dselection.ru

Чаепитие на руси. Русское чаепитие — история чая в России

Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных в трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, «с устатку», «с холоду», «с дороги». Чай считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало по малу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце, ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты».

В старину в России не было чая и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы. Чай впервые привезен в Россию только в 1638 году. Из Москвы были отправлены послы – боярский сын Василий Старков и Василий Неверов – к монгольскому хану. Польщённый подарками, хан в свою очередь послал ответные дары. Среди них оказалось двести пачек с какой-то травой. Послы вначале отказывались от такого подарка. Московский царь одарил Алтын-хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ...сушёная трава! Только после уговоров они «негодный товар» приняли. Это был чай. К удивлению послов, неведомый до селе напиток пришёлся государю по вкусу и чайные дары монгольских правителей стали приниматься с большим удовольствием. С 1679 года, то есть после заключения договора с Китаем о поставках в Россию чая, его питьё стало модным среди высшей знати, дворян. Правда в начале его принимали как лекарство при разных «хворях».

А вскоре вкусный и ароматный напиток нашёл себе место и за столом.

В плоть до конца XVIII века его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком. В те годы он заваривался иначе чем сейчас, на одну средних размеров чашку приходилось около 50 грамм чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. В «мужской чай» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя. К примеру девицам полагалось пить только «девичий чай» основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети XIX века особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада. Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды» все от мала до велика, миллионер и поденщик пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский.

Чай в России вероятно, с начала XIX века пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки – фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагающейся внутри его. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда он проникает во все поря тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение.

Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время не пришёл гость, для его ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии по старшинству. Под образами сидели самые почётные гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери. Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием «На здоровье!». Принимая чай полагалось отвечать; «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам».

В чашки наливалась крепкая заварка, разалевшаяся кипятком из самовара. Кроме самовара на стол ставился чайник для заварки. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывали специальными грелками из плотного материала. В народе их называли «баба на чайник». Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могли принимать форму сказочных животных, матрёшек и часто являлись настоящими произведениями народного декоративного искусства. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок. В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полна», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающий.

Такими словами Н. Заболоцкий охарактеризовал главный атрибут русского чаепития – самовар. Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари. Это символ уюта, домашнего тепла, он – живое существо, настоящий хозяин дома. Без него просто невозможно представить традиционное русское чаепитие.

Самовар обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставили чашки ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка. Сливки, сахар, заварочный чайник ставили на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками.

Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а уж если гостя потчевали мёдом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Интересно что в самоварах всегда ценили «музыкальность». Дело в том что перед закипанием самовара начинал петь, что придавало чайному столу уют и домашнее тепло: «Вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso – cantante и вдруг спустится в певучее mezzo – soprano замолкнет на минутку, как будто раздумывая о чем-то, и зальётся опять звонкой песней, то радостной, то заунывной». Самовар – император белых чашек.

Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мёд. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.

Исключительно русской является традиция пить чай с сахаром. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай внакладку, опуская кусочки сахара в чашку или прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, то есть в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за её верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу. Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко.

Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, пит внакладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить ещё одну чашечку и ещё одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в неё, сразу не остывал. Известный исследователь середины XIX века А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт и не переводя духу, оботрётся полой и снова за чашечку». Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие, являлась чашка, перевёрнутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам, дуракам, в будни чай пить», - говаривали крестьяне. Пить чай садились к концу пиршества, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни. В купеческих домах чаи могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером.

«Смеркалось; на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струею

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал»

А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»

Употребление чая в России нашло отражение и в классической литературе, из которой сегодня мы можем узнать, как, с чем и сколько пили чай в старину. Рассказчик в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с любовью говорит о возможности выпить чаю на чужбине: «Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу».

Любителем и ценителем чая был Н.В. Гоголь. Да и сами гоголевские герои не уступают автору в потреблении чая: дамы пьют его со сливками, провинциальная помещица – с фруктовой наливкой (Мертвые души), мелкие петербургские чиновники «рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в штурмовой вист, прихлёбывая чай из стаканов с копеечными сухарями» (Шинель).

Детальное описание того как в старину подавали чай, встречаем у Ф.М. Достоевского в «Бесах»: Баба скоро внесла чай, то есть большущий чайник горячей воды, маленький чайник с обильно заваренным чаем, две большие каменные, грубо разрисованные чашки, калач и целую глубокую тарелку колотого сахару».

