dselection.ru

История сказка о хлебе для детей. Материал (старшая группа) на тему: Беседы о хлебе

Программное содержание:
Обучающие: Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавливают различные кондитерские изделия.
Развивающие: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности, познавательные способности – речь, память и внимание.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважительное отношение к профессии и труду пекарей.
Методы: объяснительно-иллюстративный, продуктивный.
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, беседы, литературы.
Словарная работа: пекарь, трактор, комбайн, мельница, буханка, булочка, хлебзавод, деж, дрожжи, элеватор, мукомол.
Оборудования: ИКТ, презентация «Как растят хлеб», иллюстрация, корзина, хлеб, батон, печенье, бублики, пряники, пирог, сухарики; мука, дрожжи, соль, сахар, яйцо, вода, кастрюля, ложка, растительное масло.
Ход: Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить «Вырос в поле колоском, на столе лежит куском» хлеб
Что это, ребята?
Дети: Хлеб. (Демонстрация слайда)
Воспитатель: А где мы с вами берем этот хлеб?
Дети: В магазинах.
Воспитатель: Да, мы хлеб покупаем в продуктовом магазине. В каждом магазине есть отдел «Хлеб», где продается хлеб и хлебобулочные изделия. А вы сами были в магазинах?
Дети: Да.
Воспитатель: - А какой хлеб вы там видели и покупали?
Дети: Черный, серый, белый, батон, булочки, круглый хлеб, большие и маленькие и даже нарезанные.
(Демонстрация слайда)
Воспитатель: Значит продаются и круглые караваи, и булки, и батоны, и сдобные булочки, бублики, буханки пшеничного и ржаного хлеба и пироги и т.д. А когда мы с вами кушаем эти изделия?
Дети: На завтрак, на обед, на ужин, с чаем.
Воспитатель: А как вы думаете, почему и в детском саду и дома вам советуют есть хлеб?
Дети: Хлеб он вкусный, питательный, имеются витамины.
Воспитатель: Да, ребята, хлебные изделия не только вкусны, но и питательны и еще содержат много полезных витаминов для нашего организма. А как вы думаете, сколько надо хлеба к завтраку, обеду, ужину?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно. А сколько надо хлеба, чтобы накормить всех жителей нашего города?
Дети: Очень много!
Воспитатель: А кто знает где пекут хлеб и кто же его печет?
Дети: Хлеб пекут повара.
Воспитатель: Повара конечно тоже иногда пекут хлеб. Но точнее, хлеб печет пекарь. (Демонстрация слайда)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают пекари в выходные и праздничные дни?
Дети: Они работают, но иногда могут отдыхать.
Воспитатель: - Ну а почему вы так решили?
Дети: Если они будут отдыхать, некому будет печь хлеб.
Воспитатель: Правильно, если они будут отдыхать, то в наших магазинах не останется хлеба. На этих хлебзаводах работа не прекращается ни на секунду.
Дети: Мука.
Воспитатель: Правильно, мука. А только ли мука нужна? А кто из вас видел как ваши мамы, бабушки пекут пироги или хлеб? Что же еще понадобится для этого?
Дети: Яйцо, вода, сахар, соль, дрожжи, масло.
Воспитатель: И что получается из всех этих продуктов?
Дети: Тесто.
Воспитатель: Если дома ваши мамы тесто ставят в кастрюлях, то в хлебзаводах тесто ставится в огромных чашах, которые называются дежами. И тесто ставится в огромном количестве. (Дети повторяют слово Деж)(Демонстарция слайда)
Воспитатель: А готовое тесто подается в делительную машину, где она делится на ровные порции. И потом в огромных печках печется хлеб. А как вы думаете, сколько хлеба печется за один раз?
Дети: Много.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вот вы сказали, чтобы испечь хлеб нужна «мука». А как вы думаете, где берется эта мука?
Дети: Из зерен.(Демонстрация слайда)
Воспитатель: Ну а зерна где берут?
Дети: Зерна растут на полях.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто трудится, чтобы на наших столах появился вкусный хлеб?
Дети: Пекари, шофера, продавцы.
Воспитатель: Правильно. А еще трудятся на полях трактористы, комбайнеры. А кто знает, чем занимаются трактористы? А шофера? Комбайнеры? (Если дети затрудняются отвечать, объясняю сама) (Демонстрация слайда)
Воспитатель: Значит, ребята, хорошие урожаи выращивают в нашей стране труженики полей. И кого мы с вами должны благодарить за то, что едим душистый хлеб?
Дети: Кто трудится на полях.
Воспитатель: Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна, хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле. (Демонстрация слайда).
А сейчас я предлагаю поиграть в шуточную игру «Замесим тесто». Станьте поудобнее.
Физкультминутка «Замесим тесто» (Повторяется 2 раза).
Ой, ладошки-ладушки. Мы печём оладушки /хлопки ладонями/. Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно /имитируют помешивание по кругу/. Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол /присели/. Тесто убежало, начинай сначала. /легкий бег на месте/. (Демонстрация слайда).
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о хлебе, о труде вы знаете?
Дети: Хлеб – всему голова. Весенний день год кормит. Зернышко к зернышку – будет мешок. Весна красна цветами, а осень пирогами.
Воспитатель: Как вы думаете, сколько вы думаете, сколько хлеба можно купить в наших магазинах?
Дети: Кто сколько хочет.
Воспитатель: Тем не менее, как мы должны относиться к хлебу?
Дети: Беречь его надо.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: Потому что, чтобы хлеб появился на наших столах трудятся очень много людей.
Воспитатель: Да, ребята, чтобы хлеб всегда был на нашем столе, и днем, и ночью, и в будни, и в праздники трудятся хлеборобы, пекари. (Демонстрация слайда)
А сейчас, нам Карина прочтет стихотворение Г.Остера про хлеб.
Карина: Бублики, батоны, булки,
Плюшки, сайки, пироги.
За столом и на прогулке
Уважай и береги!
Воспитатель: Спасибо тебе, Карина. А сейчас, ребята, сюрприз. Мы сегодня сами поставим тесто и испечем настоящий хлеб. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда подойдите ко мне поближе. Поставим тесто, подождем пока оно поднимется и отнесем в кухню, нашим поварам. А они нам испекут наш каравай. А уж потом все вместе угостимся.
(Дети вспоминают, какие продукты нужны, чтобы ставить тесто) (Ставится тесто)

