dselection.ru

Что пили на Руси до изобретения водки.

Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.

Центральные области

Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.

Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха - слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.

Сбитень - горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.

Новгородчина и северо-восточная Русь

Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте - иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.

Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.

Киев и юго-восточные волости

О квасе можно сказать - «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.

А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.

Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время - лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.

Минск и западная Русь

Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.

На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.

Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.

Крым и Кубань

Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары - своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.

Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу - воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.

Казань и Предуралье

Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.

Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.

Согласитесь, сложно представить посиделки с подружкой без чая или Тулу без самовара. Что же пили на Руси до популяризации этого напитка?

Иван-чай



Источник: irinazaytseva.ru

Иван-чай – это заваренные листья кипрея. По крепости и цвету Иван-чай занимает промежуточное положение между чёрным и зелёным чаем. Обладает мягким и приятным вкусом. Долгое время этот напиток был незаслуженно забыт, но сейчас постепенно мода на этот травяной полезный чай возвращается. Заваривают Иван-чай так же, как и традиционный, возможно, именно поэтом, «заморская» чайная культура так хорошо прижилась у нас.

Сбитень



Источник: domguru.com

Сбитень – старинный русский напиток на основе воды, мёда и пряностей. Сбитень употребляли в горячем виде, он не только согревал холодной зимой, но и использовался в качестве профилактики простуды.

Приготовить такой напиток в домашних условиях очень легко!

Рецепт:

Залить полстакана сахара, 3/4 стакана меда и 2 лавровых листа литром горячей воды, добавить по чайной ложке гвоздики, корицы, имбиря и кардамона и поварить 15 минут. Дать настояться.

Медовуха


Источник: sostav.ru

Медовуха – напиток на основе мёда, обладающий алкогольным градусом. Варили медовуху по-разному, поэтому классический старинный рецепт не сохранился, но существует много вариантов приготовления этого напитка, который по технологии приготовления напоминает приготовления пива.

Квас



Источник: dobre.stb.ua

Квас - исконно русский напиток, дошедший до нас из глубокой древности, но любимый по сей день. Слово «квас» означает «кислый напиток». Квас готовят на основе брожения из ржаного/пшеничного хлеба и сахара или муки и солода.

Трудно найти более популярный и более «русский» напиток! Его делали в монастырях и солдатских казармах, усадьбах и крестьянских избах. Крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Обязательно угостите квасом Ваших иностранных друзей, скорее всего они по достоинству оценят этот чудесный напиток!

Впервые чай в России появился в XVII веке, когда русский посол Василий Стариков привез царю Михаилу Федоровичу Романову странные листья в подарок от западно-монгольского хана. 20 сентября 1638 года государь велел своим боярам испробовать неизвестную траву. Они и жевали листья, и что только не делали, а вот на вкус одно – горькая гадость. Тогда Михаил Федорович расспросил посла, что с этими листьями делал сам хан, и узнал, что монголы их варили. После этого чай было велено заварить, и тогда все распробовали и по достоинству оценили уникальные свойства данного напитка. С тех пор именно эта дата считается истоком чаепития в России. До появления чая на Руси было много напитков, но истинно русскими всегда были: сбитень, медовуха, квас, морс, кисель и сыта (сыть).

Сбитень появился на столах наших предков около тысячи лет назад. Его готовили из воды, мёда, пряностей и подавали в чайниках. Горячий сбитень обладал согревающим и противовоспалительным действием, поэтому пили его преимущественно в зимний период. Другой разновидностью этого напитка был холодный сбитень, который был не менее популярным питьем при утолении жажды в бане или летом в жаркий день. Существует мнение, что сбитень берёт свое название от глагола «сбивать» , то есть соединять части воедино. В сбитень часто добавляли зверобой, шалфей, лавровый лист, имбирь и стручковый перец. О сбитне сочиняли песни, пословицы и поговорки, а изображение сбитенщика встречалось на картинках, старинных гравюрах, на страницах романов и повестей.

