dselection.ru

Презентация на тему: "…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона.". Скачать бесплатно и без регистрации

Занятие 2. Ещё раз поговорим о точке и запятой

1. Восстановите точки.

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют из толокна

кисель там варят

едят там вилками компот

там пьют из чашки бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках все там варят с солью

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поет салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

2. Нужна ли запятая?

Давным-давно появились были-небылицы про ошибки с запятыми.

УСТАНОВИТЬ СТАТУЮ ЗОЛОТУЮ ПИКУ ДЕРЖАЩУЮ.

Такое завещание оставил своим наследникам один правитель, и они, воспользовавшись оплошностью богача, присвоили себе кругленькую сумму.

А теперь вы поставьте запятую в завещании.

________________________________________________________________________________

Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но бабушка не отпускала. Тогда она решили послать родителям телеграмму в санаторий, а в ответ получила следующее: БЫТЬ ДОМА НЕЛЬЗЯ ИДТИ В ПОХОД.

Как понять этот текст? Почему его можно прочитать по-разному?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Помните ли вы подобное задание, которое было дано Вите Перестукину, герою повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков»?

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

Верните запятую.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Верните запятую в предложение:

Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Запятая заблудилась.

Запятая в тексте есть, но стоит не на своем месте. Прочитайте, что из этого вышло.

Очень-очень

Странный вид:

Речка за окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик

Из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку

Кот в очках

Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно

Да как крикнет,

Улетая:

Вот что значит

ЗАПЯТАЯ!

Верните запятые на место. Прочитайте правильный текст.

4. Загадки знаков препинания.

Сколько пальцев у Незнайки?

Незнайка написал сочинение: Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

Отредактируйте текст. Что у вас получилось?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Телеграмма.

Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации: Делегация выезжает утром встречайте.

Телеграмма вызвала недоумение сотрудников.

Как вы думаете, почему? Как можно ее понять?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

6. Куда делся товарищ Петра?

Внимательно прочитайте 2 предложения и уловите между ними разницу. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Петр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Определите смысл.

Данные предложения одинаковы по своему словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, отчего это зависит?

Коля пел так, как пели все. – Коля пел, так как пели все.

Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге. – Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