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Э. Емельянова
Расскажите детям о хлебе

Блины

Блины – одно из самых древних и популярных мучных изделий. По мнению А. П. Чехова: «… они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы также, как и самовар, русскими мозгами…»

Интересно и происхождение слова «блин» – это искаженное слово «млин» от глагола «молоть». «Мелин», или «млин», означает изделие из намеленного, то есть из муки.

Блинам уже более двух тысяч лет. Интересно, что за этот период они практически не изменились. Меняются вкусы и мода, а блины остаются неизменными – вкусными, ароматными, красивыми.

Блины – русское национальное блюдо, но встречаются по всему миру. Русские блины сильно отличаются от своих собратьев. Они «мягки, рыхлы, ноздреваты, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны, с четко различимым рисунком многочисленных пор. Такие блины как губка впитывают в себя растопленное масло, сметану, отчего делаются сочными, лоснящимися и вкусными» (Похлебкин). Едят блины с соусами, начинками. Есть блины сладкие, т. е. со сладкими начинками, и есть сытные, с начинкой из мяса, рыбы, икры и т. д.

Разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Блины – обязательное угощение на Масленицу, непременное лакомство этого праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на Масленой неделе в потолок блины летели», «Без блина не маслена», «На горках покататься, в блинах поваляться» и т. д.


Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины:
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Возможно, блины приобрели такую невероятную популярность не только из-за вкуса и аромата, но из-за своего вида, напоминающего красное солнышко.


Гэй ты, круглый блин, всем нам господин!
Бока твои масленые, ты как солнце красное.
Кто тя будет есть, тому горя несть!

Испечь хорошие блины не просто. Это целый ритуал. Существуют поговорка «Первый блин комом», что означает, что первый блин не всегда получается и, чтобы испечь вкусный блин, надо немало потрудиться.

Для некоторых людей блины становятся серьезным увлечением. Они собирают старинные рецепты блинов, придумывают новые.

Самый большой в мире блин был испечен в Москве 15 марта 2002 г. Это был не традиционный круглый блин, а длинный и узкий. Его длина составила 1 км, масса – 300 кг, общая площадь – 150 м 2 .

Булка

«Хочешь есть хлеб, не сиди на печи», – гласит французская поговорка.

На протяжении многих веков люди выпекали пресный плоский хлеб – лепешки. Лепешки было принято не резать, а ломать и есть, размочив в супе или похлебке. Так делали до тех пор, пока люди не научились замешивать тесто на дрожжах, благодаря которым хлеб стал рыхлым и пышным. Тогда во Франции, а затем и в других странах стали популярны булки, сделанные в виде шара. В переводе с французского слово boules означает круглый. Булки выпекали в особых булочных, тесто слегка подслащивали. Вслед за французами булки стали выпекать немцы.

Рецепты приготовления булок долгое время оставались секретом французских и немецких булочников. Русские виды белого хлеба назывались: калач, сайка, сгибень или витушка, ситники – и выпекались в основном только в Москве. В эпоху Петра I немецкие булочные появились в России, их выпечка пользовалась популярностью.

Значительных успехов в приготовлении булок достигли венские мастера, которые усовершенствовали процесс хлебопечения: они первыми стали пускать в печь, где пекут булки, струю пара. Это делает поверхность булки приятной для глаз, как бы покрытой лаком. Улучшаются и вкусовые качества такой выпечки.

Булки пекут в разных странах по разным рецептам, но главное, чтобы человек, который печет булку, любил свою профессию, тогда и выпечка будет вкуснее.

He случайно профессия пекаря во все времена была очень почетной и уважаемой. За причинение вреда пекарю давалась более суровое наказание, чем если бы этот вред был нанесен представителю какой-либо другой профессии.

Булкой был и известный герой русской народной сказки Колобок.


Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон…

Колобок – это особый хлеб, известный только в России. Пекли его не по праздникам и даже не в обычный будний день, а только лишь тогда, когда припасов для изготовления булок не было. Тогда скребли по коробам, мели по сусекам, т. е. в «колобочное» тесто шли все остатки муки. Сорт муки при этом не учитывался. И пшеничная, и ржаная, и гречишная – любая и вперемешку годились для колобка. Точного рецепта для изготовления колобка нет – здесь большой простор для фантазии пекаря.

Калач


He плачь, не плачь – куплю калач,
He плачь, дорогой, куплю другой.
He плачь, не кричи,
Дам тебе три!

Ай не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач!
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

Калач – вид белого пшеничного хлеба, на Руси пользовался особой любовью. Калачи были и на будничном столе у обычных горожан, и на пиршествах у богатых вельмож. В знак особого расположения царь посылал калачи патриарху и другим особам, имевшим высокое духовное звание.

У калача своеобразный внешний вид, благодаря которому его легко выделить среди других сортов белого хлеба. Он похож на замок с круглой дужкой. Многие горожане покупали калачи на улице и там же ели, держа за ручку. Помыть руки перед едой возможности на улице не было, поэтому ручку от калача в пищу не употребляли, а отдавали нищим, кормили бездомных животных, птичек. О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошел до ручки.

Единого мнения, как появилось и что означает слово «калач», нет. По одной версии оно произошло от слов «коло», «колесо». По другой – от татарского «калач», то есть буквально – «будь голоден!», выражение, отражающее высокую степень аппетита.