Медовуха, как и сбитень, готовилась на основе меда. Медовое питье варилось в русской печи с добавлением хмеля, потом его вынимали и оставляли в теплом месте на трое суток, в это время начинался процесс брожения. Медовуха считалась готовой лишь тогда, когда пузыри воздуха прекращали гулять по жидкости. Напиток переливали в бутылки и хранили в подвале. Славяне считали медовуху напитком богов, и потому готовили и пили её чаще всего. Даже в русских народных сказках мы часто встречаем слова: «И я там был. Мед-пиво пил. По усам текло, а в рот не попало» .

Квас на Руси впервые стали изготавливать и употреблять в 996 году. Само слово означает «кислый напиток» . Готовили его на основе овса, ржаной муки и ржаной закваски. Каждый компонент заливали теплой кипяченой водой с добавлением меда. На Руси принято было встречать гостей именно квасом. А крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали его с собой, так как считали, что квас восстанавливает силы, снимает усталость и прекрасно утоляет жажду. Благодаря своим вкусовым качествам, питательности и дешевизне, квас быстро стал популярным, и даже священным напитком. Считалось, что если у хозяев на столе есть квас, значит, в доме у них всё благополучно.

Кисель - изначально кисломолочный продукт, отсюда и происхождение его названия, напоминающее слово «кислый» . Кисель начали варить на Руси более тысячи лет назад. О большой популярности этого кушанья говорит и то, что на Руси была даже такая профессия – кисельщик. Кисели, приготовленные в больших количествах, продавались во многих людных местах. Готовили это блюдо из отваров овса, пшеницы, ржи, и даже гороха, оно имело серо-коричневый цвет и было несладким. С появлением картофельного крахмала кисель перестал быть кислым, приобрёл сладковатый вкус благодаря ягодным сиропам и вареньям.

Морс – ещё один знаменитый древнейший русский напиток. Его название произошло от слова «мурса» , что в переводе означало «вода с мёдом» . На Руси всегда почитали мед и продукты пчеловодства, поэтому это угощение быстро полюбилось и прижилось под названием «морс» . Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами: клюква, брусника, черника. И на сегодня это именно ягодный напиток.

Сыта (сыть) – это сладкий медовый напиток Руси. Готовили сыту просто: мед разводили кипятком по собственному вкусу, пили горячим или охлажденным после еды. Для аромата нередко добавляли душистые травы. От слова «сыть» произошло выражение «наесться досыта» . Со временем традиция готовить сыту была забыта. Сейчас сыта с большим количеством меда – это весенняя подкормка для пчел.

Наши предки хорошо знали свойства растений своей земли. Они готовили и пили чаи из душистых трав, настои из листьев и коры деревьев, а также ягодные отвары. Все эти напитки обладали целебными свойствами, поэтому на Руси употребляли их в большом количестве.

Первое упоминание чая в России датируется 1618 годом. Тогда царь Михаил Романов получил в подарок от китайских послов несколько ящиков с темными ароматными листьями. Традиция заваривать чай в самоваре и распивать его всей семьей за большим столом стала формироваться только под конец правления Петра I. Но еще очень долго чай не был так популярен, как другие напитки, известные на Руси.

Центральные области

Московские, Владимирские, Рязанские и Ростовские земли считаются родиной напитков, основанных на мёде. Первые упоминания о медовухе и сбитне относятся аж к XIII веку. Их пили на пирах, свадьбах и похоронах; утром, перед началом трудного дня и вечером, отдыхая после работы.

Технологии производства и варианты названий с веками менялись, но суть оставалась прежней. Медовуха - слабоалкогольный напиток, который изготавливали из мёда, используя хмель. Задолго до появления «хлебного вина», то есть, фактически самогона, это было самый популярный напиток у всех русских мужчин.

