dselection.ru

История возникновения.  История стиля Вин Чун

Вин Чунь (Винчун, юнчунцюань) – название стиля кунфу, переданного в Южном Китае женщиной по имени Им Вин Чунь (yim wing chun). Согласно легенде, Им Вин Чунь изучила это искусство от монахини буддистки Нун Нг Муи (nun ng mui), известной ее навыком в бою на вершине "шеста цветущей сливы".

Сегодня трудно проверить легенды о Вин Чун ь. Происхождение было приписано Им Вин Чунь, Нг Муй и даже содружеству шаолиньских монахов, которые искали более быстрый способ развить высшее мастерство кунфу, чтобы свергнуть династию Цин. Принято считать, что стилю Вин Чунь более двухсот лет.

Через какое-то время возникли различные ветви стиля Винчунь. Лучший известный сегодня стиль называют "стилем Ип Мана" или "гонконгским стилем" Вин Чунь. Однако, даже прямые ученики Ип Мана имеют много различий. Ип Ман сам неоднократно изменял обучение за время его жизни. Некоторые ученики предпочли его ранние обучение и сохранили его, в то время, как другие провели собственные исследования и предпочитают то, что они обнаружили сами. Таким образом, сегодня существует много стилей Вин Чунь. Кроме ветви Ип Мана существуют и многие другие.

Наиболее известными из этих других ветвей являются:

  • Юэн Кай Шань (yuen kay shan) Вин Чунь,
  • “Красная Джонка" Вин Чунь,
  • По Лай Фа (po lai fa (?) Вин Чунь,
  • Пан Нам (pan nam) Вин Чунь

и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь (fatsan) и некоторых других частях Китая.

Согласно мастеру Ван Киу (wang kiu), ученику первого поколения у последнего мастера Ип Мана, Вин Чунь называется "Ортодоксальный Шаолинь" в Северном Китае и "Вин Чунь" на Юге, потому что Им Вин Чунь представила стиль там. "Ортодоксальный Шаолинь" означает, что Вин Чунь основан на хороших движениях из различных боевых искусств Шаолиня. Мастер Ван Киу также полагает, что стиль Богомола и Син-И являются искусствами, связанными с Вин Чунь, так как многие их принципы и движения весьма похожи.

Великий мастер Ип Ман обучил несколько групп учеников и различных частных учеников. Признанные старшие из первых учеников, которым он преподавал:

  • Леун Шеун (leung sheung), первый ученик,
  • Лок Ю (lok yiu), второй ученик,
  • Цуй Шань Тин (tsui shan tin), третий ученик.

Леун Шеун, Лок Ю и Цуй Шань Тин помогли мастеру научить многих других. Наиболее известными учениками Ип Мана были Вон Шун Леун в Гонконге и легендарный Брюс Ли, который переехал в США в 1959 году. На Брюса Ли особенно сильно повлияли два старших ученика Ип Мана, которыми он восхищался – Вон Шун Леун и Вильям Чеун. Оба они до сих пор преподают во всём мире. Вон Шун Леун был, возможно, наиболее известным мастером Вин Чунь из-за многочисленных схваток вызова, которые он выиграл против представителей многих популярных стилей кунфу.

Когда Ип Ман умер, не было никакого законного преемника, названного им, который должен был возглавить стиль. Многие из его учеников добились больших достижений в искусстве, поэтому, по политическим причинам, был создан специальный комитет, который должен был наблюдать за будущим развитием. Некоторые ученики откололись и сформировали их собственные организации. Организация “Вин Чунь Леуна Тина" – это самая большая отдельная рганизация кунфу в мире. Организация традиционного Вин Чунь, которую возглавляет Вильям Чеун следует за ней. После сильной политической конкуренции между различными учениками Вин Чунь в конце 1960 – 1980-х годов гонконгский комитет Вин Чунь и несколько шифу во всём мире снова пытаются объединить семейство Вин Чунь.

Об искусстве Вин Чунь

Вин Чунь кажется одним из самых простых стилей китайского кунфу. Три комплекса движений без оружия охватывают всю суть этого искусства. Вин Чунь также использует длинный шест (некоторые ветви используют копье) и популярные ножи–бабочки из Южного Китая. Тренировочная программа состоит из форм, упражнения “липкие руки", комплекса упражнений с деревянным манекеном, тренировки с ударным мешком и, наконец, свободного спарринга.

На самом деле в “простых" формах Вин Чунь заключено большое количество знаний. Первая форма называется "Форма Малой Идеи". Эта форма содержит почти полное теоретическое обоснование стиля. Последующие формы увеличивают или добавляют что-то к концепциям первой формы. Однако, первая форма содержит корни всех более поздних техник. Значение "Формы Малой Идеи" состоит в том, что она подобна семени, которое содержит все знания, необходимые, чтобы сделать ваше кунфу хорошим. Когда семя должным образом лелеют, оно должно превратиться в здоровое растение. Точно так же, когда первую форму тщательно отрабатывают, то ваше кунфу будет сильным.

Почему Вин Чунь популярен?

Согласно мастеру Ван Киу, Вин Чунь есть драгоценный камень среди боевых искусств. Имеются другие хорошие боевые искусства, но даже среди них Вин Чунь выделяется. Стиль является простым, изящным, эффективным и приятным для практики.

Привлекательность стиля Вин Чунь в его простоте и глубине. Китайская игра го, шахматы, музыка и математика знают, что несколько хорошо выбранных концепций могут создать богатство выражения, которое можно исследовать всю жизнь. Это имеет место в Вин Чунь. Некоторые отрицают этот стиль, как слишком простой, в то время как другие находят достаточно глубины для изучения всю жизнь.

Экономия действия, осуществленного через теорию центральной линии, является ключевой идеей в Вин Чунь. Если действие простое и эффективное, то это – хороший Вин Чунь. Сложные внешне эффектные движения не являются частью Вин Чунь. Однако, удар с расстояния в два сантиметра, “липкие руки" с завязанными глазами и деревянный манекен достаточно впечатляющи и многих привлекают к этому искусству.

Книги о Вин Чунь всегда подчёркивают, что Вин Чунь – искусство женщины. Это означает, что грубая сила не должна использоваться. Правильная позиция, ощущение, тайминг и стратегия заменяют грубую силу. Сегодня есть женщины ростом чуть выше полутора метров и весом около пятидесяти килограммов, которые могут победить намного более сильных мужчин ростом под два метра и весом более ста килограммов. Это означает, что хорошие навыки могут компенсировать разницу в размерах. Это было первоначальной целью стиля Вин Чунь.

Наличие многих оригинальных тренировочных идей позволяет подготовить учеников Вин Чунь за относительно короткий период времени. К таким идеям относятся тренинг с деревянным манекеном и Чи Сау или "липкие руки". Сегодня многие боевые искусства используют некоторые из этих идей в своих тренировках.

Что такое Чи Сау Вин Чунь?

Чи Сау – “фирменная марка" Вин Чунь, которая буквально означает "липкие руки" или "цепляющиеся руки". В принципе это неправильное определение, так как бойцы Вин Чунь не пробуют хватать или придерживать руки противника. Вместо этого Чи Сау даёт повышенное ощущение понимания, которое делает контактный рефлекс лучшим и более острым, чем у людей, незнакомых с такой практикой. Многие боевые искусства избирают своей стратегией нанесение удара и последующее отступление. Стратегия Вин Чунь состоит в том, чтобы маневрировать и действовать на короткой дистанции. Вин Чунь заполняет промежуток между стратегией “ударил и беги" и борьбой в захвате.

Другие боевые искусства также пробуют включить своего рода Чи Сау в программы их обучения. Однако, с точки зрения Вин Чунь, они часто упускают цель упражнения. Только сохранять две руки в контакте с партнёром, и “приклеиваться" к противнику независимо от положения его рук – плохая идея. Этот вид свободной игры руками не ведёт к хорошим результатам. Цель Чи Сау скорее в том, чтобы почувствовать ошибки центральной линии, которые встречаются резкими контратаками.

Вин Чунь тренинг

Тренинг в Вин Чунь продолжается в логичном порядке шаг за шагом. Первая форма Вин Чунь даёт все основные принципы искусства. Вторая форма учит, как сократить промежуток между вами и вашим противником. Деревянный манекен учит, как наносить мгновенный удар. “Липкие руки" учат, что делать, если контакт нарушается.

Ученики часто спрашивают, имеет ли Вин Чунь то или иное движение? Бойцы Вин Чунь не ограничиваются в использовании движений. Достижение эффективного результата – вот главная задача. Вин Чунь использует удары кулаком, ладонью, пальцами, ребром ладони, ногами, локтями, плечами, головой, коленями и бёдрами. Подсечки и другие формы нарушения равновесия противника также являются частью искусства. Удары, которые используют на короткой дистанции, составляют арсенал Вин Чунь. Вин Чунь характеризуется короткими взрывными атаками рук, низкими ударами ногами и одновременными нападением и защитой.

