dselection.ru

История граненого стакана почему 16 граней. Что это было за задание? Граненый стакан: история, сколько граней

Этимология

Слово «достаканъ» встречается в русской грамоте 1356 года и в Духовной грамоте Ивана Калиты (умер в 1340 году). Предполагается, что это заимствование от тюркской деревянной посуды - tostakan (низкая круглая посуда типа пиалы) . В современном казахском языке тостаган представляет собой чашу для питья.

Описание

Форма стакана обычно близка к цилиндру или к усечённому конусу , однако встречаются стаканы более сложной формы. Основным отличием стакана от других типов посуды является отсутствие ручки. Стаканы также бывают гранёными.

Отношение высоты стакана к диаметру основания примерно 2:1, а размером он близок к человеческой ладони. Объём стакана обычно 200-250 см³. Стаканы меньшего размера часто называются стаканчиками, а совсем маленькие - стопками . В быту считают, что обыкновенный гранёный стакан, налитый до гладкого ободка, вмещает 200 мл, налитый «всклень», то есть до краёв, - 250 мл.

В старорусских мерах объёма жидких тел (главным образом, казённой водки) 12 стаканов = 1/4 ведра , то есть 3 л, из чего объём стакана 250 мл.

Бывают стаканы прозрачные (стеклянные, пластмассовые) и непрозрачные (бумажные, пластмассовые, металлические), многоразовые и одноразовые (из бумаги или пластмассы), складные (из нескольких колец).

Материал стакана определяет, можно ли им пользоваться для употребления горячих напитков или нет.

Встречаются даже съедобные стаканы: так, мороженое может продаваться в вафельных стаканчиках.

Гранёный стакан

Гранёный стакан

Размеры классического гранёного стакана - 65 мм в диаметре и 90 мм в высоту. Стакан имел 16 граней (также встречаются экземпляры с 17 гранями, но 12, 14, 16 и 18 - наиболее типичное количество, ведь, с точки зрения технологии, выпускать стаканы с чётным количеством граней проще) и вмещал 250 мл жидкости (до краёв). На дне стакана была выдавлена его цена (как правило - 7 или 14 копеек; «20-гранники» стоили 14 копеек).

Характеристики стандартного гранёного стакана производства СССР :

  • Верхний диаметр: 7,2-7,3 см;
  • Нижний диаметр: 5,5 см;
  • Высота: 10,5 см;
  • Количество граней: 16, 20 (возможны и иные значения);
  • Ширина верхней кромки: 1,4 см, 2,1 см (возможны и иные значения);

Объём стаканов: 50, 100, 150, 200, 250, 350 миллилитров.

Гранёный стакан имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным стаканом цилиндрической формы. Благодаря своим граням такой стакан гораздо прочнее и может уцелеть при падении на бетонный пол с метровой высоты. Поэтому гранёные стаканы производятся по сей день и используются в заведениях общепита , а также в пассажирских поездах (обычно с подстаканником).

В народе гранёный стакан получил название «маленковский», по фамилии советского государственного деятеля Георгия Маленкова .

Химический стакан

Химические (лабораторные) стаканы

Химические (или лабораторные) стаканы являются весьма важной частью химической или биологической лаборатории. Как правило, по форме они представляют собой строгий цилиндр, хотя иногда могут иметь форму расширяющегося кверху усечённого конуса. Обязательным атрибутом химического стакана является носик для удобного сливания жидкости. Дно у хорошего химического стакана должно быть плоским, для удобства использования магнитной мешалки. Изготавливаются обычно из термостойкого стекла, но могут быть пластиковыми. Объём химических стаканов варьирует от 5 мл до нескольких литров. На стакан может быть нанесена шкала объёма, однако она приблизительна и служит только для ориентировки. Сосуды с точными шкалами, служащие для измерения объёма жидкости, называют мензурками . Химические стаканы используются обычно для приготовления растворов сложного состава, когда необходимо при перемешивании растворять несколько твёрдых веществ. Во время «лабораторных» праздников химические стаканы ёмкостью 50 мл нередко используются в качестве стопок.