Сбитень - горячий сытный напиток, который обожали даже дети. В нём, помимо мёда присутствовала патока и тёртый корень хрена. Эти ингредиенты, как, впрочем и хмель, в медовухе создавали особый согревающий эффект. Поэтому, в основном их потребляли в холодное время года, когда простуды и обморожения были не редкостью.

Новгородчина и северо-восточная Русь

Задолго до появления китайского чая в Новгороде, много веков являвшемся главным купеческим городом всей Руси, тоже заваривали темные ароматные листья и пили их настой по утрам и вечерам. Только трава эта называлась кипрей, или в современном варианте - иван-чай, и она до сих пор произрастает на территории России.

Популярность этого напитка вскоре вышла за пределы северо-восточных областей: иван-чай стали заваривать и в Москве, и в Киеве, его пили мещане в тавернах и купцы в своих особняках. Но еще очень долго в Российской империи напиток из кипрея называли только «копорским чаем», потому что изначально производили его в селе Копорье, что под Санкт-Петербургом, а позже стали делать и в других северо-восточных городах, в Тверской и даже Ржевской губернии.

Киев и юго-восточные волости

О квасе можно сказать - «сколько веков стоит Киев, столько славяне знают квас». Первые упоминания о нём имеют отношение к самым ранним киевским летописям, и согласно этим данным, квас был напитком пиров. Очевидно, вплоть до XII века это был густой и единственный на Руси крепкий алкоголь, и славянское слово «квасить» тогда означало ровно тоже самое, что у нас и сейчас, правда, в жаргонном варианте.

А уже с XIII века здесь стали изготавливать квас и как слабоалкогольный напиток, и потребляли его уже не только на праздники, но и в будни, особенно в теплое время года. Имеющаяся в этом напитке кислинка прекрасно утоляла жажду. И хотя технология приготовления кваса тоже постепенно менялась, он как был, так и остается кисловатым напитком на основе брожения из муки и ржаного или ячменного солода.

Постепенно квас завоевал популярность во всех регионах России, но основное его время - лето, когда очень хочется пить. Поэтому в большинстве своем его и до сих пор потребляют именно в юго-восточных славянских землях, где помимо лета, весна и осень часто бывают теплыми.

Минск и западная Русь

Западные славяне стали первыми готовить кисели, но в древности это были не сладкие десерты, а самостоятельное густое блюдо, которое пили, вернее, ели по утрам.

На ночь в холодной воде замачивали молотые зерна овса, пшеницы или гороха, все это «кисло» и превращалось в желеобразное месиво. Затем в него добавляли молоко или масло и завтракали. Такое блюдо было очень полезно для желудка. Постепенно о нём узнали и в других областях Руси, в некоторых областях, например, в Костромской губернии, запаренная кипятком овсяная мука, превратившаяся в «кисель», на многие века стала традиционным поминальным блюдом.

Когда в XIX веке в России широкое распространение получил картофель и появился крахмал, именно белорусы первыми начали варить фруктово-ягодные напитки, которые и назвали киселями. С того времени кисели из малины, ежевики, вишни, клюквы завоевали большую популярность и не только в нашем отечестве. Многие иностранцы пробуя сладкий кисель отмечают, что это самый интересный русский национальный напиток.

Крым и Кубань

Южнорусский край исстари богат ягодами и фруктами, поэтому там традиционно пили взвары или узвары. Казачки и другие донские и кубанские крестьянки с лета заготавливали ягоды и фрукты, сушили их на солнце, а затем зимой периодически готовили узвары - своеобразные компоты из сухофруктов. Сладкие на вкус и богатые витаминами, узвары пользовались особенным успехом у детворы.

Крымские женщины для своих детей тоже варили вкусные напитки из ягод, но называли их по-другому. Пока существовала Византия, то есть вплоть до XV века, полуостров находился в тесной связи с этой империей и крымчане многое переняли у византийцев. В частности, они с удовольствием пили мурсу - воду с добавлением меда, которую любили даже византийские императоры. Но крымчане стали в неё класть лесные и садовые ягоды, варить на медленном огне, а затем пить охлажденным. Напиток получил название морс, и спустя несколько веков стал известен и за пределами полуострова.