О различных ветвях Вин Чунь

Все ветви Вин Чунь практикуют одни и те же формы и те же самые тактические и стратегические принципы. Различия заключаются в применениях этих форм и принципов, в углах техник, в типе ощущения и в используемой силе. Некоторые школы верят, что грубый и жесткий подход в начале, и более мягкий подход позже, есть путь развития. Другие школы не соглашаются и предпочитают мягкий подход с самого начала. Кеннет Чун написал хорошую статью для Интернет относительно этого мягкого подхода. По сути термин "мягкий" является неверным, потому что техники Вин Чунь не могут быть “слишком сильными и мягкими". Касание Вин Чунь может быть мягким или жёстким, но всегда липким и чувствительным. Действия рук минимальны, хотя на короткой дистанции сила весьма важна. Все ветви стиля подчёркивают эти идеи.

Для чего нужен деревянный манекен?

Деревянный манекен заменяет человека на тренировке. Конструкция деревянного манекена такова, что почти все техники Вин Чунь можно отрабатывать на нём. Первое и главное: манекен позволяет отработать позицию. Деревянные руки манекена расположены под фиксированными углами к его телу. Это делает движения ученика очень точными. Все пути вступления в контакт с противником и все последующие движения могут быть выполнены с манекеном. Комплекс техник с деревянным манекеном преподаётся в большинстве школ Вин Чунь. После этого ученик свободно импровизирует. Все техники из комплекса с деревянным манекеном могут выполняться с партнёром. Манекен особенно ценен для обучения, когда у вас нет никакого партнёра. Чи Сау и спарринг также необходимы, чтобы развить чувствительность и тайминг.

Манекен также используется как тренировочное устройство в дополнение к мешку с песком для тренинга ударов на короткой дистанции кулаками, ладонями, пальцами и ногами. Преимущество манекена перед мешком с песком состоит в том, что приёмы защиты стиля могут также быть отработаны на нём. В идеале манекен изготавливают в соответствии с размерами пользователя. Правильно изготовленный манекен способствует отработке правильной позиции, обеспечивает правильный угол руки, правильное перемещение и правильное развитие силы. Другие боевые искусства не могут получить максимальную выгоду от деревянного манекена Вин Чунь без понимания этих концепций.

Вин Чун происходит от грозной китайской династии Чинг, правившей около 250 лет назад. В те времена 90 процентов населения Китая (Ханы) находились под властью 10 процентов (Манчу).
Когда все виды оружия были запрещены манчу, ханы начали подготовку революционной армии, владевшей искусством кунг-фу. Храм Шаолинь стал убежищем, где проводились подготовительные тренировки классического стиля, на овладение которым уходило от 15 до 20 лет.
Для развития новой формы боевого искусства, на овладение которым уходило бы меньше времени, пятеро величайших мастеров Китая встретились и обсудили достоинства каждой из разнообразных форм кунгфу. Взяв у каждого стиля наиболее эффективные технологии, они развили программы тренировок, которые могли бы создать мастера боевых искусств за промежуток времени от пяти до семи лет, то есть за треть первоначального времени. Но храм Шаолинь был захвачен и сожжен манчу и тренировки не успели начаться.
Монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых из пяти великих мастеров. Она передала свои знания девушке-сироте, которую она назвала Вин Чун. Это имя значит "надежда на будущее". В свою очередь Вин Чун поделилась своими знаниями с мужем Леонг Бок Чо.
С течением времени стиль приобрел известность под названием Вин Чун.
Техника этой борбы всегда передавалась ограниченному количеству тщательно отобранных учеников.
Около ста лет назад Леонг Джун стал одним из избранных учеников обучавшихся Вин Чун. У него было два сына Леонг Бак и Леонг Чен. Они жили в цветущем китайском городе Фатшан. Будучи знаменитым мастером боевых искусств, он также был владельцем магазина лекарственных трав. Люди очень уважали его как благородного человека и ученого, который никогда не хвастался своими способностями в кунг-фу.
Чан Ва Сун, меняла, был соседом Леонг Джуна. Он был высоким сильным человеком и восхищался мастерством своего соседа в Вин Чун. Когда Леонг Джун решил не учить искусству боя никого, кроме своих сыновей, сосед стал следить за ним каждый день, в то время когда Леонг Джун вел тренировки у своих сыновей. Скоро Леонг Джун заметил, что Чан следит за ним и стал специально показывать упрощенные версии движений.
Пристрастие Чана к шпионству тронула Леонг Джуна и он принял соседа к себе в ученики. Несмотря на это Леонг Джун продолжал показывать Чану лишь упрощенную версию, так как боялся, что после его смерти Чан будет оспаривать звание Великого Мастера Вин Чун у его сыновей. Так как Чан был очень высоким, крепким и сильным мужчиной, сыновья Леонг Джуна не смогли бы победить его, если бы он знал настоящую версию Вин Чун.
Подозрения Леонг Джуна были не напрасными. После его смерти и смерти его сына Леонг Чена, Чан выгнал второго сына из Фатшана. Леонг Бак поселился в Гонконге.

Чан Ва Сун сразу же начал обучать других упрощенной версии Вин Чун. Он обладал огромной популярностью, но за много лет выбрал себе лишь 11 учеников.
Некоторое время спустя к нему пришел двенадцатилетний мальчик Ип Ман и, дав Чану 300 кусков серебра, попросил Чана сделать его своим последним учеником.
Вначале Чан решил, что мальчик украл деньги у родителей. Он отвез Ип Мана домой и рассказал все его родителям. Выяснилось, что Ип Ман не украл деньги, а сам скопил их. Восхищенный преданностью мальчика, Чан сделал его своим последним учеником.
В течение четырех лет Ип Ман изучал систему Вин Чун Чана и после смерти учителя переехал в Гонконг. В возрасте шестнадцати лет он уже обладал репутациейпрекрасного мастера боевых искусств. Друзья Ип Мана по боевым искусствам познакомили его с эксцентрич-ым пожилым человеком, который был прославленным мастером кунг-фу. Ип Ман кинул вызов этому человеку и позорно проиграл бой. Старик оказался Леонг Баком, сыном Леонг Джуна, единственным кто владел настоящей версией Вин Чун. После знакомства Леонг Бак рассказал Ип Ману историю упрощенной версии и принял его своим единственным учеником.
Ип Ман изучал подлинную версию Вин Чун в течение четырех лет. С новыми знаниями он вернулся в Гонконг, победил всех, кто был старше его и стал Великим Мастером Вин Чун. Все последователи кунг-фу уважали его способности, но он никогда не брал себе учеников.
В 1948, когда к власти пришли коммунисты, уехал в Макао, оставив все свое состояние в Китае. В Макао он жил в крайней бедности, пока не встретил Леонг Шана, мастера кунг-фу, который привез его в Гонконг и стал заботиться о нем.
У Леонг Шана была школа кунг-фу в помещении ресторана рабочего союза в Гонконге. Там у Ип Мана была маленькая комнатка. Каждую ночь после закрытия ресторана в рабочем союзе проводились занятия по кунг-фу. Ип Ман часто наблюдал за занятиями и беззлобно посмеивался над неадекватностью стиля преподавания Леонг Шана.
Однажды ночью в 1951, Леонг Шан разозлился на неуважение Ип Мана. Чтобы поучить его, Леонг Шан бросил ему вызов. Несмотря на то что Леонг Шан был выше, крупнее и моложе, он не был серьезным противником для Ип Мана. Ип Ман с легкостью победил его.
После этой победы над Леонг Шаном Ип Ман открыл всем, что он является Великим Мастером Вин Чун и сделал Леонг Шана своим первым из нескольких, всегда тщательно отбиравшихся учеников.

Что общего у Вин Чун с оперой «Красная Джонка».
Версии происхождения.
«Как» и «Зачем».


Винчункуен или венчункуен (оба варианта на путунхуа звучит одинаково - "юнь - чхунь - тсюань") - это вид китайского боевого искусства. Техника ВинЧун включает в себя различные способы рукопашного боя и методы боя с оружием.
Известно, что впервые школы с таким названием появились в начале XVIII века в округе Гуаньчжоу провинции Гуаньдун. ВинЧун был популярен среди актеров гуандунской оперы из труппы "Красная Джонка". Сегодня ВинЧун является ведущим стилем в г.Фошань.

Существуют две официальные версии происхождения стиля.

Самая популярная называет создательницей ВинЧун дочь минского генерала Люй Сэйлян, известную как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "винчункуен" ("кулак Поющей Весны").

