dselection.ru

Чехия.Домовые знаки и легенды. Распад Великоморавской державы

Чешский герб представляет собой щит, разделенный на четыре квадрата.

В двух квадратах изображен лев— традиционный символ чешских земель, в двух других— символы исторических регионов современной Чехии: красно-белая моравская орлица и черная силезская орлица.

Лев появился на чешском государственном гербе в 1158 году. А до того времени герб имел вид белого щита с изображением черной орлицы, окруженной языками пламени. Это был фамильный герб правящей династии Пржемысловичей. В чешской истории черная орлица получила название святовацлавской, в честь князя Вацлава Святого — покровителя чешских земель.

В 1158 году тогдашний правитель Чехии князь Владислав II оказал помощь императору Фридриху I Барбароссе в войне против Северной Италии. За это император наградил Владислава II ненаследным королевским титулом и гербом с изображением однохвостого серебряного льва на красном поле. Как геральдическая фигура, лев символизирует рыцарское достоинство, силу и отвагу. Но корона появилась на голове чешского льва только в конце XII века, когда чешский князь Пржемысл Отакар I получил от императора Отто IV титул наследного чешского короля в благодарность за поддержку в боях с мятежной Саксонией. С той поры Чехия стала официально считаться королевством. Император также добавил в чешский государственный герб второй львиный хвост.

Герб Чешского королевства периодически менялся, но лев присутствовал на нем всегда. Иногда лев изображался в окружении гербов земель, подчиненных Чешскому королевству: Силезии, Моравии, Верхних и Нижних Лужиц, а также некоторых немецких, австрийских и венгерских владений.

В 1526 году чешский престол заняла династия Габсбургов, которая правила страной в течение 400 лет. Чешский лев превратился в один из элементов австрийского герба.

После распада Австро-Венгерской империи, в октябре 1918 года была провозглашена независимая Чехословацкая Республика. Ее гербом стал герб Чешского королевства. Спустя некоторое время герб видоизменился: на груди чешского льва появился герб Словакии — красный щит с шестиконечным белым крестом над тремя синими холмами. Этот герб получил название Малого герба Чехословацкой Республики.

В то же время появились большой и средний государственные гербы Чехословацкой республики. На большом гербе вокруг чешского льва помещались гербы различных областей довоенной Чехословакии: Словакии, Моравии, Подкарпатской Руси (сегодня это Закарпатская область Украины), Силезии, Тешина, Опавы, и Ратиборжа — района в Германии, на который претендовала Чехословакия (ныне это Рацибуж на территории Польши). Гербовый щит стоял на подставке из липовых ветвей, его поддерживали еще два двухвостых льва и сопровождал девиз: «Правда победит».

Средний герб выглядел почти так же, но на нем отсутствовали гербы Тешина, Опавы и Ратиборжа, а также не было внешнего обрамления. Эти три небольшие района Восточной Силезии являлись предметом пограничных споров после Первой мировой войны.

В 1945 году единственным государственным гербом Чехословакии стал малый герб.

В 1960 году Чехословакия была провозглашена социалистической республикой, и герб страны претерпел существенные изменения. Отныне на голове льва вместо короны воцарилась красная звезда. С груди льва был убран традиционный словацкий щит с крестом, и в память об антифашистском Словацком восстании 1944 года появилась новая эмблема — партизанский костер на фоне горы.

«Бархатная революция» 1989 года положила начало новому этапу в жизни страны. Коммунистический режим пал. Чехословацкая Социалистическая Республика была переименована в Чешскую и Словацкую Федеративную Республику.

Претерпела изменения и государственная символика. Был восстановлен малый герб 1919 года, и вместо красной звезды лев опять получил корону. Надо заметить, что новый чешский герб является значимым только для Чешской Республики. Словацкое национальное движение настойчиво потребовало вернуть прежний герб Словакии. В итоге был достигнут компромисс, и Национальное собрание Чехословацкой Федеративной Республики утвердило новый герб, на котором дважды повторяются гербы Чехии и Словакии, что отражает равенство западной и восточной частей страны.