Л.Н. Толстого в «Семейном счастье» говорится о роли женщины в домашнем чаепитии: «Вечерний чай разливала я в большой гостиной, и опять все домашние собрались к столу. Это торжественное заседание при зерцале самовара и раздача стаканов и чашек долгое время смущали меня. Мне всё казалось, что я недостойна ещё этой чести, слишком молода и легкомысленна, чтобы повёртывать кран такого большого самовара, чтобы ставить стакан на поднос Никите и приговаривать: «Петру Ивановичу, Марье Миничне», спрашивать: «сладко ли?» и оставлять куски сахара няне и заслуженным людям».

В рассказах А.П. Чехова интеллигенция и дворянство часто пьют чай на летней веранде на даче, а деревенская женщина Липа из рассказа «В овраге» говорит о крестьянском чаепитии: «Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница, - говорила Липа, - Сяду себе в уголочке и все чай пью вареньем. Или с Варварой Николаевной вместе пьём, а она что ни будь рассказывают чувствительное. У них варенья много – четыре банки. «Кушай, говорят, Липа, не сомневайся». (…) Богато живут. Чай с белой булкой; и говядины тоже сколько хочешь».

Листая страницы классических русских романов, понимаешь, насколько органично чаепитие вошло в нашу культуру, став неизменным ритуалом повседневной жизни и одним из самых любимых способов времяпровождения и общения.

О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития; дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт; именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски.

картина А.И. Корзухин Воскресный день

15 декабря весь мир отмечает Международный день чая. В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. "За самоваром" решались дела и вершились судьбы. "Чаемания" сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

Шесть тысяч верблюдов чая в год

Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.

При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».

Чаепитие как образ жизни

Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру. Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

Антично-китайский самовар

Самовар тоже был когда-то иностранцем. Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.

На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками.
Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

«Любо надуться чаю из блюдца!»

Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с... По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

От «Солитера» до «Мадонны»

Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира.

В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды.
С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон.
В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.

Баба на чайник и не жалейте заварки

Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский.
Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!

Приветствуем вас, друзья!

Поговорим сегодня о чаепитии. Чаепитие на Руси традиции обычаи, как было раньше и что сохранилось до наших дней. Традиционное чаепитие в России никогда не являлось чересчур важной церемонией, как, например, это было в Японии или Китае. Однако некоторые традиции и обычаи присутствовали. А если к ним добавить еще и русскую поэтичность, то обычное чаепитие приобретет самобытную и уникальную форму.

Истоки отечественных традиций

Чаепитие на Руси берет свое начало в середине 17 века. Именно тогда из Китая прибыла первая партия этой продукции. Но популярностью напиток стал пользоваться лишь спустя пару веков, его имели возможность употреблять только те, кто относился к купеческому сословию или был государственным деятелем.

Любовь к чайному напитку нашла отражение в архитектурном наследии. Следует обратить внимание на то, как были украшены деревенские дома, какая великолепная резьба присутствовала в них, в какие жизнерадостные тона они были окрашены. Наличие витиеватых растений в резьбе свидетельствует о том, что чаепитие всегда почитали и проводили за ним немало времени в длительных разговорах.

Употребление ароматного напитка сочетали со сладостями, часто добавляли в него молочко и мед. Это предрасполагало к решению вопросов семьи и к обсуждению дел государства. Традиционно такие посиделки устраивались на веранде, она была обширная и изысканная. В этом помещении имелась возможность наслаждаться прекрасным видом на природу. Во многих деревнях такие веранды сохранились и в наши дни.

Чтобы сблизиться

Чаще всего чаепитие устраивалось таким образом: накрывался большой стол, за которым усаживалось все семейство. На стол стелили накрахмаленную белую скатерть, в центр ставили самовар. Чтобы вода не проливалась, помещали под него большой поднос.

Самовар выбирался таким образом, чтобы он был пузатым, большим и блестящим. За ним тщательно ухаживали, его считали предметом гордости. Это было обязательным, поскольку самовар становился объектом внимания во время поглощения чая.

Сейчас некоторые патриархальные семьи продолжают пользоваться этим аппаратом, другие же просто сохраняют его как реликвию. Самовар всегда считался признаком достатка в доме, говорили, что он приносит радушие и душевность.