По другой версии ВинЧун был создан шаолинским наставником Чжи Шанем на основе "обновленной" версии шаолиньцюань. Стиль, которому он обучал актера гуандунской оперы «Красная Джонка» Хуан Хуабао, назвался "венчункуен" ("кулак вечной весны"), по имени одного из залов Шаолиня - Юнчуньтай ("Павильон Вечной Весны"). Хуан Хуабао поделился своими знаниями с собратьями по ремеслу - актерами Лян Эрди и Дахуамянь Цзинем, а в начале 1870-х вернулся в родной город Фошань, где и открыл школу ВинЧун. Большинство мастеров XX века являются учениками его фошаньских учеников - полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня, а также доктора Лян Цзяня, которого за непревзойденное мастерство называли "Винчунван".

В китайском понимании, "предок-первоисточник" стиля - явление абсолютно необходимое, так как он гарантирует "истинность" на пути духовного роста. В реальности каждая школа - плод коллективного творчества, включающий опыт многих и многих поколений мастеров. На этом непростом пути возможно одновременное сосуществование, как истинного искусства, так и упрощеных "тупиковых" направлений.

Кроме общепринятых легенд о происхождении стиля, существуют ещё несколько "непопулярных" версий, в которых создателями техники ВинЧун называются другие мастера.
В полном смысле этого слова, основателем ВинЧун можно было бы назвать легендарного эмэйского монаха Мяо Шуня ("Бессмертная Кошка"), учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра. На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского байхэцюань ("кулак белого журавля") он создал медитативную форму сяонаньтоу или СиуЛимТао ("малая идея"), которая является основой ВинЧун.

Другим возможным источником ВинЧун называют Мяо Цуйхуа. Она была дочерью шаолиньского мастера Мяо Хина, ученицей У Мэй, женой мастера винчун Фун Да, и матерью легендарного героя Фон Сайюка. Мяо Цуйхуа, также известна как создатель принципа Шуан До (Двойных Ножей). В этой версии ВинЧун изначально был рассчитан на работу ножами, и лишь затем развился в технику безоружного боя.

Чжан У, который обучал актеров «Красной Джонки» также вполне может быть назван создателем этого стиля.
В отличие от всех вышеописанных возможных источников ВинЧун, Чжан У - реальная личность, чьё существование подтверждено документально. В юности он выступал в пекинской опере как певец и ведущий актер в батальных сценах. Чжан У некоторое время жил в районе Хэншань в Хунани, где овладел стилями цзиньганчжан ("алмазная ладонь"), танланцюань("кулак богомола"), тайцзицюань и инчжаопай ("когти орла"), тренируясь у мастера И Чэня (принадлежавшего к 22-му поколению монахов Шаолиня).
Где-то между 1723 и 1736, Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. В Фошане Чжан У стал известен как "Тан Сао У", что означает "Сухорукий". Из-за частичного паралича его левой руки он не мог использовать никаких "размашистых" боевых техник. Чжан У обьединил актеров оперы «Красной Джонки» (известных также как "Послушники Грушевого Сада") в ассоциацию "Хунхуахуйгуан" ("Союз Красного Цветка"), в которой он преподавал традиционные "Восемнадцать искусств гуандунской оперы".
Более вероятно, что Чун преподавал актерам «Красной Джонки» северные военные искусства, чем что-то подобное ВинЧуну. Однако, его влияние на «Красную Джонку» бесспорно, и его наследие сыграло немалую роль в том, что в конечном счете стал известным как ВинЧун.

Если о "первоисточнике" ВинЧун можно лишь догадываться, то его техническое содержание вполне доступно для анализа. Естественно, ВинЧун возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей). В каждой ветви ВинЧун называются иные стили, из которых он произошел.
Чаще всего его связывают непосредственно с шаолиньской традицией. Такой подход вообще весьма характерен для южнокитайских школ. Северные стили (а шаолиньцюань "южным" никогда не был) основаны на непривычных для южан двигательных стереотипах и считаются более "древними", то есть в китайском понимании - более "качественными". Однако современный шаолинпай менее всего напоминает ВинЧун, даже в его самом "формализованном" виде.
Другой "базовой" для ВинЧун школой называют юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля уезда Юнчунь"). Для жителей провинции Гуаньдун, исповедующих стили "южного кулака" (хунцзя, цайлифо, баймэй), оригинальный фуцзяньский стиль "журавля" также был чем-то экзотическим. Традиционный для байхэцюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.
Еще одним источником "узкой" техники ВинВун считают переработку формы боя копьем "южного богомола". На это есть свои основания. В так называемом "боковом" ВинЧун из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "богомола", с "вязкой рук", короткими подшагиваниями и глубокими выпадами. Атаки и защиты выстраиваются по шести "окнам", что очень напоминает фехтовальную схему.
Вероятнее всего, ВинЧун не возник в одночасье из какой-то одной определенной школы, а представляет собой компиляцию из множества стилей. Методика тренировки ВинЧун имеет свои параллели в тайцзицюань, ицюань, танланцюань. Сочетание коротких "мечей-бабочек" с длинным шестом характерно для хунцзяцюань (кант."хунгар").
В действительности, сегодня существует только два принципиально различных стиля ВинЧун - "уступающий" и "отражающий". Впрочем, не существует школы ВинЧун, декларирующей свой стиль как "жесткий" или "силовой". "Жесткость", как и "мягкость", - понятия относительные. Существует принципиальное отличие в методах приема и выдачи импульса атаки.
Самый распространенный путь - применить "пружинную" силу, наподобие распрямляющегося прута (роль которого выполняет поясница).
Другой способ - это использование "пустой" силы, основанной на "проваливании" противника в момент завершения им атаки, за счет смещения своего центра тяжести по спирали.
Несмотря на всю свою мировую популярность, "уступающий" ВинЧун медленно исчезает. И дело даже не в отсутствии желающих получить знания или нежелании их дать. Просто этот процесс требует многолетних планомерных тренировок "из рук - в руки". Большинство же рассчитывают на сиюминутный результат. Таких "юзеров" становится всё больше и больше, а истинных мастеров - наоборот. Атакующий "динамический" ВинЧун сегодня активно вытесняет старое "выжидательное" направление. Такой стиль более прост в обучении и легче адаптируется к различным соревновательным правилам. Древний принцип ВинЧун "уступить - значит победить" означает, что лишь то, что давая противнику "первое слово", можно "узнать" его и "понять".
В более широком понимании, ВинЧун - не только боевое искусство, но, прежде всего духовная практика, дающая ответ не только на вопрос "как", но и на вопрос "зачем".

Примечание: перед прочтением публикации необходимо личное понимание, что рассматриваемые здесь направления и имена не охватывают полного объёма истории и описания стиля, а лишь затрагивают его часть. Для полного же рассказа о стиле понадобится несколько подобных статей, а то и больше.

Вин Чун был мало известен посторонним до середины двадцатого века. Существуют различные, порой не связанные между собой, версии истории боевого искусства Вин Чун.

Здесь будет изложена информация о стиле и его истории с нескольких разных источников, ссылка на которые также прилагается. Для начала последует текст публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань (вин чун)" авторства В. Бондаренко:

Кулачное искусство юнчуньцюань идёт от настоятеля буддийского монастыря Ши Ичэня (Одна пылинка). Он из монастыря Шаолиньсы провинции Хэнань (22 поколение), проживал в период династии Цин в годы правления под девизом "Цянь-лун" (1736-1795), в старости жил в провинции Хунань в горах Хэншань. Ичэньпередал кулачное искусство только одному ученику – Чжан У , другое имя Таньшоу У. Чжан У по профессии был актёром, который исполнял в театре сцены боя. Чжан У является представителем второго поколения кулачного искусства юнчуньцюань. Своё второе имя (Таньшоу У) он получил по названию техники в юнчуньцюань – "Вспахать, преградить, развернуть, рука-крыло" (гэн лань тань бан). Он обучил кулачному искусству юнчуньцюань актёров театра, исполнявших сцены боя, это – Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун и Сяо Ваньчжан. Чжан У и его театр на лодках появился в провинции Гуандун. В театре он был главным учителем актёров по сценам боя, поэтому в театре его считали первым поколением. Но на самом деле он был представителем второго поколения мастеров юнчуньцюань. Из шестерых учеников Чжан Усамыми известными своим мастерством были двое – это Дахуамянь Цзинь (Цзинь Большое раскрашенное лицо) и Лян Эрди .