Гимн

Национальным гимном Чехии является песня «Kde domov můj?» («Где родина моя?»). Текст этой песни написал в далеком 1834 году драматург Йозеф Каэтан Тыл, а музыку — капельмейстер Сословного театра, композитор Франтишек Шкроуп. Первоначально песня предназначалась для музыкальной комедии «Фидловачка», поставленной в народном стиле. Песня «Где мой дом?» получилась трогательной, лирической и понравилась людям с самого начала. Через месяц после премьеры пьеса была снята с репертуара театра по причине плохой посещаемости. Но, несмотря на это, песню люди не забыли. Ее исполняли в музыкальных салонах, на вечеринках. «Kde domov můj?» звучала также в исполнении известных оперных певцов.

В годы Первой мировой войны эта песня звучала из уст чешских солдат-легионеров, воевавших вдали от своей Родины. И вот в 1920 году «Kde domov můj?» официально объявляется государственным гимном Чехословацкой Республики.

Kde domov můj? kde domov můj? Voda hučí po lučinách, bory šumí po skalinách, v sadě skví se jara květ, zemský ráj to na pohled; a to je ta krásná země, země česká, domov můj, země česká, domov můj.

Где, где дом мой? Где, где дом мой? Звенят воды по равнинам, Шумят боры по теснинам, Весь в цвету весенний сад, Рай земной на всякий взгляд; Это всё — земля родная, Земля чешская — дом мой, Земля чешская — дом мой.

Язык

Официальный язык страны — чешский. Многие люди старшего и среднего возраста владеют немецким и русским языками. А среди молодежи более популярен английский.

Флаг

Национального флага у Чехии не было вплоть до XX века. Однако существовали «земельные» (гербовые) цвета Богемии — белый и красный. В XI-XIV столетиях флаг Чешского королевства изображал белого льва на красном полотнище. Во времена господства Габсбургов чешский флаг состоял из белых и красных полос. Этот же флаг символизировал освободительное движение в начале XX века. И первые два года существования молодой Чехословацкой Республики над страной развевался именно двухцветный — бело-красный флаг.

Сегодняшний вариант флага Чешской Республики был принят 30 марта 1920 года. Этот флаг был также флагом Чехословакии. По горизонтали полотнище разделено на белую и красную полосы. От древка до середины полотнища идет синий клин. Соотношение сторон 2:3.

Первый чешский флаг — бело-красный — появился во время Первой мировой войны, ив 1918 году он был объявлен национальным флагом Чехословакии. В 1920 году был добавлен синий цвет — цвет Моравии и Словакии. Чехи трактуют цвета своего флага следующим образом: красный — кровь, пролитая в борьбе за свободу, белый — стремление к миру, а синий — безоблачное небо над страной. Синий клин, имеющий форму равностороннего треугольника, на национальном флаге символизирует также равенство и единство народов, населяющих страну.

Этот флаг оставался неизменным на протяжении всей истории Чехословакии: с момента образования в 1918 году вплоть до сегодняшнего дня. Трехцветный флаг гордо развевался над страной во времена Первой Республики (1918-38), над «протекторатом Богемии и Моравии» (1938-45), над Чехословацкой Социалистической Республикой (1945-89), над Чехословацкой Федеративной Республикой (1989-92) и, наконец, над Чешской Республикой.

Знаки на пражских домах начали появляться во второй половине XIV века в качестве предшественников цифровой нумерации зданий, пришедшей в Чехию на несколько столетий позже. Во времена, когда право на передающееся по наследству родовое имя имелось только у дворян, а фамилии отсутствовали вовсе, домовые знаки, помимо идентификации самих домов, часто указывали и на их владельцев. Менее чем за сто лет уникальные символы, имевшие не только прикладную, но и эстетическую ценность, украсили собой фасады большинства домов на главных городских улицах. В большинстве случаев источником вдохновения при их создании служил род деятельности хозяина.

К концу XVIII века в Праге было 892 здания с домовыми знаками, но именно в этот период их стали интенсивно вытеснять прозаичные, зато куда более практичные цифровые номера.