Многие считают самовар истинно русским изобретением, но если заглянуть в историю, то оказывается, что это далеко не так. Приборы этого типа задолго до появления в России были известны в Китае, и использовались они для получения горячей воды. Также существует мнение, что конструкция самовара изобреталась для того, чтобы кочевые племена могли согреться и перекусить, не обнаружив себя (не разводя открытого огня).

Гости и домочадцы имели возможность насладиться не только чаем, но и всевозможными вкусными кушаньями и сладостями, это позволяло значительно увеличивать время чаепития. Напиток потребляли и в домашней обстановке, и на работе. Это давало возможность сближения и объединяло людей. Обычно чай пили четыре раза в день.

Если вернуться к истории, то нужно отметить, что, ведя увлекательные беседы, гостями могло быть выпито от 5 до 20 чашек ароматного напитка, однако и этим порой не ограничивались.

Как заваривать чай

Старые кулинарные книги повествуют о том, как правильно заваривать чай.

  1. Для получения четырех порций нужно поместить маленькую ложку заварки в заварочный чайник, после чего залить доверху кипящей водой.
  2. Поместить чайничек на самовар и прикрыть полотенцем.
  3. Через 15 минут разлить напиток по чашкам и долить кипятку.
  4. Церемонию считали оконченной после того, как человек переворачивал чашку и помещал на нее кусочек сахара.

Сервировка стола

Отличительной особенностью чаепития на Руси было наличие всевозможных сладких блюд, а также изысканная сервировка. Обязательными считались присутствие на столе заварника, молочников, самовара, ваз с выпеченными сладкими угощениями, сахарниц и сливочниц, ну и, конечно, чашек. Чай пили вприкуску с кулебякой, ватрушкой, вареньем, пряником или джемом. Стол также украшали всевозможные фрукты.

Конечно, главным атрибутом стола был красавец-самовар, самыми яркими считались тульские экземпляры. Раньше они нагревались от углей и дров, позже появились самовары на керосиновом обогреве, ну и еще через какое-то время нашли свое применение экземпляры на электричестве.

Помимо самовара, традиционным стало использование блюдца. Его применяли практически все сословия. Но среди аристократического общества это считалось вульгарным. Помимо вышеописанного метода прекращения чаепития, можно было просто вернуть чашечку на блюдце для выражения того, что напитка уже не хочется.

Изящные дополнения

Наиболее популярным украшением стола всегда была «баба» на чайник. Она являлась специально созданным греющим элементом, который был выполнен в женской форме, имеющей красивые оборочные юбки. С ее помощью самовар накрывался сверху, пока чайный напиток заваривался. Немного позже ее стали использовать для накрывания заварочного чайника. И сегодня продаются «бабы» для чайника, которые можно использовать для сохранения тепла напитка.

В советское время стало популярным применение железного подстаканника, хотя его изобрели гораздо раньше. Подстаканники также стали украшать разнообразными узорами. Первоначально эта вещь была предназначена для мужчин, выполнена она была из дерева. Позже стали делать роскошные подстаканники из серебра, ну и еще через какое-то время перешли к более дешевому варианту. В современном мире ими пользуются во время поездки на поезде, поскольку здесь традиция чаепития из стакана, помещенного в подстаканник, нашла свое применение.

Некоторые особенности чаепития на Руси

Сервировка чайного стола обязательно должна быть произведена заблаговременно. Возле самовара садилась хозяйка, в чью обязанность входило разливание чая по чашкам. Если у хозяев дома была взрослая дочь, эту честь отдавали ей. Процесс не слишком сложный, но требовались ловкость, грация и умение. Это было связано с тем, что по правилам этикета чашки не должны были быть переполненными.

От гостей тоже требовалось проявление лояльности, если в гостях присутствовала молодежь, то требовать они вообще ничего не имели права, обязаны были употреблять чай, какой подали. Нельзя было дуть на напиток для охлаждения. Неаристократичным считалось и наливание его в блюдце. Хозяйка должна была предложить гостям сладости и другие угощения.