Калач – очень капризный вид хлеба. Тесто для него невозможно ни месить, ни выпекать с помощью механизмов – оно тогда не подойдет, не поднимется. Есть у теста и еще одна особенность: его необходимо выдерживать на холоде. На Руси калачи мяли прямо на льду. Для этого в столах делали металлические ящики, которые набивали льдом. Поверхность стола, на котором месили тесто, становилась холодной, ледяной. Да и теперь, делая калачи, тесто после проминки руками сразу же ставят в холодильники.

Еще одно отличие калачного теста – его способность не черстветь длительное время. В XIX в. калачи замораживали в Москве и везли в Париж. Там их раскладывали на горячие полотенца, а затем подавали на стол.

Больших успехов в производстве калачей достигли муромские и московские хлебопеки, славились отменным вкусом и саратовские калачи. На городском гербе Мурома изображены три калача. Согласно легенде, через Муром проезжала императрица Екатерина N. Калачи, которыми ее угощали, ей очень понравились, и она отдала распоряжение разместить их изображение на гербе города.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Кяхтинский чай, московский калач – так полдничает богач.

С калачика – бело личико.

He рука крестьянскому сыну – калачи есть.

Его и калачом сюда не заманишь.

Печенье


Вот у бабушки печенье,
Лучше не найти.
Вновь и вновь прошу:
– Бабуля,
Вкусных испеки!

Название «печенье» происходит от голландского слова «коекже» (koekje), означающего малой или пирожок. Дело в том, что в давние времена печеньем называли небольшое количество теста для пирожных, которое выпекали для проверки его вкусовых качеств и температуры печи.

Одной из первых стран, в которой изготавливали сахарное печенье, была Персия, там его пекли уже в Vll в. н. э. С тех пор появились печенья разного вида в разных странах. Их делают вручную, в домашних условиях, выпекают на фабриках.

Печенье в Англии и Австралии называют бисквит, в Испании – галеты, В Германии – кекс или рождественское печенье, а в Италии есть несколько названий, чтобы определить различные формы, включая амаретти-печенье и бискотти и т. д.

Рецептов печений множество, для их изготовления используют разные продукты, из овсяной муки выпекают овсяное печенье, используя миндаль – миндальное, кокос – кокосовое, имбирь – имбирное и т. д.

Печенья могут быть сдобными, сладкими, а могут пресными, например, галеты. Их делают только из муки и воды и даже не солят. Такие печенья могут долгое время сохранять свежесть.

С печеньем связано множество разных традиций и обрядов.

Обычай выпекать большие печеньки или коржики в виде человечков, звездочек и фигурок животных появился давно и перекликается с нашей русской традицией колядования.

Фигурное печенье в виде животных и птиц нередко изготовлялось на Святки специально для колядующих, а также для раздачи детям или нищим. В селах Московской области фигурки коров из теста подавали колядникам, чтобы обеспечить благополучие в хозяйстве. В русских деревнях считалось также, что скот начнет болеть и пропадать, если «обходчикам» не подать «коровку».

В Европе рождественское печенье не полагается есть до Рождества. Только в один день, 6 декабря, к детям приходит Святой Николай и кладет в сапожки разные сладости, а на большую тарелку семейного стола выкладывается часть испеченного печенья, чтобы детишки полакомились.

Практически в каждой семье есть свои рецепты и обычаи приготовления печенья.

Сухарь

Удивительно, но у всеми любимого и знакомого сухаря есть день рождения. Правда, праздновать его имеет право только сдобный сухарь. Черный сухарь появился задолго до сдобного, и дату его рождения никто точно не знает. Просто люди, желая сберечь хлеб, резали его на кусочки и сушили. Сушеный хлеб не портится долгое время. И хотя черные сухари не обладали особым вкусом, их ценность была высока.

Сдобный сухарь появился 14 ноября 1958 г. В этот день был подписан ГОСТ 5646-58 – первое упоминание о сухаре в официальных источниках. Хотя некоторые считают, что и сдобные сухари появились гораздо раньше – в середине XIX в. В те дни на юге России была очень сильная жара, которая пришлась на самое начало Пасхальной недели. Куличи, которые находились на солнце, оказались высушенными.

Сухари – хлеб, разрезанный и вторично печенный. Немецкое название zwieback, итальянское biscotto, французское biscuit и латинское bis coctus означают одно и то же – два раза печенный хлеб.

Что же это означает? Два раза печеный и зачем так делают – пекут два раза? Дело в том, что сухарь – это не только «спасение» черствеющего хлеба или батона, это еще и самостоятельное хлебобулочное изделие. По ГОСТу, а ГОСТ – это свод строгих правил, которые нельзя ни в коем случае нарушать, следует сначала испечь сдобный батон, затем разрезать его на одинаковые кусочки и снова отправить их в печь, чтобы получились те самые румяные, вкусные, хрустящие сухари, которые любят все дети.

Благодаря долгому сроку хранения сухари стали важной частью рациона питания военных. Существовало даже разделение на сухари обычные и сухари офицерские. Для офицерских сухарей использовалась мука более высокого качества.

В настоящее время изготовляются как сухари, так и сухарики – мелкие кусочки сушеного хлеба, часто с различными вкусовыми добавками.

Важно помнить, что если хлеб не съеден вовремя и начинает черстветь, то его не надо выбрасывать, а можно самостоятельно сделать вкусные, питательные и полезные сухарики. Умелые хозяюшки используют сухари не только как угощение к чаю, но и для приготовления различных блюд. Кроме обычных используют еще панировочные сухари.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Кошка в лукошке ширинку шьет, кот на печи сухари толчет.

Свой сухарь лучше чужих пирогов.

Последний сухарь бедняка – дороже каравая богача.

Доброму – и сухарь на здоровье, а злому – и мясное не впрок.

