dselection.ru

Про историю стиля кунг фу вин чун. История и легенды стиля Вин-Чунь

Начало XVII века ознаменовалось в Китае неурожаем, голодом, повсеместными крестьянскими восстаниями, наступлением нового внешнего врага: маньчжур, уже успевших себе подчинить часть Монголии и превратить Корею в своего вассала. Поэтому вся первая половина XVII века отмечена борьбой Минов с маньчжурами и с крестьянскими повстанцами.

В истории боевых искусств эпоха Мин отмечена, прежде всего, мощным ростом и дальнейшим развитием, а затем продолжающейся борьбой отдельных школ между собой.

В 1644 г. Минская династия была уничтожена, начинается период маньчжурского владычества над Китаем и эпоха царствования последней династии Цин 1644-1911 гг. Крестьянская война, происходившая в Китае в середине XVII века, в значительной мере облегчила маньчжурам захват власти. Однако им пришлось приложить еще немало усилий, чтобы в 1683 г. вся китайская территория фактически оказалась под их влиянием.

Маньчжурское иго, как и монгольское, тяжелым бременем легло на китайский народ и препятствовало развитию национальной экономики и культуры. Чтобы подавить китайский народ, маньчжуры навязывали свои традиции и культуру, заставили всех мужчин под угрозой смертной казни носить косы и брить часть головы.

Государственной религией стало Конфуцианство. Даосизм и буддизм считались отжившими и бесполезными учениями. В них не было почитания императора, тем самым они автоматически становились опасными для правящей династии.

С целью идеологического порабощения местное население было ущемлено во всем, даже в продвижении по послужной лестнице. Были предприняты попытки духовно опустошить растущее поколение, китайцам было запрещено заниматься различными видами дисциплин, под запрет попало и обучение боевым искусствам. Хотя Шаолинь входил в число неблагонадежных, все же маньчжуры относились к нему с уважением.

Священный храм Шаолинь был центром буддизма и бессменным хранителем китайской культуры. Никакие жесткие запреты не могли сломить дух гордых мастеров Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость правителей династии Цин разжигала в их сердцах желание бороться за свободу и независимость китайского народа. Монастырь Шаолинь становится центром подготовки бойцов для будущего восстания. Их обучали древнему искусству защиты и нападения с оружием и без. Занятия боевым искусством делало их тела подобными стали, а дух - мужественным, стойким и благородным. По старой методике Шаолиньского боя ученику необходимо заниматься в течение 10-15 лет, чтобы стать настоящим мастером боя.

Пятеро лучших учителей-наставников собрались вместе, чтобы обсудить предложения по созданию нового метода обучения Шаолиньскому бою. Было предложено выбрать самое лучшее и эффективное из многих техник и соединить их так, чтобы сократить срок обучения от 5 до 7 лет.

Обсудив и наметив новую программу обучения, через короткий срок мастера начали тайную подготовку бойцов, тщательно отбирая учеников. Но, в тоже время правитель Цин, руководствуясь доносом, проводил полномасштабную карательную акцию по уничтожению центров подготовки и мест укрытия повстанцев. В списке объектов, подлежащих уничтожению, был монастырь Шаолинь, а также множество других буддистских обителей. Большое количество храмов было уже сожжено, а уцелевшие монахи разбегались и расселялись по всему Китаю, ища прибежища в других местах. Шаолинь стал одним из центров концентрации сил сопротивления. К его стенам стекались выжившие в различных сражениях монахи. Императорский двор ненавидел этот храм, потому что именно он давал силы народу подниматься на восстание против угнетения, это был символ несгибаемости, борьбы против династии Цин. Отборные войска в 1720 г. начали карательную операцию. Монахи и ученики храма Шаолинь стойко боролись и отражали все нападения армии. Казалось, что боевые силы Шаолиньской школы не иссякают. Но против коварства и подлости устоять труднее всего. Группа предателей подожгла монастырь, открыв ворота Шаолиня отряду генерала Чан Ван Хоа. Он беспощадно подавил сопротивление, уничтожив сотни монахов, лишь немногим мастерам и ученикам удалось спастись. К счастью, среди спасшихся были и те пять монахов, которые изобрели новую технику: "Ти Тин Тин Сы" - "Добрая воля", "Миу Хин Лао Сы" - "Бессмертная кошка", "Бат Ми Лао Сы" - "Белая бровь", "Фун Дао Дык Лао Сы" - "Вежливость, Образованность", а так же монахиня "Нгу Май Лао Ни" - "Цветок май - 5 лепестков".

Уцелев после кровавой расправы в Шаолине, Нгу Май Лао Ни скрылась в храме "Бат Хак" - "Белый журавль", на горе "Дай Лю Шын" - "Большая гора", провинции Ты Сюэн. Нгу Май всем сердцем скорбила по погибшим братьям и по оскорбленной и разрушенной обители. Но, несмотря на горе и боль в ее сердце, она знала, что за ней и ее братьями шло преследование со стороны правящей династии.

Бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать новую технику боя. Ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Не имея возможности увидеть остальных четырех мастеров, Нгу Май решила самостоятельно завершить создание новой совершенной техники боя.

В тоже время в Куан Дон жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла, оставив ему единственную дочь, которую звали Ним Вин Чун, что значит "Вечная Весна". Отец и дочь ушли из провинции Куан Дон в Ты Сюэн и открыли маленький ресторанчик у подножия горы Дай Лыонг. По старинному обычаю, отец пообещал выдать Ним замуж за человека по имени Лыэнг Бак Чу. Девушка была до такой степени красива, что один влиятельный господин в Дай Лыонг пожелал заполучить ее в жены. Отец не мог оказать сопротивление богатому и влиятельному господину. Вин Чун, не желая быть его женой и тем себя унизить, бежала из дома. Единственным человеком, к которому она могла обратиться за помощью, была мудрая Нгу Май. Общаясь с отцом Вин Чун, она давала полезные советы, благодаря которым он успешней вел свои дела. Прибежав в монастырь Бат Хак, Вин Чун поведала монахине о своем горе. Выслушав девушку, Нгу Май прониклась сочувствием к ней, и, не испугавшись гнева и преследования чиновника, решила взять ее под покровительство, в свои ученицы. Она увела Вин Чун в горы с целью укрытия и обучения боевым искусствам.