1 поколение: Ши Ичэнь
2 поколение: Чжан У
3 поколение: Хуан Хуабао, Лян Эрди, Дахуамянь Цзинь, Ли Фусунь, Ло Ваньгун, Сяо Ваньчжан

Хуан Хуабао и Лян Эрди переехали в деревню Дацзивэй, что возле города Фошань. В городе Фошань, в "Ассоциации искусств при временном правительстве", они начали обучать актёрскому мастерству и преподаванию шаолиньюнчуньцюань, подчёркивая названием связь с монастырем Шаолинь. В то время искусство юнчуньцюань было полным, комплексы целыми, а также присутствовала практика с различными видами оружия: меч-дао, пика-цян, шест-гунь и хлыст-бянь. Помимо этого в обучение входила практика цигун, а также практика "железной ладони" (тешачжан) и практика "трёх ладоней" (саньчжан).
"Три ладони" (саньчжан) – это три комплекса: "Четверо врат" (сымэнь), в котором основу составляет техника "парные летающие ладони" (шуанфэйчжан); "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), в котором основу составляет техника "ладонь, разбивающая строй" (попайчжан); "Ладонь Будды" (фочжан), в котором основу составляет техника "ладонь протыкающая сердце" (чуаньсиньчжан).

Отбор учеников для боевого искусства проходил очень жёстко, а искусство было тайным.

В то время в Фошаньской аптеке работал Лян Цзань , он пришёл обучаться у Хуан Хуабао и Лян Эрди. В начале Лян Цзань проходил обучение у своего односельчанина Хуан Хуабао, после у Ляна Эрди. Почему так произошло, об этом существует два мнения. Первое – театр одно время был запрещён правительством, в это время Хуан Хуабао покинул Фошань и Лян Цзань пошёл учиться к Лян Эрди. Позже, когда запрет был снят, Хуан Хуабао вернулся. Второе мнение – Хуан Хуабао был активным сторонником свержения Цинской династии, поэтому власти его разыскивали и Хуабао приходилось скрываться.

Лян Цзань (1826-1901) родился в провинции Гуандун уезда Хэшань в деревне Гулао. С детства с отцом переехал в Фошань. Отец в Фошани открыл аптеку "Цзаншэнтан". Лян Цзань с детства любил боевые искусства, он каждый день ходил к своим учителям Хуан Хуабао и Лян Эрди изучать юнчуньцюань.
Он изучил: "Маленькая идея" (), "Четверо врат" (сымэнь), "Искать мост" (синьцяо), "Метить пальцами" (бяочжи), "Кулак укрощения тигра" (фухуцюань), два комплекса "Кулак цветка" (хуацюань), "Ладонь Будды" (фочжан), "Красная убийственная рука" (хуншашоу), "Кулак зеркального отражения" (цзининцюань), "Столбовой кулак" (чжуанцюань; в него входят методы работы на деревянном манекене).

Лян Цзань также изучил практику юнчунь с различными видами оружия: "комплекс с мечом- цзянь, исполняемый по прямой линии" (ицзыцзянь); "Парный зажим дао"(шуанцяньдао), другое название "Зайти в лес с дао" (жулиньдао); "Одиночное дао" (даньдао), другое название "Выйти из леса с дао" (чулиньдао); "Большой дао с девятью кольцами" (цзюхуаньдадао); "Шесть с половиной точек шеста" (людяньбаньгунь); "Пика цветка сливы с горного замка" (мэйхуасохуцян); "Одиночный хлыст" (даньбянь), а так же практику "Двузубцем" (ча).

Позже, освоив всё это, Лян Цзань стал преподавать боевые искусства. Лян Цзань был родом из одной деревни Гулао с Хуан Хуабао, поэтому они были знакомы. Это послужило причиной того, что его взялись обучать кулачному искусству юнчуньцюань. Лян Цзань стал очень известным в Фошани. Говорят, что в то время, когда в школу Хуан Хуабао приходили мастера из других школ, они все дрались с Лян Цзанем, и так как Лян Цзань ни разу не проиграл, ему дали имя "Господин Лян Цзань из Фошаня".

Лян Цзань открыл аптеку на улице Вайянли. В ней он днём лечил, а вечером преподавал боевые искусства. Лучшим из его учеников был его сын Лян Би, а так же другие знаменитые ученики: Ли Хуа (другое имя "Хуа деревянный человек"); Чэнь Хуашунь (другое имя "Меняла Хуа"); Лу Гуй (другое имя "Гуй свиное мясо"); Лян Ци (другое имя "Хулиган Ци"); Да Шаньшу. О дальнейшей судьбе Да Шаньшу и Лян Ци ничего неизвестно. Многие ветки и линии передачи юнчуньцюань утеряны, но школа Лян Цзаня сохранилась.
Лян Цзань всю жизнь занимался боевыми искусствами, в старости уехал на родину в деревню Гулао, а руководство школой передал Чэнь Хуашуню.

Для тренировки боя в юнчуньцюань требуется мало места, как говорят: "Достаточно места лежащей на земле коровы". К практике Лян Цзань добавил цигун "возвращающий энергию почек к истоку" (шэньци гуюаньгун); травматологию из искусства шаолиньцюань, так как считал, что этому так же необходимо обучать. А так же сам разработал характерные для юнчуньцюань "удары по точкам" (дяньсюэ) и "раскрытие точек" (цзясюэ), назвав это "Секретный метод травмирования, тайно передаваемый предыдущими учителями юнчунь" (юнчунь сяньши мигуань сюэдаоцзюэ) и обучая этому только лучших своих учеников. Отбор учеников происходил жёстко, поэтому настоящих хороших последователей немного.

4 поколение: Лян Цзань, Фэн Шаоцин, Хо Баоцюань
5 поколение: Чэнь Хуашунь, Жуань Цзиюнь, Жуань Цишань

[примечание: в четвёртом и пятом поколениях указаны только самые известные мастера, которые возглавили школы]

Помимо Лян Эрдивысокого уровня в юнчуньцюань достиг Дахуамянь Цзинь, который обучил Фэн Шаоцина и Хо Баоцюаня.

Сейчас кулачное искусство делится на две большие ветви: первая – это продолжатели мастеров Хуан Хуабао и Лян Эрди, школа, которую называют направлением мастера Лян Цзаня или фошаньский шаолинь юнчуньцюань ; вторая – идёт от мастера Дахуа Мяньцзиня, которую продолжили мастера Фэн Шаоцин и Хо Боацюань, они обучили братьев Жуань Цзиюня и Жуань Цишаня. Жуань Цзиюнь, впоследствии взявший имя Нгуен Тэ Конг, стал основателем вьетнамской ветки юнчуньцюань , а Жуань Цишань является основателем гуаньчжоусского юнчуньцюань .

Необходимо отметить, что Жуань Цзиюнь получал указания и от мастера Лян Цзаня, таким образом можно предположить, что из представителей пятого поколения его знания были самыми полными, так как он обучался у всех самых известных мастеров четвёртого поколения. Через много поколений в школах появились небольшие отличия в определённых движениях, а также появилось три различных способа написания слова юнчуньцюань (отличия касаются написания только первого иероглифа «юн»), но это не означает возникновения различных стилей, просто со временем разные мастера в разных местах получили разное написание. [конец публикации "Краткое изложение истории кулачного искусства юнчуньцюань", В. Бондаренко]

Легенды о возникновении стиля

Корни стиля прослеживаются на протяжении последних 250 лет и восходят к южному монастырю Шаолинь. В то время монастырь оставался непоколебимым, несмотря на многочисленные нападки со стороны правящей династии Манчжу. В монастыре преподавалось классическое боевое искусство, обучаясь которому, через 15-20 лет выпускался совершенный воин.

Необходимость более быстрой подготовки бойцов подтолкнуло пять лучших мастеров Китая встретиться и обсудить достоинства каждого стиля Кунг-фу. Они выбрали наиболее эффективные методы, теории и принципы из различных стилей и продолжили развивать программу обучения, которая позволяла подготавливать бойцов через 5-7 лет.

Прежде, чем программа была осуществлена, Южный монастырь был захвачен и разрушен. Одинокая монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых, кто знал полную систему. Она блуждала по деревням до тех пор пока не встретила молодую девушку сироту и не обучила её системе. Она назвала девушку Йимм Вин Чунь (что переводится как "Прекрасная Весна", или "Надежда на Будущее") и уже вдвоём они продолжили оттачивать боевую систему.

Стиль был пронесён через годы и в конечном счёте стал известен как Вин Чун, в честь основательницы. Завеса тайны вокруг искусства была наконец приподнята в начале 1950-х, когда Патриарх стиля Ип Ман начал открыто преподавать в Гонконге и его студенты начали получать знания об одном из лучших из известных стилей. Им приходилось его испытывать и в уличных драках и на "дружеских" соревнованиях. Искусство приобрело ещё большую популярность, когда один из учеников - Брюс Ли - начал демонстрировать его по всему миру.

Эта же легенда в иной версии:

По "устным преданиям" (чжуаншу) считается, что стиль, известный сейчас под названием юнчуньцюань, был создан приблизительно 200 лет тому назад монахиней У Мэй ("Пять Слив"). В миру её имя было Люй Фэйлян и она была дочерью минского генерала. У Мэй бежала из храма Шаолиньсы и, преследуемая цинским правительством, нашла убежище в Байхэсы (монастыре "Белого Журавля") в горах Даляншань, на границе провинций Юньнань и Сычуань.