Чёрный хлеб

О хлебе сложено много песен, легенд, пословиц и поговорок. Представить жизнь даже современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же раньше обходились без хлеба?

Древнему человеку выбирать не приходилось. Он ел все, что находил. Ho уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

На Руси хлеб был главным блюдом и в повседневной жизни, и за праздничным столом. Дорогих и уважаемых гостей встречали хлебом-солью. Традиция сохранилась и до наших дней.

Хлеб – это основа жизни, дар матушки-земли с одной стороны и огромный труд человека – с другой.


Вот он – хлебушко душистый.
Вот он – теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Черный хлеб отражает самобытность русского народа. Именно на территории Руси в начале IX в. появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. Он и по сей день остается «некоронованным королем на столе». Русский стол немыслим без хлеба.

В наши дни хлеб пекут на хлебозаводах, а раньше каждая семья пекла дома. Хозяйка просыпалась до рассвета, месила тесто и ставила в еще не остывшую с вечера печь. Процесс был трудоемким, но уже через полтора часа поспевал «пышущий жаром и хлебным духом каравай».


Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись поутру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В. Орлов

Даже блистательный Париж тускнел без черного хлеба. Приятель Пушкина Шереметев по возвращении из Парижа писал: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего, черного хлеба не допросишься».

И в наши дни Россия славится многообразием сортов и видов национального хлеба.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Русский человек не может долго прожить без черного хлеба.

Без хлеба куска везде тоска.

Плох обед, коли хлеба нет.

Баранки

Баранки – традиционные русские хлебные изделия. Их издавна продавали на базарах и ярмарках на Руси. Связки этих вкусных, румяных колечек посетители ярмарок везли домой как гостинец. Их любили и взрослые, и дети.

Славился баранками Валдай. Об этом рассказывает А. С. Пушкин в «Письме к Соболевскому»:


«У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай».

Название «баранки» происходит от слова «обварить», потому что их делали из заварного или, как в древности на Руси называли, «обварного» теста, которое раскатывали в узкие жгутики, сворачивали в кружок, а потом выпекали «обваранки», то есть изделия из обваренного теста.

Название менялось – «обвараночки», «абаранки», пока, наконец, не получилось – «баранки».

Первое письменное упоминание о баранках встречается в указе Петра I от 1725 г. В петровские времена баранки обваривали кипятком, а потом припекали. Co второй половины XVIII в. тестяные заготовки стали обрабатывать паром – так это делают и по сей день.

В наше время баранки пекут на особых заводах, которые так и называются – заводы бараночных изделий. Останкинскому – уже больше 50 лет, он был создан в 1967 г. в качестве экспериментального предприятия и до сих пор выпускает баранки, сушки и хлебные палочки.

В городе Тутаеве Ярославской области создан музей баранки. Их готовили по особому рецепту, который удалось восстановить нынешним хлебопекам. Умельцы создают из баранок невероятные фигуры и статуэтки. В музее баранки регулярно выставляется около 300 экспонатов.

Баранки – это не только лакомство, но и лекарство от ангины. При первых признаках простуды надо замочить баранку в горячем молоке, остудить и съесть, запивая чаем с лимоном. Пшеничное тесто с молоком рассасывает гнойнички и воспаления. Продолжать лечение нужно до исчезновения симптомов простуды, желательно – трижды в день.

ЗАГАДКИ


Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем,
Разделю ребятам всем.

(Баранка)


Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объеденье!

(Баранка)

Ватрушка

Ватрушки – круглые лепешки, открытые сверху и защипанные только с краев. Обычно их пекли с наполнителем из творога, реже – из варенья или повидла.

Название «ватрушка» происходитотслова «ватра» – очаг, огонь, одинаково звучащее в большинстве славянских языков – украинском, польском, чешском, сербском, хорватском, болгарском и даже в некоторых неславянских: румынском и албанском, что указывает на чрезвычайную древность этого названия. Поэтому не случайно ватрушки имеют круглую форму и солнцеобразный вид (окольцованный круг). Они символизировали огонь (окаймленный, защищенный очагом, огонь внутри очага), «прирученный», обузданный человеком.

Гоголь ошибочно писал «вотрушка», считая, что слово это происходит от глагола «тереть, втирать» (и от переиначивания слова «творог» – вотри творог в вотрушку). Писатель полагал, что простой народ ошибается, говоря это слово через «а», и упорно старался «исправить» правописание. Как показали лингвисты, в данном случае ошибался как раз великий писатель. Ho и в новых изданиях правописание Гоголя сохранено.

Ватрушки делают из смеси пшеничной и ржаной муки или чаще всего из пшеничной высшего качества. В первом случае они обычно несладкие – к творогу добавляют небольшое количество жареного лука. Во втором – сладкие, их подают к чаю. Тесто ватрушек во всех случаях легкое, некрутое, дрожжевое, сдобное, иногда – слоеное.

Перед выпечкой ватрушки смазывали смесью желтка и сливочного масла. Такие изделия получались не только пышными, но и румяными, выглядели очень аппетитно.

Настоящая ватрушка должна быть большой. Обычно ватрушки ели за праздничным столом, разделив на всех гостей. Существовал интересный обычай – запекать в ватрушки сюрпризы – маленькую пуговку, кусочек шоколада, монетку. Считалось, что тот, кому достанется монетка, будет богат, обладателя шоколада ждет счастливая жизнь, ну а если попадется пуговка, придется много трудиться. Тем, кому сюрприза не досталось, оставалось ждать следующего ватрушечного пиршества и надеяться на свою счастливую звезду.

Изумительно вкусные ватрушки было принято печь на Рождество.


He дашь мне ватрушки -
Получишь по макушке!

Двухтонную ватрушку с земляникой испекли в 2009 г. в Мексике. 55 кулинаров трудились над этим чудом выпечки 60 часов. На гигантскую ватрушку ушло по 1 т сыра и йогурта, 350 кг печенья, 250 кг сахара и 150 кг масла. Она попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая ватрушка в мире.