По рассказам, Нгу Май однажды случайно стала свидетельницей интересного и необычного боя журавля и змеи. Змея обвивала своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что повлияла на дополнения и изменения в создании новой техники. Тренируясь, Нгу Май стала подражать то ловкой змее, то устойчивой и отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вун Чун, любимой ученице монахини Нгу Май.

После смерти монахини в 1726 г. Ним Вин Чун продолжала жить в горах и совершенствовать свое тело и дух. В одной из своих прогулок Ним шла по лесу и услышала рычание хищников. Осторожно приблизившись на расстояние, с которого можно было наблюдать за событием, она увидела сражение тигра и леопарда. Сражение велось на узкой горной тропе из-за добычи, лежавшей на склоне: тигр был крупным, сильным, величественным и жестоким, а леопард - хитер, ловок и быстр. Оба хищника, опасаясь сорваться с тропы в пропасть, в борьбе за добычу применяли короткие шаги и удары на коротком расстоянии.

Это сражение тигра и леопарда подало идею о создании еще двух техник в своем арсенале. Вернувшись в храм, Ним Вин Чун создала на базе увиденного технику Тигра и Леопарда, а затем соединила с уже имевшимися техниками Журавля и Змеи. Через время, постоянно шлифуя технику, Вин Чун, наконец, осуществила мечту своей учительницы Нгу Май и создала новый стиль, который мог бы помочь в защите хрупкому телу женщины. Это была уникальная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных.

По преданию, существуют пять символов этого стиля, они развивают и укрепляют внутренние и внешние качества человека:

    Тигр - это олицетворение большой силы, выносливости, это внешняя сторона. Параллельно идет развитие и взращивание силы духа, эти два качества должны идти рядом, помогая друг другу. В теле тигра не должен обитать дух мыши;

    Леопард - проявление скорости, специфические формы кисти, уделяется внимание быстрой работе. Внутренняя сторона - это скорость мышления, сообразительность, эрудированность;

    Змея - это гибкость, подвижность суставов. Внутренняя сторона - гибкость мышления, с помощью которого идет понимание.

    Журавль - равновесие тела, баланс, устойчивость. Внутренняя часть - контроль эмоций, спокойствие духа.

    Дракон - символ Шаолиня, он сочетает все выше упомянутые качества: работу с дыханием, подвижность и концентрацию. Тело, дух и разум должны быть едины. В технике боя - это еще и опыт, с помощью которого достигается мастерство. Внутренняя сторона - жизненный опыт, который накапливается на протяжении всей жизни и благодаря которому мастер достигает духовного уровня.

Стиль также соответствует:

    пяти основам восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера;

    пяти первоэлементам: дерево, огонь, земля, металл, вода;

    пяти качествам бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Смелость, Трезвость.

После долгих лет упорных и постоянных тренировок Вин Чун, окончательно овладев созданным боевым искусством, решила вернуться в отцовский дом. Влиятельный господин не заставил себя долго ждать, узнав о ее возвращении, он послал своих слуг, чтобы силой заставить ее принять предложение о замужестве. Это был первый случай, когда в отстаивании своей чести была применена техника, с помощью которой Вин Чун легко победила и была оставлена в покое. Позже отец с дочерью вернулись в Куан Дон, где Ним Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, который преданно ожидал ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевого искусства. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем новую, оригинальную и самобытную технику. Так появилось на свет новое восточное боевое искусство - Вин Чун.

Основатель:

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в Вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь (Ип Ман) принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Известные сегодня ветви стиля

  • Ип Ман винчунькуэн (кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана на кантонском наречии).
  • Леун Тин основатель Международной WingTsun ассоциации IWTA
  • Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
  • Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
  • Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды). Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
  • Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао). Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
  • Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)).
  • Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
  • Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
  • Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
  • Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
  • Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
  • Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
  • Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (шаолиньский кулак прекрасной весны из города Фошань)

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань называние этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но на самом деле чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. На самом деле отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т.п…

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т. н. «ножи-бабочки» (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

Школы Вин Чунь

  • Общероссийская Общественная Организация Федерация России Юн Чун Цуань (Вин Чун). Мартынов Валерий Васильевич
  • Международная ассоциация WingTsun IWTA головной офис Гонконг
  • International Wing Chun Organization - Международная Организация Вин Чун
  • Представительство Всемирной Ассоциации Традиционного Винг Чунь Кунг Фу в Украине и по СНГ
  • Международная федерация традиционных боевых искусств Вин Чин Кунг фу. Генеральное представительство в Российский федерации
  • Международная федерация традиционных боевых искусств Вин Чин Кунг фу. Региональное представительство в городе Уфа
  • SAMUEL KWOK WING CHUN ASSOCIATION 郭思牧咏春国术会 - Ассоциация Вин Чунь Кунфу Самуэля Квока в России
  • Stephen Chan’s Wing Chun Association - Wing Chun Tak Kwoon 詠春德館 - Представительство Ассоциации Вин Чун Стивена Чана в России

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вин-Чунь" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вин. Вин Чун Страна … Википедия

    Содержание 1 2 Отличия от других боевых искусств 3 Наследники Вин Чун Куен Пай 3.1 См. также … Википедия

Вин Чунь (Винчун, юнчунцюань) – название стиля кунфу, переданного в Южном Китае женщиной по имени Им Вин Чунь (yim wing chun). Согласно легенде, Им Вин Чунь изучила это искусство от монахини буддистки Нун Нг Муи (nun ng mui), известной ее навыком в бою на вершине "шеста цветущей сливы".

Сегодня трудно проверить легенды о Вин Чун ь. Происхождение было приписано Им Вин Чунь, Нг Муй и даже содружеству шаолиньских монахов, которые искали более быстрый способ развить высшее мастерство кунфу, чтобы свергнуть династию Цин. Принято считать, что стилю Вин Чунь более двухсот лет.