На сегодняшний день в чешской столице можно найти 264 домовых знака, каждый из которых является уникальным отражением своей эпохи и связующим звеном между прошлым и настоящим домов в исторической части Праги. Ряд исчезнувших или пришедших в негодность знаков был восстановлен и отреставрирован, около 70 табличек со снесённых зданий хранятся в фондах Столичного музея Праги.

(dům «U tří housliček»). История знака уходит корнями в итальянскую Кремону, где творил знаменитый скрипичный мастер Никола Амати. Продолжатель его дела из тирольской школы Томаш Эдлингер позже создал в этом пражском доме завоевавшую европейское признание мастерскую. Его сын изготавливал здесь скрипки до 1748 года, на одном из его инструментов играл сам Бетховен. Знак в честь трёх поколений мастеров был помещён на фасад около 1700 года.

(dům «U dvou slunců»). Знак на здании, которое некогда принадлежало знаменитому пражскому ювелиру Лихтенштопфу и долгое время служило домом прославленному писателю Яну Неруде, первоначально должен был содержать только одно солнце, но такая эмблема уже была занята другим домом.

Дом «У трёх золотых топориков» (dům «U tří zlatých sekyrek»). Знак этому дому, построенному во второй половине XVI века на пепелище малостранского пожара, безусловно, подарил живший в нём плотник. Представители этой профессии, коих уже в XIV столетии в Праге было более 70, занимали видное место в жизни города. Большинство мастеров проживали в районе Нове Место, где находился «деревянный рынок».

Дом «У золотых ножниц» (dům «U zlatých nůžek»). Знак появился на доме уже в середине XVI века. Несмотря на смену цветов (ножницы были жёлтыми и серебряными) в течение столетий, сам символ дома, указывавший на то, что первоначально в нём находилась старинная портняжная мастерская, оставался неизменным.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Дом «У серебряного чайника» (dům «U stříbrné konvice»). Домовой знак отдаёт дань памяти ремесленникам, работавшим главным образом с медью, латунью, оловом и создававшим для горожан разнообразную посуду. Первоначально дом носил название «У леек», поскольку живший и работавший здесь мастер поместил на свою вывеску три лейки. Во второй половине XVII века, когда владельцами дома стали богатые бюргеры, они договорились с соседями поменять знаки на более подходящие их статусу - серебряный и золотой чайники.

Дом «У золотого стула» (dům «U zlaté sesle»). Впервые дом упоминается в самом начале XV века как пробство - резиденция капитула Рудницкого монастыря, однако название своё он получил в честь одного из представителей цеха столяров, игравшего важную роль в жизни средневекового города и занимавшегося, среди прочего, изготовлением предметов мебели.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

: Крыши Праги

Часть 3-я: Знаки Праги

Указатель в центре к основным достопримечательностям Праги:



Знак трактира “Малостранская пивница”.

Самых известных сортов чешского пива не больше пятнадцати. Любой сорт чешского пива хорош по своему, но у каждого пива свое отличие от других пив.

Первое - “плотность” пива. Что это такое известно, собственно, только пивоварам. Потребитель определяет плотность лишь на вкус и по этикетке, где она обозначается процентами. Самое популярное - 12-процентное чешское пиво, но сейчас все больше в Чехии предпочитают ему 10-процентное пиво. Вообще рубеж плотности пива - от 8 до 14. Говорят, зимой лучше пьется плотное пиво, а в теплую погоду - менее плотное.

Второе отличие - цветность пива. Вы наверное слышали такое: светлое чешское пиво - более терпкое - для мужчин, темное чешское пиво послаще - для женщин. Хотя, конечно, все условно: пиво в Чехии пьют все и всякое, у каждого чеха свои любимые сорта пива.

Третье отличие - содержание в пиве алкоголя. Очень крепкого чешского пива (свыше 5%) производится немного. Правда, есть слабенькое (до 3%) и вообще безалкогольное. В основном же чешское пиво - это где-то 4,5- 4,7% алкоголя.

В середине двадцатого века была зарегистрирована марка “Пльзеньское пиво”, а в 1998 - Pilsner Urquell (сейчас есть его варианты в 10 и 12% плотности, соответственно, 4,4 и 4,7% алкоголя), так сильно любимое многими жителями Питера.