Каравай


Как на Петины именины
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой низины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай.

Эта песенка-игра напоминает нам о возрождающейся традиции праздновать именины и обязательно на этот праздник печь каравай.

Название «каравай» получило широкое распространение в русском кулинарном обиходе, но относимое часто к совершенно разным изделиям. Так, караваем называют большую краюху хлеба домашней выпечки, каравайчиками зовут также круглые или продолговатые пирожки и булочки без начинки, наконец, в некоторых областях России так называют толстые лепешки, в других же – ватрушки крупных размеров или сдобные полусладкие булочки.

Причина этого заключается в том, что слово «каравай» нерусское, оно означает – тмин, вернее, индийский тмин – ажгон, зиру. Все хлебобулочные изделия, где применялся тмин, вначале получали наименование «каравайных». Однако в силу того, что русскому народу свойственно оценивать все изделия в первую очередь по форме, а не по содержанию, слово «каравай» было отнесено к круглой (полусферической) форме, и все изделия подобного вида в XIX в. стало модным называть караваями.

До наших дней сохранилась традиция встречать молодоженов с караваем. Главным участником свадьбы выступал большой круглый каравай.

Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что лад в семье каравайницы через каравай передается молодым.

Чем больше каравай, тем счастливее и зажиточнее будет жизнь молодой семьи. И поэтому, когда сажали каравай в печь, приговаривали: «Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой!» (Т. е. больше.)

Каравайницы старались выпечь не только вкусный и красивый каравай, но и большой – всем на удивление. В некоторых местах принято было выпекать каравай величиной во весь стол. Каравайницы пели: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового». Каравай действительно часто выпекался толще печки кирпичной. Приходилось выламывать из устья печи ряд-другой кирпичей.

Если на обычной сельской свадьбе выпекали такого здоровяка, то можно представить размеры караваев, которые пекли на княжеских и царских свадьбах. Здесь каравай доставляли к свадебному столу четыре каравайника на специальных носилках, обитых алым бархатом. В XVI–XVII вв. на царских свадьбах существовал обряд дарения каравая.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.
“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле,
Что была моим домом,
И сильным рукам,
Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай уберут.
Спасибо вам, руки,
За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,
Ютилась под снегом,
От стужи дрожала,
Но солнце меня отогрело давно,
И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!
А если меня вы посеете снова,
Я снова под снегом дорогу найду
И колосом стану,
И к людям приду”.

Автор - Янина Дягутите

* * *

Тихо встала рожь на цыпочки…

Тихо встала рожь на цыпочки, потянулась к небесам.
Лето пестрое рассыпалось по полям, по лесам.
Вот ромашки долговязые с кашкой шепчутся.
А вот незабудки синеглазые затевают хоровод.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Автор - Янина Дягутите

Пшеница


Положит в землю человек зерно,
Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

* * *

Хлеб

Прожить не трудно без котлет,
Кисель не часто нужен,
Но плохо, если хлеба нет
В обед, на завтрак, в ужин.

Он – царь еды, хоть скромен вид.
От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит
В почете посредине.

Ему десятки тысяч лет.
Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб,
Каким лежит на блюде.

Его найдешь ты на столе
У римлян и у грека,
В войну, в годину лютых бед,
Спасал хлеб человека.

И ныне кормит хлеб людей -
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень!

Москва, 1987 Автор – Ольга Стратонович

* * *

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

* * *


Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».

* * *

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо.....

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом....
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

Перевод И. Токмаковой

* * *

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

* * *

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Радо солнцу небушко,

полюшко подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку:

* * *

Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила,

в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

* * *

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! - он хвалился –

С ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.

* * *

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Автор – В.Воронько
* * *
Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

* * *

О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.


Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.

Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

* * *

Хлеба пекутся

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

* * *

Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.

Венный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом
И с сердцем замирающим следил
За грозным, хладнокровным хлеборезом,
Он резал хлеб! Он черный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным,
Он резал грубо, властно, без затей,
Горелой коркой, как в угле древесном,
Испачкавшись, почти что, до локтей.

На нем рубаха взмокла холстяная,
Он был велик в восторге трудовом.
Он резал хлеб, усталости не зная,
Лица не вытирая рукавом!


* * *

И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”

Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
– Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

* * *

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

* * *

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.

Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Без соли, без хлеба - половина обеда.

Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Брось хлеб назади, очутится впереди.

Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу.

Был бы хлеб, а мышки будут.

Без хлеба куска везде тоска.

Без закваски хлеба не месят.

Без соли хлеб не еда.

Без хлеба не обедают.

Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.

Без хлеба и у воды худо жить.

Будет хлеб - будет и обед.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без хлеба и ситник в честь.

Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Будет хлеб - будет и обед.

Без ножа хлеба не отрежешь.

Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб.

Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.

Без хлеба и ситник в честь.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.

Пока есть хлеб да вода - все не беда.

У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.

Где сорняк цветет, там хлеб вянет.

Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

У хлеба не без крох.

Где хлеб, тут и мыши.

Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб.

До завтра оставляют только хлеба, а не дела.

Мы люди не гордые: нету хлеба, подавай пироги.

Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать.

Плох обед, коли хлеба нет.

Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

Ешь и пироги, да хлеб вперед береги.

Животинке водиться, где хлебу родиться.

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

У кого много хлеба - так свиней заведи, а у кого много денег - так мельницу сними.

Побило градом хлеб и у соседа, да мой тем не встанет.

Не хлебом единым сыт человек.

На хлеб да на детей недолго посердишься.

Квашни не замесишь и хлебца не поешь.

Как хлеб дошел, так пирог пошел, а пирог дошел, так блин пошел, а блин дошел, так в мир пошел.

Хлеб да соль! - Ем, да свой. - Хлеба есть! - Да негде сесть.

Мужик на счастье сеял хлеба, а уродилась лебеда.