Через какое-то время возникли различные ветви стиля Винчунь. Лучший известный сегодня стиль называют "стилем Ип Мана" или "гонконгским стилем" Вин Чунь. Однако, даже прямые ученики Ип Мана имеют много различий. Ип Ман сам неоднократно изменял обучение за время его жизни. Некоторые ученики предпочли его ранние обучение и сохранили его, в то время, как другие провели собственные исследования и предпочитают то, что они обнаружили сами. Таким образом, сегодня существует много стилей Вин Чунь. Кроме ветви Ип Мана существуют и многие другие.

Наиболее известными из этих других ветвей являются:

  • Юэн Кай Шань (yuen kay shan) Вин Чунь,
  • “Красная Джонка" Вин Чунь,
  • По Лай Фа (po lai fa (?) Вин Чунь,
  • Пан Нам (pan nam) Вин Чунь

и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь (fatsan) и некоторых других частях Китая.

Согласно мастеру Ван Киу (wang kiu), ученику первого поколения у последнего мастера Ип Мана, Вин Чунь называется "Ортодоксальный Шаолинь" в Северном Китае и "Вин Чунь" на Юге, потому что Им Вин Чунь представила стиль там. "Ортодоксальный Шаолинь" означает, что Вин Чунь основан на хороших движениях из различных боевых искусств Шаолиня. Мастер Ван Киу также полагает, что стиль Богомола и Син-И являются искусствами, связанными с Вин Чунь, так как многие их принципы и движения весьма похожи.

Великий мастер Ип Ман обучил несколько групп учеников и различных частных учеников. Признанные старшие из первых учеников, которым он преподавал:

  • Леун Шеун (leung sheung), первый ученик,
  • Лок Ю (lok yiu), второй ученик,
  • Цуй Шань Тин (tsui shan tin), третий ученик.

Леун Шеун, Лок Ю и Цуй Шань Тин помогли мастеру научить многих других. Наиболее известными учениками Ип Мана были Вон Шун Леун в Гонконге и легендарный Брюс Ли, который переехал в США в 1959 году. На Брюса Ли особенно сильно повлияли два старших ученика Ип Мана, которыми он восхищался – Вон Шун Леун и Вильям Чеун. Оба они до сих пор преподают во всём мире. Вон Шун Леун был, возможно, наиболее известным мастером Вин Чунь из-за многочисленных схваток вызова, которые он выиграл против представителей многих популярных стилей кунфу.

Когда Ип Ман умер, не было никакого законного преемника, названного им, который должен был возглавить стиль. Многие из его учеников добились больших достижений в искусстве, поэтому, по политическим причинам, был создан специальный комитет, который должен был наблюдать за будущим развитием. Некоторые ученики откололись и сформировали их собственные организации. Организация “Вин Чунь Леуна Тина" – это самая большая отдельная рганизация кунфу в мире. Организация традиционного Вин Чунь, которую возглавляет Вильям Чеун следует за ней. После сильной политической конкуренции между различными учениками Вин Чунь в конце 1960 – 1980-х годов гонконгский комитет Вин Чунь и несколько шифу во всём мире снова пытаются объединить семейство Вин Чунь.

Об искусстве Вин Чунь

Вин Чунь кажется одним из самых простых стилей китайского кунфу. Три комплекса движений без оружия охватывают всю суть этого искусства. Вин Чунь также использует длинный шест (некоторые ветви используют копье) и популярные ножи–бабочки из Южного Китая. Тренировочная программа состоит из форм, упражнения “липкие руки", комплекса упражнений с деревянным манекеном, тренировки с ударным мешком и, наконец, свободного спарринга.

На самом деле в “простых" формах Вин Чунь заключено большое количество знаний. Первая форма называется "Форма Малой Идеи". Эта форма содержит почти полное теоретическое обоснование стиля. Последующие формы увеличивают или добавляют что-то к концепциям первой формы. Однако, первая форма содержит корни всех более поздних техник. Значение "Формы Малой Идеи" состоит в том, что она подобна семени, которое содержит все знания, необходимые, чтобы сделать ваше кунфу хорошим. Когда семя должным образом лелеют, оно должно превратиться в здоровое растение. Точно так же, когда первую форму тщательно отрабатывают, то ваше кунфу будет сильным.

Почему Вин Чунь популярен?

Согласно мастеру Ван Киу, Вин Чунь есть драгоценный камень среди боевых искусств. Имеются другие хорошие боевые искусства, но даже среди них Вин Чунь выделяется. Стиль является простым, изящным, эффективным и приятным для практики.

Привлекательность стиля Вин Чунь в его простоте и глубине. Китайская игра го, шахматы, музыка и математика знают, что несколько хорошо выбранных концепций могут создать богатство выражения, которое можно исследовать всю жизнь. Это имеет место в Вин Чунь. Некоторые отрицают этот стиль, как слишком простой, в то время как другие находят достаточно глубины для изучения всю жизнь.

Экономия действия, осуществленного через теорию центральной линии, является ключевой идеей в Вин Чунь. Если действие простое и эффективное, то это – хороший Вин Чунь. Сложные внешне эффектные движения не являются частью Вин Чунь. Однако, удар с расстояния в два сантиметра, “липкие руки" с завязанными глазами и деревянный манекен достаточно впечатляющи и многих привлекают к этому искусству.

Книги о Вин Чунь всегда подчёркивают, что Вин Чунь – искусство женщины. Это означает, что грубая сила не должна использоваться. Правильная позиция, ощущение, тайминг и стратегия заменяют грубую силу. Сегодня есть женщины ростом чуть выше полутора метров и весом около пятидесяти килограммов, которые могут победить намного более сильных мужчин ростом под два метра и весом более ста килограммов. Это означает, что хорошие навыки могут компенсировать разницу в размерах. Это было первоначальной целью стиля Вин Чунь.

Наличие многих оригинальных тренировочных идей позволяет подготовить учеников Вин Чунь за относительно короткий период времени. К таким идеям относятся тренинг с деревянным манекеном и Чи Сау или "липкие руки". Сегодня многие боевые искусства используют некоторые из этих идей в своих тренировках.

Что такое Чи Сау Вин Чунь?