Знак пивного трактира “Корсар”. Здесь предпочтение отдают пиву Крушовице.

“Крушовице - одна из самых старинных марок чешского пива. Королевская Пивоварня “Крушовице” основана в 1583 году, в городке с одноименным названием. Крушовице расположен среди полей и лугов с очень плодородной почвой, просто созданной для произрастания ячменя и солода - основы качественного чешского пива. Воду для пива Крушовице доставляют из новых водяных скважин в Кршивоклатских лесах. Еще одним подтверждением высочайшего качества чешского пива Крушовице, было награждение его золотой медалью на Юбилейной промышленной выставке в Праге в 1891 году. Это очень высокая оценка при учете огромного числа участников этого конкурса пивоваров.

Наиболее удачные сорта пива: “Крушовице” светлое - алк. - 4,9%, пл. .- 12%.

“Крушовице” темное - алк. - 3,9%, пл. .- 10%.”.



Вывеска ресторана “Высокий дом”, специализирующегося на традиционной чешской кухне. Гуляш с пельменями, тушенка, картофельные пироги… В общем, читайте меню (желательно не на голодный желудок:)



Знак дома “У трех страусов”.

“Этот дом находится слева при входе на знаменитый Карлов мост со стороны Малой Страны. Построен он в конце XVI века неким Яном Фуксом. По официальной версии, тот занимался поставкой перьев к императорскому двору, по неофициальной – был колдуном и алхимиком. По легенде, однажды Фуксовой жене захотелось иметь живого “поставщика” перьев – настоящего страуса. Чего не сделаешь для любимой супруги? Страуса она получила, и тут же захотела второго. Выполнил муж и это желание. Но когда понадобился третий, колдун процедил сквозь зубы: “Будет тебе третий страус!”. И превратил жену в экзотическую птицу. Все трое сегодня мирно сосуществуют на кованой вывеске дома, и любой турист может для себя решить вопрос, какой же их них был в прежней жизни ненасытной супругой алхимика…”

В 1714-м году армянин Дамаян открыл в доме первое в Праге кафе. Сейчас “У трех страусов” гостиница и дорогой ресторан.



От еды и питья перейдем теперь к пище не столь приземленной.

Скульптура святого на фасаде одного из домов. В руке святой держит ключи от врат ада и рая:



Никто до сих пор не может сказать точно, какой ключ принадлежит тем или иным вратам:



Центральная скульптура распятого Христа на Карловом мосту. В надписи на иврите есть тетраграмматон (четырехбуквенное Непроизносимое Имя Господа, считающееся собственным именем Бога).



Могила святого Яна Непомуцкого в соборе Св. Вита. Звания святого он удостоился за то, что, мужественно отказавшись открыть королю Вацлаву IV тайну исповеди королевы, был утоплен в Влтаве. Согласно легенде, над местом, где река выбросила его тело, на небе появились пять звезд, символизирующих пять букв латинского алфавита - «tacet», что означает «молчи». С тех пор, над головой святого принято изображать пять звезд.



Фрагмент оформления саркофага:



Фигура архиепископа на одной из стен внутри собора Св. Вита:



Канционал - (от лат. cantio - пение): собрание духовных песнопений католической церкви.



Витражи собора Св.Вита - самая современная деталь интерьера. Их завершали в 1929г. А сам собор строили около 600 лет:



Фрагмент западного фасада собора Св. Вита:



Сцена распятия на западном фасаде собора Св. Вита:



Фрагмент оформления золотых ворот собора Св. Вита:



Грозные горгульи на стенах собора Св.Вита предназначались для поливания врагов кипящим маслом.



Бронзовый петушок на крыше собора Св. Вита:



Моя стоматологическая душа не могла пройти мимо:)

Ангелочки-зубоврачеватели. На стене изображение святой Аполены, которой за отказ отречься от Христа выбили зубы. Покровительница дантистов в Лоретанском монастыре:



Знаменитые астрономические часы Орлой на Староместской площади



Верхний циферблат служит для определения времени и является своеобразной моделью космоса, каким его представляли себе средневековые астрономы – Земля, как центр Вселенной, и движущиеся вокруг нее Солнце, Луна и Полярная звезда. По внешнему кругу циферблата расположены арабские средневековые цифры, использовавшиеся в астрономии; по внутреннему – римские.



