dselection.ru

Вкусные монастырские рецепты. Рецепты блюд русских монастырей (будни)

Монастырская кухня

У каждого народа – своя жизнь, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. Национальная кухня зависит от традиционного уклада жизни и от того, какие продукты были наиболее доступны людям в период ее формирования. Не является исключением и кухня русская.

Первые записи русских рецептов оставили нам монахи-летописцы. Монастырские записи позднее вошли не только в поваренные книги, но и в медицинские справочники и травники. Роль монастырей в формировании русской кухни огромна.

В монастырской кухне XI–XII вв. главное место занимали овощи, травы, зелень и фрукты. Они составляли основу питания монахов, особенно во время постов. Сельская кухня была менее богата и разнообразна, но тоже по-своему изысканна: за праздничным обедом полагалось подавать не менее 15 блюд. Обед вообще – главная трапеза на Руси. В старые времена в более или менее богатых домах на длинный стол из крепких дубовых досок, покрытый вышитой скатертью, по очереди подавали четыре блюда: холодную закуску, суп, второе – в непостное время обычно мясное – и пироги или пирожки, которые ели «на десерт». Закуски готовили самые разные, но главными среди них были всяческие салаты – смесь мелко резанных овощей, обычно вареных, в которую можно было добавить все что угодно – от яблока до холодной телятины. От них произошел, в частности, известный каждому русскому дому винегрет.

К концу XVII в. стал популярен студень (от слова «студеный», то есть холодный: во-первых, студень и должен быть холодным, иначе растечется по тарелке; во-вторых, ели его обычно зимой, от Рождества до Крещения, то есть в самое холодное время года). Тогда же появились уха из разной рыбы, солонина и колбасы. Изумлял иноземцев своим утонченным вкусом рассольник. Щи – помните присловие: «Щи да каша – пища наша» – так вот, щи подавали с грибами, с рыбой, с пирогами. Из напитков самыми популярными были ягодные и фруктовые соки с морсами, а также настойки. Медовуха – напиток на основе пчелиного меда – был покрепче, а потом появилась и водка. Но главным русским напитком издревле оставался хлебный квас. С чем только его не делали – от изюма до мяты!

Многие обычаи старой русской кухни сохранились и поныне в кухне праздничной, особенно в кухне, связанной с религиозными праздниками. На Рождество делают сладкое сочиво, на Масленицу пекут блины, на Пасху – куличи. И конечно, с особым вниманием на Руси всегда относились к питанию во время постов.

Из книги Японки не стареют и не толстеют автора Уильям Дойл

Глава 6 Самурайская кухня Самурайские мечи, одежда, поразительный ландшафт. Во всем этом есть какое-то извечное достоинство. Том

Из книги Все об обычных яйцах автора Иван Дубровин

«МОНАСТЫРСКАЯ» Разогрейте сковороду, смазанную сливочным маслом. Белый хлеб порежьте небольшими ломтиками и обжарьте его с обеих сторон. Как только подрумянится вторая сторона, выбейте яйца. Солите и перчите по вкусу.Вам понадобится: 4 яйца, 300 г белого хлеба, 40 г

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Марва Оганян

Вегетарианская кухня 1. ДолмаНамочить дробленую пшеницу (дзавар) и оставить на 1 день. Отдельно замочить сушеные сливы, на следующий день сливы смешать с пшеницей. В эту смесь добавить изюм, заранее мелко нарезанный лук и кинзу, выдержанную в течение часа в оливковом масле,

Из книги История медицины автора Е. В. Бачило

15. Монастырская медицина Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую

Из книги Мир русского знахаря - первые уроки. автора Владимир Николаевич Ларин

Кухня колдуньи - Год можно сухие травы хранить, потом они уже никуда не годятся. Поэтому с умом их собирать надо, по необходимости, лишнего не брать. Ведь дерево без нужды срубить не меньший грех, чем человека погубить, - учила бабушка.Собирая травы, она очень внимательно

Из книги Молодость и долголетие с фэн-шуй автора Ольга Викторовна Белякова

Кухня Необходимо, чтобы она была расположена именно на северной стороне вашей квартиры.Ее расположение в зоне знаний, поэтому для активизации этой части квартиры необходимо расположить элементы, которые соответствовали бы датам рождения всех членов вашей семьи. Но

Из книги Секреты женской биолокации автора Сюзанна Гарниковна Исаакян

§ 19.4. Кухня Кухня ассоциируется с материальным достатком. Кухня с благоприятным фэн-шуй наделяет людей здоровьем. Когда входишь в дом, кухни не должно быть видно.Освещение на кухне должно быть яркое. Благоприятны фигурки коров, петухов, свинок, картины с изображением

Из книги Безопасность ребенка. Первая помощь автора Валерия Вячеславовна Фадеева

Кухня Самым опасным местом для ребенка в квартире или доме является кухня. Здесь происходит треть несчастных случаев. В значительной мере в них повинны технические предметы домашнего обихода: утюги, кипятильники, фритюрницы, пароварки, миксеры, тостеры, электромясорубки

Из книги Деликатесы для диабетиков. Неотложная кулинарная помощь автора Татьяна Румянцева

Монастырская яхния 1–2 головки лука, 1–2 моркови, полкорня сельдерея, ? кг семенного лука или сладкого перца, 10–15 маслин, 200 г свежих или сушеных грибов, черный перец горошком, 2 небольшие картофелины или 60 г риса (2 ст. ложки), 2–3 помидора, соль, зелень.