Одноразовый стаканчик

Одноразовый стаканчик был создан в 1910 году Хью Морем в результате борьбы с эпидемиями .

Складной стакан

Складной металлический стакан

Складной стакан состоит из подставки и укреплённых на ней колец в виде усечённых конусов. В сложенном состоянии они помещаются друг под другом, закрытые крышкой. В разложенном положении телескопически раскрыты вверх. В популярных художественных фильмах , таких как «Опасно для жизни! » (), «Московские каникулы » () и др., складной стакан использовался как непременный атрибут пьяниц .

Стакан как мера объёма

Стакан также является бытовой мерой объёма жидкости и сыпучих тел, и в этом качестве используется в кулинарных рецептах . В этих случаях имеется в виду объём 200 мл. Например, имеется такой рецепт «Солянки московской на сковородке» : «2 - 3 рябчика (или любой другой дичи), 100 г. копчёной грудинки, 5 сосисок, 500 г. кислой шинкованной капусты, 4 столовые ложки томатной пасты, 1 луковица, 2 стакана бульона, 100 г. любых маринадов, соль, перец по вкусу, 1/2 стакана тёртого сыра.»

Популярные выражения со словом «стакан»

  • Найти истину на дне стакана .

Нам, имевшим счастье (?) застать живьем советскую власть и даже (некоторым) вырасти при ней, многие повседневнейшие вещи, не вызывавшие тогда никаких особых эмоций (а порой вызывавшие раздражение) теперь, по мере отдаления от времен нашего прекрасного детства, все чаще становятся поводом для ностальгии. Куда ушли автоматы с газировкой за 1 копейку и «трешку» с сиропом? Кому помешали? Я хочу летом выпить холодной газировки! Господа бизнесмены, ау!

Почему никаких эпидемий не вызывал многоразово облизываемый граненый стакан, слегка сполоснутый водой из-под крана? А я вам объясню, дорогие товарищи! Потому что граненый стакан имеет свойство накапливать в своих совершенных формах космическую животворящую силу! Эта сила не только мочит всех микробов безо всякой дезинфекции, но и явно способствует духовному возвышению и даже, временами, (у некоторых избранных) прозрению при употреблении из оного возвышающих духоподъемных специальных прозревательныхнапитков.

Вспомните сами, о чем тянет поговорить в процессе употребления национального прозревателя из какой-нибудь китайской рюмки, или, не дай Бог, поганенькой пластмассовой одноразовой чашки? Правильно, о футболе, рыбалке, бабах женщинах и автомобилях. То есть о предметах низменных, повседневных и приземленных.

И только запущенный в организм из правильного космического прибора, именуемого в народе Граненый Стакан (далее - ГС), прозреватель наводит реципиента на мысли о возвышенном: об уважении к личности, о смысле/бессмысленности человеческого существования, о народном благе и прочих потусторонних вещах, в повседневной жизни не встречающихся.

Когда мне внезапно открылось Космическое Значение ГС для русского сознания вообще и философского осмысления нашей действительности в частности, я не мог остаться равнодушным. Плачевное состояние духовности нашего народа является результатом исчезновения ГС из повседневной жизни! Необходимо спасать хотя бы то малое, что еще осталось! И вот в результате практически археологических раскопок на чердаках, в чуланах и даже под землей постепенно стала собираться эта коллекция. Неожиданно оказалось, что не одного меня волнует судьба русского сознания Граненого Стакана: http://periskop.livejournal.com/777120.html#cutid1

Поэтому я решил представить публике несколько экспонатов из моей коллекции с краткой историей каждой находки.

  1. Стакан Граненый «Губастый» тип ГС-14.

Имеет ёмкость 250 грамм (до верха) или 200 (до «губы»). Заметьте, только в НАСТОЯЩИЕ три ГС емкостью 250 грамм можно точно разлить 500 грамм напитка! Попробуйте произвести тот же эксперимент с кружками или другой посудой. Ни-фи-га! Вот вам и доказательство Космичности родного ГС - только с его помощью можно 500 разделить на 3 без остатка.