Второй циферблат является месячным календарем, позволяющим определить день и месяц года. В 1865 году он был украшен 12 изображениями знаков зодиака, которые образуют внутренний круг, и 12 картинами с сюжетами из сельского быта, образующими внешний круг.



Телевизионная и радиовещательная башня в Праге, в районе Жижков. В 2001-м году на опорные столбы башни были установлены скульптуры ползающих младенцев, созданные чешским художником Давидом Черны.



Пражский ответ скульптурам писающих мальчиков:) Фонтан во дворе музея Кафки:



Место съемки: Прага, Чехия.

Предлагает отдыхающим пройтись по Вацлавской площади, осмотреть старинные здания в готическом стиле, провести время в скверах и парках, познакомиться с местной кухней.

Карлов мост

Пешеходы, гуляющие по мосту (один из символов Праги), повстречаются с музыкантами и продавцами картин и сувениров, смогут полюбоваться скульптурами (на мосту оборудовали скульптурную галерею из 30 статуй; если загадать нематериальное желание, дотронувшись до основания статуи Яна Непомуцкого, оно должно исполниться в течение года) и башнями. Так, желающим удастся побывать на обзорной площадке Староместской мостовой башни (в зависимости от сезона доступ открыт с 10:00 до 17-22:00) или на площадке одной из Малостранских мостовых башен (здесь же стоит рассмотреть экспозицию, благодаря которой можно узнать историю Карлова моста).

Собор Святого Вита

В главном пражском храме (его фасады украшены каменной резьбой) хранятся останки чешских монархов и архиепископов, а также коронационные регалии, в главной части собора можно увидеть бюсты Карла IV и других важных лиц в галерее скульптур, а в библиотеке – средневековые рукописи. Посетителям удастся полюбоваться и цветными витражами. Кроме того, гостям предлагают побывать на концертах органной музыки и подняться по 300 ступеням на смотровую площадку.

Полезная информация: сайт: www.katedralasvatehovita.cz

Тынский храм

Независимо от погоды, путешественники с любой точки чешской столицы смогут увидеть две остроконечные 80-метровые башни, являющиеся символом . Храм славится внутренней отделкой, готической статуей Девы Марии с младенцем, органом, изготовленным в 1673 году, а кроме того, здесь захоронены великие граждане Чехии.

Полезная информация: адрес: Calenta 5, 110 00 Praha 1, сайт: www.tyn.cz

Куранты Староместской Ратуши

Каждый час ежедневно с 08:00 до 20:00 желающие смогут полюбоваться кукольным представлением (его “исполняют” фигуры), начинающимся с боем часов. Кроме того, часы демонстрируют время суток, положение Солнца и созвездий, и другую интересную информацию. Стоит отметить, что желающим предоставят шанс подняться на башню Ратуши (имеется лифт) – с высоты почти 70 м они смогут полюбоваться Староместской площадью и красными черепичными крышами пражских зданий.

Адрес: Staromestske namesti 1.

Пороховые ворота

Сегодня путешественникам удастся не только увидеть башню в псевдоготическом стиле, украшенную сюжетными скульптурами, но и совершить подъем по винтовой лестнице с более 180 ступенями, чтобы очутиться на 44-метровой высоте (тут находится площадка для обзора захватывающих пражских красот). Совет: внутри стоит побывать на фотовыставке.

Адрес: Namesti Republiky (обычные билеты обойдутся в 90 крон, а льготные – в 65 крон).

Самый известный символ Чехии это - пиво . К пиву здесь отношение особое. Тут не встретишь человека, потягивающего его на ходу. Этот напиток не терпит спешки, суеты. Он требует долгого застолья и задушевной компании.

Если чехи и пьют пиво на улице, то в специально отведенных местах, в так называемых «пивных садах», за столами, на скамейках, культурно.

