Почти до самого конца восемнадцатого века этот напиток могли себе позволить только самые состоятельные жители. Чаепитие было праздничной традицией, на него приглашали знатных гостей.

Первый русский чай

Когда же произошел перелом? Случилось это в начале девятнадцатого века, когда русским ученым удалось вырастить свой собственный чай в теплом климате Крымского полуострова, в местном ботаническом саду. Это был настоящий прорыв, который и позволил чаю стать не просто напитком для знати. С того момента популярность чая начала расти, его могли позволить себе все более широкие слои жителей, ну а на сегодняшний день, как вы уже знаете, доступ к этому ароматному напитку имеет каждый человек.

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна



Загрузка...