На данном фото представлен образец 14-гранного ГС производства не позднее 50-х годов. Этот великолепный образец был найден на чердаке полуразрушенной дачи завернутым в газету 1958 года. Это позволило произвести приблизительную оценку возраста находки. После реставрации помывки раритет регулярно используется по прямому назначению. В силу многогранности весьма помогает в поисках вдохновения. Меня, в частности, он неожиданно вдохновил на строительство нового дачного сортира.

  1. Стакан Граненый «Губастый» тип ГС-20

Емкость этого чуда не отличается от обычного ГС-14. Те же классические 200/250. Но чудо оно и есть чудо.

Этот замечательный экспонат был найден в старом деревенском коровнике на полке. Время создания космического прибора ГС-20 теряется во мраке лет. Но место находки несомненно доказывает что мелкограненые ГС могут применяться и в сельском хозяйстве, например для удойности и привесности! Впрочем эксперимент по употреблению из этого прибора прошел с большим успехом и на человеке. ГС-20 замечательно раскрепощает внутренний мир и освобождает сознание для полета в космические дали и способствует безболезненному возвращению отлетевшего духовного имущества утром обратно.

  1. Стакан «малый» тип МГС-16

Это «младший брат» классического «губастого» ГС. Используется в основном женщинами как мерная посуда и для употребления в большом количестве напитков методом «Ой, я вообще не пью! Мне чуть-чуть на донышке!».

Помогает женщинам стать хоть чуть-чуть ближе к мужчинам. Если не биологически, то хотя бы интеллектуально. Любимая емкость тещ и двоюродных тётушек из провинции.

  1. Стопка граненая праздничая СГП-14

Конечно, классический ГС универсален и всеобъемлющ, но если вы решили посетить космические дали в компании других космонавтов алкашей интеллектуалов, то расходы на путешествие резко возрастают!

Для таких случаев групповых путешествий придумана байка о «неприличности» употребления в обществе из классического ГС и в качестве фигового листка изобретена «благопристойная» СГП-14 емкостью 100 грамм.

При разумной скорости путешествия СГП-14 позволяет с одной стороны соблюсти приличия а с другой - путешествовать в нирвану эконом-классом.

  1. Рюмка граненая микроскопическая РГМ-12

Используется только в исключительных случаях для употребления напитков, имеющих космическую цену или фантастически мерзкий вкус. РГМ-12, как и её старшие братья, многократно усиливает положительный эффект от помещенных внутрь условно-полезных (или якобы целебных) субстанции, в связи с чем пользуется большим успехом у сердечников, гипертоников и прочих страдальцев. На самом деле страждущим помогают вовсе не их мерзопакостные снадобья, а поток космической животворящей силы, так и сверкающей в гранях этого шедевра.

Заметьте, коренные петербургские старушки предпочитают капать свой валокордин именно в РГМ-12. Они знают истинную силу космических граней.

В завершение - групповое фото:

Несколько особняком от ГС стоит такое явление как Тонкий Стакан (ТС) и его неотъемлемая часть и вторая сущность Подстаканник (ПС) .

Создание эстетов Серебряного Века так полюбилось простому народу и его расстрельщикам руководителям, что даже после ликвидации Серебряного Века вместе с его создателями тандем ТС+ПС не исчез, а занял почетное место в советской жизни.

Я тоже люблю пить чай из тонкого прозрачного стакана с подстаканником. Вкус напитка, радующего глаз золотым лимончиком, плавающим в волнах настоящего чая не из газетного пакетика, а из пузатого заварничка с красным цветком на боку, становится прекрасным до неповторимости. Никакая, даже самая нарядная фарфоровая (фаянсовая, железная, пластмассовая и прочая) посуда не доставит глазу того эстетического удовольствия, которое мы имеем взяв в руку этот прекрасный шедевр отечественной художественной (и технической) мысли.