Из книги Как француженки сохраняют фигуру автора Жюли Андрие

Вьетнамская кухня Безусловно, одна из самых «легких» кухонь мира. Готовка в ней основана на двух принципах: приготовление на пару и жаренье на гриле. В этой кухне практически не используются жиры. Ничто не заслоняет вкуса, никакой маринад, никакие травы. Люди с

Из книги Энциклопедия целительных специй. Имбирь, куркума, кориандр, корица, шафран и еще 100 исцеляющих специй автора Виктория Карпухина

Тайская кухня Таиланд – единственная страна в Юго-Восточной Азии, которая никогда не была колонией. Впрочем, за время своего существования он испытал влияние многих своих соседей (Китая, Индии, стран Океании), но при этом никогда не терял своей самобытности, одной из

Из книги 10 шагов к успеху автора Ниши Кацудзо

Марокканская кухня (Ах!) Изысканная кухня, считается одной из лучших в мире, и фигуре не навредит. Округлые формы марокканских женщин могут ввести вас в заблуждение и заставить предположить, что в марокканской кухне используется много жиров, но не стоит забывать, что они

Из книги Секреты людей, у которых не болят суставы и кости автора Олег Ламыкин

Ливанская кухня Обожаю ливанскую кухню: вкусная, изысканная, она мало соответствует тому представлению, которое сложилось о ней в Европе. По особым случаям подается mezze, это способ подачи еды, при котором на стол ставится множество тарелок и каждый выбирает, что ему по

Из книги автора

Из книги автора

Кухня для процветания Кухня - именно то место в доме, с которого, по моему мнению, и начинается процветание.Здесь всегда должен быть запас разнообразных продуктов (даже если нет кладовки, то примерно трехмесячный запас хотя бы основных продуктов). Это не значит, что на


19076 21

Я всегда думал, что монашеская еда - хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной - и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет?

Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго - сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.
Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд... Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово - "неземной". Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: "Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в "Киево-Печерском Патерике": "Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу - ели нечистоты, хвалящие - мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий".
Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

Мясные деликатесы и выпечка - не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие - опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда "засаливает душу", а соусы и консервы "разжижают тело". Для афонских монахов прием пищи - духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва - во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. "Так и кухня мирянина, - сказал мне монах, - должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной".

Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.
Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа - не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; "Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно".
Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. "Ну что вы, - ответила она, - Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, - добавила она, - что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо".
Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и... начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие веточки укропа, петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри. - Вы можете, - сказала она, видя мой восторженный взгляд, - украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали... А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в "неволе" грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои "кулинарные шедевры", не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.
Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.
Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые - очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.
Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе - плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы - что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом - маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка... Выпечка с маком - вообще моя слабость.
Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.
Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье "Кудри ангела"? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. "Нет, - сказали монахини, - не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений - пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)" Попробуйте и еы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.

Грибной сыр

Грибы вымыть, залить полностью водой, посолить и варить до готовности 20 минут. Воду слить, грибы откинуть на дуршлаг, пропустить через мясорубку, добавить масло и смешать с сыром. Выложить полученную массу на чистую марлю, свернуть в виде шарика и положить под пресс на час. Переложить сырную лепешку на блюдо, нарезать ломтиками, посыпать зеленью и подавать к столу.

Калья с рыбой

Рыбу вымыть, нарезать порционно, залить водой (2 литра), положить коренья, лавровый лист, перец, посолить и варить 15 минут. Кусочки лосося выложить в отдельное блюдо, бульон процедить, добавить квашеную капусту и варить 5-7 минут. Лук мелко нарезать, выложить на сковороду и пассеровать в масле 3 минуты. Добавить нарезанные кубиками огурцы и готовить еще 5 минут, всыпать муку, перемешать и слегка обжарить. Приготовленную заправку положить в суп, довести до кипения, добавить рыбу, огуречный рассол и варить 10 минут. Подавать, положив в каждую тарелку дольку лимона и посыпав зеленью.

Голубцы с грибами

Рис вымыть, залить полутора стаканами воды и варить до полуготовности (примерно 10 минут). Грибы вымыть, нашинковать, обжарить на масле (1 ст. ложка) 10 минут. Лук измельчить и пассеровать в масле (1 ст. ложка) до золотистого цвета, соединить с грибами и рисом, посолить, поперчить и перемешать. Капусту разобрать на листья, бланшировать в кипятке 3-4 минуты и откинуть на дуршлаг. На каждый лист положить столовую ложку начинки и свернуть голубец. Выложить голубцы в смазанную маслом (1 ст. ложка) огнеупорную форму, сверху побрызгать маслом (1 ст. ложка) и тушить на слабом огне под крышкой 15 минут. Подавать, посыпав зеленью.

Маковник

Замесить опару: развести сахар в теплой воде, добавить дрожжи, муку (1 ст. ложка), перемешать и поставить в теллое место. Когда опара поднимется (15 минут), добавить соль, растительное масло (2 ст. ложки), остальную муку и замесить тесто. Вымешивать до тех пор, пока оно не будет приставать к рукам. Положить тесто в кастрюлю, накрыть крышкой и дать подняться (45 минут). Мак выложить в марлевый мешочек и промыть. Мед растопить на водяной бане. Добавить промытый мак, перемешать и продолжать варить, помешивая, 8-10 минут. Остудить. Тесто тонко раскатать, выложить по всей поверхности маковую начинку, свернуть в рулет и положить на смазанный маслом противень (1 ст. ложка), сверху смазать оставшимся маслом и поставить в разогретую до 200 градусов духовку. Выпекать 10 минут.

Владимир Супруменко

В преддверии Великого поста 2017 верующие и миряне начинают активно интересоваться, что есть в период воздержания, когда нельзя молоко, мясо, яйца и продукты, содержащие жиры животного происхождения. Самые популярные рецепты в пост рекомендуют готовить диетические, низкокалорийные блюда и включать в меню зеленые салаты, овощные супы, каши и вкусную домашнюю выпечку, в состав которой не входят запрещенные церковными правилами компоненты.

Строгим верующим канон приписывает вкушать еду строго по дням и чередовать сухое питание с приемом горячих блюд. Для мирян действуют несколько другие правила, позволяющие в отдельных случаях отступать от жестких требований. Но мясо-молочные блюда для всех находятся под запретом, а недостаток белка рекомендуется восполнять кушаньями с грибами или отварной фасолью.

Питание в пост 2017 для мирян по дням – правила и рецепты

Меню Великого поста 2017 на каждый день предписывает истинно верующим питаться следующим образом:

  • понедельник первой седмицы – полный отказ от любых видов пищи;
  • последующие дни первой недели – только сухая еда растительного происхождения (свежие и сушеные фрукты и овощи, хлеб грубого помола);
  • все вторники и четверги со второй по пятую седмицу – любая горячая еда без масла (борщ, суп или каша). Рекомендуется всего один прием пищи, лучше в вечернее время;
  • понедельник, среда и пятница – сыроедение;
  • суббота и воскресенье – допускается горячая еде, приправленная любыми видами растительного масла;
  • Благовещение и Вербное воскресенье – разрешается обогатить скудный рацион рыбными блюдами и морепродуктами;
  • Страстная неделя, предшествующая Пасхе – сыроедение во все дни и полный отказ от пищи со Страстной пятницы по Христово Воскресенье.