Чаепитие в наши дни

Чего обычно так не хватает прохладными вечерами? Наверное, больше всего тепла. Тепла как физического, так и душевного. Прекрасным способом восполнить недостаток тепла и общения и в наши дни являются посиделки с чаем. Помните, как раньше наши бабушки и дедушки устраивали многочасовые посиделки за чаем и сушками? Тогда выпивался целый самовар чая и решались насущные проблемы. А сейчас чаепитие для нас — это пакетик с красящим веществом, похожим на чай. Да и чай этот мы пьем, скорее всего, утром на бегу и в обед на работе, даже не отрывая глаза от бумаг или компьютера. Давайте вернем в дом исконно русские традиции. Не обязательно, конечно же, начинать пить чай из самовара, но попробовать продлить удовольствие и насладиться приятной компанией нужно. Начните посиделки с сервировки. Красивая скатерть — неотъемлемая часть чаепития. А еще корзиночки с печеньем, сушками или домашней выпечкой, аромат от которой разлетается по всей квартире. Расставляем чашки, приглашаем гостей и начинаем неспешную приятную беседу...

Народные рецепты с применением чая

Чай помогает не только успокоиться и расслабиться, насладиться приятным вкусом и прекрасной компанией. Чай можно использовать и в самых разных народных рецептах.

Снять покраснение и раздражение глаз

Например, если после тяжелого трудового дня у вас покраснели и воспалились глаза, то снять раздражение поможет чай с ромашкой или мятой. Опустите два пакетика чая (можно зеленого) на пару минут в кипяток. Затем выньте, дайте остыть и положите теплые пакетики на веки, подержите минут десять.



Русский чай – это не сорт или вид сырья. Это история, традиция, наследие и неписанный закон. С 17-го века Россия пьет чай. С 17-го века русские не представляют себе день без чашки ароматного и полезного напитка. Развеять хандру, встретить дорогих гостей, провести вечер за душевной беседой – чай неизменный спутник счастья и радости, всех праздников и важных событий.

Русский чай: вековые традиции чаепития

Распространенный по всему миру напиток – чай – начал историю завоевания российских просторов еще в семнадцатом веке. Популярная версия о роли великого новатора российских традиций Петра Первого в знакомстве русских с ароматным напитком некоторыми историками опровергается. Существует версия, что на самом деле чай появился благодаря казачьим атаманам Ивану Петрову и Бурнашу Ялышеву в конце шестнадцатого столетия.

Документально закрепленная версия говорит, что чай на Руси появился в 17 веке. Согласно этому варианту развития событий, монголы в союзе с китайцами отправили российскому императору Михаилу Романову богатый подарок – четыре пуда благоуханного напитка, а точнее, листьев для заваривания ароматного чая. Невиданный подарок несколько смутил поваров царского двора. Они не сразу разобрались, что приготовить из загадочного сырья – суп или кашу. Интуиция, инструкция по завариванию или случай помог горе-умельцам, но Россия получила новую традицию – чаепитие.

А до чая и не было ничего?

Что пили на Руси до появления чая? Издревле самыми популярными напитками были морсы, кисели, квасы, медовуха и сбитень.

До того, как чай появился на российских прилавках, суровой зимой от холода спасались при помощи удивительного напитка на основе меда – сбитня. В летний зной с жаждой справлялись морсом из ягод и квасом с вишневым листом.

На праздники и важные радостные события варили медовый напиток с легким градусом – медовуху. Силы, бодрости и здоровья набирались при помощи киселя.

С появлением чая в России началась новая эпоха, и зародились новые традиции.

Чай китайский, сахарок - хозяйский

Новшество удивительным образом сказалось даже на экономической ситуации в стране. Все популярнее становился напиток, большим спросом стали пользоваться атрибуты церемонии по-русски – самовары, подстаканники, заварочники, уникальный фарфор. Самоварный промысел стал расти, принося прибыль производителям и радость любителям ароматного чая.

Интересно. К концу 19 века в Туле, признанном центре производства самоваров, насчитывалось около 30 фабрик, выпускавших до 120 тысяч самоваров в год.

Несмотря на высокую стоимость и серьезных конкурентов в виде традиционных напитков, чай на Руси прочно занял свое место за столом. В середине 17 века с Поднебесной заключен договор о регулярных поставках пусть дорогого, но полезного для души и тела напитка.

Открыв для себя чай, россияне стали завозить его не только из Китая, но Индии и Цейлона. Появились гурманы, легко отличающие тот или иной сорт любимого напитка. Самыми популярными в России стали «Жемчужный отборный», предпочитаемый купцами для душевных застолий «Императорский лянсин», «Юнфачо с цветами», редкий и баснословно дорогой белый сорт «Серебряные иголки».