Особенно ярко высокие художественные (не говоря уже о вкусовых!) достоинства употребления чая из ТС+ПС выявляются при использовании настоящего дровяного самовара. Но Самовар заслуживает отдельного поста и его темы я только коснулся здесь этой фотографией.

Итак, господа! Призываю вас к поддержке русского сознания вообще и его воплощения - Граненого Стакана в частности! Без производства и внедрения которого в широких масштабах невозможно возрождение нашей исконной духовности и нравственной чистоты, имманентно присущей русскому народу.

Аминь!

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата - день рождения стакана - существует. Причем, отмечать ее надо 11 сентября и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что стаканы существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму.

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам стаканов выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды хранится в Эрмитаже. К тому же, существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный граненый стакан Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского, Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, такой стакан при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь «для проверки», а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: «Стакану быть!», а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв «бить» тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов, и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Есть мнение, что человеком, сыгравшим не последнюю роль в судьбе стакана, стал Сергей Иванович Мальцов, происходивший из семьи основателей стекольного и хрустального производства России купцов Мальцовых.

В 1830 году Сергей Мальцов поступил служить в лейб-гвардии кавалергардский полк. В 1832 году он был произведен в поручики, но через год в связи с болезнью был вынужден выйти в отставку.

В 1834 году Мальцов вторично поступил на службу в кавалергардский полк и был назначен адъютантом к принцу Ольденбургскому. В его формулярном списке написано: «Адъютант принца Ольденбургского, кавалергардского ее величества полка ротмистр, из дворян Орловской губернии.

В 1849 году Сергей Мальцов, несмотря на ожидавшую его блестящую карьеру при дворе, в чине генерал-майора вышел в отставку и уехал в родовое имение Дядьково. В наследство от отца Сергей Мальцов получил несколько десятков заводов и фабрик, расположенных в промышленном районе, площадью свыше 200 тысяч гектаров. На один из заводов Мальцов закупил американское оборудование и первым в России начал лить стеклянную посуду с помощью пресса. Особенно удачными получились граненые стаканы: они были дешевыми и очень прочными. Спрос на них по всей России был ажиотажным. В народе за ними прочно закрепилось название мальцовских. Кстати, верхнюю каемку стакана издавна называли „маруськиным пояском“. Так и говорили: налить по „маруськин поясок“.

Еще одно подтверждение „древности“ граненых стаканов - их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса „Завтрак“ - там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617-1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

„Вторая“ жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно, и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее, модернизацию) гарненого стакана Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», за которую ее наградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды - Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново «создавать» стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы «выжил» после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, который в свое время изобрел дуговую сварку. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал «Черный квадрат»). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич - в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с. 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде, и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам граненый стакан - дело рук Мухиной, нет.

Так что, скорее всего, классический граненый стакан - дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство - дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались - бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления стакана. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более «играющим» на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от «стаканных» домыслов, факт!

Сегодня стакан, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства.

Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии, ее дизайнеры поиграли с отблесками граней стакана, и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект назвали загадочно - «Латустридус». Поставив перед собой цель «закусить граненым стаканом», они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится «вкусный пломбирчик». Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил. Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов - упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На «строительство» ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

Когда есть, что выпить, но нет повода, наш изобретательный народ уже много десятилетий отмечает день граненого стакана. А между тем такая дата — день рождения стакана — существует. Причем отмечать ее, уважаемые читатели, надо 11 сентября, и всего один раз в год.

Доподлинно история происхождения этой даты неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области сошел обновленный граненый стакан. Почему обновленный? Да потому, что гранчаки существовали задолго до этого дня, а тогда стакан лишь обрел новую форму, которая сделала его одним из символов Советского Союза. Зачем в разгар войны обновлять стакан, спросите вы. Чтобы ответить на этот и многие другие вопросы, а заодно устроить вам еще один законный повод выпить, мы решили разобраться в судьбе граненого стакана.

Об истории этого легендарного продукта стекольной промышленности нам рассказали научный сотрудник Музея скульптора Веры Мухиной (г. Феодосия) Светлана Явисенко и заведующая демонстрационным залом "Опытного стекольного завода" (г. Гусь-Хрустальный, Владимирская область, РФ) Вера Костина.