Для мирян во время поста 2017 полное воздержание от пищи не считается обязательным. Этот пункт можно соблюдать только по собственному желанию. Главное – не употреблять в пищу любые виды мяса, молочку, яйца, высококалорийные сладости, продукты, содержащие животные жиры и спиртные напитки. Мирянам разрешено питаться трижды в день, готовить по простым рецептам овощные супы и борщи на воде, варить сытные, вкусные каши, делать гречневые, овсяные или рисовые котлеты и легкие салаты из свежих овощей и даже выпекать сладости, в состав которых не входят запрещенные ингредиенты.

Рецепты с фото в пост на каждый день – что готовить в мультиварке из первых блюд

Идеальное первое блюдо для постного меню – это гречневый суп. Он отличается привлекательным внешним видом, сытностью, приятным вкусом и выраженным, запоминающимся ароматом. Как правильно готовить это замечательное яство в мультиварке, расскажет нижеизложенный рецепт с пошаговыми фото.

Необходимые ингредиенты к рецепту постного горячего блюда на каждый день

  • лук репчатый – 1 шт
  • морковь – 1 шт
  • картофель – 4 шт
  • гречневая крупа – 1 ст
  • лавровый лист – 1 шт
  • растительное масло – 3 ст.л
  • чеснок – 1 зубчик
  • зелень – 1 ст.л
  • соль – 1 ч.л
  • молотый черный перец – ½ ч.л

Инструкция по приготовлению постного горячего блюда на каждый день с фото пошагово


Простые блюда в пост 2017 — рецепты гречневой каши с фото

Гречневая каша, приготовленная по этому простому рецепту, отличается нежной консистенцией и ярким, запоминающимся вкусом. Грибы, входящие в состав блюда, придают ему сытность и сочность, а чеснок вносит легкий оттенок пикантности. Если хочется сделать кушанье более нейтральным и пригасить выраженный чесночный аромат, можно использовать не зубчики, а чесночную соль или вообще отказаться от этого компонента.

Необходимые ингредиенты для рецепта простого постного блюда

  • гречка — 300 г
  • шампиньоны – 220 г
  • репчатый лук – 1 шт
  • морковь – 1 шт
  • чеснок – 2 зубчика
  • соль – ½ ч.л
  • молотый перец – ¼ ложки
  • растительное масло – 50 мл

Пошаговая инструкция к рецепту постной гречневой каши (блюдо для поста)

  1. Грибы перебрать, сполоснуть, обсушить на кухонном полотенце и нарезать нетолстыми пластинками.
  2. Гречку промыть в нескольких водах, высыпать в кастрюлю с кипящей водой, немного подсолить и отварить до полной готовности.
  3. В сковородке с антипригарным покрытием хорошо разогреть растительное масло, всыпать грибы, морковь, натертую на мелкой терке, и лук, нарезанный тонкими полукольцами. Посолить, поперчить и поджарить на среднем огне до золотистого цвета. Затем прикрыть крышкой убавить огонь и потомить около 15 минут.
  4. В глубокой керамической емкости соединить отварную гречку и грибную массу, приправить чесноком, пропущенным через пресс, хорошо перемешать, декорировать свежими овощами и зеленью и подать к столу.

Постное меню — рецепты вторых блюд на время Великого поста 2017

Во время Великого поста можно включать в меню даже котлеты. Правда, только те, что не мясные, а состоят из разрешенных «скоромных» продуктов, например, из самого обычного отварного риса. Как их готовить правильно, расскажет этот несложный рецепт. Легкие и низкокалорийные котлеты станут настоящей палочкой-выручалочкой и сделают постное меню более сытным, вкусным и оригинальным.

Необходимые ингредиенты для второго блюда во время поста

  • рис – 1 ст
  • картофель – 5 шт
  • морковь – 1 шт
  • лук – 1 шт
  • растительное масло – 50 мл
  • соль – ½ ч.л
  • молотый черный ерец – 1/3 ч.л

Пошаговая инструкция к рецепту второго для постного меню

  1. Рис промыть, отварить до готовности в слегка подсоленной воде и откинуть на дуршлаг, чтобы стекла излишняя жидкость.
  2. Лук освободить от шелушек, мелко нашинковать и обжарить на среднем огне в небольшом количестве масла. Когда лук зарумянится, добавить к нему натертую на терке морковь, перемешать и потомить под крышкой 5-7 минут, чтобы компоненты стали мягкими. Затем соединить с отварным рисом и перемешать.
  3. Картофель отварить в мундире, остудить, очистить от шкурок, размять вилкой в мягкую массу и добавить к рису. Посолить, поперчить, тщательно вымешать до однородности и оставить на кухонном столе на 10-15 минут.
  4. По истечению положенного времени руками сформировать котлеты и обжарить их с каждой стороны в подсолнечном масле до готовности. Горячими выложить на блюдо, декорировать свежей зеленью и подать на стол.

Рецепты выпечки в пост в мультиварке с фото — постный банановый пирог

Великий пост – чрезвычайно строгий период, жестко ограничивающий ежедневный рацион питания. Но даже в такой момент иногда хочется побаловать себя и родных чем-то вкусненьким. Но как это сделать, не нарушая установленных ограничений? Да очень просто. Воспользуйтесь этим рецептом с фото и приготовьте в мультиварке воздушный и нежный банановый пирог. В его составе нет животных жиров и прочих запрещенных продуктов, так что вы и правил не нарушите, и полакомитесь, что называется, от души. Кстати, этот вид выпечки можно готовить не только в постный период, а и в любое другое время, ведь он получается очень вкусным и нравится каждому, кто его попробовал.