Чи Сау – “фирменная марка" Вин Чунь, которая буквально означает "липкие руки" или "цепляющиеся руки". В принципе это неправильное определение, так как бойцы Вин Чунь не пробуют хватать или придерживать руки противника. Вместо этого Чи Сау даёт повышенное ощущение понимания, которое делает контактный рефлекс лучшим и более острым, чем у людей, незнакомых с такой практикой. Многие боевые искусства избирают своей стратегией нанесение удара и последующее отступление. Стратегия Вин Чунь состоит в том, чтобы маневрировать и действовать на короткой дистанции. Вин Чунь заполняет промежуток между стратегией “ударил и беги" и борьбой в захвате.

Другие боевые искусства также пробуют включить своего рода Чи Сау в программы их обучения. Однако, с точки зрения Вин Чунь, они часто упускают цель упражнения. Только сохранять две руки в контакте с партнёром, и “приклеиваться" к противнику независимо от положения его рук – плохая идея. Этот вид свободной игры руками не ведёт к хорошим результатам. Цель Чи Сау скорее в том, чтобы почувствовать ошибки центральной линии, которые встречаются резкими контратаками.

Вин Чунь тренинг

Тренинг в Вин Чунь продолжается в логичном порядке шаг за шагом. Первая форма Вин Чунь даёт все основные принципы искусства. Вторая форма учит, как сократить промежуток между вами и вашим противником. Деревянный манекен учит, как наносить мгновенный удар. “Липкие руки" учат, что делать, если контакт нарушается.

Ученики часто спрашивают, имеет ли Вин Чунь то или иное движение? Бойцы Вин Чунь не ограничиваются в использовании движений. Достижение эффективного результата – вот главная задача. Вин Чунь использует удары кулаком, ладонью, пальцами, ребром ладони, ногами, локтями, плечами, головой, коленями и бёдрами. Подсечки и другие формы нарушения равновесия противника также являются частью искусства. Удары, которые используют на короткой дистанции, составляют арсенал Вин Чунь. Вин Чунь характеризуется короткими взрывными атаками рук, низкими ударами ногами и одновременными нападением и защитой.

О различных ветвях Вин Чунь

Все ветви Вин Чунь практикуют одни и те же формы и те же самые тактические и стратегические принципы. Различия заключаются в применениях этих форм и принципов, в углах техник, в типе ощущения и в используемой силе. Некоторые школы верят, что грубый и жесткий подход в начале, и более мягкий подход позже, есть путь развития. Другие школы не соглашаются и предпочитают мягкий подход с самого начала. Кеннет Чун написал хорошую статью для Интернет относительно этого мягкого подхода. По сути термин "мягкий" является неверным, потому что техники Вин Чунь не могут быть “слишком сильными и мягкими". Касание Вин Чунь может быть мягким или жёстким, но всегда липким и чувствительным. Действия рук минимальны, хотя на короткой дистанции сила весьма важна. Все ветви стиля подчёркивают эти идеи.

Для чего нужен деревянный манекен?

Деревянный манекен заменяет человека на тренировке. Конструкция деревянного манекена такова, что почти все техники Вин Чунь можно отрабатывать на нём. Первое и главное: манекен позволяет отработать позицию. Деревянные руки манекена расположены под фиксированными углами к его телу. Это делает движения ученика очень точными. Все пути вступления в контакт с противником и все последующие движения могут быть выполнены с манекеном. Комплекс техник с деревянным манекеном преподаётся в большинстве школ Вин Чунь. После этого ученик свободно импровизирует. Все техники из комплекса с деревянным манекеном могут выполняться с партнёром. Манекен особенно ценен для обучения, когда у вас нет никакого партнёра. Чи Сау и спарринг также необходимы, чтобы развить чувствительность и тайминг.

Манекен также используется как тренировочное устройство в дополнение к мешку с песком для тренинга ударов на короткой дистанции кулаками, ладонями, пальцами и ногами. Преимущество манекена перед мешком с песком состоит в том, что приёмы защиты стиля могут также быть отработаны на нём. В идеале манекен изготавливают в соответствии с размерами пользователя. Правильно изготовленный манекен способствует отработке правильной позиции, обеспечивает правильный угол руки, правильное перемещение и правильное развитие силы. Другие боевые искусства не могут получить максимальную выгоду от деревянного манекена Вин Чунь без понимания этих концепций.

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах

Примечание: перед прочтением публикации необходимо личное понимание, что рассматриваемые здесь направления и имена не охватывают полного объёма истории и описания стиля, а лишь затрагивают его часть. Для полного же рассказа о стиле понадобится несколько подобных статей, а то и больше.

Вин Чун был мало известен посторонним до середины двадцатого века. Существуют различные, порой не связанные между собой, версии истории боевого искусства Вин Чун.

Здесь будет изложена информация о стиле и его истории с нескольких разных источников, ссылка на которые также прилагается. Для начала последует текст публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань (вин чун)" авторства В. Бондаренко:

Кулачное искусство юнчуньцюань идёт от настоятеля буддийского монастыря Ши Ичэня (Одна пылинка). Он из монастыря Шаолиньсы провинции Хэнань (22 поколение), проживал в период династии Цин в годы правления под девизом "Цянь-лун" (1736-1795), в старости жил в провинции Хунань в горах Хэншань. Ичэньпередал кулачное искусство только одному ученику – Чжан У , другое имя Таньшоу У. Чжан У по профессии был актёром, который исполнял в театре сцены боя. Чжан У является представителем второго поколения кулачного искусства юнчуньцюань. Своё второе имя (Таньшоу У) он получил по названию техники в юнчуньцюань – "Вспахать, преградить, развернуть, рука-крыло" (гэн лань тань бан). Он обучил кулачному искусству юнчуньцюань актёров театра, исполнявших сцены боя, это – Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун и Сяо Ваньчжан. Чжан У и его театр на лодках появился в провинции Гуандун. В театре он был главным учителем актёров по сценам боя, поэтому в театре его считали первым поколением. Но на самом деле он был представителем второго поколения мастеров юнчуньцюань. Из шестерых учеников Чжан Усамыми известными своим мастерством были двое – это Дахуамянь Цзинь (Цзинь Большое раскрашенное лицо) и Лян Эрди .