БЕЗРОДНЫЙ "ИНОСТРАНЕЦ" ПО НРАВУ ЦАРЯМ

Граненый стакан был придуман вовсе не в СССР, как думают многие. Предшественники привычных нам гранчаков выдувались на территории России еще в XVII в., и немало образцов этой посуды, по словам Веры Костиной, хранится в Эрмитаже. К тому же существует легенда о том, как известный в то время владимирский стеклодув Ефим Смолин подарил толстостенный гранчак Петру I, заверив монарха, что тот не бьется. Идея царю понравилась. Во-первых, поклонник всего европейского Петр с удовольствием перешел с деревянных кружек на более модное стекло, во-вторых, гранчак при качке не катался по столу, да и в руке лучше держался. Так вот, по легенде, отведав из сосуда вина, Петр грохнул его оземь "для проверки", а тот возьми да и разбейся. При этом, говорят, Петр прикрикнул: "Стакану быть!", а кто-то из свиты услышал это не иначе как призыв "бить" тару, и якобы с тех пор на Руси появился обычай бить посуду на счастье. Хотя объективности ради надо признать, что к тому моменту подобные обычаи были у многих народов и разной посуды по разным случаям они разбили немало.

Еще одно подтверждение "древности" граненых стаканов — их упоминание в специальной армейской доктрине, изданной Павлом I в конце XVIII в. Пытаясь реформировать российскую армию, которая в то время была очень далека от полной боеготовности, монарх именно одним граненым стаканом ограничил суточную норму вина, положенную солдатам.

"Завтрак" Веласкеса. Гранчак может оказаться иностранцем

Но полагать, что граненые стаканы были только в России, ошибочно. Для этого достаточно посмотреть на картину испанского живописца Диего Веласкеса "Завтрак" — там изображен граненый стакан, хоть грани его отличаются от привычных нам вертикальных. А если учесть, что картина была написана в 1617—1618 годах, то может так статься, что граненый стакан пришел к нам из-за бугра. В пользу этого факта говорит и то, что изготовление стаканов методом прессования (как раз по этой технологии делались граненые стаканы в СССР) изобрели в 1820-х годах в... США. Производство по этой технологии в Штатах запустили только в середине XIX века, в Россию же эта техника попала только в начале XX в.

МУХИНА: РАБОЧИЙ, КОЛХОЗНИЦА И ГРАНЧАК

Мухина. Работала не только с монументами, но и со стеклом

"Вторая" жизнь граненого стакана, полная всенародного признания, началась также загадочно и достоверной информации о его реинкарнации не так уж и много. Молва упорно приписывает авторство (точнее модернизацию) гранчака Вере Мухиной. Той самой, которую все мы знаем как автора монументальной скульптуры "Рабочий и колхозница", за которую ее вознаградили Сталинской премией. Увы, но сегодня мало кто знает, что Вера Игнатьевна была не только скульптором и творила не только многотонные монументы. В различные периоды жизни она занималась созданием декораций и костюмов для театра и графическим дизайном (рисовала этикетки и плакаты), пошивом коллекции женской одежды (модели, созданные из простых тканей, вроде рогожи и сукна, были очень хорошо приняты в столице моды — Париже), оформляла интерьеры, работала с фарфором и, конечно, со стеклом. Причем Вера Игнатьевна стала адептом так называемой полостной скульптуры (скульптура создавалась внутри цельного бруса стекла).