Необходимые ингредиенты для вкусной постной выпечки

  • растительное масло – 0,5 мульти стакана
  • бананы – 2 шт
  • сода – ½ ч.л
  • лимон – ½ шт
  • сахар – 150 г
  • минеральная вода с газом – 1 мульти стакан
  • мука пшеничная высшего сорта – 2 ст
  • соль – 1/3 ч.л

Пошаговая инструкция к рецепту приготовления в мультиварке выпечки для поста

  1. Бананы очистить, нарезать некрупными кусочками произвольной формы и с помощью блендера превратить в кремообразное однородное пюре.
  2. Добавить к фруктовой массе минералку комнатной температуры и растительное масло, положить сахар, посолить и тщательно перемешать, чтобы кристаллы сахара полностью растворились.
  3. Добавить соду и еще раз хорошо перемешать.
  4. Лимон сполоснуть, обсушить, разрезать на половинки, выдавить сок в банановую массу и аккуратно взбить все венчиком.
  5. Муку просеять через кухонное сито и небольшими порциями ввести к остальным ингредиентам. Готовое тесто должно получиться гладки, не плотным и приближенным по консистенции к жирной домашней сметане.
  6. Мультиварочную чашу смазать маслом, на дно выложить тесто, прикрыть крышкой, выставить на дисплее режим «Выпечка» и готовить от 55 до 65 минут.
  7. Горячий банановый пирог осторожно извлечь, поместить на сервировочное блюда, остудить в течение 10-15 минут и подать к столу с горячими напитками.

Салаты в пост – простые и вкусные рецепты

Постный салат, приготовленный по этому простому и вкусному рецепту, получается очень изысканным и сытным. Кальмары, входящие в состав, с успехом заменяют мясной белок, а сочетание перца, помидор и сладкого лука придает блюду особую сочность и насыщенный, свежий аромат. Если под рукой нет именно сладкого лука, можно использовать обычный репчатый. Правда, тогда салат будет немного более острым и приобретет своеобразный пикантный аромат.

Необходимые ингредиенты для простого и вкусного постного салата

  • консервированные кальмары в масляной заливке - 1 банка
  • салат – 2 пучка
  • помидоры черри – 12 шт
  • болгарский красный перец – 2 шт
  • сладкий лук – 1 шт
  • лимон – ½ шт
  • петрушка – 1/3 пучка
  • соль – ½ ч.л
  • перец черный молотый – 1/3 ч.л
  • оливковое масло – 3 ст.л

Пошаговая инструкция к простому рецепту салата в пост

  1. Кальмары вынуть из масляной заливки, выложить на салфетку, чтобы впиталась лишняя жидкость и нарезать кусочками произвольной формы.
  2. Овощи и зелень тщательно вымыть и обсушить на кухонном полотенце. Помидоры разрезать пополам, салатные листья порвать руками. У перца удалить плодоножку и сердцевину и порезать тонкими полукольцами.
  3. Петрушку очень мелко порубить.
  4. Луковицу очистить от шелушек и порубить небольшими брусочками.
  5. В маленькой емкости соединить сок, выжатый из половинки лимона, оливковое масло, молотый перец и соль. В течение 2-3 минут взбить смесь вилкой.
  6. Все компоненты салата выложить в сервировочное блюдо, приправить соусом и подать к столу.

Еда в пост – простые монастырские рецепты сладкой коврижки

В старинных русских монастырях точно знали, что есть в Великий пост, когда нельзя молоко и мясо. Монахи включали в меню овощные супы и борщи, делали вкусные каши и зеленые салаты, а на сладкое выпекали постные коврижки. Еда во время периода воздержания была простой и в то же время достаточно сытной. Мясной белок, необходимый для человеческого организма, заменяли растительным, содержащимся в грибах и фасоли. Питание чередовали по дням недели: понедельник, среду и пятницу посвящали сыроедению, во вторник и четверг вкушали горячую пищу без жиров и масла, в субботу и воскресенье позволяли себе побаловаться более вкусными блюдами, сдобренными хорошей порцией масла, а в канун больших церковных праздников ставили на стол яства из рыбы и красное вино.

Монастырские рецепты, рассказывающие, что готовить в пост, с удовольствием брали на вооружение и миряне. Да это и не удивительно, ведь монахи были отличными кулинарами и даже самые простые блюда у них получались необыкновенно вкусными и ароматными. Особенным успехом пользовался способ приготовления сладкой монастырской коврижки на отваре из сухофруктов. Нам удалось найти этот несложный рецепт с фото и сегодня мы предлагаем его вашему вниманию. Приготовьте это прекрасное лакомство в один из дней Великого поста 2017 и угостите родных и друзей нежной домашней выпечкой.

Необходимые ингредиенты для простой монастырской коврижки

  • мука пшеничная — 4 ст
  • сахар – 2 ст
  • изюма – 1 ст
  • измельченные грецкие орехи – 1 ст
  • растительное масло – 1 ст
  • отвар из сухофруктов – 1 ст
  • молотая корица – 25 г
  • уксус – 2 ст.л
  • сода пищевая – 2 ч.л
  • соль – ¼ ч.л

Пошаговая инструкция к монастырскому рецепту постной коврижки

  1. В миске соединить соль, сахар, корицу, растительное масло и очень хорошо перемешать.
  2. Изюм и грецкие орехи прокрутить через мясорубку и выложить к масляно-сахарной массе.
  3. Влить отвар сухофруктов, всыпать соду и муку, добавить уксус и очень тщательно вымешать до полной однородности.
  4. Форму подходящего размера смазать маслом, посыпать мукой, наполнить тестом и отправить в духовку, предварительно хорошо прогретую.
  5. Выпекать в течение одного часа при температуре 170°C.

РЕЦЕПТЫ БЛЮД
РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ


(молитва для похудения)


«Ангела вам за трапезу!»





Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ




В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга

5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов

8. Жареная капуста

10. Канпотъ из яблокъ


1. Выплаты по штату







2. Неокладные доходы

3. Пожертвования.

келарь


Батюшка Гермоген.










Закуски холодные:
— фигурная овощная нарезка,


Закуска горячая:

Салат:

Первое блюдо:

Второе блюдо:

Десерт:
— мороженое с фруктами.
Напитки:

— квас

— свежевыпеченный хлеб, медовые коврижки, разная несладкая и сладкая выпечка на выбор.

Напомним, что в монастырях мясо употребляют не очень часто, в некоторых не употребляют совсем. Поэтому "заклинание" «Карася, карася, превратися в порося» не работает.

По великим и престольным праздникам братьям благословляется «утешение» — стаканчик красного вина — французского или, на худой конец, чилийского. И, конечно, готовятся блюда для специального праздничного меню.