1 поколение: Ши Ичэнь
2 поколение: Чжан У
3 поколение: Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун, Сяо Ваньчжан

Хуан Хуабао и Лян Эрди переехали в деревню Дацзивэй, что возле города Фошань. В городе Фошань, в "Ассоциации искусств при временном правительстве", они начали обучать актёрскому мастерству и преподаванию шаолиньюнчуньцюань, подчёркивая названием связь с монастырем Шаолинь. В то время искусство юнчуньцюань было полным, комплексы целыми, а также присутствовала практика с различными видами оружия: меч-дао, пика-цян, шест-гунь и хлыст-бянь. Помимо этого в обучение входила практика цигун, а также практика "железной ладони" (тешачжан) и практика "трёх ладоней" (саньчжан).
"Три ладони" (саньчжан) – это три комплекса: "Четверо врат" (сымэнь), в котором основу составляет техника "парные летающие ладони" (шуанфэйчжан); "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), в котором основу составляет техника "ладонь, разбивающая строй" (попайчжан); "Ладонь Будды" (фочжан), в котором основу составляет техника "ладонь протыкающая сердце" (чуаньсиньчжан).

Отбор учеников для боевого искусства проходил очень жёстко, а искусство было тайным.

В то время в Фошаньской аптеке работал Лян Цзань , он пришёл обучаться у Хуан Хуабао и Лян Эрди. В начале Лян Цзань проходил обучение у своего односельчанина Хуан Хуабао, после у Ляна Эрди. Почему так произошло, об этом существует два мнения. Первое – театр одно время был запрещён правительством, в это время Хуан Хуабао покинул Фошань и Лян Цзань пошёл учиться к Лян Эрди. Позже, когда запрет был снят, Хуан Хуабао вернулся. Второе мнение – Хуан Хуабао был активным сторонником свержения Цинской династии, поэтому власти его разыскивали и Хуабао приходилось скрываться.

Лян Цзань (1826-1901) родился в провинции Гуандун уезда Хэшань в деревне Гулао. С детства с отцом переехал в Фошань. Отец в Фошани открыл аптеку "Цзаншэнтан". Лян Цзань с детства любил боевые искусства, он каждый день ходил к своим учителям Хуан Хуабао и Лян Эрди изучать юнчуньцюань.
Он изучил: "Маленькая идея" (), "Четверо врат" (сымэнь), "Искать мост" (синьцяо), "Метить пальцами" (бяочжи), "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), два комплекса "Кулак цветка" (хуацюань), "Ладонь Будды" (фочжан), "Красная убийственная рука" (хуншашоу), "Кулак зеркального отражения" (цзининцюань), "Столбовой кулак" (чжуанцюань; в него входят методы работы на деревянном манекене).

Лян Цзань также изучил практику юнчунь с различными видами оружия: "комплекс с мечом- цзянь, исполняемый по прямой линии" (ицзыцзянь); "Парный зажим дао"(шуанцяньдао), другое название "Зайти в лес с дао" (жулиньдао); "Одиночное дао" (даньдао), другое название "Выйти из леса с дао" (чулиньдао); "Большой дао с девятью кольцами" (цзюхуаньдадао); "Шесть с половиной точек шеста" (людяньбаньгунь); "Пика цветка сливы с горного замка" (мэйхуасохуцян); "Одиночный хлыст" (даньбянь), а так же практику "Двузубцем" (ча).

Позже, освоив всё это, Лян Цзань стал преподавать боевые искусства. Лян Цзань был родом из одной деревни Гулао с Хуан Хуабао, поэтому они были знакомы. Это послужило причиной того, что его взялись обучать кулачному искусству юнчуньцюань. Лян Цзань стал очень известным в Фошани. Говорят, что в то время, когда в школу Хуан Хуабао приходили мастера из других школ, они все дрались с Лян Цзанем, и так как Лян Цзань ни разу не проиграл, ему дали имя "Господин Лян Цзань из Фошаня".

Лян Цзань открыл аптеку на улице Вайянли. В ней он днём лечил, а вечером преподавал боевые искусства. Лучшим из его учеников был его сын Лян Би, а так же другие знаменитые ученики: Ли Хуа (другое имя "Хуа деревянный человек"); Чэнь Хуашунь (другое имя "Меняла Хуа"); Лу Гуй (другое имя "Гуй свиное мясо"); Лян Ци (другое имя "Хулиган Ци"); Да Шаньшу. О дальнейшей судьбе Да Шаньшу и Лян Ци ничего неизвестно. Многие ветки и линии передачи юнчуньцюань утеряны, но школа Лян Цзаня сохранилась.
Лян Цзань всю жизнь занимался боевыми искусствами, в старости уехал на родину в деревню Гулао, а руководство школой передал Чэнь Хуашуню.

Для тренировки боя в юнчуньцюань требуется мало места, как говорят: "Достаточно места лежащей на земле коровы". К практике Лян Цзань добавил цигун "возвращающий энергию почек к истоку" (шэньци гуюаньгун); травматологию из искусства шаолиньцюань, так как считал, что этому так же необходимо обучать. А так же сам разработал характерные для юнчуньцюань "удары по точкам" (дяньсюэ) и "раскрытие точек" (цзясюэ), назвав это "Секретный метод травмирования, тайно передаваемый предыдущими учителями юнчунь" (юнчунь сяньши мигуань сюэдаоцзюэ) и обучая этому только лучших своих учеников. Отбор учеников происходил жёстко, поэтому настоящих хороших последователей немного.

4 поколение: Лян Цзань, Фэн Шаоцин, Хо Баоцюань
5 поколение: Чэнь Хуашунь, Жуань Цзиюнь, Жуань Цишань

[примечание: в четвёртом и пятом поколениях указаны только самые известные мастера, которые возглавили школы]

Помимо Лян Эрдивысокого уровня в юнчуньцюань достиг Дахуамянь Цзинь, который обучил Фэн Шаоцина и Хо Баоцюаня.