Считается, что Мухиной пришлось заново "создавать" стакан после того, как в конце 30-х годов прошлого века в Советский Союз начали импортировать промышленные посудомоечные машины. Проблема была в том, что имеющуюся стеклянную тару эти автоматические посудомойки нещадно били, и скульптор, по легенде, должна была создать сосуд, который бы "выжил" после мытья в заграничной технике. По одной версии, дизайн стаканов она подсмотрела у горного инженера, профессора геологии Николая Славянова, которым в свое время была изобретена дуговая сварка. Он якобы на досуге рисовал эскизы многогранных стаканов, но собирался делать их из металла. А Мухина все переиграла и предложила стекло. По другой версии, над стаканом Мухина трудилась вместе с известным художником-авангардистом Казимиром Малевичем (тем самым, который написал "Черный квадрат"). Но, надо сказать, все эти версии не выдерживают критики. Во-первых, Николай Славянов умер в 1897 году, Малевич — в 1935-м, а канонический граненый стакан увидел свет в 1943-м. Во-вторых, знатоки творчества Мухиной отмечают, что она стала активно работать со стеклом только во второй половине 40-х годов прошлого века, да к тому же свои смелые эксперименты со стеклом она ставила на базе Ленинградского экспериментального завода художественного стекла. А, как известно, с 1941 по начало 1944 года Ленинград был в блокаде и вряд ли скульптор творила в таких нечеловеческих условиях. Более того, документального подтверждения, что привычный нам гранчак — дело рук Мухиной, нет.

1918-й. У Петрова-Водкина стакан будто современный

Так что, скорее всего, классический граненый стакан — дело рук безвестного дизайнера или технолога. Но авторство — дело десятое. Главное, что заказ был выполнен, и народ получил удобный многогранный сосуд. Кстати, те посудомоечные машины, ради которых он модернизировался, долго не продержались — бой посуды в них продолжался, молодцом держались только обновленные стаканы. Секрет, вероятно, был в технологии изготовления гранчака. Он был изготовлен из достаточно толстого стекла. Его варили при температуре около 1500°, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. А еще, говорят, для пущей крепкости в стаканы добавляли свинец, который делает стекло прочнее и более "играющим" на свету. Но, кстати, любителям стеклянной посуды советского периода все же не стоит забывать Мухину, ведь именно она создала дизайн классической пивной кружки. И это, в отличие от "стаканных" домыслов, факт!

НОВАЯ ЖИЗНЬ ГРАНЕНОГО СТАКАНА

Сегодня гранчак, который прежде был едва ли не в каждом доме, впал в забвение. Разыскать граненые стопку или стакан нынче не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде клепали десятками миллионов в год, большинство заводов сняли с производства. На заводе в Гусь-Хрустальном, где был выпущен первый советский гранчак, нынче делают стаканы для IKEA. "Мы сейчас делаем в основном европейскую посуду — прозрачную, в которой хорошо видно содержимое. О граненом стакане такого сказать нельзя. Это уже экзотика, которую мы делаем только под заказ", — рассказала Вера Костина.

В гранях ищите штрих-код. Фото artlebedev.ru

Теперь у гранчака новая жизнь — он стал арт-объектом и поводом прославиться. Например, известное российское дизайнерское бюро Артемия Лебедева дважды за годы своей работы обращалось за вдохновением к стакану. Так, обыгрывая логотип студии (симбиоз штрих-кода со словами art. lebedev), ее дизайнеры поигрались отблесками граней стакана и в итоге на плакате в них легко читался фирменный штрих-код. Второй проект "лебедевцы" назвали загадочно — "Латустридус". Поставив перед собой цель "закусить граненым стаканом", они разработали дизайн вафельного стаканчика для мороженого. По традиции советских мороженщиков, продукт сверху прикрывала круглая бумажка, весело сообщающая, что внутри находится "вкусный пломбирчик". Увы, в массовое производство этот креатив так никто и не запустил.

Фото artlebedev.ru

Еще одно дизайнерское бюро ради забавы разработало специальную упаковку для шести граненых стаканов — упаковка была выдержана в советском стиле.

А для кого-то стакан стал поводом и публику развлечь, и самому прославиться. Так, в 2005 году в Ижевске (Удмуртия, РФ) в День города была сооружена пирамида из граненых стаканов с рекордной высотой в 245 сантиметров. На "строительство" ушло 2024 стакана. Так решил прославиться один из местных ликеро-водочных заводов, побив рекорд, поставленный за полгода до этого в Екатеринбурге. Там 2,5 тысячи стаканов выстроили в пирамиду высотой полтора метра.