А вот меню завтрака святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в один из дней апреля 2011-го года.
Меню патриаршего питания тщательно разрабатываются и балансируются диетологами для поддержания в патриархе должной энергии, необходимой для неустанного ведения его огромной духовной, организационной и представительской работы.
В патриарших меню все исходные продукты и готовые блюда проходят такую же проверку, как и на кремлевской кухне. Все блюда на патриаршем столе — это плод долгого анализа, обсуждений и бесконечных дегустаций кулинаров высочайшего класса, санитарных врачей и врачей-диетологов.
Ибо непременная для патриарха Кирилла вера в Божию милость и защиту — дело высокое духовное, а работа патриаршей охраны из ФСО и соответствующих врачей и лабораторий — дело ежедневное земное.


Холодные яства:
Икра осетровая с блинами из гречневой муки.
Осетрина каспийская, подкопченная, с галантином из винограда и сладкого перца.
Строганина из лососины с сыром пармезан и муссом из авокадо.

Закуски:
Рулет из фазана.
Студень из теленка.
Паштет из зайца.
Блинчатый пирог с голубыми крабами.

Горячие закуски:
Рябчик жареный.
Утиная печень под соусом из ревеня со свежими ягодами.

Горячие рыбные кушанья:
Форель радужная, припущенная в шампанском.

Горячие мясные кушанья:
Штрудель из копченой утки.
Спинка косули с брусничным галантином.
Оленина, зажаренная на решетке.

Сладкие кушанья:
Торт с белым шоколадом.
Свежие фрукты с клубничным галантином.
Корзиночки со свежими ягодами в желе из шампанского.

ПРИМЕЧАНИЕ К МЕНЮ ПАТРИАРШЕГО ЗАВТРАКА. Сию утреннюю трапезу святейшего Кирилла с ним разделили зашедшие к нему поутру в монашескую келейку иные предстоятели РПЦ, тоже в монашестве пребывающие.


Монастырский шеф-повар с удовольствием делится своими рецептами овощного салата с креветками и рыбной солянки.

Прежде всего, чтобы все получилось вкусно и богоугодно, начинать готовить надо с чтения молитвы. Прочитали? Теперь за дело!


Порционный салат "Морская свежесть"

Листья салата, рвутся на кусочки руками - это принципиально.
Огурчик и помидорчик нарезаются крупными кусочками.
К ним добавляется несколько веточек рубленой петрушки, колечко резанного консервированного ананаса и пять штук нашинкованных королевских креветок.
Все это заправляется майонезом «Провансаль» и укладывается красивой горкой на лист салата.
Сверху посыпается кедровыми орешками.
Для украшения: четыре креветки разрезаются вдоль и вместе с листочками петрушки укладываются вокруг «горки».
ПРИМЕЧАНИЕ. Такой салат, если его заправить постным майонезом (рецепт см. ниже), можно есть в пост.


Постная рыбная солянка «По-монастырски»

Из очищенных голов и хребтов семги, судака и карпа отваривается бульон.
Отдельно, до готовности варится крупно нарезанное филе рыбы (севрюги, осетрины, белужины или другой).
Бланшируем обрабаткой паром маринованные огурцы.
Пассируем (непродолжительно тушим) томаты и лук.
В готовый процеженный бульон кладем куски отваренной рыбы, резаные кружочками маслины, заправки из огурцов и томатной поджарки.
Даем солянке настояться под крышкой 15 минут.
Подаем с зеленью петрушки, долькой лимона, предварительно очищенной от цедры, и ложкой сметаны.


Ржаной бездрожжевой хлеб, замешанный на хмеле

Ингредиенты :
Для теста нужно: 2 столовые ложки хмеля (его можно купить в аптеке) залить стаканом кипятка.
Когда хмель набухнет, всыпать ржаную муку, добавить немного соли и сахара.
Тесто получается не упругое, чуть крепче, чем на оладьи, и клейкое. Чтобы оно не прилипало, руки смачивают водой.
Форму, в которой будет выпекаться хлеб, смазывают маслом и обжигают в духовке три часа. В результате масло превращается в тонкую пленку, которая не даст пригореть буханке.

Приготовление

Тесто выкладывается в форму, заполняя ее наполовину.
Разравнивают его мокрой рукой, и дают подойти в духовке при температуре 37 гр. С около двух часов, а затем выпекают при температуре 220 гр. 1-1,5 часа.
Готовность проверяют, сжимая верхнюю и нижнюю корочку: если мякиш между ними быстро выпрямляется, хлеб хорошо пропекся.
После выпечки корочку смачивают водой.
Горячим резать ржаной хлеб нельзя, он должен остыть.
— Такой хлебушек не только необычайно вкусный, но и чрезвычайно полезный, — рассказывает технолог Свято-Данилового монастыря Александр Титов. — Понижает содержание холестерина в крови и способствует нормализации обмена веществ. От такого хлеба не только не поправишься, но напротив, можно сбросить пяток лишних килограммов. И что немаловажно, очень хорошо сохраняется


Монастырские пирожки из постного теста

Ингредиенты :
На 1 кг муки берется 8 грамм дрожжей, соли - 25 г, сахар - 30 г, теплой воды - 250 мл, растительное масло - 150 г (оно придает тесту пышность).

Приготовление

— Тесто хорошо вымесить и дать подняться 15-20 минут, — говорит монастырский кулинар Надежда Грасу. — Разделить его на шарики по 60 грамм. Секрет наших вкуснейших фирменных пирожков заключается еще в муке, ее привозят с мельницы Даниловского подворья в рязанской области. И конечно, все делаем с молитвой, вкладываем в каждый пирожок частичку души. Ведь тесто, как ребенок, тепло любит.
Начинки могут быть самыми разнообразными, но в монастыре их восемь видов: картошка, капуста, рис-рыба, рис-грибы, творог, повидло, корица и мак. Есть еще одна сезонная — яблоки. Их возят также из рязанского монастырского сада.
У каждого пирожка своя форма, с капустой классический, картошка — треугольник, творог — круглый с дырочкой посерединке. Рис-рыба — классика с двумя насечками по центру, с грибами — тесто защипывается, как вареник «косичкой». Пирожок с повидлом сворачивают рулетом.
С корицей смешанной с сахарной пудрой так же скатывают рулетиком, делают прорезь в центре и один конец протаскивают в прорезь, получается форма «елочки». Маковая сдоба сворачивается также как и коричная, а затем складывается пополам. На сгибе делают надрез до середины вдоль сложенной трубочки. Затем две части разводятся в стороны, и тесто приобретает форму сердечка. Кстати, булочки с корицей и маком, перед тем как разложить начинку, смазывают растительным маслом, чтобы она равномерно легла.
Пирожки укладываются на смазанный маслом противень и ставятся в духовку подойти при температуре 46 гр. С на 15 минут. Затем духовку разогревают до 180-200 градусов и выпекают 12 минут.
Чудесные на вкус и легкие для нежного монашеского желудка пирожки готовы.