Наблюдение схватки между змеёй и журавлём, вдохновило её на создание собственного стиля, который она назвала "Кулаком Белого Журавля Вечной Весны".

Некоторые исследователи считают, что имя У Мэй было псевдонимом для Чэнь Юнхуа, именуемого также Даос "Белый Журавль", который в 1670-х был известным организатором антицинского сопротивления. А известные как "пять предков" (Бай Мэй , Чжи Шань , У Мэй , Мяо Шунь и Да Байфэй ) – всего лишь персонажи средневекового рыцарского романа "Ванциннян", имена которых народная молва связала с реально существовавшими, но безымянными лидерами тайных обществ.

Новейшие исследования подтверждают, что человек, известный под псевдонимом У Мэй, имеет отношение к 5-му поколению мастеров юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля округа Юнчунь"), точнее – к стилю пэньцзя байхэцюань ("кулак белого журавля семьи Пэнь"). Этот стиль известен с 1850-х, он основан на более архаичной методике, чем современный байхэ – тренировке саньшоу ("отдельных рук", т. е. приёмов). Традиционная для байхэцюань ганфацзинь ("жёсткий выброс усилия") в юнчуньцюань был изменён на жоуфацзинь ("мягкий выброс усилия"). Сам термин "умэй" ("пять слив"), имеет отношение к известному в юнчунь байхэцюань принципу распределения внимания по "пяти точкам сливы" (удяньмэй), применяемому в мафа ("методе тренировки позиции"). Этот метод уникален для байхэцюань, но также известен и в юнчуньцюань.

"У Мэй" обучил(а) своему стилю монаха по имени Мяо Шунь("Бессмертная Кошка"). Объединяя "кулак белого журавля" с техникой шиэрчжуан ("12 застав"), известного ему стиля нэйцзя шэсиншоу ("рука змеи внутренней семьи"), Мяо Шунь разработал основу нового, пока безымянного искусства – форму сяоляньтоу ("маленькая начальная тренировка"). Он передал эту технику человеку по имени Янь Эр , бывшему руководителю отряда хунгун ("красных шестов"), являющимся фуцзяньским отделением тайного общества Хун Мэнь ("Красные Ворота"). Когда маньчжуры раскрыли заговор "триад", Янь Эр попал под подозрение. Прямых доказательств не было, поэтому его ложно обвинили в смерти жены. Янь Эр, вместе со своей дочерью, бежал в провинцию Гуаньси. Там он открыл магазин тофу (соевый творог), куда и зашёл странствующий монах Мяо Шунь. Узнав по тайным знакам члена сопротивления, Мяо Шунь решил обучить его своему стилю. Так Янь Эр стал единственным учеником, узнавшим смешанное искусство Мяо Шуня и У Мэй.

Дочь Янь Эра, Янь Юнчунь ("Янь Воспевающая Весну"), обучалась боевому искусству своего отца. Днём они работали в магазине, а ночью тренировались. У Янь Юнчунь был жених, с которым они были помолвлены с детства - сын торговца солью из Цзяньси по имени Лян Бочоу . Когда Янь Юнчунь исполнилось 15 лет, Янь Эр, предчувствуя свою скорую смерть,дал согласие на брак со своей дочерью. Лян Бочоу практиковал боевое искусство вместе с Янь Юнчунь. Когда Янь Эр умер, Янь Юнчунь и Лян Бочоу переехали в Чжаоцин, провинцию Гуандун. Через некоторое время Янь Юнчунь также заболела и умерла. В память о любимой жене Лян Бочоу назвал свой стиль юнчуньцюань ("кулак Воспевающей Весну").

Лян Бочоу обучил своего родственника - молодого человека по имени Лян Ланьгуй, который принадлежал к богатой семье и был большим любителем театра. Лян Ланьгуй дружил с актёрами оперной труппы Цянхуа, которая также являлась отделением тайного общества Хуньчуаньсибань (Оперный союз "Красная Джонка"). Гастролирующий по реке Чжуцзян театр-корабль следовал маршрутом Чжаоцин – Гуанчжоу. Однажды их представление увидел Лян Бочоу. Техника актёров была превосходна и Лян был очень впечатлён. Он решил, что актёры могут стать исключительными учениками и обучил их своему стилю. Лян Ланьгуй продолжил путешествие вместе с труппой, а Лян Бочоу уехал на север Китая.

"Красная Джонка"

Оперный союз Цянхуагуйгуань ("Союз драгоценного нефритового цветка") был не только школой подготовки актёров, но и своеобразным "профсоюзом театральных работников". В него входили актёры Хуан Хуабао , Лян Эрди , "Дахуамянь " Цзинь и "Гаолао " Чжэн . Предположительно, Союз был образован в период правления династии минского императора Ши Цзуна (около 1522 г.) в районе Дайкэймэй (г. Фошань). Цянхуагуйгуань благополучно процветал до тех пор, пока в 1855 году циньский наместник Е Минчань не объявил Союз бандой изменников и нарушителей нравственности. Театр был запрещён, корабль сожжён. Полный запрет действовал до самой отставки Е Минчаня. Его сменил Ю Линь в 1868 году, пригласивший на день рождения своей матери нескольких исполнителей. Через 13 лет, в память о матери, он решил узаконить оперу и подал ходатайство в императорский суд. Наконец, в 1871 году запрет был снят. Была образована новая Оперная Ассоциация, зарегистрированная в Гильдии Цзицинь города Гуанчжоу как Байхэхуэйгун ("Союз 8 координаций"). Иногда его называли также Лиюаньтуди ("Послушники Грушевого Сада", по имени одной из постановок) и Хунчуаньтуди ("Послушники Красной Джонки* ").

* Что такое джонка?

Стиль Вин Чун Куен (Юн Чун Цюань), что в переводе с китайского означает "Кулак Вечной Весны", зародился в Китае в начале 18 века. Существуют различные легенды об истории создания этой системы боевого искусства. Каждая из ныне существующих школ и направлений Вин Чун имеет свою версию классической легенды, описывающей историю создания стиля. Здесь приведён вольный перевод истории стиля Вин Чун, написанной, наверное, самым известным мастером, основателем целого направления Вин Чун – Гранд мастером Йип Маном . Перевод сделан с текста, опубликованного в англоязычном издании книги мастера Л. Тинга "Roots & Branches of Wing Tsun" ("Корни и ветви стиля Вин Чун"). Вот эта история...

Основательница Вин Чун Кунг-фу, мисс Йим Ви н Чун, была уроженкой провинции Квантун в Китае. Она была умной молодой девушкой с сильным характером и была обручена с Леунг Бок Чау, торговцем солью из Фукена. Вскоре после обручения её мать умерла. Затем её отец - Йим Йее, чуть не попал в тюрьму по сфабрикованному кем-то обвинению в преступлении, поэтому они были вынуждены уехать далеко из родных мест и, в конце концов, обосновались у подножья горы Тай Леунг, расположенной на границе провинций Юннань и Сычуань. Там семья Вин Чун зарабатывала на проживание, продавая творог. Всё это происходило во время правления правителя Кхан Си династии Цинь (1662-1722).

В то время школа боевых искусств монастыря Шаолинь (или Сиу Лам на кантонском диалекте) провинции Хонань была очень сильна. И Циньское правительство видело в этом угрозу. Поэтому оно посылало войска, чтобы атаковать монастырь, но всё безрезультатно. Был некий человек по имени Чан Ман Вай, который был только что назначен на место Первого Дипломированного специалиста Государственной службы экспертизы при имперском суде в том году. Для него это была большая честь и скорейший путь стать высокопоставленным государственным служащим. Чтобы польстить Циньскому правительству, он замыслил план в заговоре с шаолиньским монахом по имени Ма Нин Йии и его сообщниками – поджечь Шаолиньский монастырь во множестве мест изнутри, в то время как Циньские солдаты предпримут очередную попытку атаковать его снаружи.

В конце концов, монастырь Шаолинь был сожжён и его монахи рассеялись повсюду.
Монахине Нг Муй, монахам Ги Сину, монаху Пак Мею, Фунг Тао Так и Миу Хину удалось спастись и после этого их пути разошлись.

Нг Муй нашла пристанище в монастыре Белого Журавля на горе Тай Леунг, которую также называют горой Чай Хар. Там она быстро подружилась с Йим Йи и его дочерью Йим Вин Чун, и с того момента покупала творог только у подножья горы в магазине Йим Йи.