Сейчас кулачное искусство делится на две большие ветви: первая – это продолжатели мастеров Хуан Хуабао и Лян Эрди, школа, которую называют направлением мастера Лян Цзаня или фошаньский шаолинь юнчуньцюань ; вторая – идёт от мастера Дахуа Мяньцзиня, которую продолжили мастера Фэн Шаоцин и Хо Боацюань, они обучили братьев Жуань Цзиюня и Жуань Цишаня. Жуань Цзиюнь, впоследствии взявший имя Нгуен Тэ Конг, стал основателем вьетнамской ветки юнчуньцюань , а Жуань Цишань является основателем гуаньчжоусского юнчуньцюань .

Необходимо отметить, что Жуань Цзиюнь получал указания и от мастера Лян Цзаня, таким образом можно предположить, что из представителей пятого поколения его знания были самыми полными, так как он обучался у всех самых известных мастеров четвёртого поколения. Через много поколений в школах появились небольшие отличия в определённых движениях, а также появилось три различных способа написания слова юнчуньцюань (отличия касаются написания только первого иероглифа «юн»), но это не означает возникновения различных стилей, просто со временем разные мастера в разных местах получили разное написание. [конец публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань", В. Бондаренко]

Легенды о возникновении стиля

Корни стиля прослеживаются на протяжении последних 250 лет и восходят к южному монастырю Шаолинь. В то время монастырь оставался непоколебимым, несмотря на многочисленные нападки со стороны правящей династии Манчжу. В монастыре преподавалось классическое боевое искусство, обучаясь которому, через 15-20 лет выпускался совершенный воин.

Необходимость более быстрой подготовки бойцов подтолкнуло пять лучших мастеров Китая встретиться и обсудить достоинства каждого стиля Кунг-фу. Они выбрали наиболее эффективные методы, теории и принципы из различных стилей и продолжили развивать программу обучения, которая позволяла подготавливать бойцов через 5-7 лет.

Прежде, чем программа была осуществлена, Южный монастырь был захвачен и разрушен. Одинокая монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых, кто знал полную систему. Она блуждала по деревням до тех пор пока не встретила молодую девушку сироту и не обучила её системе. Она назвала девушку Йимм Вин Чунь (что переводится как "Прекрасная Весна", или "Надежда на Будущее") и уже вдвоём они продолжили оттачивать боевую систему.

Стиль был пронесён через годы и в конечном счёте стал известен как Вин Чун, в честь основательницы. Завеса тайны вокруг искусства была наконец приподнята в начале 1950-х, когда Патриарх стиля Ип Ман начал открыто преподавать в Гонконге и его студенты начали получать знания об одном из лучших из известных стилей. Им приходилось его испытывать и в уличных драках и на "дружеских" соревнованиях. Искусство приобрело ещё большую популярность, когда один из учеников - Брюс Ли - начал демонстрировать его по всему миру.

Эта же легенда в иной версии:

По "устным преданиям" (чжуаншу) считается, что стиль, известный сейчас под названием юнчуньцюань, был создан приблизительно 200 лет тому назад монахиней У Мэй ("Пять Слив"). В миру её имя было Люй Фэйлян и она была дочерью минского генерала. У Мэй бежала из храма Шаолиньсы и, преследуемая цинским правительством, нашла убежище в Байхэсы (монастыре "Белого Журавля") в горах Даляншань, на границе провинций Юньнань и Сычуань.

Наблюдение схватки между змеёй и журавлём, вдохновило её на создание собственного стиля, который она назвала "Кулаком Белого Журавля Вечной Весны".

Некоторые исследователи считают, что имя У Мэй было псевдонимом для Чэнь Юнхуа, именуемого также Даос "Белый Журавль", который в 1670-х был известным организатором антицинского сопротивления. А известные как "пять предков" (Бай Мэй , Чжи Шань , У Мэй , Мяо Шунь и Да Байфэй ) – всего лишь персонажи средневекового рыцарского романа "Ванциннян", имена которых народная молва связала с реально существовавшими, но безымянными лидерами тайных обществ.

Новейшие исследования подтверждают, что человек, известный под псевдонимом У Мэй, имеет отношение к 5-му поколению мастеров юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля округа Юнчунь"), точнее – к стилю пэньцзя байхэцюань ("кулак белого журавля семьи Пэнь"). Этот стиль известен с 1850-х, он основан на более архаичной методике, чем современный байхэ – тренировке саньшоу ("отдельных рук", т. е. приёмов). Традиционная для байхэцюань ганфацзинь ("жёсткий выброс усилия") в юнчуньцюань был изменён на жоуфацзинь ("мягкий выброс усилия"). Сам термин "умэй" ("пять слив"), имеет отношение к известному в юнчунь байхэцюань принципу распределения внимания по "пяти точкам сливы" (удяньмэй), применяемому в мафа ("методе тренировки позиции"). Этот метод уникален для байхэцюань, но также известен и в юнчуньцюань.

"У Мэй" обучил(а) своему стилю монаха по имени Мяо Шунь("Бессмертная Кошка"). Объединяя "кулак белого журавля" с техникой шиэрчжуан ("12 застав"), известного ему стиля нэйцзя шэсиншоу ("рука змеи внутренней семьи"), Мяо Шунь разработал основу нового, пока безымянного искусства – форму сяоляньтоу ("маленькая начальная тренировка"). Он передал эту технику человеку по имени Янь Эр , бывшему руководителю отряда хунгун ("красных шестов"), являющимся фуцзяньским отделением тайного общества Хун Мэнь ("Красные Ворота"). Когда маньчжуры раскрыли заговор "триад", Янь Эр попал под подозрение. Прямых доказательств не было, поэтому его ложно обвинили в смерти жены. Янь Эр, вместе со своей дочерью, бежал в провинцию Гуаньси. Там он открыл магазин тофу (соевый творог), куда и зашёл странствующий монах Мяо Шунь. Узнав по тайным знакам члена сопротивления, Мяо Шунь решил обучить его своему стилю. Так Янь Эр стал единственным учеником, узнавшим смешанное искусство Мяо Шуня и У Мэй.