У ЭТОГО МОНАХА-ГУРМАНА МОЖЕТ ПОУЧИТЬСЯ ИСКУССТВУ ТРАПЕЗЫ ЛЮБОЙ САМЫЙ ИСКУШЕННЫЙ ГУРМАН ИЗ МИРЯН
Кухня батюшки Гермогена,
насельника Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря



«СТОЛ, НАЧИНАЮЩИЙСЯ И ОКАНЧИВАЮЩИЙСЯ МОЛИТВОЮ, НИКОГДА НЕ ОСКУДЕЕТ»
(Святой Иоанн Златоуст)

Во Славу Господа истинного православного!
Раздел:
Русская православная кухня
Традиции, молитвы, рецепты блюд
20 -я страница

РЕЦЕПТЫ БЛЮД
РУССКИХ МОНАСТЫРЕЙ

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Традиционная благодарственная фраза:
«Ангела вам за трапезу!»

Монастырская трапеза в XVI веке

В старорусской письменности степень отражения разных сторон быта далеко не одинакова, что зависело от общественной значимости соответствующих явлений материальной культуры. Так, мало сведений об обеде и праздничном пире посадского человека или крестьянина, но достаточно полно описан царский и патриарший стол.

Назовем наиболее богатые по лексической содержательности опубликованные памятники:
«Столовая книга патриарха Филарета 1623—1624 гг.» (Старина и новизна. СПб., 1906 1909. Кн. 11 — 13);
«Стол патриарха в 1691 г.» (Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884);
«Расходная книга патриаршего приказа кушаньям, подававшимся патриарху Адриану и разного чина лицам с сентября 1698 по август 1694 ..» (СПб., 1890).

Зафиксирован общерусский чин монастырской трапезы. Главный источник — монастырские столовые обиходники. В библиотеке Российской Академии наук обнаружен устав Кириллова монастыря конца XVI века (фонд 247, №4), расписывающий житейский обиход братии, более 20 листов рукописи посвящено «обиходу братцкой естве».

Чем интересен столовый обиходник? Обиходники расписывали дневные выти (выть — старое русское слово, обозначающее пору еды; см. ) и годичный круг трапез для рядовых, преимущественно постных дней: в эти дни порядок монастырской жизни был особо строг и единообразно обязателен. А вот в праздник допускалось разнообразие и довольство, мясо и хмельные напитки собственного монастырского изготовления (русские монастыри всегда славились своими алкогольными напитками). Монастырская трапеза — коллективный ритуал. Монахи питались два раза в день: обед и ужин, а в отдельные дни вкушали всего один раз (хотя этот "один раз" мог быть и весьма продолжительным); по разным причинам изредка бывало, что трапезование вообще исключалось. Главным было не количество пищи, а качество блюд: постных или скоромных, роль блюда в обрядах, время приема пищи.

Чередование постов и мясоедов было ритмичным: на неделе постились в среду и пятницу, в году было четыре долгих поста и три однодневных. Стол кирилловских монахов мало отличался от того, чем питались в окрестных деревнях, но в монастыре был строже регламент трапез: «...пост бывает — скорому не едят».

Почти ежедневное «вариво» и основное первое блюдо — шти (щи): «Во штех белая капуста или борщ или кислица с чесноком или с луком да яйца ко штем по два на брата или короваи битые или лисни 4 братом или короваи с рыбою двум братом, а коли яишница бывает, тогда ко штем яиц нет»; «шти борщевые со снятки». Белые щи готовили из свежей капусты, а борщевые — из свеклы (ее старинное название — борщ). Варили щи с подтиркою — с приправою, которая готовилась из муки с водой или с постным маслом.

Список вторых блюд был богатым, притом явно царствовала на столе рыба. «Безрыбье хуже бесхлебья», — говорили на Русском Севере. По количеству подаваемых на стол блюд различался обед (корм) средний и обед (корм) меньший. Если обед был средний, то подавали три вида рыбы, но если «корм был меньшим», подавались ва вида рыбы. Вечером же подавалась рыба одного вида»: «...по вечерни трапеза рыба лещи свежие жареные». Кроме того, рыбу пекли, употребляли и соленую рыбу. Назовем еще рыбное блюдо тавранчюк. «...в сковородах тавраньчюк головы осетрии или снетки».

В монашеский обед включалось гороховое варево из цеженого (потертого) или битого (дробленого) гороха: «...бывает ко штем ругое вариво с маслом горох цеженой и лапша»; а другая ества эрох битой или каша».

Варили разные каши: молочную, крутую, грешневую. Из дареных вощей получалась каша соковая — сок топленой.

В ходу были яйца и огурцы. Из молочных продуктов известен сыр вялый — это вылежавшийся творог. Такое название упоминается уже в Житии Феодосия Печерского XII в.

Из печеных изделий первое место принадлежит пирогу: их пекли на поду, пряжили в масле, сдабривали разной начинкой: «...пироги вой одни с яицы да с перцем а другие с сыром»; «пироги з горохом или с соком»; «пироги двое одни с вязигою да с перцем или с аком а другие з горохом». Затем шли «оладьи с медом», «рогули да хворосты», «калачи братские да калачи волоцкие торговые», «кароваи битые» (из сдобного теста), «короваи с рыбою», «колачи четверти или короваи с репою или с морковью», «блины с маслом да с луком а другие с соком», «блины однова пшеничные с припекою и другие грешневые с кашей, вечере те ж с молоком», «перепечи привозные пшеничные белые и ржаные».

Хлеб употреблялся реже, чем пироги. Из печенья в обиходнике называются лисни.

Во время постов ели меньше, а пища была неприхотливой: вместо печеного хлеба готовили хлеб пареной — запаренная мука из солода или гречневого зерна.

На столе постоянно, кроме дней Великого поста, был квас. В постные дни его заменял капустный рассол или росол красный, т.е. из квашеной свеклы. Кроме того, пили молоко пресное (свежее), молоко вареное (топленое) и варенец (квашеное топленое молоко). Упомянем еще известные со времен Киевской Руси патоку, сыту (насыщенная медом вода), кисель: «...кисель со сливками, а завтра к обеду тот же кисель с сытою».