Картофель хлебу подспорье.

Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.

Кто зевает, тот воду хлебает.

Ешь-ка хлеб, а пироги вперед береги.

Из одной муки хлеба не испечешь.

В поле - по хлеб, в лес - по дрова.

Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится.

Рад бы душой, да хлеб чужой.

И худой живет да хлеб жует.

Не всяк пашет, кто хлеб ест.

У нашего батьки не как у мужика: пряники ломай, да со щами хлебай, а сядешь есть - и хлеба в честь.

Навоз у бога хлеб крадет.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Ищи так, как хлеб ищут.

Деньги любят счет, а хлеб - меру.

Одинокому где хлеб, там и угол.

Наши поговорки около хлебной корки.

В лесу дров много, да хлеба нет.

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Надо хлеба и на после обеда.

Не к лицу пироги разбирать, коли и хлеба нет.

Горек обед без хлеба.

Деньгам счет, а хлебу мера.

Есть хлеб - так ешь, а нет - так гляди.

Ешь хлеб, коли пирогов нет.

И хлеб по своей стороне скучает.

Дорог хлеб, как денег нет.

Не беда, что в хлебе лебеда, то беды, когда нет ни хлеба, ни лебеды.

Едешь на день - хлеба бери на неделю.

Голодной куме хлеб на уме.

Слово к ответу, а хлеб - к обеду.

Семь верст киселя хлебать.

Хотя хлеба крома, да воля своя.

Из семи печей хлебы едал.

Не жди урожая, сей жито - хлеб будет.

Все едино, что хлеб, что рябина: оба кислы.

Пот на спине - так и хлеб на столе.

Доплясались, что без хлеба остались.

И пес перед хлебом смиряется.

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

Дадут хлебца - дадут и дельца.

Легко за готовым хлебом на полатях спать.

Где горох посередь нивы, с краю хлеба не будет.

Пролениться - и хлеба лишиться.

Работай до поту, поешь хлеба в охоту.

Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем.

Не трудиться - хлеба не добиться.

Голодный и патриарх хлеба украдет.

Такой пест и хлеб ест.

Старая хлеб-соль не забывается.

Как хлеб да квас, так все у нас, а скатерть со стола, так и дружба сплыла.

Кто ворует, тот горюет, а мы живем - хлеб-соль жуем.

Не толченое, так и не пшено; не молот хлеб - не мука.

Купила бы собака хлеба на обед, да денег нет.

Как бы всякое зерно в сусек попадало, так много бы хлеба было.

Каков у хлеба, таков и у дела.

Не для Иисуса, а для хлеба куса.

От хлеба-соли не отказываются.

Велика твоя хлеб-соль, а все корочки.

У богатого груз на корабле, у бедного хлеб на уме.

На соль пьется, на хлеб спится.

Когда ты, бабушка, ворожить стала? - А тогда, как хлеба не стало.

Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе.

Захочешь есть - о хлебе заговоришь.

Чья земля, того и хлеб.

Всем досыта есть, так и хлеба не станет.

Дай, кумушка, щец, да и хлебец твой.

Все по-стари: с чего хлеб, с того и сухари.

Не тяжело суму носить, коли хлеб в ней есть.

На новь - хлеб сеять, на старь - навоз возить.

Слову - вера, хлебу - мера, деньгам - счет.

Русский человек хлеб-соль водит.

Что за горе, коли у реки без хлеба не сиживал.

Не всякий хлеба пашет, да всякий его ест.

Муж - как бы хлеба нажить, а жена - как бы мужа избыть.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.

Навоз отвезешь, так и хлеба привезешь.

Калач хлебу не замена.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю.

Чужой хлеб всегда вкусен.

Живет не скудно: купит хлеб попудно, у соседа пообедает, на реку пить сбегает.

Едят хлеб не в одном вашем дворе.

Какова земля, таков и хлеб.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Есть хлеба край, так и под елью рай.

Хороша хлеб-соль, да все корочки.

Цельба голодному - хлеб с водою.

Посконная рубаха не нагота, хлеб с половой не голодня.

Пироги до того доведут, что и хлеба не дадут.

Каша - мать наша, а хлеб - кормилец.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило.
(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает
(Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (
Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом.
(Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье! (
Баранка или бублик)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)

к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я,

будет целая семья. (Зерно )

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (Зерно)


Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

(белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

Ты что ешь, человече?

Хлеб, - отвечает косарь.

А он вкусный?

Да еще какой вкусный!

Дай мне отведать.

Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

Прежде всего, надо землю вспахать…

Тогда и хлеб будет?

Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…

И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…

Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…

Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…

И буду хлеб есть?

Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…

И все?

Нет, не все. Надо муку замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

И спечется хлеб?

Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

Конь, конь! Я тебя съем.

Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит:

Гуси, гуси! Я вас съем.

Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

Какую?

Спой нам, а мы послушаем.

Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

Дед, дед, я тебя съем!

И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

А он вкусный?

Попробуй - узнаешь.

Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Баран, баран, я тебя съем!

Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Котик – золотой лобик

(белорусская сказка)

Жили-были дед да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:
- Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, а что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
- Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
- Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
- Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
- Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
- Дед, дед, что тебе надо?
- Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
- Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.

Про мудрого старика

(эфиопская сказка)

Жил на свете один старик. За свою долгую жизнь ни разу не сказал он пустого слова. Что знал, то знал он наверняка. А ежели чего не знал, о том не говорил. Всюду старика люди чтили и уважали за мудрость его. Но были и те, кто завидовал доброй славе старика и задумали над ним посмеяться.
Вот что придумали злые люди. Один из них обрил себе правую половину головы – от лба до затылка, потом вымазал у пегой лошади левый бок рыжей краской и провел её мимо дома старика. Через некоторое время приятели этого молодого парня тоже пошли к дому старика, вслед за другом. Остановились рядом с домом, поклонились старику с почтением и говорят:
- Все ли дни твои хороши?
А потом, будто невзначай, спрашивают:
- Скажи, не проходил ли тут кудрявый юноша с рыжей лошадью?
Старик ответил:
- Да, здесь проходил юноша с лошадью. Та сторона его головы, которую я видел, была кудрявая, но я не знаю, была ли у него кудрявая вся голова. И тот бок у лошади, который я видел, был рыжий, но был ли у неё и другой бок рыжий – или был он пегий, или вороной, – я не знаю.
В другой раз эти хитрецы нарядили девочку в одежду мальчика, подпоясали её так же, как подпоясывают мальчиков.