Дочь Янь Эра, Янь Юнчунь ("Янь Воспевающая Весну"), обучалась боевому искусству своего отца. Днём они работали в магазине, а ночью тренировались. У Янь Юнчунь был жених, с которым они были помолвлены с детства - сын торговца солью из Цзяньси по имени Лян Бочоу . Когда Янь Юнчунь исполнилось 15 лет, Янь Эр, предчувствуя свою скорую смерть,дал согласие на брак со своей дочерью. Лян Бочоу практиковал боевое искусство вместе с Янь Юнчунь. Когда Янь Эр умер, Янь Юнчунь и Лян Бочоу переехали в Чжаоцин, провинцию Гуандун. Через некоторое время Янь Юнчунь также заболела и умерла. В память о любимой жене Лян Бочоу назвал свой стиль юнчуньцюань ("кулак Воспевающей Весну").

Лян Бочоу обучил своего родственника - молодого человека по имени Лян Ланьгуй, который принадлежал к богатой семье и был большим любителем театра. Лян Ланьгуй дружил с актёрами оперной труппы Цянхуа, которая также являлась отделением тайного общества Хуньчуаньсибань (Оперный союз "Красная Джонка"). Гастролирующий по реке Чжуцзян театр-корабль следовал маршрутом Чжаоцин – Гуанчжоу. Однажды их представление увидел Лян Бочоу. Техника актёров была превосходна и Лян был очень впечатлён. Он решил, что актёры могут стать исключительными учениками и обучил их своему стилю. Лян Ланьгуй продолжил путешествие вместе с труппой, а Лян Бочоу уехал на север Китая.

"Красная Джонка"

Оперный союз Цянхуагуйгуань ("Союз драгоценного нефритового цветка") был не только школой подготовки актёров, но и своеобразным "профсоюзом театральных работников". В него входили актёры Хуан Хуабао , Лян Эрди , "Дахуамянь " Цзинь и "Гаолао " Чжэн . Предположительно, Союз был образован в период правления династии минского императора Ши Цзуна (около 1522 г.) в районе Дайкэймэй (г. Фошань). Цянхуагуйгуань благополучно процветал до тех пор, пока в 1855 году циньский наместник Е Минчань не объявил Союз бандой изменников и нарушителей нравственности. Театр был запрещён, корабль сожжён. Полный запрет действовал до самой отставки Е Минчаня. Его сменил Ю Линь в 1868 году, пригласивший на день рождения своей матери нескольких исполнителей. Через 13 лет, в память о матери, он решил узаконить оперу и подал ходатайство в императорский суд. Наконец, в 1871 году запрет был снят. Была образована новая Оперная Ассоциация, зарегистрированная в Гильдии Цзицинь города Гуанчжоу как Байхэхуэйгун ("Союз 8 координаций"). Иногда его называли также Лиюаньтуди ("Послушники Грушевого Сада", по имени одной из постановок) и Хунчуаньтуди ("Послушники Красной Джонки* ").

* Что такое джонка?

Стиль Вин Чун Куен (Юн Чун Цюань), что в переводе с китайского означает "Кулак Вечной Весны", зародился в Китае в начале 18 века. Существуют различные легенды об истории создания этой системы боевого искусства. Каждая из ныне существующих школ и направлений Вин Чун имеет свою версию классической легенды, описывающей историю создания стиля. Здесь приведён вольный перевод истории стиля Вин Чун, написанной, наверное, самым известным мастером, основателем целого направления Вин Чун – Гранд мастером Йип Маном . Перевод сделан с текста, опубликованного в англоязычном издании книги мастера Л. Тинга "Roots & Branches of Wing Tsun" ("Корни и ветви стиля Вин Чун"). Вот эта история...

Основательница Вин Чун Кунг-фу, мисс Йим Ви н Чун, была уроженкой провинции Квантун в Китае. Она была умной молодой девушкой с сильным характером и была обручена с Леунг Бок Чау, торговцем солью из Фукена. Вскоре после обручения её мать умерла. Затем её отец - Йим Йее, чуть не попал в тюрьму по сфабрикованному кем-то обвинению в преступлении, поэтому они были вынуждены уехать далеко из родных мест и, в конце концов, обосновались у подножья горы Тай Леунг, расположенной на границе провинций Юннань и Сычуань. Там семья Вин Чун зарабатывала на проживание, продавая творог. Всё это происходило во время правления правителя Кхан Си династии Цинь (1662-1722).

В то время школа боевых искусств монастыря Шаолинь (или Сиу Лам на кантонском диалекте) провинции Хонань была очень сильна. И Циньское правительство видело в этом угрозу. Поэтому оно посылало войска, чтобы атаковать монастырь, но всё безрезультатно. Был некий человек по имени Чан Ман Вай, который был только что назначен на место Первого Дипломированного специалиста Государственной службы экспертизы при имперском суде в том году. Для него это была большая честь и скорейший путь стать высокопоставленным государственным служащим. Чтобы польстить Циньскому правительству, он замыслил план в заговоре с шаолиньским монахом по имени Ма Нин Йии и его сообщниками – поджечь Шаолиньский монастырь во множестве мест изнутри, в то время как Циньские солдаты предпримут очередную попытку атаковать его снаружи.

В конце концов, монастырь Шаолинь был сожжён и его монахи рассеялись повсюду.
Монахине Нг Муй, монахам Ги Сину, монаху Пак Мею, Фунг Тао Так и Миу Хину удалось спастись и после этого их пути разошлись.

Нг Муй нашла пристанище в монастыре Белого Журавля на горе Тай Леунг, которую также называют горой Чай Хар. Там она быстро подружилась с Йим Йи и его дочерью Йим Вин Чун, и с того момента покупала творог только у подножья горы в магазине Йим Йи.

Вин Чун тогда была молодой девушкой. Её красота привлекла внимание местного гангстера. Он пытался силой заставить Вин Чун стать его женой. Она была так сильно обеспокоена этим, что даже Нг Муй смогла заметить это по её лицу. Сжалившись над Вин Чун, она пообещала научить её техникам боя, чтобы та могла защитить себя.
Если бы Вин Чун смогла самостоятельно победить гангстера, то смогла бы выйти замуж за Леунг Бок Чау без проблем. И Йим Вин Чун последовала за Нг Муй на гору и начала изучать кунг-фу днём и ночью, доводя себя до предела возможностей. После того как Вин Чун отшлифовала свою технику до совершенства, она вступила в поединок с гангстером и победила его. Нг Муй же покинула эти места, продолжив своё путешествие по стране. Перед тем как уйти она наказала Вин Чун честно следовать традициям кунг-фу, развивая стиль с целью свержения Маньчжурского правительства и реставрации династии Цинь. Таким образом, из приведённой выше истории мы знаем, что стиль Вин Чун был разработан монахиней Нг Муй.
После того как Йим Вин Чун вышла замуж, она обучила своим боевым техникам своего мужа Леунг Бок Чау. Позже Леунг Бок Чау передал техники Леунг Лан Кваю. Леунг Лан Квай передал техники Вонг Ва Бо. Вонг Ва Бо был актёром труппы китайской оперы "Красная джонка". Он был близким другом Леунг Йи Тая.