Названия блюд монастырской трапезы жили столетиями: с XII века известны каша, яйца, пирог, квас, сыр, кутия; с XIII века — молоко, пиво.

О русской трапезе см. раздел и стр. , .

Монастырская трапеза в XVIII — XIX веках
Спасо-Яковлевский монастырь

Спасо-Яковлевский монастырь имел обширное подсобное хозяйство, благодаря которому монастырская трапеза обеспечивалась овощами, фруктами и молочными продуктами.

На монастырском огороде в XVIII — XIX вв. выращивали: овощи — огурцы, морковь, свеклу, брюкву, хрен, цветную и кочанную капусту, черную и паровую редьку, лук и картофель (последний начали культивировать с середины XIX в.); бобовые — горох и бобы; зелень — салат, петрушку, пастернак и шпинат. Как видим, ассортимент овощей и зелени был достаточно обширным, а о значительных масштабах огородного хозяйства красноречиво свидетельствует тот факт, что в середине XIX в. в монастыре было два огорода, на которых, в общей сложности, насчитывалось около двухсот гряд.

На рубеже XVIII-XIX вв., после кардинальной перепланировки территории, в монастыре был разбит большой сад. Только за первое десятилетие XIX в. в нем было высажено более 500 яблонь, 200 вишен, без малого 300 слив и множество кустов черной смородины. Не удивительно, что обитель не имела недостатка в яблоках и ягодах.

При монастыре имелся скотный двор, на котором содержался крупный рогатый скот. Отсюда на монастырский стол поставлялись молоко, сметана и масло, а для трапезы гостей и работников обители — мясные продукты.

Между тем, основной объем продуктов питания приходилось покупать. Судя по приходо-расходным книгам, больше всего покупали муку, крупу и рыбу.

Ржаную и пшеничную муку монастырь закупал для выпечки хлеба. Из пшеничной муки пекли пироги и готовили блины, из гороховой муки и толокна делали кисели.

Из круп варили каши и похлебки, а также использовали их для изготовления начинки для пирогов. Наибольшее распространение из сортов круп имели пшено и овсянка, гречка и рис, перловка и манка.

Употребление мяса в монастыре было запрещено уставом, зато в больших количествах готовились разнообразные рыбные блюда. Рыбу для монастырской трапезы ловили в озере служители монастыря, но в основном ее закупали у рыбных торговцев.

В документах названы следующие сорта: стерлядь, осетр, белуга, налим, судак, севрюга, навага, сом, линь, лещ, щука, язь, карась, окунь, ерш и плотва. Самые дорогие сорта рыбы шли по 40-30 копейки за фунт (400 граммов), самые дешевые - по 2-3 копейки. Рыбу монастырь покупал помногу, например, в 1852 г. было закуплено около 170 пудов свежей рыбы, в 1875 г. - более 100 пудов (1 пуд - 16,4 кг).

Белуга, севрюга, судак и осетр, помимо того, закупались в соленом и малосольном виде. Наряду со свежей и соленой рыбой, монастырь закупал красную и паюсную икру. Особенно много паюсной икры покупалось в середине XIX в., так, в 1852 г. ее было куплено более 10 пудов.

Из овощей в конце лета — начале осени закупались огромные партии огурцов и капусты для засолки на зиму. Известно, что монастырская кухня отличалась разнообразными грибными блюдами, не случайно так часто покупались как свежие, так и сухие грибы. Регулярно покупали разнообразные специи, а именно: горчицу, перец, хрен, уксус. Также закупали приправы: корицу, ваниль, гвоздику, лавровый лист; из сухофруктов — изюм и чернослив.

Особо следует сказать о напитках. Самым распространенным и любимым монастырским напитком являлся квас, для приготовления которого использовался солод. Ежегодно монастырь закупал десятки пудов солода. В больших объемах покупался мед, на основе которого приготовляли сбитень и медовуху. Традиционные русские напитки во второй половине XIX века постепенно вытеснялись чаем, который со временем прочно вошел в монастырский обиход.

Представление о парадном монастырском обеде середины XIX в. позволяет составить перечень блюд, которые подавались к столу 27 ноября 1850 г., в день празднования памяти основателя монастыря.

«Реестръ кушанью в праздникъ свят. Иакова 1850 года ноября 27-го дня
Для закуски в верху
1. 3 кулебяки с фаршомъ
2. 2 щуки пареныя на двух блюдахъ
3. Окуни заливные с фаршомъ на двух блюдах
4. Караси разварные на двухъ блюдах
5. Лещи жареные на двухъ блюдах
В трапезе братцкой для обеда
1. Кулебяка с кашей
2. Икра паюсная
3. Малосольная белуга
4. Ботвинья с малосольной рыбой
5. Щи с обжаренной рыбой
6. Уха из карасей и налимов
7. Соусъ из горошка с рыбой жареной
8. Жареная капуста
9. Хлебенное сухое с вареньем
10. Канпотъ из яблокъ
Для белаго духовенства закуска
1. Икра и белой хлебъ на 17 блюдахъ
2. Холодное из головизны с хреномъ и огурцами на 17 блюдахъ»

Поскольку, начиная с середины XVIII в., Яковлевская обитель отнюдь не бедствовала, монастырская трапеза отличалась и качеством продуктов, и разнообразием блюд; сам же монастырь славился своим гостеприимством и хлебосольством — кормили здесь очень вкусно.

Средства содержания Спасо-Яковлевского монастыря

Источники средств содержания, которыми на рубеже XVIII — XIX вв. располагал Яковлевский монастырь по способу получения денег можно разделить на три категории: штатные выплаты, неокладные доходы и пожертвования.

1. Выплаты по штату — деньги, выплачиваемые из государственной казны. После реформы 1764 г., в соответствии с присвоенным монастырю вторым классом и с учетом учрежденной в 1797 г. прибавочной суммой, Яковлевский монастырь ежегодно получал по 2393 руб. 11 коп. Эти деньги в начале каждого года выдавались из Ростовского уездного казначейства. В монастыре их выплата производилась дважды в год.