1. О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотво- рении С. Маршака: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, – Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где. На самом деле их не шесть, а гораздо больше. Вспомните их. Назови- те слова, выражающие одновременно вопрос и удивление. *2. «Точку поставить легче всего,» – наверное, думаете вы и с «лёг- костью в мыслях необыкновенной» ставите её часто не там, где нужно. Расставьте точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмасс посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи 101 прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. *3. Расставьте точки в следующих текстах: Едят там вилками компот там пьют из чашки бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкий суп с фасолью в тарелках всё там варят с солью В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4. На чём держится предложение? – «Это совсем нетрудно», – скажет кто-то из вас. Посмотрим, так ли это. Найдите грамматические основы в следующих предложениях: 102 1. Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!» (С. Михалков). *2. Хозяин твой и мил, и знаменит. И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. (С. Есенин). *3. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. (А. Пушкин). *4. Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский). *5. Овраг, где протекала река, был так глубок, что ре- бята не могли видеть лес. Наш город украшает зелёный парк. Поднявший меч от меча и погибнет. 5. Если подлежащее или сказуемое «не откликнулось»? Как называ- ются такие предложения? Найдите их в текстах: I. 1) Одна ласточка не делает весны. 2) После драки кулаками не машут. 3) Торопливым людям не хватает мудрости. 4) Дело мастера бо- ится. 5) Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. 6) Ночь. Темнота. Мерцающие вдалеке огни. 103 *II. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное ут- ром проверяй вечером. 3) Смелость города берёт. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть. 6) Клин клином вышибают. 7) Селёд- ка соли не боится. 8) Соль едят во всём мире. 9) Огонь маслом не залива- ют. 10) Два медведя в одной берлоге не уживутся. *III. 1) Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. 2) Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. 3) Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. 4) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. 5) Что бы ни случилось, не теряй бодрости. *IV. 1) Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага. 2) Лишь тот, кто ночью переправляется через реку, оценит ясный день. 3) Есть не- большая птичка, которая мирно сосуществует с крокодилом. Она выклё- вывает остатки пищи, которые застревают у него между зубов. 6. Может ли подлежащее состоять из 5–8 слов? Докажите свою точку зрения. *7. Найдите многословные подлежащие в этих предложениях: 1) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 2) Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят. 3) Очков с полдю- жины она себе достала. 4) А шквал унёс в море десятка два шлюпок. 5) Меня окружат тысячи удивлённых глаз… И потянутся ко мне тысячи тёплых ладошек. 8. Объедините в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл. Постройте предложения, в которых бы фразеологизм был каким- либо членом предложения. В случае затруднения пользуйтесь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова. 104 I. 1) Клевать носом неожиданно 2) Как снег на голову медленно 3) Вылетело из головы дремать 4) В час по чайной ложке забыл *II. Выполните то же задание: 1) Повесил нос обманывал 2) Держал язык за зубами приуныл 3) Вставляет палки в колёса помалкивал 4) Надул губы догонял 5) Пускал пыль в глаза обиделся 6) Наступал на пятки хвастался 7) Втирал очки мешает 8) Зуб на зуб не попадает поправился 9) Сделал из мухи слона надоело 10) В зубах навязло преувеличил 11) Нашёл дорогу к сердцу замёрз 9. Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ……… гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него …… зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него…… пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……. сбился с ног. 105 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу. Что представляют собой отрывки предложений, находящиеся спра- ва? 10. Исправьте ошибки. Объясните, какой из четырёх типов ошибок допущен в каждом примере: 1) Пропущена именная часть в составном именном сказуемом или указан только глагол в неопределённой форме, входящий в это сказуемое. 2) Не обнаружен глагол в неопределённой форме, входящий в со- ставное глагольное сказуемое. 3) Подлежащее не найдено или перепутано со второстепенным чле- ном; с именной частью составного сказуемого. 4) Именное составное сказуемое без глагола-связки перепутано с оп- ределением. Ведь каждый день над нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. *Богатство языка есть богатство мыслей. Старайся перелистать и пересмотреть на своём веку возможно больше разных книг. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. 11. «Лукавая запятая». Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рука- ва выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе- ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит? Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 106 Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание ново- го проекта. *Проверьте себя в других предложениях: Раскрыв рот, он подставил его под струю холодной воды. Говорил он ладно и складно, и все слушали его раскрыв рот. Знаешь ли ты, зачем я прискакал сюда сломя голову вчера поутру? Гусары! Возьмите его! Да сказать нашему лекарю, чтоб он перевя- зал ему рану и берёг его как зеницу ока. За него дрожу, как за зеницу ока, чтоб конфетной не был красотой оболган (В. Маяковский). 12. На «глоком» языке. Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать та- кое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок- рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? *Разберите ещё предложения на этом «глоком» языке: Молясный болодильник перемехал кувицу. Помалее провекнули перетяющиеся бредолаги. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу. (Г. Г. Граник. С. М. Бондаренко). 13. Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко в книге «Секреты пунктуации» рассказывают, что «следом» исчезнувшей связки есть является тире меж- ду подлежащим и сказуемым. Например: Надежда – мой компас земной. Но этот «след» остаётся не всегда. Ср.: Голова без знаний как фонарь без свечи. Попытайтесь сами установить, в каких предложениях этот «след» (тире) есть, а в каких – нет: 107 Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Человек неучёный что топор неточёный (Посл.). Сады сажать жизнь украшать. Не уметь хорошо выражать своих мыслей недостаток. Берёзки в лесу точно девушки в белых сарафанах. Детские глазёнки будто цветы в поле. Сердце не камень. Курганы в степи словно спелые арбузы. Мелкий осенний дождь вот сущее бедствие для рыболова. *Ум одежда, которая никогда не износится. За горою есть ещё горы, за мудрецом есть ещё мудрецы. Тучам солнце не закрыть, войне мира не победить. Многие змеи вовсе не ядовиты. Много звёзд украшение неба, много знаний украшение ума. Деревенские дети это очень любопытные существа. Глубокая ночь тиха, знающий человек скромен. Её глаза точно озёра. Дружба с хорошим человеком лунный свет, дружба с плохим змеи- ный яд. Хотеть значит мочь. Наскоро делать переделывать. У лжи ноги коротки. 14. Прочтите выразительно следующие стихотворные отрывки, за- метьте, где в них пропущены слова. «Прислушайтесь» к паузам. Расставьте в отрывках знаки препинания. Вспомните, как называются такие предло- жения. 108 Медь откликается Корочка хлеба Звоном, Хрустом, Дерево Дождик Шумом зелёным, Лепетом грустным. (О. Дриз). *Дерево славится плодами, а человек трудами. Стирка очищает одежду, разговор сердце В беде храни мужество, а в довольстве скромность. Вещь хороша новая, а друг старый. Гвоздь бережёт подкову, подкова коня, конь храбреца, храбрец от- чизну. 15. Таинственное число семь. Чтобы по ходу письма быстро «улавливать» деление сложного пред- ложения на части, нужно научиться быстро осуществлять синтаксический «счёт в уме». Тогда будут правильно поставлены знаки препинания. Сосчитайте количество частей сложных предложений (тексты даны без знаков препинания) и расставьте знаки. Сколько частей вы обнаружи- ли? Ревёт ли зверь в лесу глухом Трубит ли рог гремит ли гром Поёт ли дева за холмом На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А. Пушкин). *Гремела атака и пули звенели И ровно строчил пулемёт И девушка наша в походной шинели Горящей Каховкой идёт. (М. Светлов). 109 *Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли. (А. Толстой). 16. Синтаксические «карлики». Замечали ли вы, что в сложных предложениях часто бывают синтак- сические «карлики» – коротенькие предложения, состоящие из одного – трёх слов, которые легко пропустить. Настройтесь, пожалуйста, на поиски «затерянных карликов» в следующих предложениях. Знаки препинания не расставлены, чтобы они не были для вас подсказкой. Известно что участники первых лунных экспедиций подверглись по возвращению из космоса многодневному карантину чтобы не занести на землю «лунные микробы» однако на Луне никаких микробов не оказалось. Любопытно что в прошлом веке во многих странах Западной Евро- пы новогодний Дед Мороз не был таким весёлым добряком каким мы его знаем теперь. Считается что вьетнамцы становятся на год старше в день Ново- го года а день их действительного рождения не принимается во внимание. Рассказывают что в старину если на Новый год на улице появлялся трубочист люди бежали за ним чтобы испачкаться сажей так как это должно было принести счастье. *В задних рядах люди начали вставать чтобы видеть что происхо- дит на сцене. Неизвестно что ещё рассказал бы Глеб Скамейкин про море но в это время к нам подошёл Володя. Казалось что зелень покрылась разноцветными лоскутками. Что было с учителем танцев дальше неизвестно. 110

…Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины, Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка, Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона, Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна, Кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают из мяса, Котлеты стряпают из сажи, Там ваксу делают из пряжи, Прядут там нитки из сукна, Костюмы шьют из толокна, Кисель там варят. Едят там вилками компот, Там пьют из чашек бутерброд, Из хлеба с сыром там котлеты, Из мяса свежего конфеты, С начинкой сладкой суп с фасолью, В тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Стихотворный текст из книги А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой «Занимательная грамматика» (источник «Секреты пунктуации» Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. Москва, «Просвещение» 1986). …Кисель там варят, из резины Там шины делают, из глины Кирпич там жгут, из молока Творог готовят, из песка Стекло там плавят, из бетона Плотины строят, из картона Обложки там, из чугуна Там варят сталь, из полотна Кроят рубахи, из пластмассы Посуду делают, из мяса Котлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукна Костюмы шьют, из толокна Кисель там варят. Едят там вилками, компот Там пьют из чашек, бутерброд Из хлеба с сыром, там котлеты Из мяса свежего, конфеты С начинкой сладкой, суп с фасолью В тарелках, все там варят с солью. В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина, на окне Узоры инея, в печурке Горят дрова, в руках девчурки Нарядная там кукла, в клетке Ручной щегол поет, салфетки Там на столе лежат, коньки К зиме готовят там, очки Лежат для бабушки, тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Слайд 4 из презентации «Потешки небылицы 1 класс»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Потешки небылицы 1 класс.ppt» можно в zip-архиве размером 2189 КБ.

Скачать презентацию

«Питание животных» - Пищеварительная система позвоночных животных. Пищеварительная система планарии и дождевого червя. Процесс питания животных. Пищеварительная система планарии. Что мы сегодня делали. Схема питания амебы. Ротовое отверстие. Тип питания. Пищеварение. Питание растений. Рот. Пищеварительная система собаки.

«Музыкальная страна» - Минор. Что ты Чижик похудел. Будем знакомы лично. Михаил Иванович Глинка. Чижик - Пыжик. Трель. Замок Королевы Музыки. Мажор. Полечка. Где ты клювик замочил. Чем же клеточка плоха. Я готов вам помочь. Нотный стан. Чижик. Музыкальная страна. Мажор вам может пригодиться. Музыкальная книга. Снится ему.

«Расчёт количества теплоты» - Формула для вычисления количества теплоты. Решение задач. Количество теплоты. Расчет количества теплоты. Что показывает удельная теплоемкость вещества. Решите задачи. Определение количества теплоты. Какое количество теплоты необходимо для нагревания. Решите задачу. Разность. Повторение. Изучение нового материала.

«Сочинение «Сирень в корзине»» - Ветки. Фон. Листья. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Этимологическая справка. М.Врубель «Сирень». Цвет. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956). Натюрморт. План. Аромат. Мое впечатление от изображенного. Корзина. Не рви цветов.

«История крестовых походов» - Усиление европейскими феодалами эксплуатации зависимых крестьян. Заключение Итоги крестовых походов Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Последствия крестовых походов Бедствия для народов Ближнего Востока Оживление торговли по Средиземному морю, переход первенства в торговле от Византии к Венеции и Генуе Знакомство европейцев с новыми землевладельческими культурами и ремеслами, изменения в быту.



Загрузка...