Казань и Предуралье

Территория Казанского ханства стала Россией только во второй половине XVI века и тогда русичи впервые узнали, что вместо взваров и медовухи по утрам можно пить айран. Это напиток на основе катыка и ключевой воды. Катык татары готовили из кипяченого молока при помощи сквашивания, которое осуществляли обычно в тепле в течение 6-10 часов, при этом избегая тряски и перемешивания. Поэтому айран получался одновременно легким и густым. Он очень вкусен и полезен практически при любых заболеваниях желудка. Не сразу, но со временем русские люди оценили его замечательные свойства и даже стали им вместо кваса заливать окрошку.

Когда на Руси появился китайский чай и его стали заваривать в каждом доме, то никакие другие напитки не исчезли из обихода, за исключением чая из кипрея. И по сей день вряд ли какой праздник в России обходится без морсов, узваров, киселей и сбитней, не смотря на обилие всевозможных зарубежных питьевых новинок.

Чай попал в Россию не так давно: в XVII веке он был привезён в подарок Михаилу Фёдоровичу Романову и прижился у нас в стране не сразу. На данный момент наша страна входит в пятерку «стран-любительниц» чая, а если быть точным, то Россия делит с Индией 5 и 6 место по количеству чая, потребляемого в год.

Согласитесь, сложно представить посиделки с подружкой без чая или Тулу без самовара. Что же пили на Руси до популяризации этого напитка?

Иван-чай - это заваренные листья кипрея. По крепости и цвету Иван-чай занимает промежуточное положение между чёрным и зелёным чаем. Обладает мягким и приятным вкусом. Долгое время этот напиток был незаслуженно забыт, но сейчас постепенно мода на этот травяной полезный чай возвращается. Заваривают Иван-чай так же, как и традиционный, возможно, именно поэтом, «заморская» чайная культура так хорошо прижилась у нас.

Сбитень - старинный русский напиток на основе воды, мёда и пряностей. Сбитень употребляли в горячем виде, он не только согревал холодной зимой, но и использовался в качестве профилактики простуды.

Приготовить такой напиток в домашних условиях очень легко!

Залить полстакана сахара, 3/4 стакана меда и 2 лавровых листа литром горячей воды, добавить по чайной ложке гвоздики, корицы, имбиря и кардамона и поварить 15 минут. Дать настояться.

Медовуха - напиток на основе мёда, обладающий алкогольным градусом. Варили медовуху по-разному, поэтому классический старинный рецепт не сохранился, но существует много вариантов приготовления этого напитка, который по технологии приготовления напоминает приготовления пива.

Квас — исконно русский напиток, дошедший до нас из глубокой древности, но любимый по сей день. Слово «квас» означает «кислый напиток». Квас готовят на основе брожения из ржаного/пшеничного хлеба и сахара или муки и солода.

Трудно найти более популярный и более «русский» напиток! Его делали в монастырях и солдатских казармах, усадьбах и крестьянских избах. Крестьяне, отправляясь на работу в поле, всегда брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Обязательно угостите квасом Ваших иностранных друзей, скорее всего они по достоинству оценят этот чудесный напиток!

Кисель варили на Руси ещё 1000 лет, но вместо картофельного крахмала и фруктов использовали овёс, пшеницу и рожь. Такой кисель кладезь витаминов, он не только очищает кровь, но и придает силу и бодрость

Морс - ещё один знаменитый древнейший русский напиток, упоминание. Название напитка произошло от слова «мурса», что в переводе означало «вода с мёдом». Для его приготовления на Руси использовались лесные ягоды, известные своими лечебными свойствами.

Традиционно морс готовят из брусники (он полезен при простудных заболеваниях, хорошо утоляет жажду и повышает аппетит), из клюквы (обладает жаропонижающим действием) и из черники.



Загрузка...