Старинные подпольщики, или китайский чай русского происхождения

Мода на пышные чайные застолья спровоцировала не только спрос на ценное индийское или китайское сырье. Волна чаелюбия подхлестнула русского выдумщика на массовое производство аналогов популярного напитка. Листья деревьев (в ход шли береза, дуб, ясень), травяные и фруктовые сборы при помощи красителей превращались в изысканный и благородный лянсин.

Интересно. Первый громкий судебный процесс по фальсификации чая состоялся в конце 19 века. В качестве обвиняемых привлекались торговцы Поповы. Их признали виновными и приговорили к каторге и ссылке.

Народное творчество этого направления жестоко каралось властями. Но недоступность настоящего чая для большинства жителей страны вынуждала искать аналоги и заменители благородному напитку.

Интересно. В советское время борьба с фальсификаторами чая продолжилась, было проведено несколько показательных разбирательств, а виновные наказаны как злостные вредители. В 30-тые годы ХХ века чайных подделок в стране не стало, и статьи из уголовного кодекса были удалены как анахронизм.

Главный источник радости - изобилие

Во многих странах во главе чайной церемонии стоит именно чай. Русская чайная традиция – это еще и богатый яствами стол. Русское чаепитие обязательно сопровождали сладости и солености, выпечка и варенья. Все, чем богат дом, подавалось к столу. Чаепитие на Руси превращалось в полноценный обед или ужин.

Интересно. Традиция разведения крепкой чайной заварки непосредственно в чашке зародилась в конце 19 века. До этого из заварочного чайника разливали готовый напиток. Процедуру заваривания приходилось повторять несколько раз. Чтобы избежать суеты с повторными заварками, чай стали заваривать в большом чайнике и очень крепко. В чашке его разводили кипятком.

Как только на пороге появлялись гости, хозяева усаживали их за стол, потчевали вкусностями, поили чаем и узнавали все новости. За чайным столом время летело незаметно, а во время душевной беседы запросто выпивалось до десяти стаканов крепкого и ароматного напитка.

Традиции русского чаепития: хозяин стола - самовар

Традиционное русское чаепитие сложно представить без пузатого блестящего самовара. Всегда тщательно вычищенный он служил доказательством достатка семьи. Привезенный из Голландии Петром Первым этот атрибут чайной церемонии со временем обрусел и стал казаться исконно русским.

Мастера делали из самовара настоящие произведения искусства. Особенное ценились тульские. Пузатые бочка украшались резьбой, рисунками. Самовар ставили на витиеватые ножки. Придумали специальное место для заварочного чайника – подставка сверху. Это позволяло заварке всегда быть теплой, отдавая максимум полезных веществ.

Чисто русский колорит

Говоря о традиции русского чаепития, нельзя обойти вниманием блюдце. Если в цивилизованной Европе оно служит подставкой для чашки, то в дремучей России роль этой вещи намного сложнее.

На Руси чай принято пить из блюдца. Хотя в высших слоях общества эта привычка считалась вульгарной, крестьяне, ремесленники, помещики и купцы с удовольствием наслаждались чаепитием, потягивая чай из блюдечка. Традиция крепко вжилась и сделала церемонию настолько красочной и яркой, что писатели, художники и поэты неоднократно отражали эту черту русского чаепития в своих произведениях. На полотнах Богданова-Бельского, Кустодиева и др. одинаково ловко прихлебывают чай из блюдца и крестьянское сословие, и богатые купцы.

Интересно. Чаепитие на Руси – витиеватый церемониал. После первой чашки гость должен отказаться от следующей. И только после настоятельной (и даже неоднократной) просьбы хозяйки продолжить трапезу.

Подстаканник – это особая черта чаепития по-русски. С изобретением стекла и выдувки стакан прочно закрепился на русской кухне, став на некоторое время модным аксессуаром. Для удобства его одели сначала в деревянный, а затем с присущей русской страстью ко всему красивому в серебряный мундир – подстаканник.

Русская чайная традиция насчитывает несколько веков. За это время сменялись правители и режимы, шли войны и заключались перемирия, страна расширялась или теряла земли, одно осталось неизменным – русское чаепитие.



Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна



Загрузка...