Вин Чун тогда была молодой девушкой. Её красота привлекла внимание местного гангстера. Он пытался силой заставить Вин Чун стать его женой. Она была так сильно обеспокоена этим, что даже Нг Муй смогла заметить это по её лицу. Сжалившись над Вин Чун, она пообещала научить её техникам боя, чтобы та могла защитить себя.
Если бы Вин Чун смогла самостоятельно победить гангстера, то смогла бы выйти замуж за Леунг Бок Чау без проблем. И Йим Вин Чун последовала за Нг Муй на гору и начала изучать кунг-фу днём и ночью, доводя себя до предела возможностей. После того как Вин Чун отшлифовала свою технику до совершенства, она вступила в поединок с гангстером и победила его. Нг Муй же покинула эти места, продолжив своё путешествие по стране. Перед тем как уйти она наказала Вин Чун честно следовать традициям кунг-фу, развивая стиль с целью свержения Маньчжурского правительства и реставрации династии Цинь. Таким образом, из приведённой выше истории мы знаем, что стиль Вин Чун был разработан монахиней Нг Муй.
После того как Йим Вин Чун вышла замуж, она обучила своим боевым техникам своего мужа Леунг Бок Чау. Позже Леунг Бок Чау передал техники Леунг Лан Кваю. Леунг Лан Квай передал техники Вонг Ва Бо. Вонг Ва Бо был актёром труппы китайской оперы "Красная джонка". Он был близким другом Леунг Йи Тая.

В то время монах Ги Син, спасшийся из монастыря Сиу Лам, скрывался под видом повара на "Красной джонке". Ги Син обучил Леунг Йи Тая технике Лук Дим Буун Пван Фат или "Шести с половиной точек Длинного Шеста". Так как Вонг был коллегой Леунга, он поделился своей техникой с Леунгом. Они обменялись и улучшили свои техники. Это объясняет то, как техника "Шести с половиной точек Длинного Шеста" была привнесена и интегрирована в систему Вин Чун.

Позднее, Леунг Йи Тай передал свою технику Доктору Леунг Джану, известному целителю травами в Фатшане. Леунг Джан, проник в самые сокровенные тайны Вин Чун и достиг высочайшего уровня мастерства. Множество бойцов слышали его имя и приходили, чтобы драться с ним, но все были повержены. Леунг Джан стал очень известен. Затем Леунг Джан обучил своей технике Чан Ва Суна. Я изучал кунг-фу вместе с моими си-хинг (соучениками) Нг Сиу Ло, Нг Чунг Со, Чан Ю Мин, Луй Ю Джан и другими у моего СиФу Чан Ва Суна много десятилетий тому назад. Вин Чун был передан нам от наших предков через много поколений. Китайцы говорят: "Ты должен быть благодарен источнику, когда пьёшь (из него) воду". Поэтому мы всегда должны помнить и ценить наши корни и это разделённое чувство будет всегда сохранять единство между членами нашего клана кунг-фу.

Ип Ман ; фото с Википедии

Это был рассказ одного из известных мастеров стиля Вин Чун – Гранд мастера Йип Мана. Приведённая выше история далеко не единственная, хотя наиболее распространённая. В разных направлениях Вин Чун она обрастала различными подробностями, характеризующими подвиги мастеров, в основном тех, кто являлся родоначальниками той или иной ветви.

После смерти Йип Мана в 1972 году его ученики начали массово открывать школы Вин Чун, причём не только в Гон Конге. Всем известный Брюс Ли ещё при жизни своего учителя Йип Мана обучал Вин Чун в США, чем и вызвал гнев наставника и изгнание из стен школы. Йип Ман не назначил после себя преемника, поэтому каждый из его учеников (а за долгие годы преподавания их было великое множество) провозглашал себя носителем полной системы Вин Чун. Однако, полностью стиль был передан всего нескольким отобранным за всю жизнь ученикам. А что же недополучили все остальные? Полную технику перемещений, технику ударов ногами и формы с оружием. Поэтому многие эксперты, оценивая Вин Чун, говорят, что это очень статичный стиль. Хотя это совсем не так.

Вин Чун всегда был гибкой системой, свободной от догм. И однажды он уже был дополнен техникой длинного шеста, трансформированной для удобства освоения адептами стиля. В традиционной системе обучения начинают активно использовать современные снаряды и защиту. На основе техники Вин Чун разрабатываются специальные курсы для армии, полиции и гражданской самообороны. Появляются систематизированные программы защиты от вооруженного нападающего. Разрабатываются методики противостояния ставшим популярными борцовским техникам. И всё происходит с сохранением классической техники Вин Чун. Сам Йип Ман служил и преподавал в полиции. [конец публикации с сайта "Российской Академии Вин Чун"]

Направления стиля и написания его названия

Вин Тсун - защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Ленг Тинг. Систему он узнал у Патриарха стиля Ип Мэна, будучи его последним учеником перед его смертью. Управляющий орган - Международная Ассоциация Боевых Искусств Вин-Тсун и Американская Оганизация Вин Тсун в США.

Традиционный Вин Чунь - Защищённый авторским правом и "торговой маркой". Патриарх - Виллиам Ченг. Систему он перенял у Ип Мэна ещё в 50-е годы. Также включает различную историю "линии". Управляющий орган - Мировая Ассоциация Вин Чунь Кунг-Фу.

Винг Тсун , используемый другим учеником Ип Мэна - Мой Йат. Это написание (Винг Тсун) также считалось основным, используемым Патриархом Йип Мэном. Оно используется многими другими учениками и было принято для использования в одной из ведущих ассоциаций Вин Чун в Гонконге - "Атлетическая Организация Винг-Тсун".

Вин Чун - общая запись, используемая всеми практикующими боевые искусства.

Юн Чун Тарки – самостоятельная линия, развиваемая Атаевым Абдулом–Кадыром (Дагестан, г. Махачкала). Президент клуба "Юн Чун Тарки", мастер Юн Чун, двухкратный чемпион мира по Туй Шоу. Автор серии семинаров по Тайцзи Цюань и Юн Чун.

Обучение

Идя по пути обучения боевому искусству, человек становится очень эффективным и легко приспосабливаемым бойцом. За относительно короткое время обучаемый овладевает основными принципами базовой техники. Много учебного времени затрачивается на развитие "рефлексов чувствительности". Вы входите в контакт или касаетесь вашего противника, ваш орган подсознательно чувствует направление действия силы и намерение противника. Это тоже представляет собой базовую концепцию стиля.

Вход в контактную позицию с отработкой элементов защиты тренирует концепцию не применения силы против силы. В ней заложена идея доведения до совершенства чувствительности человека, названная Чи-Сао.

Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин-Чунь: Сиу Лим Тао, Чам Киу и Бил Джи.
Другой уникальный аспект системы - использование Моок Джонг, или , имеющего три "руки" и "ногу". Ученику преподаётся "формальный" комплекс, который состоит из 108 перемещений и возможных действий по стилю Вин Чун.

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками.

Для составления публикации "Про историю стиля кунг фу Вин Чун" были использованы материалы с

Доброго времени суток, Бойцы! Всем ли известна такая система боя, как Вин-Чун? Поговорим о её достоинствах, небольших недостатках, и на что следует обратить внимание, чтобы извлечь максимальную выгоду из практики этой школы.

Неизвестно как возникшая, имея крайне интересную историю, вин-чун в наш век пытаются запихать в рамки спорта, но происходит это, к счастью, с некоторыми затруднениями, в силу специфики решаемых её задач, её арсенала и нарабатываемых ею навыков.



Убери воздействия пальцами по уязвимым зонам – и образуется пустота. Перестань метить по уязвимым зонам, придётся бить в более защищённые. И что останется от системы? Чи-сао и простейший прямой. И превратится вин-чун в другую систему: спортивную и беззубую.

Система вин-чун до сих пор является самой популярной школой ближнего боя: при её достоинствах, недостатки не такие уж существенные. И которые достаточно легко ликвидируются, при условии, что это действительно, недостатки системы, а не недопонимание занимающегося. Здесь я привожу одну небольшую статью со своими вставками, так сказать, моим личным мнением, которое у других может быть своё. И небольшими рекомендациями, которые могут неплохо повысить мастерство бойца, но не за счёт дополнений техник из других единоборств, а действуя в рамках системы. Сначала, в рамочках, идут выдержки из статьи, потом я излагаю свои соображения по тем или иным аспектам вин-чун.

Практикующий. Отдав стилю вин-чун одиннадцать лет своей жизни, я могу теперь спокойно рассуждать о том, что в вин-чун есть и чего ему не хватает. К сожалению, многие люди, начиная заниматься различными боевыми искусствами, возлагают на них слишком большие надежды, не замечая специфики и задачи, которые должен решать стиль, вследствие чего, часто идёт разочарование в выбранной школе боя.