Штатные деньги распределялись по следующим статьям:
. на жалованье настоятелю и братии — 745 руб.;
. на монастырскую трапезу — 340 руб.;
. на жалованье служителям — 354 руб. 60 коп.;
. на хозяйственные монастырские нужды (“на конюшенные расходы и дрова”) — 300 руб.;
. “на церковные потребы”, под которыми подразумевалось покупка шести ведер красного “кагорского” вина для приготовления причастия и восьми с половиной пудов пшеничной крупчатой муки для выпечки просфор на весь год, — 53 руб. 50 коп.;
. на ремонт или “починку” монастырских сооружений, в первую очередь, церквей, а также на содержание ризницы, — 600 руб.

В 1834 г. Спасо-Яковлевский монастырь был возведен в степень первоклассных монастырей, в связи с чем штатные выплаты из казны составили 4200 руб. 82 коп. в год.

2. Неокладные доходы — это деньги, зарабатываемые самим монастырем. Сюда относились средства, выручаемые за отдачу в аренду земельных участков, сенных покосов, рыбных ловель и монастырской мельницы, а также деньги, получаемые за продажу монастырского скота, сена, овощей и фруктов.

3. Пожертвования. Точный учет всех пожертвований в монастырь произвести затруднительно, однако очевидно, что их было немало. Размер пожертвований мог быть самым различным — неимущие богомольцы жертвовали копейки, состоятельные паломники не жалели десятков тысяч рублей. Как правило, наиболее крупные денежные вклады являлись целевыми. Показательный пример тому — пожертвование 65 тысяч руб. графом Николаем Петровичем Шереметевым на сооружение Димитриевского храма.

Братия Спасо-Яковлевского монастыря

Главной обязанностью монашеской братии являлось отправление богослужений в монастырских храмах. В XIX столетии в монастыре ежедневно служились две ранние и одна поздняя литургии. Между иеромонахами, иеродиаконами и церковными причетниками устанавливалась определенная очередность проведения церковных служб — так называемая «череда», исполняемая в течение недели. В свободное от «чередных служб» время члены братии отправляли «клиросное послушание» — во время церковных служб пели за клиросом.

Прием новых членов в число братии Яковлевского монастыря осуществлялся только при наличии в обители свободных вакансий, которые появлялись после смерти, перевода в другой монастырь или увольнения на покой кого-либо из монашествующих.

Пострижение становилось возможным по истечении испытания или «искуса», длящегося два-три года, на протяжении которого послушник жил в монастыре «для приобучения себя к монашеской жизни». Постриг совершался при условии, если он «житие препровождал добропорядочное и препорученные послушания исправлял тщательно».

Прием послушников и их пострижение осуществлялись с согласия Московской синодальной конторы. Прием, перевод и увольнение монашествующих также производились только с разрешения Московской конторы Синода.

Желающих поступить в число яковлевской братии было более чем достаточно. На значительной части сохранившихся в архиве прошений о приеме в монастырь наложена резолюция «отказать за неимением мест».

В Спасо-Яковлевском монастыре действовал общежительный устав, согласно которому вся братия была обязана присутствовать за дневной и вечерней общей трапезой. Принимать пищу в кельях дозволялось только больным. Правила Яковлевского общежития были достаточно строги. Увольнения в город допускались лишь с разрешения монастырского начальства и только в случае действительной надобности, ограничиваясь промежутком времени между дневной трапезой и вечерним богослужением, то есть с полудня до четырех часов дня.

Монастырские кулинарные рецепты

Посещение кухни Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря, г. Москва

Чем принципиально отличаются в питании миряне от монахов — первые любят просто вкусно покушать, вторые делают то же, но с глубоким богоугодным смыслом и с возвышенными духовными намерениями. Разумеется, сия превеликая духовная мудрость пониманию простых мирян мало доступна.

Обвиняя современную ему атеистическую русскую интеллигенцию, священник Павел Флоренский так говорил про ее отношение к пище:
«Ни есть, ни тем более вкушать интеллигент не умеет, не знает даже, что значит «вкушать», что значит священная еда: не «вкушают» дар Божий, не даже едят пищу, а «лопают» химические вещества».

Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина.

Чтобы узнать, что будет после молитвы вкушать на обед духовное сословие, в один из обычных рабочих дней идем на патриаршую кухню Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря.

— Добро пожаловать, — радушно встречает нас келарь (заведующий монастырским столом, съестными припасами и винным погребом) инок Игорь и ведет на монастырскую кухню.

Для места, где готовят еду на несколько сот человек, помещение довольно небольшое. Основную площадь занимают чугунные плиты, жаровня и печь-духовка для выпечки разнообразных пирогов и знаменитых монастырских медовых коврижек.

Первое благоухание, ощущаемое на кухне — именно чудесный, сладкий запах свежей выпечки. Источник этого дивного аромата мы обнаружили остывающим на огромных противнях за печью.

— А что у вас еще, кроме хлеба, сегодня в обеденном меню? — любопытствуем мы.


Батюшка Гермоген.
Многие годы трапеза была его монашеским послушанием.
Насельник Свято-Данилова монастыря иеромонах Гермоген (Ананьев) долгие годы служил келарем обители, то есть отвечал за кухню и питание.
Постоянные молитвы, монастырское воздержание и строгое соблюдение постов даровали его обличию особую, воистину неизъяснимую богодухновенную православную святость.




Батюшка Гермоген издал популярную в народе книгу о правильном православном питании
"Кухня батюшки Гермогена", в которой он поучает, как правильно готовить
дарующие истинное христианское благонравие и стройность тела православные блюда.
Некоторые из его замечательных рецептов см. ниже.
На фото: кадр из видеофильма батюшки Гермогена.


Шеф-повар монастыря любезно демонстрирует блюда, которые сегодня Бог послал братьям на их скромный монашеский обед:

Закуски холодные:
— фигурная овощная нарезка,
— расписной фаршированный судак
— нежная семужка собственного особого посола
Закуска горячая:
— жюльен из свежих лесных грибочков, запеченных под соусом "бешамель"
Салат:
— овощной с креветками "Морская свежесть"
Первое блюдо:
— рыбная солянка «по-монастырски»
Второе блюдо:
— стэйк из семги под соусом «тар-тар»
Десерт:
— мороженое с фруктами.
Напитки:
— фирменный монастырский морс
— квас
И, конечно, к обеду подаются:
— свежевыпеченн

Метки:

Процитировано



Загрузка...