В этой башне 2024 гранчака

С ПОМОЩЬЮ ГРАНЧАКА...

ЛЕПИЛИ

Хозяйки использовали граненый стакан для вырезания из теста "заготовок" для вареников и пельменей. В зависимости от требуемого размера брали большие (200—250 мл) или мелкие (100—150 мл) гранчаки. Многие пользуются этим способом до сих пор, хотя нынче в магазинах появилось немало устройств для лепки вареников и пельменей.

ОТМЕРЯЛИ

Стакан прочно обосновался на кухнях советских граждан, став универсальным кулинарным мерилом. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) стаканами, а не граммами, мерялись не только вода, сахар и мука, но и семечки, бобовые, ягоды и многое другое.

"СУШИЛИ"

Применялся гранчак не только на кухне. В домах, где окна были сделаны из 2-х отдельных рам, нередко между ними можно было увидеть полустаканчик (граненый стакан объемом 100 мл) с солью. Так зимой снижали влажность воздуха между рамами и препятствовали образованию инея на стеклах и их обледенению.

РАЗВОДИЛИ

Дачники и прочие любители огородов тоже взяли гранчак в оборот. Оказалось, что в нем удобнее, чем в торфе, бумажном стакане и тем более в ящике, выращивать и пикировать (удалять часть корня для развития корневой системы) саженцы. Они не "мусорят" и не портят вид подоконника, если рассада готовится дома.

НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ

Стахановское движение, говорят, могло стать стакановским. Бытует мнение, что настоящая фамилия героя труда была Стаканов. Понятно, что героя с такой фамилией в стране победившего коммунизма быть не могло и фамилию "подчистили".

Питейная фраза "сообразим на троих?" обязана своим появлением граненому стакану. Случилось это в хрущевские времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив, а из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" (125 мл) и "чекушки" (200—250 мл). В два стакана бутылка водки не помещалась, а на три делилась идеально. Вот и "соображали".

11 сентября 1943 года был выпущен первый гранёный стакан советского образца…
1. История появления гранёных стаканов в России доподлинно не известна. По одной из версий, производство подобной посуды началось при Петре I для нужд флота. Гранёные стаканы не скатывались со стола в том случае, если опрокидывались во время качки на море.
2. Автором дизайна советского гранёного стакана считается скульптор Вера Мухина, создательница знаменитой статуи «Рабочий и колхозница».


3. Главным отличием «мухинского» стакана от его предшественников является наличие гладкого кольца, идущего по окружности края. Появление этой детали связано с тем, что стакан создавался в первую очередь для предприятий общественного питания и должен был быть очень прочным.


4. Первый советский гранёный стакан был выпущен 11 сентября 1943 года старейшим в России стекольным заводом, расположенным в городе Гусь-Хрустальный.


5. В народе советский гранёный стакан получил прозвище «маленковский » - по имени советского государственного деятеля, председателя Совета Министров СССР Георгия Маленкова.
6. Классический советский гранёный стакан имеет чётное число граней : 12,14,16,18,20. Это объясняется тем, что выпускать стаканы с чётным количеством граней технологически проще, чем с нечётным.
7. Классический советский гранёный стакан, наполненный до краёв, вмещает 250 мл жидкости . Помимо главного образца, в СССР выпускались стаканы объёмов в 50, 100, 150, 200 и 350 мл.
8. Советский гранёный стакан являлся неотъемлемым символом распития водки . При классическом распитии поллитровой бутылки «на троих» стакан заполнялся ровно на пять шестых.


9. В 2005 году в Ижевске в День России 12 июня была построена пирамид а из 2024 гранёных стаканов, высота которой составила 245 см.
10. Советский гранёный стакан стал главной мерой объёма и веса в кулинарных рецептах. Стакан, наполненный до нижней кромки кольца, способен вместить 200 г воды или молока, 130 г муки, 180 г сахара, 210 г сметаны, 290 г ягодного пюре.



Загрузка...