В то время монах Ги Син, спасшийся из монастыря Сиу Лам, скрывался под видом повара на "Красной джонке". Ги Син обучил Леунг Йи Тая технике Лук Дим Буун Пван Фат или "Шести с половиной точек Длинного Шеста". Так как Вонг был коллегой Леунга, он поделился своей техникой с Леунгом. Они обменялись и улучшили свои техники. Это объясняет то, как техника "Шести с половиной точек Длинного Шеста" была привнесена и интегрирована в систему Вин Чун.

Позднее, Леунг Йи Тай передал свою технику Доктору Леунг Джану, известному целителю травами в Фатшане. Леунг Джан, проник в самые сокровенные тайны Вин Чун и достиг высочайшего уровня мастерства. Множество бойцов слышали его имя и приходили, чтобы драться с ним, но все были повержены. Леунг Джан стал очень известен. Затем Леунг Джан обучил своей технике Чан Ва Суна. Я изучал кунг-фу вместе с моими си-хинг (соучениками) Нг Сиу Ло, Нг Чунг Со, Чан Ю Мин, Луй Ю Джан и другими у моего СиФу Чан Ва Суна много десятилетий тому назад. Вин Чун был передан нам от наших предков через много поколений. Китайцы говорят: "Ты должен быть благодарен источнику, когда пьёшь (из него) воду". Поэтому мы всегда должны помнить и ценить наши корни и это разделённое чувство будет всегда сохранять единство между членами нашего клана кунг-фу.

Ип Ман ; фото с Википедии

Это был рассказ одного из известных мастеров стиля Вин Чун – Гранд мастера Йип Мана. Приведённая выше история далеко не единственная, хотя наиболее распространённая. В разных направлениях Вин Чун она обрастала различными подробностями, характеризующими подвиги мастеров, в основном тех, кто являлся родоначальниками той или иной ветви.

После смерти Йип Мана в 1972 году его ученики начали массово открывать школы Вин Чун, причём не только в Гон Конге. Всем известный Брюс Ли ещё при жизни своего учителя Йип Мана обучал Вин Чун в США, чем и вызвал гнев наставника и изгнание из стен школы. Йип Ман не назначил после себя преемника, поэтому каждый из его учеников (а за долгие годы преподавания их было великое множество) провозглашал себя носителем полной системы Вин Чун. Однако, полностью стиль был передан всего нескольким отобранным за всю жизнь ученикам. А что же недополучили все остальные? Полную технику перемещений, технику ударов ногами и формы с оружием. Поэтому многие эксперты, оценивая Вин Чун, говорят, что это очень статичный стиль. Хотя это совсем не так.

Вин Чун всегда был гибкой системой, свободной от догм. И однажды он уже был дополнен техникой длинного шеста, трансформированной для удобства освоения адептами стиля. В традиционной системе обучения начинают активно использовать современные снаряды и защиту. На основе техники Вин Чун разрабатываются специальные курсы для армии, полиции и гражданской самообороны. Появляются систематизированные программы защиты от вооруженного нападающего. Разрабатываются методики противостояния ставшим популярными борцовским техникам. И всё происходит с сохранением классической техники Вин Чун. Сам Йип Ман служил и преподавал в полиции. [конец публикации с сайта "Российской Академии Вин Чун"]

Направления стиля и написания его названия

Вин Тсун - защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Ленг Тинг. Систему он узнал у Патриарха стиля Ип Мэна, будучи его последним учеником перед его смертью. Управляющий орган - Международная Ассоциация Боевых Искусств Вин-Тсун и Американская Оганизация Вин Тсун в США.

Традиционный Вин Чунь - Защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Виллиам Ченг. Систему он перенял у Ип Мэна ещё в 50-е годы. Также включает различную историю "линии". Управляющий орган - Мировая Ассоциация Вин Чунь Кунг-Фу.

Винг Тсун , используемый другим учеником Ип Мэна - Мой Йат. Это написание (Винг Тсун) также считалось основным, используемым Патриархом Йип Мэном. Оно используется многими другими учениками и было принято для использования в одной из ведущих ассоциаций Вин Чун в Гонконге - "Атлетическая Организация Винг-Тсун".

Вин Чун - общая запись, используемая всеми практикующими боевые искусства.

Юн Чун Тарки – самостоятельная линия, развиваемая Атаевым Абдулом–Кадыром (Дагестан, г. Махачкала). Президент клуба "Юн Чун Тарки", мастер Юн Чун, двухкратный чемпион мира по Туй Шоу. Автор серии семинаров по Тайцзи Цюань и Юн Чун.

Обучение

Идя по пути обучения боевому искусству, человек становится очень эффективным и легко приспосабливаемым бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными принципами базовой техники. Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов чувствительности". Вы входите в контакт или касаетесь вашего противника, ваш орган подсознательно чувствует направление действия силы и намерение противника. Это тоже представляет собой базовую концепцию стиля.

Вход в контактную позицию с отработкой элементов защиты тренирует концепцию не применения силы против силы. В ней заложена идея доведения до совершенства чувствительности человека, названная Чи-Сао.

Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин-Чунь: Сиу Лим Тао, Чам Киу и Бил Джи.
Другой уникальный аспект системы - использование Моок Джонг, или , имеющего три "руки" и "ногу". Ученику преподаётся "формальный" комплекс, который состоит из 108 перемещений и возможных действий по стилю Вин Чун.

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками.

Для составления публикации "Про историю стиля кунг фу Вин Чун" были использованы материалы с



Загрузка...