Тут редко встретишь пьяного. А ведь пива в пересчете на душу населения Чехия потребляет больше всех в мире, опережая даже такую пивную державу, как Германия. Здесь на каждого из 10 млн. граждан в год приходится 162 литра.

Мест, где можно все эти литры употребить, в Чехии более чем достаточно. В относительно небольшой Праге сотни пивных баров и ресторанов.

Пивная «У Флеку» — одна из старейших. Пивоварня, а при ней трактир, открылась в 1499 году. В ресторане несколько просторных залов и внутренний дворик, заставленный темными, дубовыми скамейками и столами. Подают «У Флеку» исключительно темное пиво. Святой Вацлав, покровитель чешских пивоваров, смотрит на посетителей с большой симпатией.

Пиво в Чехии пьют не обязательно из стеклянных, широко используются и керамические кружки. Подается оно обязательно охлажденным до 6-10 градусов. При этой температуре раскрываются все его качества. Правильно наполнить кружку — целое искусство. Не всякий бармен им владеет. Пены в ней должно оказаться не больше и не меньше, чем велит традиция. Зачем стране, где пиво любят все поголовно, иметь еще отдельно Общество любителей пива, не очень понятно, но оно в Чехии есть. Как писал Марк Твен: «Сорта пива в той же степени не похожи друг на друга, в какой хохлатки во дворе». В Чехии, действительно, чуть ли не в каждом городе есть своя пивоварня, и все они делают разное пиво.

Вне зависимости от цвета пива один из главных его компонентов — хмель. Плантаций хмеля в Чехии много. Есть у него что-то общее, с виноградной лозой. Он и принадлежит, как виноград, к роду многолетних лиан. Хмель тянется вверх по вертикально натянутому шпагату. За полгода растение вымахивает на 10 метров. Бродишь по таким зеленым галереям и диву даешься: до чего же мощное растение. На зиму его стебель отмирает, а весной вырастает новый. Урожай собирают в июле — августе, когда хмель цветет.

В пиво идут женские соцветия. На их чешуйках расположены такие железки, в которых содержатся ароматические дубильные вещества. Они-то и придают вкус пиву. Благодаря им пиво становится пивом.

Здешний хмель столь высокого качества, что его покупают даже пивовары Германии. Это растение и придает пиву характерную приятную горечь.

Город Хумполец славится своими пивными традициями. В 1838 г. местные любители пива вылили на городскую площадь 36 бочек с пивом. Оно показалось им не очень хорошим. Видимо, мера эта оказалась действенной. С тех пор пиво здесь варят отменного качества.Воду для хумбольского пива берут из артезианского колодца, находящегося за городской чертой. Качества она отменного, что для пива имеет определяющее значение.

Завод вырос их небольшой пивоварни, основанной еще в XVI веке. Солод — продукт, без которого невозможно сварить пиво. По сути, это пророщенный ячмень. Проращивают его на специальных солодовнях. На завод же солод поступает уже в готовом виде, без зеленых росточков. Из обычного солода варят светлое пиво. Из обжаренного — темное.

Настоящие ценители не мешают пиво разных сортов, тем более не запивают им водку или другие крепкие напитки. Так что «пиво без водки — деньги на ветер», это точно не про чехов. На местных пивоварнях совсем не варят пива с ягодным вкусом. Чехи в этом смысле консерваторы. Да и до темного пива они не большие охотники — предпочитают классическое, светлое. Вяленая рыба, чипсы, орешки в местных пивных тоже не пользуются популярностью. В России скажут: «Без закуски — это пьянство». А здесь не обязательно. Можно просидеть весь вечер и пить только пиво. Но уж если хотят закусить, то, как правило, заказывают какую-нибудь сосиску. Сосиску с горчицей.

Официанты бегают по залу с тяжелыми подносами, уставленными «пулитрами». Так здесь называют пивные кружки. Число выпитых «пулитров» официант отмечает черточками на бумажке, лежащей перед клиентом. Есть молодцы, которые умудряются выпить 8-9 кружек за вечер.