Теперь, конкретнее о вин-чуне. Конек стиля – ближний бой, техника захватов и «раздергивания рук», а так же методы контроля. Основной минус, это отсутствие одиночных акцентированных действий типа «удары». Ставка идет на точность, скорость и количество. По теории стиля лучше ударить несколько раз, так как это будет создавать «кумулятивный» эффект, то есть накопление и суммирование воздействия.

Именно детальная проработка вскрытия центральной линии является сильной стороной этого стиля. Что-же касается методов контроля, то тут я не совсем согласен, что чи-сао так уж хорошо нарабатывает способность к контролю рук противника: в том же тай-чи, унибос, багуа-чжан или это ставится не в пример лучше.

Дело в том, что в некоторых направлениях вин-чун в чи-сао отсутствует элемент неожиданности, оно напоминает каратэобразное ката, в котором все движения выполняются только так, а не иначе, вследствие чего, у начинающих изучать его, после первых же тренировок, мозг адаптируется и просто-напросто спит «по-ходу» отработки упражнения.

Делу несколько может помочь проведение неожиданных атакующих воздействий во время отработки этого упражнения, но всё равно, эффективность можно увеличить многократно. Для этого достаточно в вин-чун при отработке чи-сао, начать отрабатывать необусловленный контакт-контроль конечностей противника. «Необусловленный» - это значит, что противник-напарник сам должен решать, какое движение ему сделать в конкретный момент времени. И чем эти движения будут разнообразнее, тем лучше, в результате чего, напарник всё время будет вынужден находится в состоянии концентрации на упражнении.

Далее. Да, в вин-чун есть требование проводить несколько атак в одну зону. Тут создатель системы абсолютно прав: это особенность человеческого тела — после первого пропущенного удара, атакуемая зона расслабляется, порой, в несколько раз, и её становится легче пробить. Что же касается, отсутствия одиночных акцентированных воздействий, то тут автор не совсем прав: они существуют, но исполняются вместе с захватами. Да и если противник упал, вследствие его проведения, то зачем уже работать серией? Разве что, вспомнив выражение: «Лежачего не бьют, но здорово пинают», добавить ногой пару раз.

Практикующий. Но как быть, если противников несколько, и мы не можем «застревать» на каждом. В такой ситуации, мы не можем тратить больше одного удара на каждого.

Данная проблема в вин чун решается просто: достаточно сломать стереотип, что серией нужно работать исключительно по одному нападающему. Иначе говоря, серия ударов проводится, но по разным противникам.

Отсюда, на тренировках нужно уделять время на проработку серийных действий не по одной точке, а в круговую. И расположенным не только на разных высотах, но и расстояниях от исполнителя. Кроме этого, учесть ещё и то, что сами связки должны быть «гибкими»: т.е, после какого-то удара, нужно уметь нанести любой другой, ориентируясь по сложившейся ситуации. Пройдя такой тренинг, человек будет работать по классике вин-чун, т.е, сериями, но сможет без проблем, наносить удары, входящие в них, по любому противнику.

Другое дело, что с моей точки зрения, вин-чун несколько жестковата, поскольку в ней маловато способов усиления движений, в том числе и атакующих. Отсюда, и трудности с быстрым проведением ударов в связках по всем направлениям.

Практикующий. И тут начинаются проблемы, если бить не на «вынос». Из этой ситуации я сначала пытался выходить с помощью локтей, но для локтя нужно сильно сблизиться с противником. Пару раз меня схватили за одежду и повалили. После этого я решил, что акцентированный удар нужен. Их я позаимствовал из . Разумеется, добавил и физический тренинг. Это – обычные отжимания и отжимания с хлопками. Еще одно интересное упражнение с . Гантели берем за гриф (я использовал разборные гантели и выставлял на них четыре кг). Руки вытягиваем перед собой (гантели параллельны полу) и делаем «ножницы». Я думаю, все помнят это упражнение по урокам физкультуры. Для тех, кто не помнит: вытягиваем руки перед собой и попеременно скрещиваем одну, над другой. Выполняем упражнение три минуты. После этого, разворачиваем гантели перпендикулярно полу, и опять выполняем упражнение. Упражнение выполняется до утомления.

Так же хорошо кидать от груди набивной мяч, если мяча нет, можно найти камни и покидать их. Если есть возможность поколоть дрова, обязательно воспользуйтесь. Отличное упражнение. К тому же хорошо расслабляет нервную систему. Аналогом может служить работа кувалдой по покрышке грузового автомобиля. Так же рекомендую работу с эспандером, он, кажется, называется «эспандер лыжника». Зацепили эспандер, и работаем удары, зажав ручки в кулаках. Хорошо работать с утяжелителями. Я не брал больше 500 грамм, так как можно повредить локти. И последнее упражнение, его я позаимствовал у бойцов стиля киокушинкай. Оно выполняется с партнером: партнер становится сзади, берет пояс от кимоно за оба конца, набрасывает середину Вам на область талии и слегка натягивает. Партнер должен стоять в устойчивой позиции. Вы наносите удар с шагом, так, чтобы удалось сдвинуть партнера. То есть, чтоб Вам удалось протащить его за собой.

Обратите внимание, что человек решил, что «необходим акцентирировнный удар». То есть, это его личное мнение, основываясь на котором, он в будущем может быть создаст своё направление вин-чун, в котором ставка будет на одно поставленное атакующее действие. Другой человек может прийти к другим выводам и решениям, и так будет во все времена, только вот люди не понимают, что это, скажем так, будет их индивидуальный стиль вин-чун, подходящий исключительно под них.

Если же говорить про удар «на вынос», то это решительно непонятный мне момент: почему в него так все вцепились? Наверно, подсознательная установка, что «русский богатырь два раза не бьёт», а значит, необходимо добиться того, чтобы противник «высекался» с первого же раза. Ведь считается, что удары «на вынос» очень сильны. А если серьёзно, то зачем ставить такие времяёмкие в изучении, движения, да ещё и с вероятностью потерять равновесие? Ведь существуют многочисленные публикации с перечислением уязвимых зон тела.

И я не пойму, почему по ним не работают, а стараются тут же долбануть кулаком «куда-ни-попадя», а потом ещё и жалуются, что кисть повредили! Сплошь и рядом в вин-чуне идёт работа пальцами, коленями и локтями: во всяком случае, кулачных моментов там маловато. Сами их нарабатывают по всем известным трём зонам, повторять которые уже просто не хочется. Так нет же! Щёлкнуть пальцами по глазам и спокойно удалиться пока противник промаргивается, считается на по-мужски, а вот устраивать возню с обычными прямыми «боксёрскими», которые очень часто не поставлены - это в порядке вещей!

Я хочу сказать следующее: в вин-чуне потому и нет ничего такого, что в этой системе другой подход к вопросу достижения победы. Не бороться - её цель, выясняя, кто сильнее, техничнее и быстрее, а быстрое поражение атакующего путём «запирания» его конечности или её отвод в сторону с одновременной контратакой ударами по уязвимой зоне.

Мне просто кажется, что люди просто-напросто боятся работать по таким зонам, а потому, не отрабатывают на тренировках действия по ним, в результате чего эффективность системы резко падает. И получается следующий парадокс: человек ищет боевую систему, а найдя таковую, тут же её «начинает совершенствовать», выкидывая всё самое эффективное, поскольку считает, что так работать жестоко и негуманно.

Пытаясь решить эту проблему, они начинают модернизировать систему различными добавлениями, которых, как они считают, не хватает системе, и обычно, это попытки поставить прямой боксёрский «на вынос».

Практикующий. Второй минус вин-чун заключается в том, что там маловато , а так же в том, что уровень их проведения не выше колена. Для расширения арсенала часть их я позаимствовал из савата, а часть – из таеквондо. Уровень ударов при этом поднял до пояса.

Технику описывать не буду, а только дам несколько рекомендаций. Для укрепления ног я использовал обычный бег, бег по лестнице и бег в горку. Так же хорош «гусиный шаг». Если тепло, и где-то поблизости есть водоем, то – бег по колено в воде. Если водоема нет, но есть песок, то бег по песку. Зимой, если есть снег, то – по снегу.

Для развития силы удара ногой я использовал статику, то есть фиксировал удар на том уровне, на каком хотел нанести удар, и старался удерживать ногу в таком положении максимальное время. Либо, делал это упражнение медленно, максимальное количество раз. И, конечно, отрабатывал движения с утяжелителями. Утяжелители продаются в любых спортивных магазинах

Нормально, плюс системы превратить в минус. Зачем спрашивается насыщать систему дополнительными приёмами, если они все равно, никогда не будут отработаны в должной степени? Да, удары по ногам противника наносятся максимум «в живот», но этого более, чем достаточно. Основные цели здесь - это колени и потому, что они являются уязвимыми, но работать по ним не хотят, наверно, боятся закона, в отличии от нападающих, для которых закон «до лампочки».