Затем они обрили у чёрной овцы шерсть с одного бока и велели девочке пройти с этой овцой мимо старика. А сами некоторое время спустя, пошли вслед за ней.

Остановились рядом с домом старика и поклонились ему с почтением, пожелали ему счастливых дней жизни, а потом спросили, будто между прочим:
- Скажи, не проходил ли здесь мальчик с длинношёрстой овцой?
Старик ответил:
- Да, по дороге проходил ребёнок с овцой. Тот бок у овцы, который я видел, порос длинной чёрной шерстью, но какая шерсть у овцы на другом боку – чёрная или белая, длинная или выстриженная, – я не знаю. И ребёнок, которого я видел, был одет как мальчик, но мальчик ли это был или переодетая девочка, я тоже не знаю.
Тогда в третий раз хитроумные приятели решили попытаться поймать старика на неверном слове. Они одели мальчика девочкой, дали мальчику в руки корзинку, в которой носят хлеб, положили в неё камни и сказали мальчику:
- Ступай пройди мимо этого старика!
А затем и сами пошли к старику.
Поклонились ему низко и с почтением сказали:
- Пусть в добром здравии проходят дни твои! Не видал ли ты на дороге девочку, которая несла корзину с хлебом?
Старик сказал:
- Да, я видел ребёнка, который нёс корзину из-под хлеба. Ребёнок был одет как девочка, но была ли это девочка или переодетый мальчик, я не знаю.

В руках у ребёнка была корзинка для хлеба, но был ли в ней хлеб или, может быть, в ней лежали камни или была она пустая, – я тоже не знаю.
Хитрецы увидели, что их хитрость опять не удалась и в третий раз. Повернулись они было, чтобы уйти. Но старик остановил их и сказал:
- Послушайте и запомните мои слова. То, что человек видит, – это ещё не всё, что можно увидеть. И если к тебе в дом пришли с поклоном и словами привета, не торопись говорить, что это пришли друзья. Это могут быть и враги, которые расставляют тебе ловушку.
И те, кто хотели посмеяться над старым человеком, в великом смущении и со стыдом покинули его дом.

Ленивая девочка

(башкирская сказка)

Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее.
Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.
- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.
Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание.

Пришлось им голодать.
Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
- Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:
- Внучка, сходи, принеси проса!
А внучка отвечает:
- Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.
- Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?
- Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.

Старый отец

(белорусская сказка)

В давние времена было принят такой обычай среди людей: когда отец старел и оставалось ему недолго жить, завозил его сын в глухую пущу да и оставлял там.
Вот однажды случилось так. Сын повез отца в пущу. Конечно, было жаль ему отца – сильно он его любил, да ничего не поделаешь, таков обычай! А на обычаях вся жизнь держится. Не повезешь – люди засмеют, скажут, что старых обычаев не почитаешь. Еще из села прогонят…
Едет сын невеселый, а отец и молвит ему:
- Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
- Нет, батька, не брошу. Но чтобы люди не прознали, вот что сделаю. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда ночь наступила, и все село уже спало, он привез из пущи отца и спрятал его в темной каморе.
Но случилось несчастье – град все жито побил, и нечем было новое сеять, грозил голод.
Пришел грустный сын к отцу в темную каморку, жалуется:
- Что делать? Не посеем жита – в будущем году без хлеба останемся.
Ему отец говорит:
- Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня.

Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл.

Сними стреху, обмолоти – и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Диву даются соседи, откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя ему признаться, что это старик-отец помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную каморку и рассказывает про беду свою.
- Так, мол, и так. – говорит, – придется с голоду помирать…
- Нет, – отвечает отец, – с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как я был молодой еще, закопал немного денег на черный день. Жизнь, сынок, прожить – не поле перейти: все может случится. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, нашел и выкопал отцовы деньги, купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и своим соседям занимает. Вот как-то раз они и спрашивают у него:
- Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?
Признался сын:
- Отец, – говорит, – кормит меня.
- Как же так? – удивляются соседи. – Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
- Нет, – говорит сын, – стал я делать, как вы. Оставил я отца у себя век доживать. И когда пришла беда, отец помог мне и хлеба посеять и семью от голода спасти. У старых людей ума больше, чем у молодых.
С той поры перестали сыновья отцов своих в пущу отвозить, и было принято отцов своих под старость уважать да кормить.

Пряничный человечек

(американская сказка)

Пекла, как-то раз, фермерша на кухне имбирные пряники и решила: “Сделаю-ка я Пряничного человечка да подарю мужу”. А муж тем временем работал в саду.
Она сделала Пряничному человечку глаза из изюма, нос из вишенки, а рот из лимонной корочки. И сунула его в горячую духовку. Ужасно удивилась она, когда открыла духовку, а оттуда – прыг живой Пряничный человечек!
- Ух ты! – закричал он. – Ну и жара в этой духовке!
Пряничный человечек стал бегать по кухне, а когда фермерша открыла дверь в сад, чтобы позвать мужа, человечек выбежал за порог, весело крича:

Побежал Пряничный человечек по улице и чуть не налетел на корову.
- А ну-ка стой! – крикнула ему корова. – Выглядишь ты больно аппетитно. Вкусный небось?
Тут появились и фермер с фермершей; они совершенно запыхались от быстрого бега.
- Остановись! Держи его! – кричал фермер.
Но Пряничный человечек все бежал и бежал, да еще выкрикивал на бегу:
- А вот и не поймаешь! Потому что я Пряничный человечек!
Вдруг перед ним, как из-под земли выросла большая собака и страшно его напугала.
- Р-р-р, – зарычала собака. – А пахнешь ты очень славно – вкусный, наверное.
- Ну уж нет, собачка! – заявил Пряничный человечек. – Фермер с фермершей и их корова тоже хотели съесть меня, да поймать не смогли. И ты тоже меня не поймаешь, потому что я Пряничный человечек и от тебя я еще быстрее убегу.
Бежал он, бежал и вот добежал до речки.
- Ах ты, что же мне делать-то теперь? – воскликнул Пряничный человечек.
Собака, корова и фермер с фермершей как раз появились на высоком берегу, когда перед Пряничным человечком откуда ни возьмись появился лис.
- Я помогу тебе перебраться через речку, – сказал ему старый хитрый лис. – Прыгай ко мне на спину.
Пряничный человечек вскочил лису на спину, и тот вошел в воду.
Когда лис немного отплыл от берега, Пряничный человечек ему говорит:
- У меня ножки промокли.
- Ничего страшного, переберись повыше, ко мне на голову, – посоветовал лис.
Пряничный человечек так и поступил.
Лис уже почти переплыл речку и вдруг говорит Пряничному человечку:
- Знаешь, по-моему безопаснее для тебя перебраться ко мне на нос.
Пряничный человечек перебрался еще выше, прямо лису на нос, и осторожно уселся там, пока лис выбирался на берег.
Но стоило лису оказаться на берегу, как он подбросил Пряничного человечка в воздух, открыл пошире пасть и проглотил его.
Собака, корова, фермер и фермерша только рты от изумления раскрыли, глядя, как лис ест их Пряничного человечка.
Ведь они столько времени гнались за Пряничным человечком – и по дороге, и по полю, и по берегу реки – да так и не смогли поймать его, а тут он – р-р-раз! – и исчез без следа в пасти хитрющего старого лиса.
Что же, пришлось им всем домой отправляться.


Беседа о хлебе, хлеборобах и пекарях в средней группе.

Цели и задачи: Познакомить детей с трудом хлебороба и пекаря. Закрепить знания детей о том, что хлеб важнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлебороба и пекаря.

Предшествующая работа:чтение книжек, стихов, рассказов о труде взрослых, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: введение в активный словарь детей новых слов: пекарь, хлебороб, комбайн.

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей.

Методические приёмы: наглядный(рассматривание картин, иллюстраций);

Словесный (вопросы к детям, рассказ воспитателя, пояснения).

Ход НОД:

В-ль: Ребята, сядьте все ровно и послушайте меня. Сегодня на занятии мы поговорим о труде взрослых, в частности о профессии хлебороба и пекаря. Ответьте мне на такой вопрос, кто выращивает хлеб?

Дети: Хлеб выращивают на полях.

В-ль: Правильно, ну а кто выращивает?

Дети: Люди.

В-ль: А как эти люди называются? Они называются хлеборобы. Ну-ка повторим все хлеборобы.

Дети: хлеборобы.

В-ль: Правильно выращивают и убирают хлеб хлеборобы. Они с раннего утра и до поздней ночи трудятся в поле, чтобы убрать всё до единого зёрнышка. А если не уберут хорошо зерно, тогда нам нечего будет кушать. Труд хлебороба очень кропотливый, хлеб – это ценнейший продукт питания, получение которого требует огромного труда.

В-ль: Ребята, вы часто ходите в магазин где продают хлеб, чаще всего он называется «Булочная». Кто бывал из вас в таком магазине?

Дети: Все.

В-ль: Какой хлеб вы там видели?

Дети: Батоны, разные булочки.

В-ль: Правильно, батоны, булочки, пшеничный и ржаной хлеб. Ни один обед не обходится без хлеба. Не правда ли? А знаете ли вы, где и как пекут хлеб?

Дети: Хлеб пекут на заводе.

В-ль: Правильно, этот завод называется «Хлебзавод». На этих заводах не на секунду не прекращается работа. Даже в праздничные дни, когда все люди отдыхают, пекари работают. Ведь к праздничному столу хлеба нужно ещё больше! Так кто же печёт нам хлеб?

Дети: Пекарь.

В-ль: А кто, когда нибудь помогал маме, печь пироги и какие продукты для этого нужны?

Дети: Мука, сахар, соль, дрожжи.

В-ль: Правильно, молодцы.

В-ль: И так наше занятия подошло к концу, подведём итоги: так что же вы узнали на занятии.

Дети: на занятии мы узнали как и кто выращивает хлеб, где и как его пекут и что нужно его беречь.

В-ль: Хорошие урожаи выращивают труженики полей в нашей стране. И тем не менее хлеб нужно беречь!

Человек, который не научится беречь хлеб никогда не будет пользоваться уважением окружающих, потому что выбрасывая хлеб, он оскорбляет труд людей, которые выращивали рожь, пшеницу для этого хлеба, убирали с полей, хранили зерно, изготовили умные машины для хлебозаводов и выпекали хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия в подготовительной к школе группе " Беседа о хлебе"

Интегрированное занятие для детей 5-7 лет. Цель: Рассказать детям о хлебе и его значении в жизни человека. Познакомить детей с историей возникновения хлебопечения на Руси. Вспомнить запове...

Беседа о хлебе в подготовительной группе

Цель: Развивать индивидуальные способности детей к речевой деятельности через картинки. Задачи: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Учить составлять р...

Конспект НОД "Беседа о хлебе"

Конспект НОД "Беседа о хлебе" по познавательному развитию предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в - него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.
Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.
Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Рассказ Ушинский К. Иллюстрации



Загрузка...