Чехи говорят: «Лишь пиво делает жажду прекрасной». Первую кружку они выпивают быстро. А все последующие — с чувством, с толком, с расстановкой. Вкус напитка по-настоящему раскрывается лишь со второй, третьей кружки.

Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха явяляется самой знамениой досторимечательностью в Праге и всегда был доминантным местом города, а также символом Чехии . На его месте ранее стояла романская ротонда, которую основал князь Вацлав в 935 году, а потом там же был захоронен. В 1060 году князь Спытигнев ее разрушил и на этом месте построил трехярусную романскую базилику, которая здесь стояла до 1344 года (остатки базилики и ротонды видны через решетку с южной стороны собора). По легенде, в языческие времена на этом месте стоял идол Святовита, котрого чехи почитали за главного бога. Отовсюду приходил народ поклониться идолу, а в жертву приносили его любимое блюдо - черного петуха. Не брезговал Святовит и калачами с вином. Якобы по созвучию и велел Вацлав освятить новую часовню именем святого Вита, и, что характерно, аж до конца прошлого века в День святого Вита христиане приносили к собору вино и калачи.

Строительство главного храма королевства начал Карл IV в связи с повышением пражского епископства на архиепископство. Он был задуман как символ тройственности метрополии: Прага - как главный город Чехии; Град - как основа Праги; собор Святого Вита - как главный храм Града. Проект подготовил француз Матье из Арраса. Деньги для строительства Карл IV доставал самыми разными способами: брал десятину с серебродобытчиков и налоги с церквей, наладил продажу индульгенций.

Проект был задуман с таким размахом, что постройка растянулась на 600 лет. На протяжении этого времени в строительстве поучаствовали французские, немецкие, чешские архитекторы и успели отразиться последующие архитектурные стили: ренессанс и барокко. Первым этапом строительства готического собора (1344-1352) руководил французский архитектор Матиаш из Арраса. После его смерти продолжить строительство Карл позвал 24-летнего Петра Парлержа из Кельна (там его звали Парлер). В 1356-1399 годах он возвел капеллы обхода хора, лестницу, свод пресвитерия и нижнюю часть главной башни с Золотыми воротами. Скульптурная отделка интерьера, как полагают, тоже выполнена в мастерской Парлерж. Вместе со своим предшественником мастер был похоронен в северной части собора.

Сыновья Парлержа Ян, Вацлав и Петр доделывали главную башню, пока не начались Гуситские войны (1406). К этому времени относится легенда о Вацлаве IV, которому было пророчество "погибнуть перед башней святовитской". Вацлав толковал слово "перед" двояко - как "перед башней на площади" или "перед тем, как она будет закончена", поэтому решил избавиться хотя бы от одной возможности. Он повелел снести башню, но в тот момент начались Гуситские восстания, и Вацлава хватил инфаркт. Хитрое пророчество таки сбылось. А башню достроили только в 1562 году; архитекторы Вольмут и Тироль украсили ее ренессансной галереей и луковичной крышей. Нынешним своим барочным обликом эта крыша обязана Пакасси (1770).

В 1873 г. началась реставрация старой части собора и достройка его западной части. Строительство трех-нефного объема и западного фасада с двумя башнями было осуществлено архитекторами И. Мокером и К. Гильбертом на основе тщательного изучения сохранившихся чертежей П. Парлержа. Строительство было закончено в 1929 г. Длина собора 124 м, высота главной башни — 96,6 м. Сегодня в собор можно войти через бронзовые двери западного фасада. На дверях изображены сцены из истории строительства храма, а также эпизоды легенд о Вацлаве и Войтехе. На витраже-розе изображена сцена «Сотворение мира» (автор Фр.Кисела; 1921). В интерьере прежде всего поражают большие витражи, исполненные ведущими чешскими художниками М. Швабинским и А. Мухой. В трифории (закрыт для посещений) над арками боковых нефов находится галерея с членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, внесших вклад в строительство собора. Бюсты отлиты в мастерской Парлержа. Один из них, изображающий самого архитектора, считается первым автопортретом в истории европейского искусства. Собор Св. Вита был одновременно и епархиальным храмом, и усыпальницей светских правителей. Господствующее положение в интерьере с 28 несущими колоннами занимает готический Главный алтарь. Перед ним находится Королевский саркофаг из белого мрамора, созданный Александром Коллином в 1566— 1589 гг. и образующий надземную часть усыпальницы.