Огромным плюсом вин-чун является его простота, так и незачем всё усложнять, ведь залог боевого успеха системы в сверхкачественной отработке техники, а не в её количестве. И абсолютно незачем насыщать систему высокими действиями ног, ведь это автоматически потребует от занимающегося наличия растяжки, что тут же исключает из рядов поклонником пожилых людей, да и время на освоение вин-чун многократно возрастает.

Практикующий. Наконец, третий минус вин-чун, это плохо проработанный раздел борьбы в стойке и в партере. Из этой ситуации я вышел с помощью изучения дзю-дзюцу и самбо. Также, я обратил внимание на методики выведения из равновесия, используемые в стиле Кадочникова.

Для укрепления кистевого хвата я использовал вис на перекладине, отжимания от пола на пальцах, «толкание» стены (это изометрическое упражнение). Для выполнения этого упражнения подходите к стене, упираетесь в нее руками и пытаетесь «сдвинуть». При этом напрягаете все мышцы тела, но не более чем на пятнадцать секунд. И последнее упражнение: из мешковины шьете мешочки, размером 40х40см заполняете их грецкими орехами или керамзитом (керамзит более дешевый вариант). Для увеличения/снижения веса мешочки досыпаете/высыпаете песок. Мешочки подбрасываете и ловите, используя укладку «тигриные когти».

Тут я согласен - в партере бойцы стиля работать не умеют. Они своими действиями просто стараются не доводить до этого;) Другое дело, что мне не понадобилось одиннадцать лет тренировок по вин-чун, чтобы это понять, хе-хе.

Иначе говоря, человек одиннадцать лет изучал не вин-чун, нет. Он изучал пять систем: бокс, самбо, дзю-дзюцу, саватт и тэквандо. Соответственно, и тренировочное время у него делилось поровну между этими системами. А вин-чун просто считал основной своей системой. Конечно, в целях понимания основного стиля, которым занимаешься, крайне желательно посещать и другие секции, но не для того, чтобы изучать их столь же тщательно, как основную систему боя, а для того, чтобы просто быть «в курсе», да и спарринги с представителями других школ боя, крайне полезны в целях приспособления изученных движений под иные атакующие движения, а также чтобы научится учитывать параметры противников.

Вот например, такая всем известная система боя, как тайский бокс или . Ведь примитивная донельзя. И в партере биться не умеют, и против нескольких, потому что она спортивная система, но никому и в голову не приходит, что её необходимо дополнительно насытить какими-то приёмами. А всё почему? Потому что они не гонятся за количеством приёмов, а работают «на качество» их, результате чего тайские боксеры и считаются сейчас весьма опасными противниками…

Практикующий. Приведенные мною методики тренировок помогли мне в свое время ускорить прогресс в практике стиля. Кончено, многие скажут, зачем ноги или борьба, если я все сделаю с помощью рук. На одном из семинаров Дерека Вернона (грэндмастер по вин-чун из Великобритании) он долго мне объяснял, что ноги и борьба не нужны в Вин Чуне. На что я резонно возразил: «Но я же не мастер, и я их использую» он же ответил: «Так становись им!».

Конечно, стать мастером хорошо, но порой драться приходится, пока ты еще не стал мастером. И даже после одиннадцати лет практики, когда я уже могу сказать что, что-то начал понимать в вин-чуне все кажется мне не таким однозначным. Поэтому, обратите внимание на эти моменты сейчас. Удачи вам на Пути.

Плюсы вин-чун. Минимум техники при высокой эффективности, если соблюдаются некоторые правила. Хорошо проработанная методика при работе «лицом к лицу». Уделено внимание развитию чувствительности, что редкость в наше время. Это одна из немногих боевых систем Китая, которая ещё может «завалить». Компактная, практичная, простая, абсолютно непохожее на то ушу Китая, что сейчас распространено со своими вычурными движениями. По уровню отработки движений, напоминает каратэ, только в компактном исполнении.

Огромным плюсом вин-чун является совмещение защитных действий с атакующими. В чём тут «фишка»? Многие наблюдали в фильмах различного рода перестрелки, когда кто-то, высунувшись из-за прикрытия, несколько раз стреляет в направлении противника, и тут же прячется обратно. После этого, уже высовывается противник и в ответ выпускает обойму, и тоже прячется. И так по очереди.

Точно такое же явление наблюдается и в боевых искусствах: человек наносит удар и переходит в защиту (прячется). В свою очередь, противник делает тоже самое и тоже уходит в защиту. И какой тут смысл? Бессмысленный обмен ударами, которые блокируются: тоже самое, что и перестрелка - чего стрелять, если противник укрылся за какой-нибудь стеной?

Вот как раз, принцип одновременного проведения защит и атак и ликвидирует эту глупость. Захват не даёт противнику уйти в защиту, а кроме того, дополнительно придаётся сила атакующему движению за счёт использования дополнительного источника опоры.

Быстрые уходы с линии атаки сочетаются с ответными контратакующими действиями, в основном прямолинейного характера. Поскольку, после защиты, человек часто выходит на близкую дистанцию, он может использовать удары «короткого рычага» — локтями и коленями.

Вин Чунь (wing tsun), что в переводе означает «вечная весна» – один из видов единоборства китайской школы , получивший широкое распространение и популярность среди жителей «Поднебесной», а также по всему миру, благодаря известному мастеру Ип Ману из Фошани, учеником которого был небезызвестный нам Брюс Ли, ставший впоследствии легендой Вин Чунь Куен Пай (кулак вечной весны).

Связано это в первую очередь с тем, что данное направление боевого искусства не включает в свой состав сложных движений и приёмов, отличается красивым исполнением различных комбинаций ударов и позиций защиты.

Отличительные черты


Вин Чунь, как боевое искусство, предполагает быструю победу над противником без ущерба для себя.

В овладении данным стилем делается упор не столько на развитие физических качеств, сколько на совершенствование техники ведения боя, которая включает в себя стремительные удары и глухую защиту.

Обратить натиск противника против него самого, даже если он превосходит в весе и физическим показателям – таков один из основных приемов Вин Чунь.

Принято считать, что Вин Чунь относится к стилю шаолиньского Кунг-Фу. Википедия дает определение данному виду единоборств, как прикладное направление Ушу, но, тем не менее, ключевые тактические приемы и методы во многом разняться с Шаолиньсы цюань (шаолиньское ушу).

Данный стиль вобрал в себя уникальные приемы, которые не встретишь в других направлениях Кунг-Фу. Перечислим отличительные черты Вин Чунь: бой ведется на ближних и средних дистанциях, манера ведения схватки отличается натиском, и в то же время может переходить на умеренный темп. Поединок, как правило, не носит затяжной характер, а, напротив, рассчитан на кратковременный исход.

Особенности техники


Техника нанесения ударов данного стиля имеет свои уникальные особенности, присущие лишь ему одному.

В основу всех движений положен принцип экономии сил, что позволяет находиться в выгодном положении в схватке с противником.

Еще одна особенность – выбор наиболее минимального расстояние для нанесения удара. Такой прием дает возможность опередить противника и застать его врасплох.

В то время когда соперник находится в смятении, следует жесткая серия ударов. Ключевым моментом, на который нужно обратить особое внимание, является так называемая техника овладения центральной линии.

Указанная линия представляет собой прямую линию, идущую от центральной оси вашего тела по направлению к лицу вашего противника.

Центральная линия служит для того, чтобы четко определить направление удара, какую позицию нужно занять, в какую сторону от линии сместиться и четко определиться с положением рук при ударе или защите.

В том случае, если вам удалось обеспечить защиту центральной линии, то направление удара противника сместиться вправо или влево, что даст вам возможность выбрать правильный стиль действий и обеспечить свою защиту.

Захват центральной линии также позволит вам наносить удары по противнику с минимального расстояния. Кроме этого, для того чтобы полностью овладеть ситуацией, применяют технику липкие руки – Шисао.

Данный прием помогает заметно увеличить чувствительность рук и обрести контроль своего тела при полной расслабленности и спокойствии, что позволит вам манипулировать противником и контролировать его действия.

Предпосылки появления

В технику данного боевого искусства заложены, в первую очередь принципы самообороны.

Поэтому и создавался данный стиль для обеспечения своей защиты с минимальным ущербом для своего здоровья.

Стиль Вин-Чунь отличается различными видами ударов, которые являются недопустимыми для спортивных видов боевых искусств. Поэтому его нельзя отнести к таковым ещё и по той простой причине, что при использовании различных средств защиты, выполнение большинства ударов в Вин-Чунь утрачивает свою эффективность.

Вин Чунь получил широкое распространение по всему миру. Многие годы проводятся соревнования по этому боевому искусству при поддержке международной организации китайских единоборств. Все больше и больше людей хотят постичь китайскую мудрость и силу, скрытую в этом замечательном восточном стиле борьбы.



Загрузка...