В средние века в храм входили через Золотые ворота, которые ведут в поперечный неф между главной башней и капеллой Св. Вацлава. Это одно из важнейших творений Петра Парлержа. Их украшает восстановленная мозаика 1370 года с изображением Страшного суда. Фон ее сделан из позолоченных кубиков стекла, фигуры - из разноцветных камешков. Все камешки были специально выточены в Венеции. Ворота закрыты бронзовой решеткой с аллегорическими композициями на зодиакальные темы. Вообще, внешнее оформление собора полно знаков и символов. Со стен свешиваются химеры и уроды. Имеется в виду, что вся нечисть находится вне пределов церкви и под контролем: помогает отпугивать другую нечисть, а заодно работает водостоками. Среди всего прочего на стенах можно разглядеть послания типа: "Гонза и Пепик были здесь в марте 1853 года". В 96-метровой башне с готическим основанием, достигающим высоты 58 м, находится самый большой колокол Чехии "Зикмунд" (18 т), отлитый в XVI веке. Часы на башне - хайтек Рудольфа II: на одном циферблате показывают целый час, а на другом, пониже, - каждую четверть часа.

По периметру собора - 21 капелла. Наибольшее культурное и историческое значение имеет капелла Св. Вацлава над могилой принца-мученика. Надгробие князя было собрано из кусочков и отреставрировано в начале XX века. Нижнюю часть стены часовни украшают 1300 самоцветов, верхнюю - сцены из жизни св. Вацлава. Средняя часть посвящена сценам Страстей Господних. Статуя Св. Вацлава исполнена Парлержем. В обходе хора расположены капеллы с надгробиями, изготовленными также в мастерской Парлержа. Из часовни есть выход к палате с коронационными драгоценностями. Палата заперта на семь замков, а ключи от них находятся у семи особ: президента республики, председателя парламента, мэра, архиепископа и т.д. Вместе они собираются только на большие церемонии. Собрание драгоценностей включает королевскую корону, жезл, державу, шитое золотом парчовое одеяние, епитрахиль и пояс. Корона Св. Вацлава (1346 г.) украшена изумрудами, рубинами, жемчугом и шестью из девяти самых крупных сапфиров мира. Держава из листового золота инкрустирована эмалью, жемчугом и драгоценными камнями. Жезл относится к 16 в., отделан резьбой, эмалью, жемчугом, сапфирами и рубинами. Королевские регалии были помещены в Собор Св. Вита в соответствие с папской буллой Климента V и коронационным кодексом Карла IV в 14 в. и покидали его только трижды в периоды военной угрозы. В отличие от них самая новая реликвия чешского государства — бронзовая доска в память о событиях 1989 г., приведших к падению коммунистического режима в Чехословакии, — легкодоступна для обозрения в часовне Шварценбергов. По праздничным дням звучит древний орган, украшенный орнаментом в стиле рококо (1757 г.). Возведенный как духовный символ государства, собор Св. Вита и сегодня сохраняет значение национальной святыни. мировой войны. Снаружи в их честь поставили стелу из цельного куска гранита высотой 16 метров.

Еще один широко известный символ Чехии это бравый солдат Швейк — сатирический персонаж, придуманный чешским писателем Ярославом Гашеком; главный герой романа «Похождения бравого солдата Швейка». Прототипом послужил Франтишек Страшлипка; также многие похождения Швейка носят автобиографический характер.

Йозеф Швейк, чешский торговец собаками, которого уже один раз выгнали из армии по слабоумию, вновь призван в армию в качестве пушечного мяса для Первой мировой войны. Притесняемый бюрократами, полицией, докторами, «проигранный» одним офицером другому, жизнерадостный, разговорчивый и простодушный солдат неохотно следует своему невезучему, но полному приключений и забавных ситуаций, пути на передовую.

Швейк — просто кладезь различного рода историй, баек, взятых им из его полной приключений жизни.



Загрузка...